25.10.2017
Недовыполнение кассовых расходов бюджета Союзного государства по-прежнему остается существенным
В ходе состоявшегося 24 октября 2017 г. совместного заседания коллегий Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации было рассмотрено заключение контрольных ведомств двух стран по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год.
Мероприятие прошло в режиме видеосвязи под председательством руководителей Комитета госконтроля Леонида Анфимова и Счетной палаты Татьяны Голиковой с участием Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, представителей Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Постоянного Комитета Союзного государства и Государственного учреждения «Телерадиовещательная организация Союзного государства».
С докладами выступили заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Александр Курлыпо и аудитор Счетной палаты Российской Федерации Александр Жданьков.
В ходе заседания было отмечено, что в 2016 г. доходы бюджета Союзного государства исполнены в объеме 6 645,3 млн. рос. рублей или 100,1% планируемого показателя.
Кассовые расходы бюджета составили 4 663,2 млн. рублей, или 95% плановых назначений. Следует отметить, что это за последние три года это – наилучший показатель (в 2015 году уровень кассового исполнения расходов составлял 94,8%, в 2014 году – 86,1 процента). На низкое кассовое исполнение расходов бюджета Союзного государства в последние годы неоднократно обращали внимание Комитет госконтроля и Счетная палата. Благодаря настойчивой позиции контрольных ведомств по данному вопросу наблюдается положительная динамика.
В то же время, недовыполнение кассовых расходов бюджета Союзного государства по сравнению с предусмотренными бюджетными ассигнованиями по-прежнему остается существенным и в 2016 г. составило 244,4 млн. рос. рублей. Одной из причин сложившейся ситуации является низкая эффективность планирования и использования средств бюджета Союзного государства, на что контрольными органами Беларуси и России неоднократно указывалось.
Такая негативная тенденция сохраняется более шести лет. В результате на 1 января 2017 г. остатки средств бюджета Союзного государства составили 2 056,4 млн. рос. рублей и увеличились по сравнению с началом года на 9,8% (183,5 млн. рублей).
В 2016 г. из средств бюджета Союзного государства финансировалась реализация 11 союзных программ в объеме 2 909,5 млн. рос. рублей. Доля ресурсного обеспечения программ имеет наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета Союзного государства – 62,4%.
При этом Комитет госконтроля и Счетная палата отмечают низкое освоение средств бюджета по отдельным программам. Например, исполнение расходов по программе «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» на территории Российской Федерации составило только 76,9% от плана. На указанную программу приходится основной объем неиспользованных средств бюджета Союзного государства: 45,1 млн. рос. рублей из 97,5 млн. рос. рублей (46,2%). При этом в 2016 году завершен срок реализации данной программы. Более того, материалы по продлению этой программы на 2017 год направлены в Постоянный Комитет Союзного государства с нарушением установленных сроков на девять месяцев срока (принято решение о нецелесообразности продления программы).
На территории Беларуси остаток неиспользованных средств по программе «Разработка комплексных технологий создания материалов, устройств и ключевых элементов космических средств и перспективной продукции других отраслей» составил 6,8 млн. рос. рублей. В основном, он обусловлен невыполнением части работ стоимостью 3,4 млн. рублей, вследствие несвоевременного приобретения необходимого оборудования в связи с поздним заключением договора с организацией-исполнителем – Институтом физики Национальной академии наук Беларуси.
Основные причины низкого освоения средств при реализации союзных программ: низкая исполнительская дисциплина государственных участников программ, длительные сроки проведения конкурсных процедур и, как следствие, отсутствие заключенных договоров по программам между государственными заказчиками и головными исполнителями.
По итогам заседания заключение Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 год будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства. Информационные письма будут направлены Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Председателю Совета Министров Союзного государства Д.А. Медведеву.
Также в ходе заседания коллегии утвержден План совместных мероприятий Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год.
По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь
(фото - БЕЛТА)
Государственный секретарь Союзного государства: стратегию формирования единого информпространства мы должны представить до конца года
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года. Об этом рассказал первый заместитель начальника Госатомнадзора Леонид Дедуль во время заседания коллегии, посвященного подведению итогов деятельности за первое полугодие текущего года и постановке задач на второе полугодие 2025-го, сообщили
БЕЛТА в Госатомнадзоре.
Леонид Дедуль выступил с докладом о формировании государственной программы в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2026–2030 годы. По его словам, проект государственной программы «Инфраструктура безопасности населения» на 2026–2030 годы подготовлен в целях совершенствования инфраструктуры обеспечения радиационной безопасности как на пострадавших территориях, так и Беларуси в целом, учитывая сохранение преемственности действующей государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы в части мероприятий, направленных на минимизацию риска чернобыльского наследия, развитие спасательной инфраструктуры.
Среди других тем заседания – обращение с радиоактивными отходами. Участникам мероприятия представлена информация о координации деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций по реализации первого этапа стратегии обращения с радиоактивными отходами (2022–2030 годы) в стране. Также на заседании обсуждалось выполнение международных обязательств Беларуси в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и задачи международного сотрудничества.
По результатам заслушивания докладов члены коллегии отметили общую позитивную тенденцию по ключевым показателям работы организации, обсудили и обменялись мнениями по обозначенным вопросам, приоритетным направлениям деятельности Госатомнадзора, а также векторе их развития.
По информации
БЕЛТА
О подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год рассказали в Постоянном комитете СГ
Подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год было посвящено совещание, прошедшее 9 июля в Минске под руководством Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева с подключением Москвы по видео-конференц-связи. Об этом
БЕЛТА сообщили в Постоянном комитете Союзного государства.
По словам заместителя Госсекретаря СГ Эллы Селицкой, созданная в Постоянном комитете рабочая группа в течение двух ближайших месяцев должна рассмотреть все заявки госзаказчиков по программам, проектам и мероприятиям Союзного государства, а также вопросы финансирования органов и организаций СГ. «Доходная часть бюджета на 2026 год, исходя из общих подходов, будет формироваться на уровне 2025 года, увеличенная на прогнозный индекс инфляции», – сообщила она, добавив, что бюджет будет сформирован с профицитом.
Постком Союзного государства рассмотрел заявки по 6 союзным программам, 5 из них были одобрены. Сумма ассигнований – около 2 млрд 225 млн российских рублей. Также в числе одобренных Группой высокого уровня Совета Министров СГ, но пока дорабатываемой Минобрнауки РФ, – программа «Союз-Биомембрана», которая тоже может быть в перечне союзных программ 2026 года, отметила Элла Селицкая.
В числе союзных проектов будущего года – очередной объем реконструкции и реставрационно-строительных работ на объектах Брестской крепости; проект комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения пестицидами, включая разработку технологий обезвреживания при ликвидации Городокского захоронения (по словам Эллы Селицкой, этот проект сегодня в высокой степени готовности). Два пилотных проекта касаются трансграничных перевозок по железной дороге маршрутами Смоленск – Витебск и Смоленск – Орша.
Что касается мероприятий Союзного государства, то были одобрены 8 бюджетных заявок на примерно 250 млн российских рублей. Это организация союзных мероприятий на «Славянском базаре в Витебске»; военно-патриотическая кадетская смена в «Орленке», туристический слет учащихся Союзного государства; организация санаторно-курортного лечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; лечение и оздоровление детей из районов, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС; фестиваль «Молодежь за Союзное государство»; информационное обеспечение Союзного государства и др.
«Если говорить о финансировании органов и организаций Союзного государства, то пока в стадии согласования вопросы функционирования союзного медиахолдинга, издательской деятельности и др. Что касается деятельности наднационального органа Беларуси и России – Комитета по стандартизации, то договорено, что это будет коллегиальный орган без дополнительного финансирования», – пояснили в Постоянном комитете.
В бюджет Союзного государства – 2026 будет также закладываться резервный фонд, который может быть израсходован на финансирование той или иной союзной инициативы в оперативном порядке.
«На рассмотрении у Парламентского собрания сводный документ по проекту бюджета должен быть до 15 ноября этого года», – добавили в Постоянном комитете.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Каким быть техническому комитету по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства?
Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев и помощник первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова Алексей Медников провели 8 июля рабочую встречу с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Тема – обсуждение подходов к созданию технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства, а также обмен практическим опытом в сфере технического регулирования.
Встреча прошла на площадке БелГИСС.
Перед ее началом Алексей Медников подробно ознакомился с направлениями деятельности института. Круг интересующих его вопросов был чрезвычайно широк – разработка стандартов, ведение фонда технических условий, повышение квалификации, учреждение Государственного знака качества и критерии оценки, наращивание испытательного и измерительного потенциалов.
Большое внимание Алексей Медников уделил вопросам сертификации и испытаний по параметрам энергоэффективности как инструменту защиты рынка от не соответствующей заявленным свойствам продукции.
Сергей Глазьев и Алексей Медников также посетили выставочную экспозицию «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», функционирующую в БелГИСС.
Напомним, что итог по вопросу создания технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства должен быть к декабрю 2025 года. Соответственно, проект положения о комитете предполагается подготовить к сентябрю.
Елена Моргунова выразила гостям благодарность за интерес к работе системы Госстандарта и отметила значительное ускорение работ в сфере технического регулирования на площадке Союзного государства в последнее время. При этом важнейшей задачей создаваемого комитета она обозначила урегулирование спорных вопросов на экспертном уровне.
Госстандарт Беларуси и Росстандарт концептуально согласовали подходы.
Предполагается, что на первом этапе технический комитет будет коллегиальным органом. После наработки определенного механизма и опыта возможно создание постоянно действующего центра в структуре Союзного государства.
Алексей Медников высказал мнение, что данный комитет будет важнейшим инструментом, который поможет показать преимущества стандартизации, более эффективно использовать все элементы инфраструктуры качества (стандартизацию, метрологию, аккредитацию, надзор) для обеспечения конкурентоспособности продукции. При этом крайне важно привлекать к этой работе промышленность для создания отраслевых практических кейсов, в которых показать, каким образом стандартизация может помочь обеспечить преференции для национального производителя, что, разрабатывая стандарты в своих интересах, он обеспечивает себе дополнительные рынки. Это предложение может быть реализовано на уровне двух стран либо в рамках технического комитета, либо взаимодействия профильных структур.
Вовлечение интересов отраслей также важно в решении вопросов недобросовестной конкуренции.
Алексей Медников отметил, что в Беларуси действует мощные надзор и испытательная база, ограничены возможности фальсифицировать результаты оценки соответствия. Это может быть примером действенной системы, которая обеспечивает работу собственной промышленности и с помощью лабораторий отсекает недобросовестных конкурентов.
Подытоживая дискуссию, Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев поддержал то, что комитет должен работать сквозь призму практических проблем, привлекать отрасли, учитывать их интересы. Особое внимание – приоритетным направлениям стандартизации, представляющим общий интерес, включая цифровую трансформацию в области технического регулирования, требования к маркировке продукции как критерию прослеживаемости и идентификации, стандарты для технологической кооперации.
Ведь кто владеет стандартами, тот владеет рынком!
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Сергей Хоменко: Беларусь и Россию связывают истинно братские отношения
Беларусь и Россию связывают истинно братские отношения, заявил журналистам заместитель Председателя Совета Республики Сергей Хоменко на полях XII Форума регионов Беларуси и России в Нижнем Новгороде, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь иначе как истинно братскими не назовешь. Эти взаимоотношения на всех уровнях – экономическом, социальном, экологическом, – отметил Сергей Хоменко. – Большое количество соглашений подписано между депутатами, теми, кто избран народом в России и Беларуси. А это говорит о том, что мы на следующей ступени развития».
В наших братских государствах делается все для того, чтобы люди жили как можно лучше, подчеркнул вице-спикер. «Развитие должны получить все отрасли жизнедеятельности. Взаимоотношения, основанные только на товарообмене, финансово-хозяйственной деятельности, также присутствуют, но вместе с тем векторами развития является взаимообмен новыми технологиями и подходами в образовании, в социальном развитии», – отметил он.
«Форум регионов – это то мероприятие, которое дает толчок развитию во всех сферах. Увеличивается количество контрактов и их суммы, количество соглашений. То есть происходит взаимообогащение в различных сферах нашей жизнедеятельности», – констатировал Сергей Хоменко.
По информации
БЕЛТА