23.10.2017
Уведомительный порядок проведения массовых мероприятий планируется ввести в Беларуси
Уведомительный порядок проведения массовых мероприятий будет введен в Беларуси. Это предусмотрено поправками в некоторые законы по вопросам проведения массовых мероприятий, которые готовятся к рассмотрению в Палате представителей в первом чтении, сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Валерий Савко.
«Основная новация законопроекта – это введение уведомительного порядка проведения массовых мероприятий в постоянных местах, которые определены местными исполнительными и распорядительными органами», – рассказал Валерий Савко. Он обратил внимание, что в соответствии с Избирательным кодексом Беларуси аналогичный подход сейчас применяется в период политических кампаний, в отношении массовых мероприятий с участием кандидатов в президенты (или депутаты) и их доверенных лиц. «У нас сложилась положительная практика проведения в упрощенном порядке массовых мероприятий во время избирательных кампаний. Это позволяет распространить схожие требования и к порядку проведения массовых мероприятий в иных случаях», – считает депутат.
При этом проектом закона устанавливается, что общие требования к порядку проведения и обеспечению общественной безопасности распространяются как на массовые мероприятия, которые проводятся в разрешительном, так и на те, которые проводятся в уведомительном порядке. В частности, остаются те же требования к подаче уведомления о проведении массового мероприятия, что и к подаче соответствующего заявления. «А именно: соответствующее уведомление должно быть направлено в местные органы власти не позднее чем за десять дней до предполагаемой даты проведения», – пояснил Валерий Савко.
Кроме того, в документе прописано, что местные власти не позднее чем за пять дней до даты планируемого мероприятия должны сообщить о недопустимости его проведения в двух случаях: если ранее уже поступило уведомление от другого заявителя, совпадающее по месту и времени проведения, или если поданное уведомление не соответствует требованиям законодательства.
«Проводить массовые мероприятия в уведомительном порядке будет можно только в тех местах, которые определены для этих целей местными органами власти. Также на организаторов возлагается обязанность по заключению договоров на оказание услуг по охране общественного порядка, медицинскому обслуживанию и уборке территории после проведения», – рассказал Валерий Савко. Между тем он подчеркнул, что массовые мероприятия, проводимые в иных (не запрещенных для этих целей) местах, будут проводиться на прежних условиях обязательного получения разрешения от местного исполнительного и распорядительного органа.
Кроме того, корректируется перечень предметов, запрещенных к проносу в место проведения массового мероприятия как участниками, так и организаторами. Нельзя будет иметь при себе предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению и воспламенению, а также алкогольные напитки.
Повышается уровень ответственности политических партий, общественных объединений и иных организаций за организацию и проведение массовых мероприятий с нарушением действующего законодательства. Статья 2 проекта закона предусматривает внесение изменений в статью 23.34 Кодекса об административных правонарушениях, направленных на дифференциацию ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий для физических и юридических лиц.
«С учетом ситуации, сложившейся в ходе рассмотрения заявлений о проведении массовых мероприятий в Минске 25 марта 2017 года, проект закона содержит нормы, направленные на урегулирование процедуры отзыва заявления о проведении массового мероприятия. Прописано, что такой отзыв влечет прекращение рассмотрения заявления и прекращение организатором подготовки проведения мероприятия. В то же время сейчас возможность отзыва заявления напрямую законодательством не закреплена, а это на практике порождает дискуссии о правовых последствиях такого отзыва и может использоваться для проведения несанкционированных акций», – пояснил Валерий Савко.
Он акцентировал внимание, что одно из важных новшеств законопроекта касается работы на массовых мероприятиях журналистов, которые их освещают. «После вступления поправок в силу журналист обязан будет иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и служебное удостоверение. Для сотрудника иностранного СМИ также будет необходим документ, подтверждающий аккредитацию в Беларуси. Это требование распространяется как на журналистов средств массовой информации, зарегистрированных на территории Беларуси, так и на журналистов информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Кроме того, журналист обязан будет иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации – к примеру, нарукавную повязку, бедж или жилет», – пояснил депутат.
По его словам, в соответствии с поправками до получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор, а также иные лица не вправе будут объявлять в СМИ, Интернете или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы. «Таким образом, установлен исчерпывающий перечень способов, которыми нельзя объявлять о массовых мероприятиях до получения разрешения на их проведение», – добавил депутат.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
Как изменится профилактическая работа с подростками? О новациях в законодательстве рассказали депутаты
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации
БЕЛТА
Финансирование образования и здравоохранения увеличится в 2026 году
Расходы бюджета на образование и здравоохранение вырастут в 2026 году. Об этом рассказал журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Василий Панасюк перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

Он отметил, что доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме Br54,4 млрд (по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %). В общих доходах налоговые доходы составят Br38,3 млрд, неналоговые – Br6,6 млрд, безвозмездные поступления – Br9,5 млрд.
«Более 70 % доходов приходится на налоговые поступления. Неналоговые поступления составят около 12 %, безвозмездные – около 17 %. В доходной части бюджета также предусмотрены средства из целевых фондов и межбюджетных трансфертов. Два местных региональных бюджета Минской области смогут поделиться ресурсами с другими регионами, чтобы обеспечить равномерное распределение доходов для граждан Республики Беларусь», – пояснил он.
Что касается расходной части бюджета, существенных изменений не планируется. «Бюджет формируется с учетом нового формата взаимодействия страны с внешним миром и особенностей национальной экономики, фокусируясь на инвестиционной привлекательности и мерах, стимулирующих экономический рост. Главный принцип – рациональное и целевое использование ресурсов с соблюдением основных направлений развития государства, в приоритете которой – социальная ориентированность, закрепленная в Конституции», – подчеркнул Василий Панасюк. Расходы определены в объеме Br58,7 млрд (110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года).
По его словам, расходы бюджета в социальном направлении увеличиваются более чем на 10 %. «Так, финансирование здравоохранения вырастет на более чем 18 %, образования – более чем на 16 %, а затраты на физкультуру и спорт увеличатся почти на треть. Кроме того, предусмотрены необходимые средства для обслуживания государственного долга и значительного роста инвестиционной привлекательности. В числе важных социальных направлений – поддержка семейного капитала, строительство жилья с государственной поддержкой, а также значительное финансирование науки, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти меры направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий», – обратил внимание депутат.
По информации
БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент
БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации
БЕЛТА
Бюджет-2026: какими будут доходы и расходы
На текущей неделе Правительством внесен в Палату представителей проект Закона «О республиканском бюджете на 2026 год». Как будет формироваться доходная часть и как спланирована расходная часть бюджета, рассказала
БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Александра Михеенко.
Депутат указала, что при формировании проекта бюджета на следующий год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, уровень инфляции в среднегодовом выражении – 107 %.
Доходы республиканского бюджета на 2026 год определены в размере 18,3 % к ВВП и по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %.
Доходы республиканского бюджета будут включать налоговые доходы (70,4 % общей суммы доходов), неналоговые доходы (12,2 %), безвозмездные поступления (17,4 %).
Налоговые доходы в республиканском бюджете будут сформированы главным образом за счет налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, транспортного налога.
Что касается расходов республиканского бюджета, планируется, что их рост к ожидаемому исполнению 2025 года составит не менее 10,4 %, отметила заместитель председателя Постоянной комиссии.
Приоритетными в бюджете сохранятся расходы на финансирование социальной сферы, а также повышение уровня оплаты труда и благосостояние работников бюджетной сферы.
Дополнительно к базовому фонду оплаты труда в республиканском бюджете предусмотрены расходы на заработную плату работников по вновь вводимым объектам здравоохранения и образования, а также на оплату труда преподавателей, дополнительно вводимых в связи с увеличением контрольных цифр приема и ростом контингента обучающихся на бюджетной основе в учреждениях среднего специального образования на 1039 человек.
В числе основных направлений расходов республиканского бюджета на 2026 год будут выплата семейного капитала и финансирование строительства жилья с государственной поддержкой.
В бюджете предусмотрено финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием).
Предусмотрены средства и на финансирование централизованной закупки электротранспорта, автотранспорта для учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с последующей их передачей регионам. В приоритете остаются расходы на ремонты и содержание дорог.
В 2026 году дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит Br4,3 млрд, который планируется профинансировать за счет внешних государственных займов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и остатков средств республиканского бюджета.
Александра Михеенко обратила внимание, что предлагаемые для формирования проекта бюджета на 2026 год подходы полностью позволяют сбалансировать его параметры в пределах имеющихся финансовых ресурсов и, что самое важное, – обеспечивают финансирование приоритетов социально-экономического развития страны.
По информации
БЕЛТА
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА