23.10.2017
Над этим стоит поработать: В Минске планируется создать единый городской центр занятости населения
Служба занятости выходит на новый уровень. Отделы трудоустройства уже преобразовали в отделы обслуживания граждан. И это только начало трансформаций. В планах появление единого городского центра занятости населения. Обо всех нововведениях и перспективах – председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.
– Жанна Александровна, есть информация, что в скором времени появится единая городская служба занятости?
– Действительно, через 1,5–2 года планируется создать единый городской центр занятости населения. Он будет расположен в здании по улице Берестянской, 20. Пока там идет ремонт. Объединение поможет эффективнее организовать работу службы занятости города и сделать наши услуги более качественными и доступными. Наша задача – изменить в целом подходы в работе с гражданами. Сегодня при обращении в службу занятости населения с безработным работает несколько специалистов. Регистрируют одни, оказывают содействие в трудоустройстве либо обучении – другие. В перспективе человек, обратившийся в единый центр, будет получать все услуги по содействию занятости вплоть до трудоустройства.
Мы уже ввели стимулирование труда работников службы занятости населения с учетом эффективности трудоустройства. И показатели, кстати, повысились.
В работе службы занятости населения города мы используем положительный опыт работы других стран. В Литве при первичном обращении в службу занятости человека относят к определенной группе в соответствии с его мотивацией и компетенциями. Скажем, есть группа, где зарегистрированы высококвалифицированные специалисты – кардиолог, IT-специалист. Понятно, что безработные, имеющие высокую мотивацию к труду, ориентированы на скорейшее трудоустройство. Для них достаточно предложить подходящие вакансии. А вот с людьми с низкой мотивацией в этих странах работают специалисты по карьере. Поэтому в наших планах полностью изменить работу с длительно неработающими гражданами (а таких 25% среди зарегистрированных), а также с теми, кто имеет низкую мотивацию к труду. Безработным будет обеспечен индивидуальный подход. Это консультации по формированию мотивации к труду, по обучению, по выбору профессии. В этом году при ТЦСОН и в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей уже открылись консультационные пункты для неработающих.
Также планируем регистрировать граждан в режиме онлайн. Пока первым шагом в этом направлении стала возможность самостоятельного заполнения карточки в электронном виде.
Еще из ближайших перспектив – в каждом отделе обслуживания граждан появится визуальная информация об актуальных вакансиях дня: наименование предприятия, контактные телефоны, вакансии. Человеку и регистрироваться необязательно. Подходишь к информационному стенду, выписываешь адреса – и идешь трудоустраиваться.
– Как я поняла, изменения уже стартовали – с началом осени городская служба занятости стала работать в новом формате.
– С 1 сентября для регистрации в качестве безработных, получения содействия в поиске работы или обучении надо обращаться в отделы обслуживания граждан №№ 1, 2 и 3 – в зависимости от места жительства.
– В службе занятости появился отдел по работе с нанимателями. Получается, что возникла такая необходимость?
– Да, работа с нанимателями является сегодня ключевой. С начала года более трех тысяч нанимателей заявили в службу занятости населения о наличии свободных рабочих мест. Это мало. Поэтому создан отдел для более плодотворного сотрудничества. Сегодня для нанимателей предоставляется возможность самостоятельно размещать сведения о вакансиях на портале государственной службы занятости. Наша задача сделать банк вакансий актуальным и привлекательным. Есть случаи, когда люди жалуются, что звонишь по указанному номеру, а вакансии уже нет. Это ответственность нанимателя – своевременно сообщить о заполнении вакансии. Но не все об этом информируют. Нет надобности в работнике – будь добр, сообщи.
Также отдел работаем над тем, чтобы наниматели своевременно предупреждали о предстоящем высвобождении работников. Для нас важно помочь высвобожденному оперативно трудоустроиться.
– Как характеризуется нынешняя ситуация на рынке труда?
– Количество обращений в службу занятости населения снизилось. Сегодня численность безработных, состоящих на учете, чуть более трех тысяч. При этом вакансий для них в четыре раза больше – около 13 тысяч. Увеличилась доля вакансий неквалифицированного труда. Ежедневно в городе регистрируется в качестве безработных около 35 человек. Например, вчера в Минске зарегистрировалось всего 19 человек. Для сравнения приведу цифры за февраль этого же года: в день было зарегистрировано 92 человека.
– Но безработные нередко сетуют, что найти работу – серьезная проблема…
– Давайте, чтобы не быть голословной, приведу конкретные цифры. Только в Минске 242 вакансии водителей, уборщиков помещений – 289, продавцов – 339, поваров – 292, швей – 256, бухгалтеров – 80, инженеров – 439, провизоров – 420, архитекторов – 163. Сегодня 163 организации заявляют о потребности в руководителях.
Буквально на днях общалась с директором частного унитарного предприятия. Он участвовал в ярмарке вакансий, предлагал трудоустройство в качестве специалиста по шиномонтажу для 20 человек. Заработная плата – от 700 рублей. И это только старт. Представьте, в итоге желающих он так и не нашел! Хотя бывают и другие ситуации. Допустим, 10 лет назад человек получил юридическое образование. При этом его общий стаж работы – 4 месяца. А он, придя к нам, претендует на должность юриста. Безработный не понимает, что его профессиональные навыки, к сожалению, утеряны.
Найти работу в городе сегодня может каждый, главное – желание! А если имеющиеся вакансии не подходят, мы готовы обучить – на выбор более 30 востребованных профессий и специальностей. В этом году прошли обучение более 1000 человек.
Таисия АЗАНОВИЧ, «Рэспублiка», 21 октября 2017 г.
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Как оплатить обучение при помощи семейного капитала, рассказали в Минтруда
Многодетные семьи в Беларуси могут оплатить обучение в вузе или колледже с помощью семейного капитала. Как это сделать, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В ведомстве напомнили, что средства семейного капитала можно направить на оплату среднего специального или высшего образования в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях потребительской кооперации и Федерации профсоюзов Беларуси.
Средства можно использовать досрочно, не дожидаясь 18 лет ребенка. Оплатить обучение можно для членов семьи (родителей, детей, супругов). Под условия подходят любые формы получения образования: очная, заочная и дистанционная.
Для того чтобы оформить оплату обучения, необходимо собрать документы: паспорт заявителя, решение о назначении семейного капитала, договор с учебным заведением и справку о том, что ребенок является студентом (учащимся).
Собрав документы, родители подают заявление в службу «Одно окно». После того как решение о досрочном распоряжении будет принято, родители могут обратиться в Беларусбанк для перечисления средств на счет учебного заведения.
Срок рассмотрения заявления в исполкоме – до 1 месяца. Срок перечисления средств в банке – 31–41 день.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В преддверии летних отпусков не забудьте о тонкостях трудового законодательства
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.