Александр Лукашенко принимает участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи
Президент Беларуси Александр Лукашенко принимает участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Сочи.
Мероприятию предшествовала традиционная церемония совместного фотографирования глав делегаций. Лидеры стран в узком, а затем в расширенном составе рассмотрят вопросы в сфере информатизации, таможенного регулирования, конкуренции, естественных монополий, промышленного сотрудничества и международной деятельности.
Одной из ключевых тем станет обсуждение цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Будут представлены основные направления международной деятельности союза на 2018 год. Президентов проинформируют о ходе ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен вступить в силу с 1 января 2018 года.
На рассмотрение вынесено распоряжение Высшего Евразийского экономического совета о подготовке дорожной карты, которая будет направлена на гармонизацию законодательства государств-членов в сфере регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Еще один вопрос повестки дня – сотрудничество стран ЕАЭС в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли.
Одна из итоговых тем саммита – о председательстве в органах союза: Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии.
(фото – БЕЛТА)
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня собрал совещание по подготовке заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума.
Глава государства напомнил, что буквально на следующей неделе в Минске пройдут крупнейшие для страны международные мероприятия этого года. Ожидается участие в них представителей более двух десятков стран.
«Нагрузка на нас приличная. Мы должны обсудить готовность к этому мероприятию. Как принимать гостей в таком масштабе, количестве, мы знаем. Все должно быть подготовлено со знаком качества и в организационном, и прежде всего в содержательном плане, – подчеркнул Президент. – Необходимо обеспечить максимальный уровень белорусского гостеприимства (это тоже мы умеем делать), создать комфортные условия для работы и проживания наших гостей. Особое внимание содержательному наполнению всех мероприятий – от форума до работы Высшего совета».
Александр Лукашенко отметил, что в ЕАЭС есть что обсуждать, но заседания ради заседаний никому не нужны. «Повестка Высшего совета должна быть насыщенной и предметной, соответствующей нашим национальным интересам. Евразийская экономическая комиссия внесла аж 700 листов – 4 килограмма материалов. При этом чуть ли не все они предлагают принять без обсуждения. Если они так готовы и согласованы, соответствуют нашим интересам, как и других государств, ради бога. Если там все так хорошо. Если это пустая порода без грамма добавленной стоимости для союза, значит, такие вопросы не должны быть внесены в повестку дня, – заявил белорусский лидер. – Я об этом говорю, потому что я как председатель буду предлагать эту повестку дня».
Приоритеты председательства Беларуси в органах Евразийского экономического союза в 2025 году были изложены в обращении Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
«Они должны быть реализованы. Промышленная кооперация, транспортная политика, финансовый рынок, международное позиционирование и торговая экспансия на внешние рынки, формирование социальной составляющей интеграции – по каждому направлению нужна практическая отдача от принимаемых решений и тех документов, которые мы в итоге подпишем», – подчеркнул Президент.
«Еще раз отмечу: Беларусь была и остается убежденным сторонником углубления евразийской интеграции и построения эффективно работающего общего экономического пространства на основе доверия и взаимопонимания», – заявил Глава государства.
В повестке совещания – организационные вопросы проведения Евразийского экономического форума и заседания Высшего совета, а также обсуждение повестки саммита и наиболее важных ее пунктов.
Глава внешнеполитического ведомства Максим Рыженков проинформировал, что Евразийский экономический форум пройдет 26 июня на базе Минского международного выставочного центра «Белэкспо». Предусмотрено проведение шести крупных тематических блоков, включающих 35 мероприятий: пленарные сессии, круглые столы, бизнес-диалоги и тому подобное.
«По состоянию на текущую дату уже зарегистрировано порядка 2050 участников из 29 стран, что свидетельствует о высоком интересе к мероприятию. В большей степени представлены страны – члены ЕАЭС и страны (из числа. – Прим.) наиболее серьезных наших партнеров в Азии и Африке», – сказал Максим Рыженков.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Сотрудничество Беларуси и Азербайджана – это стратегическое партнерство, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время встречи с руководством молодежных объединений Азербайджана, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Максима Гучека, БЕЛТА)
«Для нас Азербайджан – это дружеская, братская страна, нас связывают исторические корни, те события, которые прошли наши страны вместе. У нас схожие позиции в духовно-нравственном воспитании. Мы с особой радостью констатируем, что наши межгосударственные отношения – это стратегическое партнерство. Конечно, во многом это благодаря мудрой политике, которую проводят наши руководители. Они делают все для того, чтобы наши отношения развивались, приумножались, были взаимовыгодными и наши народы дружили на протяжении многих лет», – сказала Наталья Кочанова.
По словам спикера, дружеские отношения сложились и между парламентариями двух стран. «Мы, на мой взгляд, даже вышли на новый уровень в сотрудничестве. Для нас это очень важно, поскольку в нынешнее время парламентариям отводится весьма серьезная роль. Конечно, мы должны объединиться, чтобы всегда отстаивать суверенитет и независимость наших стран, отстаивать мир. И та политика, которая проводится в наших странах, нацелена прежде всего на это», – отметила Председатель Совета Республики.
«Для нас очень важно сотрудничество по линии молодежных организаций. Мы прекрасно понимаем: наши страны будут такими, какими будут наши молодые люди, которые примут эту эстафету и будут дальше развивать наши отношения», – подчеркнула Наталья Кочанова.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня провел выездной семинар-совещание по сельскому хозяйству в Минском районе.
Мероприятие состоялось на базе одного из молочно-товарных комплексов филиала «Острошицкий Городок» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский».
В числе участников семинара-совещания были председатели облисполкомов и их первые заместители, уполномоченные представители Главы государства в регионах, помощники Президента – инспекторы по областям.
Президенту и участникам выездного семинара-совещания по сельскохозяйственной тематике доложили о передовом опыте агрокомбината «Дзержинский».
Агрокомбинат – это вертикально интегрированное предприятие, занимающееся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Структура включает в себя несколько подразделений, отвечающих за различные направления деятельности, такие как растениеводство, животноводство, переработка, коммерческая деятельность и управление. Филиалы агрокомбината расположены на территориях нескольких районов Минской области. Работа строится по полному замкнутому циклу – от поля и фермы до переработки и продаж, в том числе через более чем сотню фирменных магазинов.
«По земельным угодьям это больше, чем район. По производству зерна – это три советских района», – заметил Александр Лукашенко.
Президент спросил гендиректора агрокомбината Владимира Лукьянова, нет ли обид на ценообразование.
«Нет», – ответил руководитель предприятия.
Александр Лукашенко в этой связи обратил внимание чиновников, ответственных за вопросы ценообразования, что опыт агрокомбината надо брать и тиражировать по стране. «Возьмите его: производство, переработка, фирменная торговля. Если нет проблем, скопируйте это все и на страну все переложите по продукции, которую он хотя бы производит. И народ перестанет обижаться. Вот она – цепочка».
Еще одно важное направление, которое намерены развивать в «Дзержинском», – откорм бычков на мясо. Речь идет о производстве высококачественной говядины с хорошим экспортным потенциалом. Пока подобное производство планируется создать в одном месте – в Слуцком районе. Это позволит в том числе загрузить мощности Слуцкого мясокомбината, который присоединяется к агрокомбинату «Дзержинский».
«Мы думаем не молочное направление там развивать, а откорм. Потому что там рядом Слуцкий мясокомбинат. Он зависит от сырьевых зон. Мы хотим провести такой эксперимент по откорму на 8–9 тыс. голов в год. Отработать там механизмы, подходы, совместно с наукой проработать рационы. Разработать технологию, регламент выращивания, содержания, кормления и строительства этого комплекса и преподнести это как готовый продукт для всех. Мы уже выбрали участок, технологию мы написали. Думаю, до нового года у нас уже будет проектное решение и мы начинаем этот процесс, – рассказал гендиректор. – Таким образом мы заполним наш мясокомбинат с убойной площадкой на 50–60 % собственным сырьем. Это даст нам возможность качественно, как отдельное производство, посчитать затраты, рентабельность и получить финансовый результат».
Предварительная стоимость проекта оценивается в Br40–45 млн. В дальнейшем этот опыт, если он будет признан успешным, будут тиражировать в других филиалах агрокомбината.
«Надо мгновенно это строить. Параллельно все делать», – сказал Глава государства, ориентируя на максимально сжатые сроки.
С присоединением других предприятий и хозяйств агрокомбинат за 5 лет удвоил валовое производство. В реализации – 7 различных инвестпроектов, которые финансируются частично за счет собственных средств и частично – кредитов Банка развития. В том числе предприятие задействовано в реализации программы «Один район – один проект».
«Это хорошо, что он (банк. – Прим.) помогает тому, кто завтра даст отдачу. Но это не значит, что мы молиться на него должны, потому что есть такое хорошее предприятие. Должны развивать и другие предприятия», – заметил Глава государства.
В этом плане Александр Лукашенко поставил вопрос подготовки руководителей, которые могли бы в будущем возглавить или тот же агрокомбинат «Дзержинский», или создать другие подобные предприятия в регионах страны. «Завтра тебя нет. Кто вместо тебя?» – поставил принципиальный вопрос Глава государства перед Владимиром Лукьяновым.
«Пара человек есть», – ответил он.
«Ну хоть пару. Это важный вопрос. Хорошее предприятие. Поэтому нам надо видеть здесь людей, которые завтра создадут подобное хозяйство. Если мы будем подобное создавать, у нас проблем не будет с продуктами питания и прочими вопросами», – сказал Глава государства.
Президент рассказал об основном замысле очередного мероприятия в подобном формате – речь об условиях содержания крупного рогатого скота (КРС).
«От этого мы никуда не уйдем», – подчеркнул белорусский лидер. Александр Лукашенко напомнил, что ранее предлагал поставить в Беларуси памятник корове в знак заслуг этого животного в жизни людей, и особенно в годы Великой Отечественной войны. «Люди уходили в леса и с собой брали скотину, чтобы выжить. Корова и сегодня кормит народ. Это не только молоко, но и мясо, – сказал Александр Лукашенко. – Если мы хотим быть здоровыми, надо дышать нормальным воздухом и питаться нормальными продуктами, исходя из этого, корова, образно говоря, должна стоять во дворце».
Президент отметил, что за последние годы нащупали, каким путем развиваться в животноводстве. Приняли решение, что животноводческие фермы необходимо преобразовать в животноводческие молочно-товарные комплексы (МТК), где в целом по всей цепи соблюдаются технологии.
«Жим в этом отношении будет очень серьезный. Я решил вас пригласить, показать, рассказать. Здесь специалисты, которые могут и покритиковать, и высказать свою позицию. Для вас, для журналистов небольшой часовой урок. Чтобы вы понимали, что это за технология, в каком «дворце» должны содержать коров», – сказал Александр Лукашенко о замысле мероприятия.
Это важно еще и в преддверии двух больших совещаний по сохранности молодняка КРС и по работе аграрно-промышленного комплекса в Витебской области, где накопилось много проблем.
Президент подчеркнул, что производить молоко высокого качества – это очень прибыльно. Из него потом можно произвести целый спектр разнообразной продукции, которая широко востребована и за рубежом.
«У вас сегодня есть все для того, чтобы организовать процесс производства и переработки. Шутки в сторону. Повторяю еще раз: не хотите в окопах сидеть, в грязи вшей плодить – давайте работать, – подчеркнул Глава государства. – Соблюдение технологий и военная дисциплина. Вам даны все права. Если не хотим войны, значит, надо работать правильно. Надо получать продукцию и продавать. Надо, чтобы честно подходили к этой работе».
Говоря о семинаре-совещании, Александр Лукашенко рассказал, что попросил экс-руководителя Минской области, а ныне Премьер-министра Александра Турчина и других специалистов, чтобы они определили типичный комплекс, на примере которого можно представить имеющийся передовой опыт. МТК «Селище-2» в агрокомбинате «Дзержинский» даже с запасом соответствует этим критериям. «Это будущий век», – констатировал Президент. Тем не менее и здесь все сделано хоть и весьма добротно, но экономно. Многие строительные работы выполнялись хозспособом. «А что тут сложного? Если ты хороший руководитель, ты обязан иметь свою строительную бригаду», – заметил белорусский лидер.
Это один из хороших примеров, которому надо следовать и в других организациях, где это еще не сделали. В целом в стране не более трети сельхозпредприятий, на которые надо обратить пристальное внимание. Остальные работают либо в целом неплохо, либо на высоком уровне.
«Нам надо приспособить (опыт передовых хозяйств. – Прим.), где-то модернизировав старые фермы, превратить их в молочно-товарные комплексы. Нужно современное содержание скота. И продавать молоко сортом «экстра». Это сегодня хорошие деньги и сегодня молоко прибыльно», – ставит задачу белорусский лидер.
Он обратил внимание на то, что происходит в мире, – войны и конфликты. Наживаться на них – это не политика Беларуси, но и без этого продовольствие в мире всегда будет востребовано, уверен Президент: «И без войн людей надо накормить. Значит, спрос на продукты питания и одежду будет (а одежда тоже из земли) только возрастать. Поэтому нам надо обязательно идти этим путем – создавать МТК и решать эти проблемы».
Александр Лукашенко обратил особо внимание на условиях содержания КРС, и особенно молодняка, чтобы не допускать падежа, что для многих хозяйств пока является проблемой. А для этого нужны не только хорошие помещения, но и качественные корма. «Нет молодняка – нет ни молока, ни мяса», – констатировал белорусский лидер.
Глава государства напомнил о двух поручениях, которые давались еще ранее, – сделать отечественные прессы для заготовки сенажа и роботы для доения, которые были бы по качеству не хуже иностранных.
«Пресс надо сделать. Это вопрос жизни и смерти», – требует Глава государства. Он подчеркнул, что качество техники влияет на качество кормов, а это – здоровье скота.
Что касается роботов для доения, Александр Лукашенко видит в этом перспективу в том числе с учетом дефицита кадров на селе. Но это также и вопрос эффективности производства.
В ходе выездного семинара-совещания Президент заявил, что в сельскохозяйственном секторе Беларуси пока не везде хватает дисциплины.
Глава государства обратил внимание, что среди нынешнего состава председателей облисполкомов уже половина – не аграрии. С другой стороны, эти люди прошли через центр, занимали высокие должности, в том числе в промышленности, энергетике и даже силовых структурах.
Александр Лукашенко рассчитывает, что эти руководители в том числе поспособствуют поднятию уровня дисциплины, а конкретно специалистов аграрного профиля в регионах достаточно. «Специалистов у нас много. Пока хромает организация. Посмотрим, что из этого кадрового эксперимента получится. Но не хватает дисциплины. Все делаем правильно. Но иногда делаем медленно, а иногда не делаем вообще. Исполнительская дисциплина – вопрос номер один, – подчеркнул белорусский лидер. – У нас бардак в сельском хозяйстве. И неправда, что у нас не хватает людей. Мы их не организовали и не заставили работать. Должна быть дисциплина. Нужен результат».
Обращаясь к участникам семинара-совещания, Глава государства отметил, что пригласил их на это мероприятие, потому как видит приличный объем неисполнительности. «Я решил поступить по-военному. У нас была в армии такая хорошая формула: «Делай, как я». Вот я решил вам показать: я от вас требую вот это, сделайте так. Тогда не будет падежа скота. Потому что, если будет падеж скота как сейчас или вчера, будет это все продолжаться, мы придем к тому, что нам жрать самим будет нечего. Поэтому не думайте, что это прихоть Лукашенко», – сказал Президент.
Что касается его тезиса о том, что если не работать должным образом, то это приведет страну к войне, Александр Лукашенко подчеркнул, что это никакая не политическая пропаганда или агитация. «Я хочу, чтобы вы, руководители прежде всего, прониклись этим. Как работать, мы знаем», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко констатировал, что, например, в растениеводстве уже говорили на многие темы, в том числе на уровне Президента. Определили подходы к возделыванию рапса, льна, озимого ячменя и многих других культур. «Я деревенский человек, проживший немало. И знаю, что без продуктов питания, без одежды, самого необходимого, человек жить не может. А население планеты все время растет. Мы умеем это делать. Давайте будем развиваться. Но не забывать о том, что мы – машиностроительная страна. Что у нас достаточно школ создано по машиностроению, другим направлениям – химия, нефтехимия, нефтепереработка. У нас много отраслей там, где мы умеем работать. Туда надо инвестировать и создавать дополнительно новые предприятия. Делать то, что мы умеем», – заявил Президент.
На выездном семинаре-совещании также обсуждался вопрос возможного перехода на централизованные закупки вакцин для животноводства.
На мероприятии с обучающим докладом выступил Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник. Он рассказал о комплексном подходе к повышению сохранности крупного рогатого скота и обеспечению роста его продуктивности. Было отмечено, что ситуация с падежом скота несколько стабилизировалась, но все равно не радует. За пять месяцев этого года показатель вырос на 1,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако несколько изменилась структура непроизводительного выбытия: в большинстве областей улучшилась ситуация по молодняку, но ухудшилась по основному стаду.
Руководитель НАН подробно остановился на факторах, влияющих на сохранность скота. Например, чтобы избежать рисков по потере телят при рождении (как правило, это происходит ночью), на некоторых фермах доплачивают тем сотрудникам, которые остаются на это время дежурить.
В числе важных факторов – формирование иммунитета у телят, последующая вакцинация. Владимир Караник подчеркнул, что вакцины, к сожалению, зачастую применяются неадекватно. Перечисляя проблемы, он отметил, что в каждом хозяйстве должен быть разработан свой план вакцинации с учетом эпизоотической ситуации в хозяйстве, но зачастую планы не обновляются либо берутся шаблонно из соседних хозяйств. Нарушаются схемы вакцинопрофилактики, способы и дозы введения, хранения и транспортировки. Все это приводит к тому, что вакцины не работают. Для исправления ситуации он предложил, чтобы районные ветстанции контролировали исполнение требований о разработке и выполнении планов вакцинации с учетом ситуации.
Руководитель НАН также предложил перейти на централизованную закупку вакцин для животных: «Предлагаю рассмотреть возможность проведения централизованной закупки вакцин на уровне района либо области. Чтобы мы понимали, что защиту поголовья обеспечиваем вне зависимости от финансового состояния хозяйства и от того, есть там ветеринар или нет». Он также, к слову, высказался по поводу наличия ветврачей. По его мнению, в пересчете на численность поголовья в Беларуси достаточно специалистов. Надо только грамотно выстроить их работу. Например, централизовать систему, чтобы районная ветстанция обеспечивала ветеринарное сопровождение по всему району.
Отдельное внимание он уделил профилактике и лечению инфекционных патологий. «К сожалению, лабораторная диагностика инфекционных заболеваний на сегодняшний момент не в полной мере обеспечивает ветеринарную службу необходимой информацией. Часть методик либо устарела, либо обладает недостаточной точностью», – пояснил он. Например, в том случае, если проба на такое заболевание, как бруцеллез, дает положительный результат (а она часто дает ложноположительный результат), то на установление точного диагноза уходит около месяца, и в течение этого периода сохраняется неопределенность по поводу действий на данной ферме и с полученным молоком (его надо пастеризовать).
Владимир Караник напомнил, что в Беларуси во время пандемии COVID-19 по решению Главы государства были значительно расширены возможности лабораторной службы ПЦР-диагностики, которые позволяют быстро выявлять различные антигены. «Я считаю, что мы сейчас должны задействовать ПЦР-лаборатории (из сферы здравоохранения в интересах ветеринарии. – Прим. БЕЛТА). Сейчас мы должны создавать систему ПЦР-диагностики, которая позволяет получать ответ не в течение месяца, а одного – максимум двух дней», – пояснил руководитель НАН. По его словам, в ближайшее время специалисты представят Президенту предложения, каким образом сделать лабораторную диагностику в ветеринарии более оперативной и современной.
Отдельно обсуждался вопрос эффективности выращивания некоторых пород КРС. Например, в Беларуси очень распространены коровы голштинской породы – одной из самых продуктивных молочных пород в мире, но это достигается только за счет строгого соблюдения норм кормления и рациона. «Мы должны принимать решение: либо по-прежнему так же интенсивно используем этих коров вне зависимости от того, есть технологии или нет, либо работаем над генетическим разнообразием», – сказал руководитель НАН. По его словам, для хозяйств среднего уровня и слабых возможно дальнейшее развитие датского направления – коровы этой породы хоть чуть менее продуктивны, но более устойчивы и выносливы.
В Беларуси есть также опыт работы с датской красной породой коров, их выращивают в сельхозпредприятии «Устье». Однако по ряду объективных и субъективных причин этот опыт пока не слишком успешный. В этой связи Владимир Караник предложил взять часть поголовья из стада и попробовать поработать с этой породой на базе одного из передовых хозяйств страны в Брестской или Гродненской областях. Это позволит сравнить результаты и окончательно определиться с перспективами. Александр Лукашенко такой подход одобрил.
«Если вы хотите попробовать где-то содержать 50–60 голов датского скота, это надо делать, – отреагировал Александр Лукашенко. – Я не против. Пробуйте. Думайте, как дальше действовать, чтобы получить результат».
По итогам состоявшейся дискуссии Александр Лукашенко поручил подробно обсудить все высказанные предложения и при необходимости оформить их в конкретные решения.
«Давайте договоримся, что мы не просто будем в очередной раз на совещании по предотвращению такого падежа, как у нас, слушать разговоры и лекции нам будут ученые читать (правильно будут говорить)… Но чтобы мы приняли решение. Если надо централизация ветслужбы… Шулейко считает, что надо, а Косинец – нет (я к примеру говорю). Так вы придите к общему мнению и внесите конкретное предложение, – сказал Президент. – Если Владимир Степанович (Караник. – Прим.) считает, что нам надо подключить систему здравоохранения к диагностике или еще чему-то, давайте будем подключать, вносите предложения. Если есть разумные, выверенные предложения, решение принимается в течение суток».
По итогам выездного семинара-совещания Александр Лукашенко отметил, что вопрос целесообразности строительства крупных свинокомплексов на 100 тыс. голов необходимо дополнительно обсудить и проработать со всеми заинтересованными.
Речь шла, в частности, о том, что для реализации подобных масштабных проектов требуется детально просчитать все существующие аспекты, и в особенности риски. Должна быть, например, гарантированная кормовая база, исполнительская дисциплина и строгое соблюдение технологий. Ведь при такой концентрации поголовья в одном месте увеличиваются риски значительных потерь в случае возникновения каких-либо проблем, заболеваний. Поэтому, возможно, имеет смысл распределять поголовье по 25 тыс. на четырех отдельных более мелких комплексах вместо одного крупного.
В то же время в пользу строительства крупных комплексов говорят экономические расчеты, показатели финансовой эффективности на таких объектах выше.
«Давайте подходить разумно. Я буду рад и счастлив, если в Гомельской области мы построим какие-то свинокомплексы и они там будут успешные, – привел пример Глава государства. – Потому что нам Гомельскую область надо развивать. А это – развитие. Но если они не могут – нечего туда и ходить».
«Давайте с вами определимся: мы в Гомельской области будем строить четыре комплекса или один стотысячник», – поставил ключевой вопрос Президент.
Александр Лукашенко в ходе выездного семинара-совещания по сельхозтематике вновь затронул актуальную ныне тему наличия в торговле картофеля. Глава государства прямо ответил тем, кто излишне ноет по этому поводу, акцентировав внимание на необходимости приучения к труду современной молодежи.
«Если вы думаете, что наша молодежь, которая идет за нами, будет так работать (как предыдущие поколения. – Прим.), вы заблуждаетесь или сами себя обманываете. Не будет. Это другая молодежь. Они думали, что картошка растет в интернете. Оказалось, не в интернете картошка растет, она растет в поле, – сказал Глава государства. – У нас ноют – начиная от деревни до районного центра и городов – люди, которые имеют свои дачи. Что вы ноете, что вы воете? У нас хватает семян. Ну так вы две борозенки для себя (посадите. – Прим.), чтобы два мешка картошки (наросло. – Прим.). Высаживайте на этом клочке земли или в деревнях. В деревне же не обрабатывают участки».
Глава государства спросил у заместителя Управляющего делами Президента Николая Шерстнева, высаживает ли он на своей даче картошку. «Ежегодно сажу», – ответил чиновник.
«Вот, у него есть картошка, без проблем. Высокого уровня чиновник. А обычному человеку, у которого детки маленькие… Мне картошка не надо. Я ее найду полтора мешка. Но у меня два участка. Хотите посмотреть – пожалуйста, хоть сейчас. Вчера я посмотрел и один, и второй участок, картошка – заглядишься. Академия наук передала семена, я проверяю, что это за семена. Всех обеспечу картофелем, стоящих здесь точно», – отметил Александр Лукашенко.
«Так почему мы этим не занимаемся? Что мы все ходим и ноем, чего-то нам не хватает. Я рассуждаю, может быть, как ретроград и консерватор какой-то, но в жизни ничего не придумали иного: для того, чтобы что-то иметь, надо погорбатиться. Не горбатимся – будет плохо. Наша молодежь к этому не привыкла. И если вы думаете, что разговорами мы ее приучим, – ничего подобного», – добавил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)