«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
На республиканском конкурсе инновационных проектов учреждены 29 дополнительных номинаций
На республиканском конкурсе инновационных проектов 2025 года учреждены 29 дополнительных номинаций. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
Среди партнеров конкурса, представивших дополнительные номинации, – Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный военно-промышленный комитет, концерны «Белгоспищепром» и «Беллегпром», Белтелерадиокомпания, а также банки, технопарки и IT-компании. Например, в числе допноминаций – «Лучший инновационный проект в легкой промышленности», «Лучший инновационный проект в сфере военной безопасности государства», «Лучший инновационный проект в сфере здравоохранения», «Разработка комплекта методик, направленных на обеспечение качества пищевой продукции, реализуемой в Республике Беларусь», «Лучший инновационный проект в медиасфере и/или в сфере информационной безопасности», «Лучший инновационный проект в сфере сельского хозяйства» и другие. Полный список размещен на сайте Белорусского инновационного фонда.
Победители в дополнительных номинациях получат сопровождение инновационного проекта экспертами и профильными специалистами, а также возможность дальнейшего сотрудничества с организациями, их учредившими.
Главные номинации – «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект» – остаются неизменными. В дополнительных номинациях могут принимать участие проекты, заявленные в одной из основных.
Авторы проектов, желающие принять участие в дополнительных номинациях, проходят регистрацию на сайте konkurs.belinfund.by, заполняют заявительные документы для участия в одной из основных номинаций и оповещают организаторов о своем намерении письмом (в произвольной форме с указанием названия дополнительной номинации), отправленным на e-mail конкурса: rkip@belinfund.by. Подробную информацию о конкурсе можно получить в Белинфонде по телефонам +375172708429, +375295775689 или по e-mail: rkip@belinfund.by. Срок приема заявок продлится до 1 августа 2025 года.
Конкурс проводится Государственным комитетом по науке и технологиям при активной поддержке Минобразования, НАН Беларуси, БРСМ и Белорусского инновационного фонда.
По информации
БЕЛТА
НАН объявила конкурс для предоставления грантов Президента в науке на 2026 год
Национальная академия наук объявила конкурс кандидатур для предоставления грантов Президента в сфере науки на 2026 год, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе НАН.
Конкурс объявлен во исполнение Указа от 13 сентября 2013 г. № 425 «О грантах Президента Республики Беларусь в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики» в целях финансовой поддержки деятельности, имеющей приоритетное значение для развития науки.
Организации НАН представляют документы до 15 августа 2025 г., государственные органы и организации без ведомственной подчиненности – до 12 сентября 2025-го. Документы направляются в управление премий, стипендий и наград главного управления кадров и кадровой политики аппарата НАН Беларуси (220072, г. Минск, пр. Независимости, 66, каб. 317, 406). Телефоны для справок: +375 (17) 275-24-56, +375 (17) 358-28-26.
Заявочные материалы на соискание грантов оформляются в соответствии с требованиями, установленными положением о порядке предоставления и выплаты грантов Президента в науке, образовании, здравоохранении, культуре, а также постановлением Совета Министров от 1 ноября 2013 г. № 951. С формами заявочных документов и рекомендациями по их оформлению можно ознакомиться на сайте НАН.
По информации
БЕЛТА
Банк развития впервые профинансирует коммерциализацию научных разработок
Банк развития впервые профинансирует коммерциализацию научных разработок, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе банка.
Президентом определена совместная для научного сообщества и бизнеса задача – коммерциализировать перспективные результаты исследований и разработок для эффективного их использования в реальном секторе экономики. Заместитель председателя правления Банка развития Инна Старовойтова отметила, что для этого банком создан кредитный продукт с по-настоящему беспрецедентными условиями финансирования. По ее словам, такой подход позволяет с уверенностью говорить, что финансирование для науки – не преграда, а наоборот импульс для скорейшей монетизации результатов исследований. «Однако это не просто дешевые деньги на длительный срок. Во главе угла – исключительно эффективность. Поэтому, чтобы сохранить такие условия на весь период кредитного договора, инициатор обязан успешно пройти три этапа: достичь положительных результатов научного исследования, в течение года приступить к их коммерциализации и не позднее четырех лет выйти на проектную мощность», – подчеркнула она.
Банк развития и Белорусский государственный институт метрологии подписали первый «эталонный» кредитный договор, предметом которого стало предоставление финансовым институтом средств на реализацию инвестиционных проектов c коммерциализацией результатов научной и научно-технической деятельности. Это позволит провести на базе БелГИМ реконструкцию здания с созданием биологически защищенных рабочих камер для размещения эталонов и расширить функциональные возможности услуг в области метрологической оценки средств измерений, в том числе для нужд БелАЭС, а также обеспечить радиационную безопасности при выполнении данных работ.
«Сейчас первостепенной задачей является модернизация национального эталона единицы и мощности кермы в воздухе. Его использование необходимо для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, защиты населения и территории Беларуси от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наряду с этим институт работает над созданием эталона единиц плотности потока нейтронов, мощности поглощенной и эквивалентной доз нейтронного излучения, что напрямую связано с эксплуатацией средств измерений Белорусской атомной станции», – рассказал директор БелГИМ Александр Казачок.
Инна Старовойтова отметила, что деятельность БелГИМ напрямую связана с реальным сектором экономики. От точности различного рода измерительных приборов зависит себестоимость продукции, ее конкурентные преимущества и в целом эффективность работы многих производств. А модернизация имеющегося эталона и создание нового несет большую важность для обеспечения безопасности страны от различных неблагоприятных ситуаций.
Сегодня в институте числится 68 национальных эталонов единиц величин, которые функционируют в Беларуси. «Они позволяют обеспечивать точность и единообразие измерений, что необходимо для развития науки и их практического использования в различных отраслях экономики, например, электроника, приборо- и машиностроение, энергетика, пищевая промышленность, медицина, транспорт, экология и другие», – отметил директор БелГИМ.
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА