/ / Общественно-политические
03.10.2017

Вывести на чистую воду. Сколько стоит операция по разоблачению неверного супруга с помощью частного сыщика, и насколько это законно

Работу частных детективов и сыскных агентств в Беларуси недавно легализовали. В Интернете можно встретить объявления об оказании подобного рода услуг. Позвонила по двум десяткам номеров: то никто не отвечал, то абоненты оказывались недоступны. По одному ответил парень. Выслушав меня, он весьма грубо отрезал: «Мы этим больше не занимаемся. Все, пока!» Уже было повесила нос, как мне сам перезвонил частный сыщик. Я рассказала ему вымышленную историю о том, что подозреваю супруга в измене. Детектив безотлагательно назначил встречу в кафе.

Частный сыщик

Войдя в условленное время в заведение общепита, стала искать глазами того самого сыщика. Мне почему-то казалось, что он будет в шляпе и плаще – этакий Шерлок Холмс или Эркюль Пуаро. Но, видимо, в свое время я попросту начиталась детективов – в углу за столиком сидел парень не старше 25 лет. Оказалось, он и есть частный сыщик.

– Евгений, – представился молодой человек. – Занимаюсь частным сыском несколько лет. И весьма успешно. Предпочитаю работать один. По мере необходимости привлекаю минимальное количество профессиональных помощников под конкретный заказ. Естественно, одиночное исполнение куда дешевле.

Дальше я изложила суть проблемы. Супруг явно изменяет: поздно приходит домой, не идет на контакт, стал агрессивным и недоброжелательным по отношению к детям. Хочу узнать, где и с кем он проводит время. Возможно, получится распечатать его переписку в социальных сетях, пароли от которых, разумеется, он от меня скрывает.

– Работа по наружному наблюдению обойдется в 100 долларов за сутки. За фото- и видеофакты придется доплатить, как и за взлом страниц в соцсетях, – выслушав меня, ответил Евгений. – А вообще, расценки за операцию по разоблачению неверных супругов начинаются от 1 000 долларов.

Смутило, что человек не поинтересовался даже, кто мой муж, не спросил о роде его занятий, излюбленных местах времяпрепровождения. Всё больше говорил о вознаграждении. Спросила, где постигал азы сыскной работы, ведь на российских сайтах детективных агентств пишут, что услуги оказывают бывалые матерые оперативники правоохранительных органов. А Евгений уж совсем не походил на такого сотрудника.

– Вас интересует биография или конечный результат работы? – отрезал собеседник. – Будем договариваться об оказании услуг или прощаемся?

Понимаю, никаких официальных договоров Евгений даже не собирался со мной составлять. Все на словах. Заплатишь такому деньги, а он из головы назовет пару-тройку адресов – и якобы выполнил работу. В суд на такого не подашь. Сразу вспомнилось, как в нашей стране несколько лет назад судили мошенника, выдававшего себя за частного детектива. Разумеется, мы с ним распрощались.

Какие сведения о человеке обещает предоставить клиенту частный сыщик, размещая в Интернете рекламу? Настоящее место работы, какие-либо компрометирующие материалы, наличие у него автомобиля, информацию о хобби, привычках, наличии криминальных связей и связей с госструктурами.

Обращаться ли за помощью к частным сыщикам – дело каждого. Как по мне, так это зря выброшенные деньги. Милиционеры также могут помочь разыскать пропавшего человека или угнанный автомобиль. А если хочется вывести на чистую воду неверного супруга или партнера по бизнесу, то не лучше ли сесть и поговорить с ним начистоту, при этом не преступая рамки закона, не подвергая себя риску оказаться на скамье подсудимых. Да и где гарантии, что детектив не окажется шарлатаном?

Дмитрий Крупко, прокурор Центрального района города Минска:

– Пик деятельности частных детективов и сыскных агентств в Беларуси пришелся на 2013–2014 годы. Они предлагали такие услуги, как наблюдение, слежку, расследование, вплоть до прослушивания телефонных разговоров. При этом не несли никакой ответственности, получая хорошее вознаграждение и избегая уплаты налогов. В милицию все чаще стали обращаться граждане, рассказывая, что заплатили таким горе-детективам приличные суммы денег, а те свою работу не выполнили.

Кого из себя представляют частные сыщики, предлагающие услуги в нашей стране? Чаще всего это молодые люди, которые никакого отношения к силовым структурам не имели. Реже встречаются бывшие сотрудники правоохранительных органов, как правило, те, кого уволили из системы за какие-то проступки.

Деятельность таких детективов характеризуется признаками оперативно-розыскной работы. Существует Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому этим вправе заниматься только правоохранительные органы. Уголовный кодекс предусматривает наказания за вмешательство в личную жизнь неуполномоченными на то лицами. Это и статья 179 Уголовного кодекса Республики Беларусь за незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни, и статья 352 за неправомерное завладение компьютерной информацией, и статья 376 за незаконное изготовление, приобретение либо сбыт средств для негласного получения информации. Замечу, наказания за это весьма серьезные – вплоть до лишения свободы.

В моей практике были случаи, когда частные детективы предоставляли клиентам специальные программы. Те тайно устанавливали их на телефоны, компьютерную технику того, за кем вели слежку, и в режиме онлайн прослушивали звонки или читали интернет-переписку. Такие действия подпадают под статью 354 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ». Если будет установлено, что эти действия повлекли какие-либо тяжкие последствия, то частный детектив на пару с клиентом рискуют оказаться в местах не столь отдаленных на срок от 3 до 10 лет.

С 1 января 2017 года в Едином перечне общегосударственного классификатора Республики Беларусь появилось такое понятие, как детективная деятельность, то есть это уже официальный вид экономической деятельности, от которой субъект получает доход, платит соответствующие налоги. Возникает вопрос: чем они могут заниматься, чтобы не попасть под уголовную ответственность? Если в России есть Закон «О частной детективной и охранной деятельности», то у нас такого пока нет. Полагаю, частные сыщики и детективные агентства могут устанавливать местонахождение пропавших граждан, поднимать какие-то архивы, если, например, клиент разыскивает дальних родственников, могут искать потерянный транспорт, помогают узнать семейную историю. Но все это должно делаться из открытых источников информации либо посредством официальных обращений в компетентные органы.

Виктория Юдицкая, «Минский курьер», 3 октября 2017 г.