Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси зарегистрировать декларацию о соответствии продукции национальным техническим регламентам теперь можно онлайн
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
-
ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
-
TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
-
ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
-
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по
адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в
Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, рассказали в профильном ведомстве
Первый заместитель Министра связи и информатизации Павел Ткач рассказал в эфире телеканала
СТВ, как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, сообщает
БЕЛТА.
«Мы впервые начали ощущать больше давления на сети сотовой связи в период пандемии, когда многие коммерческие компании перешли на удаленный режим работы, выехали за город и начали там работать. Опять же, выросла нагрузка на сети, выросло число жалоб. Что мы делаем? В первую очередь, конечно, много решений принято на уровне главы государства. Принята Директива № 2 о дебюрократизации. Мы уже предусмотрели, что во всех сельских населенных местностях должна быть сотовая связь и доступ к сети Интернет. В этом плане мы работаем до конца этого года в рамках только этой Директивы. Будет построено более 100 базовых станций исключительно в сельской местности», – отметил Павел Ткач.
Далее был принят Указ № 335, который направлен на то, чтобы операторы реинвестировали часть прибыли в развитие сетей. «Не просто зарабатывали и вывозили, предположим, дивиденды, а больше вкладывали в развитие сетей. Заработал деньги? Направь их, пожалуйста, чтобы сеть стала больше и качественнее. Мы установили впервые нормы качества с точки зрения скорости по отношению к абоненту. Но мы не просто требуем от операторов это сделать, мы предусматриваем ответственность, если не будут выполняться эти требования. С 1 января, если по результатам измерений будет установлено, что качество оказания услуг неудовлетворительное, не соответствует установленным требованиям, то операторы будут нести ответственность, в том числе штрафоваться», – рассказал первый замминистра.
Создание единой инфраструктурной сети на базе технологий 4G и 5G, более современной сети, позволит снять нагрузку на сети устаревших поколений, 3G.
Указ № 301 этого года упрощает операторам строительство собственных сетей. «В городах это проще – можно поставить антенну на здании. В сельской местности сложнее – земельно-сельскохозяйственные назначения, получение разрешений. Раньше нельзя было строить даже в полосах отвода для автомобильных и железнодорожных дорог. Сейчас глава государства разрешил строительство базовых станций без получения разрешительной документации, поскольку это типовой проект – небольшое антенно-мачтовое сооружение. Раньше строительство занимало около 24 месяцев от принятия решения до ввода в эксплуатацию. Сейчас это время как минимум в два раза сократится», – обратил внимание Павел Ткач.
В городе абонентов больше, поэтому строить там станции выгоднее, пояснил причину такой ситуации он. «Это нормальный мировой процесс. В Беларуси в сельской местности, особенно в удаленных садовых товариществах, есть трудности. Более 99 % населения уже покрыто сотовой связью. Этого достигли благодаря мощной инфраструктуре – более 41 тыс. базовых станций на начало года, к концу будет около 45 тыс. – прирост примерно 10 %. Для сравнения: в прошлом году построили в два раза меньше. Мы наращиваем инфраструктуру и количество базовых станций», – заключил первый замминистра.
По информации
БЕЛТА
Информбезопасность и цифровую грамотность обсудили белорусские следователи на конференции в России
VI Международная конференция, посвященная вопросам цифрового развития, информационной безопасности и противодействия киберпреступности, состоялась на федеральной территории «Сириус» в России. Мероприятие прошло при поддержке аппарата Совета безопасности Российской Федерации, сообщили
БЕЛТА в Следственном комитете.
Конференция собрала более 400 экспертов из 20 стран – представителей государственных и правоохранительных органов, ведущих вузов, банковских структур, IT-компаний и частного сектора. В ней приняла участие и делегация Следственного комитета Беларуси во главе с начальником УСК по городу Минску Евгением Архиреевым.
Начальник УСК отметил, что эффективно противостоять киберпреступности невозможно без скоординированного межгосударственного взаимодействия, которое должно сочетать потенциал всех компетентных государственных органов и частного сектора. «Обмен новейшими знаниями и накопленным практическим опытом между представителями правоохранительных органов и специализированных гражданских структур России и Беларуси будет способствовать совершенствованию теоретической базы противодействия преступности. Это позволит по-новому взглянуть на стоящие перед нами вызовы, выработать действенные механизмы их решения и укрепить как межведомственное, так и межгосударственное сотрудничество», – сказал он.
Исполняющий обязанности заместителя главы Краснодарского края Александр Руппель подчеркнул, что стремительное развитие цифровых технологий в регионе сопровождается ростом числа кибератак, направленных на организации и предприятия. «Для оперативного выявления и предотвращения компьютерных атак на государственные информационные ресурсы был создан Центр мониторинга информационной безопасности. За девять месяцев этого года им зафиксировано более 5 млрд инцидентов, связанных с информационной безопасностью, – это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – добавил он.
Работу первого дня конференции продолжило главное пленарное заседание «Кибербезопасность – текущие тенденции, угрозы, взгляд в будущее. Международное сотрудничество». От белорусской делегации в нем принял участие начальник главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Андрей Мотолько. Он отметил, что современный уровень вовлеченности общества в процессы цифрового развития создал условия для использования информационных технологий в преступной деятельности.
«В Беларуси в 2024 году удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, от общего количества зарегистрированных преступлений составил третью часть, при этом абсолютное большинство киберпреступлений (более 90 %) составили преступления против собственности в виде хищений путем модификации компьютерной информации и мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий», – подчеркнул Андрей Мотолько.
Кроме того, белорусская делегация приняла участие в закрытой сессии для представителей силового блока Best Practice – 2025. Модерировал закрытую сессию заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Беларуси Иван Судникович, который также осветил практические кейсы успешного пресечения в стране деятельности транснациональных организованных киберпреступных групп.
На площадке конференции состоялась рабочая встреча делегации Следственного комитета Беларуси с организаторами проводимого мероприятия – руководством администрации Краснодарского края. В ходе диалога обсуждались актуальные вопросы обеспечения кибербезопасности и противодействия киберугрозам в информационном пространстве. Стороны подчеркнули важность проведения мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности населения, а также реализации профилактических мер, способствующих предотвращению киберинцидентов и недопущению совершения киберпреступлений.
Особое внимание было уделено вопросам защиты информационной инфраструктуры белорусских и российских организаций и предприятий. Обсуждалась практика применения pintest по выявлению уязвимостей компьютерных систем и сетей путем имитации действий потенциальных злоумышленников.
Во время встречи Евгений Архиреев и Александр Руппель также затронули вопросы угроз в информационной сфере, связанных с распространением в социальных сетях материалов деструктивного и преступного характера. Отмечена необходимость идеологического воспитания молодежи Союзного государства в духе патриотизма и неприятия любых проявлений экстремизма и неонацизма, а также важность реализации военно-патриотических проектов, сохранения исторической памяти и создания позитивного контента в цифровой среде.
По информации
БЕЛТА