Спецыялісты адказваюць на пытанні грамадзян аб рабоце Дзяржаўнай аўтамабільнай інспекцыі
«Ці сапраўды ДАІ Мінска аказвае паслугу пробнага тэсціравання ведаў ПДР?» Алег, г. Мінск
Адказвае старшы інспектар па асаблівых даручэннях УДАІ МУС Ганна БАНАДЫК:
Цяпер ва ўсіх рэгіёнах Беларусі экзаменацыйнымі, рэгістрацыйна-экзаменацыйнымі падраздзяленнямі Дзяржаўтаінспекцыі аказваецца паслуга па забеспячэнні грамадзянам магчымасці праходжання пробнага тэсціравання ведаў Правілаў дарожнага руху. Тэсціраванне ажыццяўляецца з выкарыстаннем аўтаматызаваных сістэм і адмыслова распрацаваных білетаў з абноўленымі пытаннямі па Правілах дарожнага руху.
Тарыфы на аказанне такой паслугі ўсталёўваюцца ГУУС Мінгарвыканкама, УУС аблвыканкамаў самастойна, зыходзячы з попыту і выдаткаў на аказанне гэтай паслугі.
«Дапамажыце разабрацца: якія зімовыя шыны адпавядаюць патрабаванням ДАІ?» Ганна, г. Слуцк
Адказвае старшы інспектар па агітацыі і прапагандзе АДАІ Кастрычніцкага раёна Мінска Вікторыя ЦАРУК:
Зімовыя шыны механічных транспартных сродкаў, прызначаныя для эксплуатацыі на абледзянелым ці заснежаным дарожным пакрыцці, павінны быць пазначаныя маркіраваным знакам у выглядзе горнай вяршыні з трыма пікамі і са сняжынкай унутры яе альбо знакамі «М + S», «М & S», «М S» або «All Seasons» і мець рэшткавую вышыню малюнка пратэктара не менш за 4 мм.
За несвоечасовае абсталяванне транспартных сродкаў зімовымі шынамі прадугледжана адміністрацыйная адказнасць па арт. 18.22 ч. 5 КоАП Рэспублікі Беларусь, што цягне за сабой пакаранне ў выглядзе папярэджання або штрафу ў памеры да 0,5 базавай велічыні. Калі ж на транспартным сродку ўстаноўлены зімовыя шыны, але рэшткавая вышыня малюнка пратэктара складае менш за 4 мм, такі транспартны сродак будзе лічыцца няспраўным, і яму забараняецца ўдзельнічаць у дарожным руху.
Па інфармацыі «Звязда», 29 лістапада 2017 г.
В Госавтоинспекции прошли регистрацию более 30 средств персональной мобильности. Об этом сообщили БЕЛТА в ГУ ГАИ МВД.
«На сегодня регистрацию в ГАИ после подтверждения типа транспортного средства и получения на него электронного паспорта прошли 34 единицы техники. Из них восемь транспортных средств зарегистрированы как мотоциклы, остальные – как мопеды. Лидером по количеству воспользовавшихся упрощенным порядком является Гомельская область, здесь регистрацию прошли 10 транспортных средств. В Гродненской и Минской областях по шесть, в столице и Могилевской области – по четыре, в Брестской и Витебской – по два транспортных средства», – рассказали в ведомстве.
В ГАИ напомнили, что с сентября в стране действуют изменения в правилах дорожного движения, регламентирующие использование средств персональной мобильности. Если такие электрические устройства развивают скорость более 25 км/ч, они подлежат обязательной регистрации в Госавтоинспекции после прохождения в аккредитованной испытательной лаборатории оценки соответствия транспортного средства и оформления электронного паспорта. Пройти такую процедуру в упрощенном порядке можно до 1 сентября 2026 г.
По информации БЕЛТА
В Минске зарегистрированы первые средства персональной мобильности (СПМ) как мопеды. Об этом сообщил заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович на пресс-конференции «О проведении в Минске мероприятий, приуроченных к Неделе мобильности и Дню без автомобиля», передает корреспондент БЕЛТА.
С сентября в Беларуси вступили в силу новые правила, которые изменили порядок регистрации и использования СПМ. Согласно Указу Президента № 295, средства персональной мобильности с максимальной скоростью до 25 км/ч приравниваются к велосипедам. Они не требуют регистрации, и их владельцы могут свободно передвигаться, соблюдая правила для велосипедистов. Однако устройства, способные развивать скорость свыше 25 км/ч, теперь подлежат обязательной регистрации в ГАИ. Для этого необходимо пройти оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза № 018/2011, подтверждающего безопасность и технические характеристики. То есть устройство должно быть идентифицировано как колесное транспортное средство категории L.
«В Минске на прошлой неделе уже зарегистрированы первые средства персональной мобильности, которые после проведения специальной проверки в сертифицированной лаборатории и получения электронного паспорта транспортного средства прошли регистрацию как мопеды. Эту работу Госавтоинспекция будет продолжать совместно с заинтересованными госорганами», – сообщил Денис Ливанович.
Упрощенный порядок регистрации уже купленных гражданами средств персональной мобильности действует до 1 сентября 2026 года. Скорость движения – основной критерий по классификации СПМ: при скорости свыше 25 км/ч (до 50 км/ч) они регистрируются как мопеды, более 50 км/ч – как мотоциклы.
Основные нововведения ПДД касаются ограничения скорости движения, обязательного спешивания на переходах (за исключением некоторых случаев), запрета движения СПМ массой более 35 кг по тротуарам, а также необходимости наличия световых приборов и одежды повышенной видимости в темное время суток.
Говоря о случаях, когда спешиваться не нужно, Денис Ливанович пояснил, что речь идет о передвижении по выделенной велодорожке вдоль проезжей части и пересечении ее в границах перекрестка по регулируемому велопереезду, где движение велосипедистов регулируется специальным светофором. Дополнительно по согласованию с МВД в столице применяются специальные таблички, которые устанавливаются на регулируемых пешеходных переходах.
Денис Ливанович отметил, что в Минске продолжат развивать велодвижение и экологически чистые виды транспорта. Обязательным условием на объектах строительства, реконструкции является обустройство велодорожек. Поэтапная работа проводится не первый год. Протяженность сети скоро приблизится к 400 км. Информацию об участках, где есть необходимость в такой инфраструктуре, предоставляют сами граждане. Минчан просят давать обратную связь, чтобы составлять планы на перспективу с учетом реальной потребности.
«Продолжим практику обустройства велодорожек в том числе вдоль проезжей части улиц, где она является избыточной и неиспользуемой как для хранения, стоянки авто, так и для движения, чтобы это было эффективно, планомерно, логично и понятно для всех пользователей этого вида транспорта», – рассказал заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
По информации БЕЛТА
Иван Кубраков об изменениях в Правила дорожного движения:
– Внесенные в ПДД изменения касательно средств персональной мобильности продиктованы временем. Это было запросом общества, ведь СПМ в нашей стране становится все больше. Их технические характеристики очень разные, к тому же люди на таких устройствах передвигаются по тротуарам. Имели место конфликты между пешеходами и владельцами средств персональной мобильности.
Работать над решением проблемы начали с изучения мирового опыта. Все страны пошли разными путями: некоторые запретили передвижение на СПМ в центре города, другие ввели частичные ограничения. Мы поступили иначе: провели общественное обсуждение, учли мнения всех участников дорожного движения и пришли к единому: скорость СПМ не должна превышать 10 км/ч на тротуарах и 25 км/ч по велодорожкам. Такое решение нашло поддержку.
Сегодня у многих владельцев средств персональной мобильности нет на такой транспорт документов. Согласно Указу Главы государства введен упрощенный порядок их регистрации – это можно сделать в течение года в подразделениях ГАИ.
Никакого предвзятого отношения к этой категории участников дорожного движения нет и не будет! Сотрудники Госавтоинспекции до 1 сентября 2026 года проводят лишь профилактическую и разъяснительную работу!
Что касается управления СПМ в состоянии алкогольного опьянения – ответственность была ранее, есть и сейчас, в соответствии с ПДД.
Глава МВД о наглядных цифрах и дисциплине
– За восемь месяцев текущего года в ДТП пострадали более 2 000 человек. Люди получили травмы различной степени тяжести, кто-то стал инвалидом. Погибли 275 граждан, 25 из них – велосипедисты и водители средств персональной мобильности.
При этом за восемь дней действия обновленных Правил дорожного движения мы констатируем двукратное снижение количества пострадавших. И главное – не допущено ни одного смертельного случая с участием велосипедистов и пользователей СПМ!
Однако важны не только своевременные изменения в законодательстве. Каждый участник дорожного движения должен обладать личной дисциплиной. С начала года выявлены 400 граждан, которые управляли средствами персональной мобильности в состоянии алкогольного опьянения.
Почему необходимо спешиваться!
– До 2022 года велосипедисты должны были спешиваться при пересечении проезжей части. После обращений сообществ Правила изменили, разрешив проезд со скоростью до 10 км/ч. Однако на практике это привело к росту ДТП с тяжкими последствиями. После анализа складывающейся ситуации и изучения общественного мнения было принято решение вернуть спешивание для безопасности всех участников дорожного движения.
Для комфорта и безопасности!
В ближайшие дни будет увеличено количество мест, где велосипедисты и пользователи СПМ смогут пересекать проезжую часть без спешивания. В первую очередь это места, где отсутствуют конфликтные ситуации с водителями.
ГАИ разработала специальные таблички, которые устанавливаются вместе с пешеходным светофором. Такое сочетание приравнивается к транспортным светофорам и служит для регулирования движения велосипедистов и владельцев СПМ.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
(фото – Pravo.by)
В Беларуси с 1 сентября вступят в силу обновленные Правила дорожного движения – это предусмотрено Указом Главы государства № 295 от 4 августа. Основные изменения затронули пользователей средств персональной мобильности (СПМ) и велосипедистов. Но не только их: одна из целей появления документа – повышение культуры всех участников дорожного движения. В главном управлении Государственной автомобильной инспекции МВД, комментируя новации, подчеркивают: предстоит немало сделать, чтобы ситуация на дорогах кардинально изменилась.
Перемены назрели
Нынешние изменения в ПДД – закономерное следствие стремительного развития в стране средств индивидуальной мобильности. А это по меньшей мере более 15 лет. Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства с электромоторчиками появились на белорусских дорогах достаточно давно, но только в 2022-м в ПДД был введен термин «средство персональной мобильности». Нынешние новации инициированы правоохранителями и сформулированы с учетом мнения общественности и профессионального сообщества, отмечает начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Виктор Ротченков:
– Совместно с заинтересованными государственными органами проделана большая работа. Результатом стало подписание Главой государства Указа № 295.
Определение СПМ
Согласно новой формулировке средство персональной мобильности – это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных ПДД.
– Именно скорость сейчас является определяющей, – подчеркивает Виктор Ротченков. – Причем установленная заводом‑изготовителем. Если у нас нет данных от производителей, все будет определяться с помощью экспертиз. Если собственник программно устанавливает ограничение скорости, но само средство имеет конструктивную скорость свыше 25 км/ч, то это будет уже механическое ТС.
Ограничение скорости СПМ
С 1 сентября ездить на электросамокатах, сегвеях, моноколесах и т. п. в населенном пункте более 10 км/ч будет запрещено, за исключением движения по велодорожкам или проезжей части дороги (тут ограничение 25 км/ч). Запрещается также двигаться в пешеходной зоне, обозначенной соответствующими дорожными знаками. Ездить по тротуару, если масса СПМ превышает 35 кг, также будет нельзя – только по велодорожке.
Кроме того, нельзя будет оставлять СПМ в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения.
Какие устройства подлежат регистрации?
Устройства, ранее относящиеся к средствам персональной мобильности и имеющие максимальную конструктивную скорость движения более 25 км/ч, должны будут пройти государственную регистрацию в ГАИ после подтверждения соответствия типам ТС «мопед» или «мотоцикл». Руководитель ГАИ МВД отмечает, что владельцы таких ТС должны предоставить их в испытательную лабораторию – их в стране девять (адреса позже озвучат в Госстандарте), оформить электронный паспорт и только после этого зарегистрировать. При необходимости нужно будет привести ТС в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Сколько времени может уйти на процесс подтверждения и, возможно, доработку техоснащения, в ГАИ прогнозировать пока не берутся. Зато уверяют, что за регистрацией не заржавеет: она будет проводиться в такие же сроки, как и в случае с обычными механическими транспортными средствами. Причем до 1 сентября 2026 года – в упрощенном порядке (если владельцы утеряли документы о покупке либо нет других необходимых бумаг, проблем не возникнет). Но важно: до прохождения регистрации такие ТС придется поставить на прикол. А после регистрации – обязательно обзавестись страховкой, как и для любого механического транспортного средства.
Что за рубежом?
В 2018 году Париж стал первым городом в Европе, который разрешил операторам свободно сдавать электросамокаты в аренду через мобильные приложения. Причем с 12 лет. Движение же разрешалось в том числе и по проезжей части. Но спустя какое‑то время французы одумались: сначала ограничили допустимую скорость, потом ввели штраф за выезд на встречку, а пользователей обязали надевать светоотражающие жилеты. Видимо, и это не помогло: в 2023-м в Париже запретили все сервисы проката.
В Амстердаме (Нидерланды), где в свое время достигло безумных масштабов велодвижение, с 2023-го электросамокаты на дорогах и велодорожках оказались под запретом. Но с июля 2025-го их опять узаконили, правда, с регистрацией, получением номерного знака и техосмотром. Посмотрим, что из этого получится.
В Германии у каждого электросамоката есть номерной знак. Сама техника должна быть сертифицирована и застрахована. По тротуарам ездить запрещено, максимальная скорость – 25 км/ч. Однако мода на подобный транспорт выходит боком. В 2023-м Федеральное статистическое управление констатировало: всего за год количество травм из‑за аварий с участием электросамокатов выросло на 67 процентов! Мэр Берлина Кай Вагнер тогда выступил за более строгие соглашения с арендными компаниями и ужесточение правил парковки самих средств передвижения.
Что касается России, то соседи, можно сказать, смотрят в том же направлении, что и мы. В этом году в Минтрансе РФ предложили квалифицировать пользователей средств индивидуальной мобильности (здесь «малый электротранспорт» именуется именно так) как водителей транспортных средств, наделить их соответствующими обязанностями. А также установить более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом, введя при этом однозначный запрет движения на таких ТС более одного человека вне зависимости от конструкции.
Остановиться и спешиться
В соответствии с новыми требованиями ПДД перед пересечением проезжей части велосипедисты и водители СПМ будут обязаны спешиваться и переходить проезжую часть с соблюдением требований, предусмотренных для движения пешеходов. Есть, правда, и исключения: спешиваться не надо, если движение на велосипедном переезде организовано при помощи специальных транспортных светофоров. А также при движении на перекрестке по велосипедной дорожке или не далее 1 м от правого края проезжей части, когда это допускается правилами.
ВОПРОС – ОТВЕТ
Какие транспортные средства не будут относиться к механическим?
Во-первых, средства персональной мобильности. Во-вторых, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой. В-третьих, ТС, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость движения которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствуют сиденье и рулевое управление.
Можно ли использовать аппараты, развивающие скорость более 25 км/ч, без государственной регистрации?
Можно, но только на дорогах без усовершенствованного покрытия (даже не на гравийках), передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при отсутствии обочины – по проезжей части дороги не далее 1 м от ее правого края. Иными словами, на закрытых территориях, в лесопосадках и т.п. При участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на этих устройствах, приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если ТС имеет массу менее 35 кг и на нем отсутствует сиденье и рулевое управление – к водителям немеханических транспортных средств.
Потребуются ли права для передвижения на устройствах, развивающих более 25 км/ч?
Вне зависимости от прохождения регистрации потребуется соответствующая категория: если мопед – АМ, если мотоцикл – А или А1.
Какой штраф получат велосипедисты, не спешившиеся на пешеходном переходе?
Ответственность предусмотрена в соответствии со статьей 18.20 КоАП РБ «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». Она содержит в себе четыре части, в т.ч. предусмотрена ответственность за нарушение ПДД в состоянии опьянения.
Как будет контролироваться соблюдение скоростного режима на велодорожках и тротуарах?
Технические средства, которые сегодня есть у ГАИ, позволяют производить измерения скорости участников дорожного движения. Когда происходят ДТП, скорость рассчитывается экспериментальным путем. Плюс видеоаналитика в городах.
– Технологии не стоят на месте, они развиваются. Поставщики оборудования для автоматической фиксации правонарушений – например, проезда на запрещающий сигнал светофора или других – уже готовы передавать технику и для фиксации скорости. Мы работаем над этим вопросом, – отметил начальник главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков.
ХРОНОЛОГИЯ
2009 год
В Минске состоялось открытие первой велодорожки длиной 27 км, проложенной практически через весь город.
2015 год
Вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов.
2022 год
В ПДД введен термин «средство персональной мобильности».
Велосипедистов обязали ездить вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами (за исключением велодорожек). Пересекать проезжую часть стало можно лишь по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий пешеходам. ВАЖНО: с 27 октября 2022 года велосипедистам было разрешено не спешиваться при пересечении проезжей части по пешеходному переходу, двигаясь со скоростью пешехода. Ранее это было обязательно, и именно эта норма возвращается в ПДД с 1 сентября 2025 г.
Тогда же было разрешено движение на средствах персональной мобильности по велосипедной дорожке и лишь при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч.
2024 год
В сентябре на Правовом форуме Беларуси прошло общественное обсуждение проекта указа Президента об изменениях в ПДД, касающихся в том числе упорядочения движения средств персональной мобильности. Инициатива оказалась резонансной: за две недели поступило 627 сообщений.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 7 августа 2025 г.
Планируется ли введение государственных регистрационных знаков для средств персональной мобильности (СПМ), рассказал журналистам начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков, передает корреспондент БЕЛТА.
Во время пресс-конференции, на которой рассматривались основные нововведения в ПДД, у начальника главного управления ГАИ спросили, будут ли СПМ присваиваться государственные регистрационные знаки. «На данный момент мы актуальности данного вопроса не видим и не прорабатываем его. Но если с учетом роста количества СПМ и интенсивности их движения это потребуется, то тогда мы, наверное, начнем проводить работу по их регистрации или присвоению других знаков отличия», – сказал Виктор Ротченков.
Как сообщалось, Президент Беларуси подписал Указ № 295, которым корректируются правила дорожного движения. Документ подготовлен с учетом современных реалий и запроса общественности, прошел серьезное публичное обсуждение. В частности, в новой редакции ПДД комплексно пересмотрены подходы к использованию СПМ. Основные нормы указа вступают в силу с 1 сентября.
По информации БЕЛТА
