23.11.2017
Штраф дешевле дорожного сбора. Не обернется ли игнорирование техосмотра валом ДТП?
С 2014 года автомобилисты разделились на два лагеря: те, кто прячется от инспекторов ГАИ, боясь штрафа за непройденный техосмотр, и те, кто оплатил. Камнем преткновения в бесконечных спорах в автомастерских и гаражах стала необходимость уплаты госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Одни считают ее слишком высокой, другие не согласны с тем, что деньги направляются в общий дорожный фонд, третьи сталкиваются с проблемами, когда им приходится платить по два раза. С апреля темой активно занимаются депутаты. Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания, вместе с коллегами из профильных министерств проработал уже не одну версию, предложенную заинтересованными органами и гражданами.
Одна из самых популярных – идея включить сумму сбора в стоимость топлива. Казалось бы, предложение справедливое. Ездишь больше – плати больше. Однако Андрей Рыбак видит ситуацию так: «Этот вариант, с одной стороны, очевидный, с другой – имеет минусы. Мы подсчитали, что в таком случае стоимость топлива из-за дорожного сбора увеличится примерно на 10 процентов. При этом «Белнефтехим» также имеет планы по повышению цены. В результате бензин у нас будет дороже, чем, к примеру, в России, к тому же страна станет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков». Еще один вариант – включить стоимость сбора в страховку. Но здесь мнение экспертов однозначное: водители перестанут покупать страховки. Так же как это произошло с прохождением техосмотра.
Еще один вариант – превратить госпошлину в налог. Однако тогда, по мнению Андрея Рыбака, квитанции придут и тем, чьи авто не используются и давно гниют в гаражах. Несправедливо.
В долгих обсуждениях депутаты пришли к решению, которое выглядит достаточно революционно. «Мы предлагаем объявить уплату сбора по заявительному принципу. Не государство выявляет водителя и принуждает: заплати. А гражданин сам принимает решение: завтра я поеду на дорогу, поэтому нужно заплатить», – говорит депутат. Как это будет работать? «Мы не станем ни к чему привязывать сбор и не будем его администрировать», – предлагает Андрей Рыбак. Водитель оплачивает взнос на расчетный счет в банке. Автоматически номер его машины попадает в базу авто, которым проезд по дорогам разрешен. Фиксировать машины, выезжающие без оплаты, будут камеры фотовидеофиксации. А.Рыбак уверен, что их можно без особых технических сложностей настроить на беспрерывное наблюдение. С каждым годом камер появляется все больше. Значит, водителям будет сложнее избежать их. Так как сбор отвяжут от прохождения техосмотра, оплачивать его можно будет не сразу на год-два, а по частям: раз в месяц или реже, при необходимости.
Но этот вариант пока остается идеей. А что думает на этот счет автомобильная общественность? Отчасти ее мнение выражает Белорусское общество автомотолюбителей. Его председатель Владимир Борбат пояснил корреспонденту «СБ»:
– Многие владельцы автомобилей считают, что более справедливо было бы привязать плату за право пользования дорогами к количеству пройденных километров. Введение оплаты дорог в стоимость моторного топлива представляется более объективным, многие согласны на подорожание бензина при отмене госпошлины. По некоторым прикидкам, при пробеге около 7 тысяч километров в год то на то и получится. Это лучше, чем введение отдельного дорожного налога с последующим контролем оплаты с помощью фотофиксации. Ведь на технику потребуются немалые средства, и взять их неоткуда, кроме как у автовладельцев.
Председатель БОАМЛ сообщил и о вовсе парадоксальной ситуации с оплатой дорожной пошлины на учебные автомобили. Если им больше 5 лет, то проходить техосмотр необходимо дважды в год. С этим понятно, безопасность превыше всего. Однако почему каждый раз приходится вновь оплачивать в полном размере госпошлину на право за допуск к участию в дорожном движении, недоумевает Владимир Борбат.
Уже отмечалось: чтобы избежать уплаты дорожной пошлины, иные автовладельцы игнорируют техосмотр. Это их чадящие, гремящие и проржавевшие до дыр машины встречаются на дорогах. По данным УГАИ МВД, за 10 месяцев нынешнего года выявлено 168.648 случаев несвоевременного прохождения техосмотра. За тот же период прошлого года таких фактов было 143.178. Одна из причин – штраф за нарушение всего 1-3 базовые величины, а то и предупреждение. Это в разы меньше, чем дорожный сбор и стоимость самого техосмотра. Нужно отдать должное принципиальности инспекторов ГАИ, не закрывающих глаза на мелкие нарушения. Отчасти благодаря этому игнорирование техосмотра пока не обернулось валом ДТП из-за плохого технического состояния транспортных средств. Но снимет ли проблему отвязка техосмотра от платы за право пользоваться автодорогой?
Подобные коллизии сейчас тщательно анализируются в правительственных инстанциях. К обсуждению проблемы обещают привлечь и общественность. Но пока говорить о конкретных вариантах платы за дороги преждевременно. Ожидается, что новый порядок не будет введен в действие ранее 2019 года.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, за январь-сентябрь 2017 года в счет средств, полученных за право на допуск к участию в дорожном движении, израсходовано:
- на строительство и реконструкцию автодорог – 39.059 тыс. рублей;
- на капитальный ремонт автодорог – 25.236 тыс. рублей.
А КАК У НИХ
В Сингапуре плата за проезд по автодорогам благодаря техническим средствам взимается практически за каждый километр пробега, примерно так же, как мы платим за электричество или за воду. Аналогичные эксперименты проводятся в США и ряде стран Европы, на очереди – Москва. Наряду с этим развивается сеть платных скоростных магистралей в городах и между ними.
Владимир Бибиков, Светлана Исаенок, «Советская Белоруссия», 23 ноября 2017 г.
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства скорректирован порядок работы автостоянок и парковок
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал Указ № 218, которым вносятся изменения в Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок».
Документом, в частности, уточняются условия организации и содержания автопарковок, за пользование которыми будет взиматься плата, исключается обязательное условие по оснащению платных парковок устройствами по учету времени и расчету платы, а также техническими средствами, препятствующими выезду транспортного средства (ТС) с парковки в случае невнесения платы.
Указом определяются категории транспортных средств, плата за парковку которых не взимается. К ним отнесены ТС оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи (в том числе скорой медпомощи), национального оператора почтовой связи и другие.
Автомобильные парковки, расположенные на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения, остаются бесплатными.
Указ направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части городов, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками.
Порядок работы автомобильных парковок и стоянок, а также взимания платы за них будет определен Советом Министров.
Нормы Указа в части введения нового порядка работы автопарковок и стоянок вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.
Дополнены основания для исключения из единого реестра уполномоченных органов стран ЕАЭС и организаций-изготовителей транспортных средств, оформляющих электронные автопаспорта
Коллегия Евразийской экономической комиссии внесла изменения в решение от 1 сентября 2015 г. об утверждении Порядка формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) стран Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление электронных автопаспортов.
В частности, установлена возможность исключения национальным органом из единого реестра уполномоченного органа, организации-изготовителя на основании его (её) обращения, а также в случае выявления нарушений Порядка функционирования систем электронных автопаспортов и (или) законодательства соответствующего государства ЕАЭС.
Кроме того, определен срок возможности повторного включения уполномоченного органа или организации-изготовителя в единый реестр не ранее чем через полгода со дня принятия решения об исключении.
«Необходимость установления возможности исключения национальным органом из единого реестра уполномоченного органа, организации-изготовителя на основании его (ее) обращения продиктована опытом применения установленного порядка, – подчеркнул министр по техническому регулированию ЕЭК Валентин Татарицкий. – При этом дополнительное установление срока возможности повторного включения в единый реестр не ранее чем через полгода со дня принятия решения об исключении направлено на исключение фактов преднамеренного искажения сведений уполномоченными органами или организациями-изготовителями».
Срок принятия решения об исключении (отказе в исключении) уполномоченного органа или организации-изготовителя из единого реестра принимается национальным органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Меняется ли что-то в соцстандартах в области транспорта? Поинтересовались в Минтрансе
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации
БЕЛТА