23.11.2017
Штраф дешевле дорожного сбора. Не обернется ли игнорирование техосмотра валом ДТП?
С 2014 года автомобилисты разделились на два лагеря: те, кто прячется от инспекторов ГАИ, боясь штрафа за непройденный техосмотр, и те, кто оплатил. Камнем преткновения в бесконечных спорах в автомастерских и гаражах стала необходимость уплаты госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Одни считают ее слишком высокой, другие не согласны с тем, что деньги направляются в общий дорожный фонд, третьи сталкиваются с проблемами, когда им приходится платить по два раза. С апреля темой активно занимаются депутаты. Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания, вместе с коллегами из профильных министерств проработал уже не одну версию, предложенную заинтересованными органами и гражданами.
Одна из самых популярных – идея включить сумму сбора в стоимость топлива. Казалось бы, предложение справедливое. Ездишь больше – плати больше. Однако Андрей Рыбак видит ситуацию так: «Этот вариант, с одной стороны, очевидный, с другой – имеет минусы. Мы подсчитали, что в таком случае стоимость топлива из-за дорожного сбора увеличится примерно на 10 процентов. При этом «Белнефтехим» также имеет планы по повышению цены. В результате бензин у нас будет дороже, чем, к примеру, в России, к тому же страна станет непривлекательной для транзитных грузоперевозчиков». Еще один вариант – включить стоимость сбора в страховку. Но здесь мнение экспертов однозначное: водители перестанут покупать страховки. Так же как это произошло с прохождением техосмотра.
Еще один вариант – превратить госпошлину в налог. Однако тогда, по мнению Андрея Рыбака, квитанции придут и тем, чьи авто не используются и давно гниют в гаражах. Несправедливо.
В долгих обсуждениях депутаты пришли к решению, которое выглядит достаточно революционно. «Мы предлагаем объявить уплату сбора по заявительному принципу. Не государство выявляет водителя и принуждает: заплати. А гражданин сам принимает решение: завтра я поеду на дорогу, поэтому нужно заплатить», – говорит депутат. Как это будет работать? «Мы не станем ни к чему привязывать сбор и не будем его администрировать», – предлагает Андрей Рыбак. Водитель оплачивает взнос на расчетный счет в банке. Автоматически номер его машины попадает в базу авто, которым проезд по дорогам разрешен. Фиксировать машины, выезжающие без оплаты, будут камеры фотовидеофиксации. А.Рыбак уверен, что их можно без особых технических сложностей настроить на беспрерывное наблюдение. С каждым годом камер появляется все больше. Значит, водителям будет сложнее избежать их. Так как сбор отвяжут от прохождения техосмотра, оплачивать его можно будет не сразу на год-два, а по частям: раз в месяц или реже, при необходимости.
Но этот вариант пока остается идеей. А что думает на этот счет автомобильная общественность? Отчасти ее мнение выражает Белорусское общество автомотолюбителей. Его председатель Владимир Борбат пояснил корреспонденту «СБ»:
– Многие владельцы автомобилей считают, что более справедливо было бы привязать плату за право пользования дорогами к количеству пройденных километров. Введение оплаты дорог в стоимость моторного топлива представляется более объективным, многие согласны на подорожание бензина при отмене госпошлины. По некоторым прикидкам, при пробеге около 7 тысяч километров в год то на то и получится. Это лучше, чем введение отдельного дорожного налога с последующим контролем оплаты с помощью фотофиксации. Ведь на технику потребуются немалые средства, и взять их неоткуда, кроме как у автовладельцев.
Председатель БОАМЛ сообщил и о вовсе парадоксальной ситуации с оплатой дорожной пошлины на учебные автомобили. Если им больше 5 лет, то проходить техосмотр необходимо дважды в год. С этим понятно, безопасность превыше всего. Однако почему каждый раз приходится вновь оплачивать в полном размере госпошлину на право за допуск к участию в дорожном движении, недоумевает Владимир Борбат.
Уже отмечалось: чтобы избежать уплаты дорожной пошлины, иные автовладельцы игнорируют техосмотр. Это их чадящие, гремящие и проржавевшие до дыр машины встречаются на дорогах. По данным УГАИ МВД, за 10 месяцев нынешнего года выявлено 168.648 случаев несвоевременного прохождения техосмотра. За тот же период прошлого года таких фактов было 143.178. Одна из причин – штраф за нарушение всего 1-3 базовые величины, а то и предупреждение. Это в разы меньше, чем дорожный сбор и стоимость самого техосмотра. Нужно отдать должное принципиальности инспекторов ГАИ, не закрывающих глаза на мелкие нарушения. Отчасти благодаря этому игнорирование техосмотра пока не обернулось валом ДТП из-за плохого технического состояния транспортных средств. Но снимет ли проблему отвязка техосмотра от платы за право пользоваться автодорогой?
Подобные коллизии сейчас тщательно анализируются в правительственных инстанциях. К обсуждению проблемы обещают привлечь и общественность. Но пока говорить о конкретных вариантах платы за дороги преждевременно. Ожидается, что новый порядок не будет введен в действие ранее 2019 года.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, за январь-сентябрь 2017 года в счет средств, полученных за право на допуск к участию в дорожном движении, израсходовано:
- на строительство и реконструкцию автодорог – 39.059 тыс. рублей;
- на капитальный ремонт автодорог – 25.236 тыс. рублей.
А КАК У НИХ
В Сингапуре плата за проезд по автодорогам благодаря техническим средствам взимается практически за каждый километр пробега, примерно так же, как мы платим за электричество или за воду. Аналогичные эксперименты проводятся в США и ряде стран Европы, на очереди – Москва. Наряду с этим развивается сеть платных скоростных магистралей в городах и между ними.
Владимир Бибиков, Светлана Исаенок, «Советская Белоруссия», 23 ноября 2017 г.
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
Эксперты одобрили проект Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Эксперты доработали проект Концепции сопряжения главных транспортных артерий в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось второе заседание экспертной группы по согласованию проекта Концепции сопряжения главных транспортных артерий, проходящих по территориям государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект документа разработан Министерством транспорта Казахстана по поручению президента страны и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин отметил, что проект концепции доработан и отражает согласованное видение государств по ключевым подходам к сопряжению и модернизации транспортных артерий на территориях государств – участников СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания одобрили проект концепции, доработанный с учетом поступивших замечаний государств – участников СНГ.
Документ планируется внести на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА