Неэффективное освоение инновационных фондов сдерживает реализацию перспективных проектов
Средства инновационных фондов в Беларуси осваиваются неэффективно, что сдерживает реализацию многих перспективных проектов. Такое мнение высказала председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова.
По ее словам, фонды должны служить серьезным источником финансирования инновационных проектов, однако на практике запланированные средства осваиваются в крайне малых объемах. «Обо всем говорят цифры. Так, по данным на 1 ноября 2017 года, Республиканский централизованный инновационный фонд исполнен на 23,9% от годового плана. Хуже ситуация в регионах: средства местных инновационных фондов освоены лишь на 15,5%», – отметила член Совета Республики.
«Возникает резонный вопрос: почему запланированные средства не идут на проекты?» – обратила внимание Ирина Старовойтова. Некоторые отмечают отсутствие необходимого числа перспективных проектов, в которые выгодно вкладывать средства, не все они соответствуют необходимым требованиям. «Может, эти требования слишком высоки и необходимо определить иные параметры отбора, – предположила она. – Здесь важно избежать вероятности, что действительно выигрышный проект, который может выстрелить в будущем, отсеется еще на начальной стадии». Кроме того, не секрет, что зачастую реализацию проектов тормозит излишняя бюрократия – от проектной документации до выполнения самих работ, их финансирования.
Все эти вопросы очень волнуют научное сообщество и могли бы стать одной из тем для обсуждения на предстоящем съезде ученых, который планируется провести в Минске. «Если мы за столом переговоров открыто с участием заинтересованных сторон обсудим все эти проблемы, возможно, многое можно будет решить, снять какие-то барьеры. Ведь это крайне важный вопрос, от которого зависит будущее нашей науки, ее вклад в экономику страны», – резюмировала Ирина Старовойтова.
По сообщению БЕЛТА
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
Какие подходы изменятся в работе НАН Беларуси в интервью телеканалу «Беларусь 1» рассказал Председатель Президиума Национальной академии наук Владимир Караник, передает БЕЛТА.
Как отметил Владимир Караник, 13 ноября во время доклада Президенту поднимался целый ряд вопросов: как сработала академия наук за девять месяцев текущего года и какие есть предложения по совершенствованию деятельности, как усилить взаимодействие между наукой и ведущими отраслями реального сектора экономики, как привлекать молодежь в научную сферу и как мотивировать ученых.
В части совершенствования деятельности Национальной академии наук Владимир Караник отметил несколько векторов. И один из них – изменение подходов к финансированию и введение понятия «базовое финансирование».
«Финансовое обеспечение текущей деятельности: содержание зданий, сооружений, их ремонты и ремонты ненаучного оборудования и финансирование научных исследований. Чтобы деньги, которые выделяются на науку, 100 % использовались для проведения и организации научно-исследовательской работы, – рассказал он. – И не надо было бы из этих денег часть изымать для проведения каких-то ремонтов и поддержания зданий. Потому что, как я говорил в медицине, стены не лечат. И в академии наук стены не изобретают, т.е. мы должны четко разделить эти понятия. Отторжение у Главы государства этот подход не вызвал. Мы сейчас готовим обоснование проектно-нормативного акта, где четко будет регламентировано, что бюджетные деньги, выделяющиеся в качестве базового финансирования, выделяются в соответствии с бюджетными требованиями и со строгим контролем их расходования, чтобы это не было просто проедание ресурсов. А деньги, выделяемые на научные исследования, должны двигать науку вперед и приводить к появлению новых прорывных разработок».
Однако, уверен Владимир Караник, за деньги научные идеи не купишь. «Именно прорывные идеи, направления деятельности – они не покупаются, они генерируются научными кадрами. И этому вопросу тоже очень много было уделено внимания, самое пристальное внимание Главы государства – это работа с научными кадрами», – сказал он.
Финансовая мотивация – важный фактор для ученых. Однако для многих из них возможность опробовать свои идеи на практике – на первом месте. Как уже отмечалось сегодня, напомнил Председатель Президиума Национальной академии наук, Президент акцентировал внимание, что ученый не должен быть нищим. Однако чтобы была поддержка и заслуженное вознаграждение, важен результат.
Повышение роли заказчика – тема, которая тоже находится на контроле. «Это тоже дорога с двухсторонним движением. С одной стороны – ученые должны постоянно находится в поиске (какие их разработки необходимы для реального сектора экономики), рассказывать о своих компетенциях и о том, где они могут оказать существенную помощь для наших промышленных предприятий. С другой стороны, промышленные предприятия должны более активно привлекать к решению каких-то проблемных вопросов научный сектор, ставить перед ними конкретные задачи. Симбиоз науки и практики должен быть очень плотный, он должен основываться на взаимном знании о потребностях и возможностях друг друга, взаимном уважении и, что еще более важно, на взаимной ответственности», – отметил Владимир Караник.
Связь науки и образования (предоставление академическим ученым возможности приходить к студентам, читать лекции) – тоже важный аспект. «С одной стороны, мы повышаем престиж образования: там маститые ученые, с которыми интересно общаться студентам, которые активно участвуют в педагогическом процессе. А с другой стороны – мы должны простимулировать ученых, чтобы они понимали, что это не только их долг перед Родиной, перед будущим поколением, но это работа, которая по достоинству оценивается», – отметил Владимир Караник.
Помимо этого, ученые смогут общаться с будущим поколением исследователей – видеть тех, кто приходит после лекции, задает вопросы, высказывает свои идеи. «Мы уже не раз обсуждали с Министерством образования тему финансирования прорывных идей, рискованных научных проектов – так называемое венчурное финансирование. И вот мое мнение, что подходы к венчурному финансированию надо отрабатывать именно на вузовской науке, где сосредоточенна энергия молодости и достаточно сильный кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава, – рассказал он. – Вот это должно на первом этапе стать полигоном для отработки идей. Как только мы видим, что идея имеет право на жизнь и может вылиться в какой-то большой и прорывной проект, вот тут уже отраслевая академическая наука должна ее подхватывать и обеспечивать необходимую фундаментальную базу исследований, которые позволят эту идею трансформировать в готовую технологию».
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября принял с докладом Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Караника.
«Меня прежде всего интересует совершенствование деятельности Академии наук. Для чего же мы заменили председателя Академии наук – для того, чтобы было лучше. Время было, чтобы разобраться в ситуации. Да и вы, я уверен, погружены были и раньше относительно работы Академии наук. Поэтому что вы видите, как будем двигаться дальше? Я уже много раз говорил, что без науки никуда. Время сейчас такое», – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание, что сейчас опять поднимаются вопросы об усилении ответственности заказчиков за научные исследования, инновации и в целом о связи производства с наукой. «Есть такая тема. Она будет всегда, – констатировал Глава государства. – Раньше эта тема звучала так: «Мы изобрели, а промышленность или сельское хозяйство, или транспорт, или еще там кто-то брать не хотят. Посмотрите, великое чудо изобрели – брать не хотят».
В этом отношении Президент подчеркнул, что последнее слово должно быть за руководителем Академии наук. Он должен изучить, что предлагает тот или иной институт НАН конкретному предприятию, и принять решение. Но и ответственность будет за ним. «Если вы навяжете решение, которое нежизнеспособно, мы же сразу увидим это. Увидим в деле. Вы понесете за это ответственность. Если действительно принятое вами решение пользу принесет, тогда – от государственных наград до финансовых поощрений, – сказал Глава государства. – Поэтому вопрос не надо тут обсуждать и поднимать, что кто-то хочет, кто-то не хочет. Ну и потом, вы же недалеко: снял трубку, позвоните мне – решение будет принято мгновенно. И мы разберемся, кто что может, а кто что не может».
Владимир Караник рассказал, что основная задача, на которую он ориентирует всех ученых, – разрабатывать то, что востребовано реальным сектором экономики, а не пытаться им навязывать то, что получилось.
Александр Лукашенко поддержал такую позицию. «Это правильно. Абсолютно», – сказал он.
«Если что-то получилось и это очень будет востребовано, ну спасибо. Потому что все равно наука должна быть на шаг впереди нашей практики и даже нашего сознания. Поэтому надо смотреть на результат этого изобретения», – добавил Президент.
В свою очередь Владимир Караник заметил, что Академия наук уже «поворачивается лицом к реальному сектору экономики». «Все отмечают, что уровень взаимодействия с конкретными предприятиями резко возрос. Это касается и БНБК, и предприятий молокопереработки, и агропромышленного сектора. Отрадно, что к нам уже начинают обращаться», – сказал руководитель НАН.
По этому поводу Президент обратил внимание: главное, чтобы ученые могли действительно эффективно, результативно, с пользой реагировать на обращения со стороны реального сектора экономики. «Заинтересованность будет большая (со стороны предприятий. – Прим.), потому что вы же видите: жим с моей стороны, и со стороны министров, правительства усиливается. И будут бегать в разные щели чиновники для того, чтобы получить хороший реальный эффект», – подчеркнул Глава государства.
Руководитель Национальной академии наук поднял вопрос о повышении статуса ученого в Беларуси.
«Вы поднимаете вопрос об усилении статуса ученого. В обществе. И что, возможно, повлечет за собой приток молодых кадров в науку в целом. Не только в Академию наук. Не в первый раз этот вопрос поднимается. Мою позицию вы знаете. Она, наверное, и у вас такая, особенно после работы в реальном секторе экономики, – сказал Глава государства. – Я знаю, что такое труд ученого человека. Готов содействовать тому, чтобы платили по максимуму, но нужен результат. Вот просто статус (ученого. – Прим.) поднять, в два раза увеличив заработную плату, – вряд ли мы что-то получим. Поэтому здесь надо вникнуть глубоко в то, чтобы действительно ученый был ученым. И чтобы реально поднять статус. А не так, как обычно это у нас бывало: вот, давайте за диссертацию будем платить, еще там за что-то будем платить и так далее».
Александр Лукашенко при этом отметил, что, возможно, где-то что-то и надо добавить, но статус ученый определяет сам своими достижениями. «Будут достижения, будет результат – любые деньги», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент привел пример с беспилотниками. Например, если кто-то принесет такой образец, который будет практически неуязвимым перед средствами радиоэлектронной борьбы или оружием. «Получи деньги за изобретение, за образец, который ты положил на стол», – сказал Президент.
Еще один пример – электромобиль, который уже на протяжении нескольких лет обещают представить белорусские ученые. «Сколько было обещаний! Где этот электромобиль? Мы помогали, и Академия тратила немалые деньги. Автомобиля нет. Ну так какой статус?» – поставил вопрос Александр Лукашенко.
«Поэтому есть достижения, изобретения, конкретный результат – получи за это деньги. То есть за результат государство должно платить. И мы будем платить ученому, отдавая последние деньги, – озвучил основное требование Президент. – Я еще раз говорю: где-то, может быть, мы недорабатываем, надо подвинуться. Чтобы ученые приходили, работали, нищими не были. Потому что пока он чего-то изобретет… Но за результат надо платить. Это главное. Это моя твердая позиция».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
12 ноября 2025 г. под председательством В.В.Панасюка состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ипатов В.Д., депутаты Палаты представителей, Министр финансов Селиверстов Ю.М., Министр труда и социальной защиты Павлюченко Н.В., Министр по налогам и сборам Кийко Д.Н., первый заместитель Министра финансов Печень Е.Н., первый заместитель Председателя Правления Национального банка Егоров А.А., заместитель Председателя Правления Национального банка Скобялко Д.К., управляющий Фондом социальной защиты населения Шепелевич В.Г., специалисты министерств финансов и по налогам и сборам, труда и социальной защиты, Комитета государственного контроля работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики.
Были рассмотрены вопрос об источниках формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, их объеме и направлениях использования в 2026 году и проекты законов Республики Беларусь Об изменении законов» (по вопросам налоговых правоотношений), «О республиканском бюджете на 2026 год».
Открывая заседание, В.В.Панасюк акцентировал внимание на работе, которая проведена Постоянной комиссией и депутатами на стадии до внесения указанных законопроектов в Палату представителей.
В своем выступлении Павлюченко Н.В. отметила, что определяющую долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан.
Основную сумму расходов предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2026 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Селиверстов Ю.М. ознакомил депутатов с основными новациями, вносимыми в Налоговый кодекс Республики Беларусь, касающимися базовых и дополнительных мер совершенствования системы налогообложения.
Представляя проект республиканского бюджета, Селиверстов Ю.М. обратил внимание парламентариев на основные параметры проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Бюджет сохраняет социальную направленность, сформирован с учетом тенденций развития экономики и содержит стимулирующие меры, направленные на экономический рост.
На 2026 год предусмотрены в необходимом объеме расходы на поддержку предприятий реального сектора экономики, оплату труда работникам бюджетных организаций, финансирование социальной сферы, включая расходы на здравоохранение, образование и науку.
Депутаты задали ряд уточняющих вопросов по законопроектам, касающихся формирования пенсионных прав граждан, налогообложения отдельных категории плательщиков налогов, направлений расходов бюджета на здравоохранение и образование, государственной поддержки строительства жилья для нуждающихся граждан.
По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать депутатам принять законопроекты на третьей сессии Палаты представителей.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Расходы бюджета на образование и здравоохранение вырастут в 2026 году. Об этом рассказал журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Василий Панасюк перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

Он отметил, что доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме Br54,4 млрд (по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %). В общих доходах налоговые доходы составят Br38,3 млрд, неналоговые – Br6,6 млрд, безвозмездные поступления – Br9,5 млрд.
«Более 70 % доходов приходится на налоговые поступления. Неналоговые поступления составят около 12 %, безвозмездные – около 17 %. В доходной части бюджета также предусмотрены средства из целевых фондов и межбюджетных трансфертов. Два местных региональных бюджета Минской области смогут поделиться ресурсами с другими регионами, чтобы обеспечить равномерное распределение доходов для граждан Республики Беларусь», – пояснил он.
Что касается расходной части бюджета, существенных изменений не планируется. «Бюджет формируется с учетом нового формата взаимодействия страны с внешним миром и особенностей национальной экономики, фокусируясь на инвестиционной привлекательности и мерах, стимулирующих экономический рост. Главный принцип – рациональное и целевое использование ресурсов с соблюдением основных направлений развития государства, в приоритете которой – социальная ориентированность, закрепленная в Конституции», – подчеркнул Василий Панасюк. Расходы определены в объеме Br58,7 млрд (110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года).
По его словам, расходы бюджета в социальном направлении увеличиваются более чем на 10 %. «Так, финансирование здравоохранения вырастет на более чем 18 %, образования – более чем на 16 %, а затраты на физкультуру и спорт увеличатся почти на треть. Кроме того, предусмотрены необходимые средства для обслуживания государственного долга и значительного роста инвестиционной привлекательности. В числе важных социальных направлений – поддержка семейного капитала, строительство жилья с государственной поддержкой, а также значительное финансирование науки, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти меры направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий», – обратил внимание депутат.
По информации БЕЛТА
