Закон об органическом земледелии планируется внести в Парламент до конца года
Закон об органическом земледелии планируется внести в Парламент до конца года, сообщил на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц.
«Закон об органическом земледелии уже на выходе. Думаю, до конца года мы его внесем в Палату представителей», – отметил Министр. Государство будет оказывать поддержку тем субъектам хозяйствования, которые нацелены на развитие органического земледелия.
Министр добавил, что земледелие в Беларуси должно быть экологически интенсивным, с обеспечением и продовольственной безопасности, и защиты окружающей среды.
Как сообщалось, в законе об органическом земледелии будет определено понятие органического производства, а также общие требования к производству и обращению органической продукции.
По сообщению БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 ноября подписал Указ № 400, которым утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2026 год.
План сформирован Национальным центром законодательства и правовой информации путем детальной отработки предложений государственных органов, иных организаций и граждан.
При отборе законопроектов учитывались реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений и приоритетность их правовой регламентации.
В план включены 33 законопроекта, в том числе такие принципиально новые, как Кодекс о здравоохранении, Экологический кодекс, законы «О гражданской защите» и «Об иностранной безвозмездной помощи». Предусмотрена также подготовка иных законопроектов, направленных на системную актуализацию действующих законов.
Развитие районов Припятского Полесья и реализация соответствующей программы стали темами совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
«Повестка нашего совещания определена давно – вопрос развития Полесья до 2030 года, – сказал Глава государства. – Напомню, что данная программа – одно из ключевых предвыборных обещаний Президента полешукам. Выборы состоялись давно. Это не значит, что мы там ничего не делали. Очень много сделано».
Президент отметил, что в этом году в работе на Полесье чувствуются результаты. «Но это только маленькие первые шаги. Работы море», – предупредил белорусский лидер.
Глава государства рассказал, что недавно осмотрел все районы Полесья и имеет полное представление, как полешуки хозяйствуют на земле.
Программа до 2030 года охватывает девять районов, где живут 350 тыс. человек.
«Касаясь программы, мы должны знать и понимать, какие надо провести мероприятия в рамках программы и вне ее, чтобы полешуки заметили, да и вся Беларусь, что мы серьезно занимаемся Полесьем. С одной стороны. С другой – мы всегда должны помнить, а есть ли у нас на это деньги для того, чтобы эти мероприятия осуществить», – заметил белорусский лидер.
В этой связи он попросил в докладах уйти от «излишней советскости», чтобы в итоге не получилось так, что деньги выделили под какие-то задумки и планы, а результатов в итоге не заметили. «Как раз для этого нужны конкретные мероприятия, предприятия, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест (хотя это сегодня не самое главное), развитию Полесья на века, навсегда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Все должно быть точно просчитано, выверено и главное – в перспективе приносить экономическую отдачу. Особенно когда речь идет о бюджетных средствах. Лишних денег в стране нет, – сказал Президент. – Мероприятия программы должны быть конкретными, укладываться в простой алгоритм: мы должны видеть цель, поставить перед собой определенные задачи и действовать на результат. Об этом я вас предупреждал. Как мне докладывают, в целом вы их оптимизировали. Однако по-прежнему они не обеспечены в полном объеме деньгами. И финансовый разрыв приличный».
Глава государства обратил внимание, что не хватает порядка Br400 млн, или 6 % общего объема средств, выделенных на программу (около Br6,5 млрд). В связи с этим Президент попросил дать конкретный ответ на главный вопрос: за счет каких финансовых источников планируется реализовать соответствующие мероприятия и что это будут за мероприятия.
Александр Лукашенко отметил, что курировать работу по выполнению программы будет истинный полешук Михаил Русый – уполномоченный представитель Главы государства в Брестской области и председатель Постоянной комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Президент коснулся ряда конкретных аспектов в развитии Полесья. Один из них – природные вызовы, которые требуют комплексных, системных решений и, возможно, крупных инвестиционных проектов. Сегодня Брестчина и Гомельщина – яркий пример того, что происходит с климатом. В этом плане стало принято ссылаться на постоянные засухи, обмеление рек и мелиоративных каналов, чего три-четыре десятка лет назад не наблюдалось в принципе. «Это как раз и есть эта «советскость» – вот по-старому мы все: «Обмелело, то плохо, это плохо…» – заметил Глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание на возможности и имеющиеся водные ресурсы, главный из которых – Припять: «Куда уходят эти воды? Ладно бы Украина пользовалась сполна днепровскими водами… В море уходят эти воды. Так почему же мы сегодня не думаем о том, что эту воду надо «повернуть вспять» тогда, когда нужно, и туда, куда нужно?»
В связи с этим Глава государства упомянул, что руководство Гомельской области предлагало ему вернуться к теме Днепро-Бугских каналов. Александр Лукашенко поручал председателю облисполкома Ивану Крупко внести предложение. «Он мне как внес предложение – у меня в глазах потемнело. Потому что таких огромных денег у нас просто нет», – сказал Президент.
Александр Лукашенко тем не менее отметил, что по поводу этой идеи надо еще посоветоваться со знающими и понимающими людьми, которые прониклись данной темой: «Если надо этим путем идти и это окупится и принесет результат Гомельской области – перекрестимся и начнем делать. Поэтому надо довести все до ума. Не то что где-то идею услышали хорошую и «бабахнули»: «Давайте деньги!». Надо понимать. Есть у нас деньги или нет, будут или нет, даст результат или нет. Если даст – будем искать деньги».
«Мы этот задел – системы Днепро-Бугских каналов – не загубили. И сегодня, когда нужна влага на полях, он может сильно пригодиться. Но мы не должны идти вслепую. Надо серьезнейшим образом этот вопрос проработать. Подумайте над формулой цены вопроса», – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил и о задачах по мелиорации, которая в нынешних условиях должна быть ориентирована не только на осушение, но и в том числе на обводнение территорий: «У нас часто засушит в Гомеле (почвы мы знаем гомельские), и нам нужна была бы водичка. Но об этом надо сегодня думать. Не осушать, а мелиорация – обводнение должно быть. Кстати, мы же и строили так эти мелиоративные системы. Просто надо восстановить это и работать. Это направление наших действий. От земли надо идти».
Президент ориентирует с учетом всех этих факторов выстраивать стратегию и тактику развития районов, включенных в программу развития районов Припятского Полесья, не забывая в то же время про обустройство территорий, прилегающих к Припяти, сохранение экологии реки и уникальнейшей природы.
«Природа уникальная, своеобразная. В мире нигде природы такой нет. И почвы весьма своеобразные. И я бы не сказал, если в целом взять, что они богатые. Песчаные почвы в основном. Но если по уму, то и на них можно получать соответствующие урожаи», – уверен Глава государства.
Президент также обратил внимание на туристический потенциал региона, который вообще не раскрыт, – от нацпарка до агроусадеб. «А это хорошие деньги, – заметил Александр Лукашенко. – Нам надо самим этим заниматься. Где-то что-то строить. Ведь для туристов сегодня важны не дворцовые эти интерьеры. Им хочется что-то из дерева, приехать отдохнуть с детишками. А это мы умеем делать. У нас для этого есть все. И делать это надо не то что быстро, а мгновенно. Потому что эта золотая жила уходит. Поэтому надо делать мгновенно, чтобы окупить недорогой проект и заработать на этом деньги».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов», который внесен Правительством в Палату представителей, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили в пресс-службе Палаты представителей, законопроект направлен на приведение 53 законов в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства.
Корректировка законов в основном касается уточнения терминологии.
Кроме того, проектом закона совершенствуется порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, закрепляется возможность для обществ с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, уточняется порядок создания политических партий, ликвидации общественных объединений и политических партий, а также обращения в доход государства имущества, оставшегося после их ликвидации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации БЕЛТА
