15.11.2017
На страже прав и интересов детей: система работы комиссии по делам несовершеннолетних в Минской области в современных условиях
14 января 1918 года в разгар гражданской войны Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным Владимиром Лениным, были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Их основной задачей стала не столько борьба с детскими правонарушениями, сколько их профилактика, а также охрана прав и интересов детей. Работа велась под лозунгом: «Для детей нет суда и тюрьмы».
О системе работы КДН в Минской области в современных условиях «МП» рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома Алла Кардаш.
– Алла Сергеевна, что представляет собой комиссия по делам несовершеннолетних Минской области?
– Комиссии так и остались органом коллегиальным, государственно-общественным, не имеющими штатов, действующих на постоянной основе. Возглавляют КДН в регионах заместители председателей райгорисполкомов (облисполкомов), курирующие социальную сферу. У председателя есть заместитель, обеспечивающий организацию работы комиссии, – единственная штатная единица в регионе. В состав КДН входят не только врач и педагог, но и руководители государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители общественных организаций. В Минской области действуют 22 районные, городская и областная комиссии по делам несовершеннолетних.
– Какие задачи выполняют комиссии?
– Основные направления деятельности – профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защита прав и интересов детей, анализ криминогенной ситуации в семьях и принятие мер для ее улучшения. КДН – главный координирующий орган в этом деле. Однако в последние годы наши полномочия значительно расширились. Со вступлением в силу с 1 января 2007 года Декрета № 18 стала кардинально меняться система работы по защите прав и законных интересов детей. Документ предоставил дополнительные механизмы сохранения родных семей для многих детей и дал шанс родителям вовремя исправить ситуацию.
До принятия Декрета № 18 при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, решался вопрос о лишении родителей их прав на детей. Сейчас у родителей появилось право на получение разносторонней помощи для сохранения семьи. Пока дети на полгода помещаются на государственное обеспечение в детский социальный приют либо замещающую семью, родители должны найти работу, пройти лечение от алкогольной зависимости, создать условия для жизни и воспитания сына или дочери. Если все условия выполнены, по решению комиссии несовершеннолетние вновь возвращаются в биологические семьи.
Первый советский Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних утвержден в 1967 году. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Республика Беларусь приняла 31 мая 2003 года и вновь возложила на комиссии координирующую роль в работе по защите прав детей.
В 2016 году в родные семьи вернулось 64% детей, временно изъятых из семей. На сегодня более 200 мальчиков и девочек из 127 семей, которых КДН признала нуждающимися в защите государства, мечтают вернуться к маме и папе.
– Каковы основные причины попадания ребенка в кризисную ситуацию?
– В настоящее время в Минской области в 2718 семьях живет около 5 тысяч детей, которые были признаны находящимися в СОП. Практически в половине семей родители злоупотребляют алкоголем или другими психоактивными веществами, не работают. Более тысячи детей проживает в условиях скандалов, ссор между родителями, насилия в семье. В такой ситуации мы предлагаем помощь кризисных комнат при территориальных центрах социального обслуживания населения, а также кризисных центров в Боровлянах и Марьиной Горке.
Среди неблагополучных семей есть и такие, которые не оплачивают коммунальные услуги, не заготавливают в достаточном количестве топливо на зиму, не одевают детей по сезону, не ухаживают за младенцами либо иным образом халатно относятся к выполнению своих родительских обязанностей.
– Как узнаете о таких семьях?
– О таких проблемах семьи и ребенка сообщают специалисты государственных органов и организаций, родственники, соседи. Отдел образования совместно с другими службами незамедлительно проводит социальное расследование. После признания ребенка находящимся в СОП разрабатывается межведомственный план по защите его прав, сообща, с участием родителей, определяются меры, которые должны помочь семье устранить проблемы.
Сегодня мы можем сказать, что межведомственное взаимодействие в работе с семейным неблагополучием в регионах обеспечено. Но бывают и сбои. Тогда КДН разбирается, кто есть «слабое звено» в системе профилактики. Вопросы выносим на заседания комиссии, обнажаем проблемы, вырабатываем конкретные меры, а зачастую вносим акты реагирования, требуем привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
– Часто бывают такие случаи?
– За текущий год территориальными комиссиями проведено 177 проверок учреждений системы профилактики и внесено 105 актов реагирования по выявленным нарушениям. Иногда приходится жестко реагировать и комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома. В этом году внесено представление председателю Минского райисполкома за недостатки в организации контроля за положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в Детской деревне «Истоки».
Проинформировали заместителя министра образования о выявленных комиссией по делам несовершеннолетних облисполкома совместно с прокуратурой Минской области нарушениях в работе лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
За 11 лет действия Декрета №18 признано нуждающимися в государственной защите и отобрано у родителей 7538 детей из 4294 семей, где были условия, угрожающие безопасности детей. Более 60% из них вернулись в родные семьи. Контроль за условиями жизни таких детей, организация помощи их семьям – ежедневная забота и ответственность сотрудников КДН.
При комиссиях работают межведомственные рабочие группы, которые по поручению председателей комиссий проводят рейды и целевые мониторинги в регионах. Это может быть плановый или экстренный выезд, связанный с возросшим уровнем детской преступности, гибелью ребенка от внешних причин. Мы постоянно изучаем причины и условия, которые влекут за собой трагические случаи с детьми, но иногда, к сожалению, бывает поздно. Теряем детей в большинстве случаев по недосмотру родителей. Организуются межведомственные рейды с посещением всех сложных категорий семей и детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. По итогам готовятся протоколы поручений председателя комиссии для немедленного решения выявленных проблем (в этом году около 170). Подобных семей на заседаниях районных комиссий рассмотрено более 800.
– По какой системе работают комиссии по делам несовершеннолетних с юными правонарушителями?
– Причиной попадания в СОП несовершеннолетнего становится неоднократное нарушение административного законодательства либо совершение уголовного преступления ребенком, который не достиг возраста наступления уголовной ответственности. Решение о признании его находящимся в социально опасном положении принимает совет по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования. Предварительно специалисты изучают положение детей в семье, причины и условия совершения ребенком правонарушений.
– Каковы результаты работы КДН за последние годы?
– Уровень детской преступности в Минской области за последние 10 лет снизился в 4 раза (с 1091 преступления в 2007 году до 253 в 2017-м). В 3 раза уменьшилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 802 до 267). Более чем в 2,5 раза уменьшилось количество детей, отобранных у родителей (с 692 до 267). Приведенная статистика иллюстрирует эффективность нашей общей профилактической работы. При этом острые проблемы современного общества, конечно, есть и в Минской области: борьба с наркоманией и алкоголизмом среди подростков, устранение социального сиротства. Здесь задействовано множество структур, работающих в одной команде.
Кристина Курилович, «Мінская праўда», 14 ноября 2017 г.
(фото – «Мінская праўда»)
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Игорь Секрета: в Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению традиционных семейных ценностей
В Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению и сбережению традиционных семейных ценностей. Это отметил заместитель Министра иностранных дел Беларуси Игорь Секрета корреспонденту
БЕЛТА 3 июня во время мероприятия «Оберегая детство: площадка для сотрудничества», посвященного Международному дню защиты детей.
Встреча была организована в Национальном детском технопарке, где вместе со своими детьми приняли участие представители белорусских министерств и ведомств, дипломатического корпуса, агентств системы ООН, бизнеса и негосударственных организаций.
Замминистра выразил признательность администрации Национального детского технопарка за предоставленную возможность провести данное мероприятие совместно с давним партнером Беларуси – ЮНИСЕФ. Он сказал, что маленьким гостям сегодняшнее мероприятие в таком месте придется по душе и, может, для некоторых повлияет на выбор будущей профессии.
«Мы собрались по случаю Международного дня защиты детей, который все вместе отмечали 1 июня. Этот год для праздника юбилейный, он отмечается в 75-й раз и является одним из старейших международных праздников ООН, – подчеркнул Игорь Секрета. – Тогда, в 1950 году, государства – члены ООН, среди которых была и Беларусь, объявили защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений деятельности ООН, а в календаре ООН появился Международный день защиты детей».
По информации
БЕЛТА
С какими вопросами обращаются в Национальную комиссию по правам ребенка, рассказали в Минобразования
Главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович рассказала журналистам, с какими вопросами люди обращаются в приемную Национальной комиссии по правам ребенка, передает корреспондент
БЕЛТА.
В Беларуси координирующую роль в сфере защиты прав и законных интересов детей исполняет Национальная комиссия по правам ребенка, она осуществляет контроль и анализирует деятельность госорганов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию различных госпрограмм по их поддержке. «В приемную Национальной комиссии по правам ребенка в первом квартале этого года обратились более 25 человек. Люди нуждались в оказании консультативной юридической помощи, затрагивались вопросы, касающиеся общения с детьми при раздельном проживании родителей, несогласия с действиями государственных органов по вопросам опеки и попечительства над детьми, также интересовались реализацией прав и гарантий, предусмотренных для детей, например, перераспределением на другое место работы», – рассказала Елена Войтехович.
Она отметила, что графики приема граждан членами Национальной комиссии по правам ребенка размещены на сайте Министерства образования, а также Национального центра художественного творчества детей и молодежи, на базе которого функционирует приемная комиссия.
По информации
БЕЛТА
«Каждый 5-й ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье». Минтруда о белорусских семьях в фактах
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
Минтруда о государственных мерах поддержки семьи
В Беларуси 15 мая отмечается День семьи. Этот день призван привлечь внимание к семье как важнейшему социальному институту. К празднику приурочен ряд мероприятий, которые пройдут по всей стране.
Поддержка семей с детьми – национальный приоритет. Согласно Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Социальная защита семьи обеспечивается через предоставление:
-
государственных пособий при рождении и воспитании детей;
-
семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
-
адресной социальной помощи и социальных услуг;
-
гарантий в сфере труда, пенсионного обеспечения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.
В стране проживает порядка 123 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются 400 тыс. детей (каждый пятый ребенок в стране).
Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
В 2025 году на систему государственных пособий выделено 3,7 млрд. рублей, из них почти 2 млрд. – на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Выплатами охвачено почти 348 тыс. детей, из них 186 тыс. – дети до 3 лет.
Размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка:
10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) (с 1 мая т.г. – 4,6 тыс. рублей), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (6,5 тыс. рублей).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка 35 % средней заработной платы работников в республике за квартал (СЗП) (861,4 рубля), на второго и последующих детей – 40 % СЗП (984,5 рубля), на ребенка-инвалида – 45 % СЗП (1107,5 рубля).
При воспитании в семье двоих и более детей, один из которых в возрасте до 3 лет, выплачиваются два пособия: на ребенка до 3 лет (40 % СЗП) и ребенка (детей) от 3 до 18 лет (50 % БПМ). Суммарный размер двух пособий в мае месяце составляет 1215,8 рубля.
При рождении двойни (тройни и более детей) установлена дополнительная единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости – по 2 БПМ на каждого родившегося ребенка (по 925,2 рубля).
Семейный капитал при рождении, усыновлении третьего или последующего ребенка
С 1 января 2025 г. размер семейного капитала составляет 33 275 рублей. В 2025 году на предоставление семейного капитала в республиканском бюджете предусмотрено более 360 млн. рублей.
В ОАО «АСБ Беларусбанк» за весь период реализации программы открыто 145,9 тыс. вкладов «Семейный капитал», на которые зачислено 826,5 млн. долларов США и 1,7 млрд. рублей. В I квартале 2025 г. открыто 2,7 тыс. счетов.
Многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты его назначения) использовать средства семейного капитала на:
-
строительство (реконструкцию), приобретение жилья, погашение кредитов, займов организаций, предоставленных на эти цели;
-
получение образования в государственных учреждениях образования, учреждениях образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси;
-
получение медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения (в том числе стоматологических, покупку медицинских изделий и лекарств при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и ортопедии);
-
приобретение товаров для социальной реабилитации и адаптации членов семьи с инвалидностью в связи с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения.
По состоянию на 1 мая 2025 г. принято 92 тыс. решений о досрочном распоряжении семейным капиталом, из них 81 % – на решение жилищных вопросов семьи, 8 % – на получение образования, 11 % – на медицинские услуги.
Адресная социальная помощь
В 2024 году бесплатными продуктами питания обеспечены 8,8 тыс. детей в возрасте до 2 лет, средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 220 рублей в месяц (в I квартале т. г. обеспечено 4,8 тыс. детей). При рождении двойни (тройни и более детей) детское питание предоставляется без учета доходов семьи (в 2024 году обеспечено 3,9 тыс. детей, в I квартале т. г. – 2,6 тыс. детей).
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены для ребенка-инвалида с 4 степенью утраты здоровья в 2024 году выплачено на 12,7 тыс. детей-инвалидов, средний размер выплаты составил более 570 рублей (в I квартале т.г. – 3,1 тыс. и 620 рублей).
Ежемесячное и единовременное социальные пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности в 2024 году получили порядка 62 тыс. человек из числа семей с детьми (в I квартале т.г. – 12,3 тыс.). При этом для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115 % БПМ (для других семей 100 % БПМ). Ежемесячное социальное пособие в 2024 году получили 46 тыс. человек из категории многодетных семей (в I квартале 2024 г. – порядка 9,5 тыс.).
На оказание адресной социальной помощи в 2025 году выделено145 млн. рублей.
Социальное обслуживание
На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения на 1 апреля 2024 г. состояло 228,9 тыс. семей с детьми, из них 122 тыс. – многодетных семей, 40,1 тыс. – семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В 2024 году услуги няни для оказания помощи родителям в уходе за детьми предоставлены 2,4 тыс. семей (в I квартале т. г. – 1,9 тыс. семей), в том числе:
-
1,4 тыс. семей, воспитывающих двойню (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 968 семьям;
-
29 семьям, воспитывающим тройню(40 часов в неделю), в I квартале т. г. – 25 семьям;
-
1 тыс. семей,воспитывающих ребенка-инвалидав возрасте до 18 лет, I квартале т. г. – 860 семьям.
Справочно. Условия предоставления услуги няни постоянно совершенствуются с учетом потребностей семей. С 1 июля 2024 г. усилена поддержка семей, воспитывающих двоих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Для таких семей вдвое увеличен норматив оказания услуги няни – с 20 до 40 часов в неделю (15 семьям, в которых оба родителя (родитель в неполной семье) имеют инвалидность 1 или 2-й группы и воспитывают ребенка в возрасте до 6 лет (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 10 семьям).
Услуги социального патроната для преодоления трудной жизненной ситуации в 2024 году получили 3,7 тыс. семей, воспитывающих детей (в I квартале т. г. – 2,1 тыс. семей), из них:
-
1,2 тыс. многодетных семей (в I квартале т. г. – 673 семьи);
-
1 тыс. семей с детьми-инвалидами (в I квартале т. г. – 636 семей).
Услугой социальной передышки в 2024 году воспользовались154 семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Данная услуга представляет собой круглосуточный уход за ребенком-инвалидом в детском социальном пансионате с целью кратковременного (до 56 дней в календарном году)освобождения родителей от ухода за ребенком для восстановления сил, отдыха, решения бытовых вопросов семьи. При этом родители оплачивают только питание ребенка и за семьей сохраняются все ранее назначенные выплаты (государственные пособия, социальная пенсия).
Гарантии Трудового кодекса Республики Беларусь
При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет). В случае принятия решения об отказе в приеме на работу, оно должно быть мотивированными может обжаловаться в суде.
На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. И даже если срок действия трудового договора заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери или отца до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью или одиноким отцом, воспитывающим ребенка в возрасте до 3 лет, а также отцом, который находится в отпуске по уходу за ребенком. Это распространяется на такие случаи, как: сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации; длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд. Аналогичный подход применяется в отношении родителей с более взрослым ребенком – одинокого родителя с ребенком в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю. Также работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных выходных для работников, воспитывающих детей (матери (мачехи), отцов (отчимов), опекунов (попечителей):
-
воспитывающим ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств внебюджетного фонда социальной защиты населения;
-
воспитывающим троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя либо продолжительность работы (смены) сокращается
-
на один час с сохранением заработной платы при условии согласования с нанимателем и если это не препятствует нормальной деятельности организации;
-
воспитывающим двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Пенсионные гарантии
В общий стаж для назначения пенсии и включаются периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (общей продолжительностью не более 12 лет).
Матерям, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, для назначения пенсии по возрасту снижен страховой стаж с 10 лет до 5 лет, как это предусмотрено для женщин с пятью и более детьми.
Матерям, родившим пять и более детей, назначаются досрочные пенсии (на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) при пониженных требованиях к стажу (страховой стаж – не менее 5 лет, общий стаж – не менее 15 лет).
Матерям, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из государственных наград СССР за материнство или орденом Матери, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь (по состоянию на 1 мая 2025 г. такие пенсии установлены 416 многодетным матерям).
В случае смерти одного из родителей (обоих родителей) на ребенка назначается пенсия по случаю кормильца, которая выплачивается до исполнения ребенку возраста 18 лет (при получении образования в дневной форме – до 23 лет).
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначаются социальные пенсии.
В зависимости от степени утраты здоровья ребенка размер пенсии в мае т.г. составляет:
-
при I степени – 80 % БПМ (370,06 руб.);
-
при II – 85 % БПМ (393,19 руб.);
-
при III – 95 % БПМ (439,45 руб.);
-
при IV – 110 % БПМ (508,84 руб.).
С 1 января 2025 г. введено дополнительное весомое повышение к пенсии детям-инвалидам в случае смерти одного из родителей.
Матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, предоставлено право досрочного выхода на пенсию напять лет ранее при 5-летнем страховом стаже и наличии 20 лет общего стажа.
Финансовая помощь государства при улучшении жилищных условий
Льготный кредит на жилье выдается молодой семье с двумя детьми по 5 % годовых на 20 лет, многодетной семье – под 1% годовых на 40 лет. При этом государство предоставляет финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам.
Молодым семьям при рождении первого ребенка финансовая помощь предоставляется в размере 10 % от суммы задолженности по льготному кредиту, в размере 20 % – при рождении второго ребенка.
Для семей с тремя детьми государство погашает 75 % от суммы задолженности, для семей с четырьмя и более детьми сумма задолженности полностью погашается государством.
Еще один механизм поддержки многодетных семей – это государственные безвозмездные субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитами уплату части процентов по таким кредитам.
Семьям с тремя детьми субсидия на погашение основного долга, предоставляется в размере 95 % от суммы основного долга по кредиту, с четырьмя и более детьми – 100 %.
То есть многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, фактически обеспечиваются жильем за счет государственных средств.
В 2024 году 5,6 тыс. молодых семей и 7,8 тыс. многодетных семей улучшили свои жилищные условия.
Дополнительные гарантии
Для семей с двумя детьми, посещающими детский сад, родительская плата снижена на 30 %, для многодетных семей – на 50 %, семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, освобождены от такой платы.
Бесплатное образование в школах (а в первых трех классах и бесплатное питание для всех детей), льготное пользование учебниками и учебными пособиями, бесплатное транспортное обеспечение (подвоз детей, льготы по проезду в период обучения), предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, стипендии и другие денежные выплаты, бесплатное и льготное предоставление лекарственных средств детям до 3 лет и детям-инвалидам до 18 лет, бесплатное санаторно-курортное лечение детей – все эти меры субсидируются государством и существенно экономят бюджет семьи.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь