15.11.2017
На страже прав и интересов детей: система работы комиссии по делам несовершеннолетних в Минской области в современных условиях
14 января 1918 года в разгар гражданской войны Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным Владимиром Лениным, были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Их основной задачей стала не столько борьба с детскими правонарушениями, сколько их профилактика, а также охрана прав и интересов детей. Работа велась под лозунгом: «Для детей нет суда и тюрьмы».
О системе работы КДН в Минской области в современных условиях «МП» рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома Алла Кардаш.
– Алла Сергеевна, что представляет собой комиссия по делам несовершеннолетних Минской области?
– Комиссии так и остались органом коллегиальным, государственно-общественным, не имеющими штатов, действующих на постоянной основе. Возглавляют КДН в регионах заместители председателей райгорисполкомов (облисполкомов), курирующие социальную сферу. У председателя есть заместитель, обеспечивающий организацию работы комиссии, – единственная штатная единица в регионе. В состав КДН входят не только врач и педагог, но и руководители государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители общественных организаций. В Минской области действуют 22 районные, городская и областная комиссии по делам несовершеннолетних.
– Какие задачи выполняют комиссии?
– Основные направления деятельности – профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защита прав и интересов детей, анализ криминогенной ситуации в семьях и принятие мер для ее улучшения. КДН – главный координирующий орган в этом деле. Однако в последние годы наши полномочия значительно расширились. Со вступлением в силу с 1 января 2007 года Декрета № 18 стала кардинально меняться система работы по защите прав и законных интересов детей. Документ предоставил дополнительные механизмы сохранения родных семей для многих детей и дал шанс родителям вовремя исправить ситуацию.
До принятия Декрета № 18 при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, решался вопрос о лишении родителей их прав на детей. Сейчас у родителей появилось право на получение разносторонней помощи для сохранения семьи. Пока дети на полгода помещаются на государственное обеспечение в детский социальный приют либо замещающую семью, родители должны найти работу, пройти лечение от алкогольной зависимости, создать условия для жизни и воспитания сына или дочери. Если все условия выполнены, по решению комиссии несовершеннолетние вновь возвращаются в биологические семьи.
Первый советский Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних утвержден в 1967 году. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Республика Беларусь приняла 31 мая 2003 года и вновь возложила на комиссии координирующую роль в работе по защите прав детей.
В 2016 году в родные семьи вернулось 64% детей, временно изъятых из семей. На сегодня более 200 мальчиков и девочек из 127 семей, которых КДН признала нуждающимися в защите государства, мечтают вернуться к маме и папе.
– Каковы основные причины попадания ребенка в кризисную ситуацию?
– В настоящее время в Минской области в 2718 семьях живет около 5 тысяч детей, которые были признаны находящимися в СОП. Практически в половине семей родители злоупотребляют алкоголем или другими психоактивными веществами, не работают. Более тысячи детей проживает в условиях скандалов, ссор между родителями, насилия в семье. В такой ситуации мы предлагаем помощь кризисных комнат при территориальных центрах социального обслуживания населения, а также кризисных центров в Боровлянах и Марьиной Горке.
Среди неблагополучных семей есть и такие, которые не оплачивают коммунальные услуги, не заготавливают в достаточном количестве топливо на зиму, не одевают детей по сезону, не ухаживают за младенцами либо иным образом халатно относятся к выполнению своих родительских обязанностей.
– Как узнаете о таких семьях?
– О таких проблемах семьи и ребенка сообщают специалисты государственных органов и организаций, родственники, соседи. Отдел образования совместно с другими службами незамедлительно проводит социальное расследование. После признания ребенка находящимся в СОП разрабатывается межведомственный план по защите его прав, сообща, с участием родителей, определяются меры, которые должны помочь семье устранить проблемы.
Сегодня мы можем сказать, что межведомственное взаимодействие в работе с семейным неблагополучием в регионах обеспечено. Но бывают и сбои. Тогда КДН разбирается, кто есть «слабое звено» в системе профилактики. Вопросы выносим на заседания комиссии, обнажаем проблемы, вырабатываем конкретные меры, а зачастую вносим акты реагирования, требуем привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
– Часто бывают такие случаи?
– За текущий год территориальными комиссиями проведено 177 проверок учреждений системы профилактики и внесено 105 актов реагирования по выявленным нарушениям. Иногда приходится жестко реагировать и комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома. В этом году внесено представление председателю Минского райисполкома за недостатки в организации контроля за положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в Детской деревне «Истоки».
Проинформировали заместителя министра образования о выявленных комиссией по делам несовершеннолетних облисполкома совместно с прокуратурой Минской области нарушениях в работе лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
За 11 лет действия Декрета №18 признано нуждающимися в государственной защите и отобрано у родителей 7538 детей из 4294 семей, где были условия, угрожающие безопасности детей. Более 60% из них вернулись в родные семьи. Контроль за условиями жизни таких детей, организация помощи их семьям – ежедневная забота и ответственность сотрудников КДН.
При комиссиях работают межведомственные рабочие группы, которые по поручению председателей комиссий проводят рейды и целевые мониторинги в регионах. Это может быть плановый или экстренный выезд, связанный с возросшим уровнем детской преступности, гибелью ребенка от внешних причин. Мы постоянно изучаем причины и условия, которые влекут за собой трагические случаи с детьми, но иногда, к сожалению, бывает поздно. Теряем детей в большинстве случаев по недосмотру родителей. Организуются межведомственные рейды с посещением всех сложных категорий семей и детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. По итогам готовятся протоколы поручений председателя комиссии для немедленного решения выявленных проблем (в этом году около 170). Подобных семей на заседаниях районных комиссий рассмотрено более 800.
– По какой системе работают комиссии по делам несовершеннолетних с юными правонарушителями?
– Причиной попадания в СОП несовершеннолетнего становится неоднократное нарушение административного законодательства либо совершение уголовного преступления ребенком, который не достиг возраста наступления уголовной ответственности. Решение о признании его находящимся в социально опасном положении принимает совет по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования. Предварительно специалисты изучают положение детей в семье, причины и условия совершения ребенком правонарушений.
– Каковы результаты работы КДН за последние годы?
– Уровень детской преступности в Минской области за последние 10 лет снизился в 4 раза (с 1091 преступления в 2007 году до 253 в 2017-м). В 3 раза уменьшилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 802 до 267). Более чем в 2,5 раза уменьшилось количество детей, отобранных у родителей (с 692 до 267). Приведенная статистика иллюстрирует эффективность нашей общей профилактической работы. При этом острые проблемы современного общества, конечно, есть и в Минской области: борьба с наркоманией и алкоголизмом среди подростков, устранение социального сиротства. Здесь задействовано множество структур, работающих в одной команде.
Кристина Курилович, «Мінская праўда», 14 ноября 2017 г.
(фото – «Мінская праўда»)
Утвержден состав Детского совета при Комиссии уполномоченных по правам ребенка стран СНГ
Шестое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ с участием представителей государственных органов и учреждений, сотрудников аппаратов уполномоченных по правам ребенка Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ состоялось сегодня в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
На заседании были утверждены состав Детского совета при Комиссии и план его работы. Председатель комиссии, начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Александр Матюшонок отметил, что создание Детского совета поможет усилить взаимодействие стран СНГ по правам детей. «Коллегиально на прошлом заседании мы решили создать Детский совет при Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. Он сможет сотрудничать с нашим советом, вносить предложения по защите прав детей, обсуждать насущные проблемы. И, самое главное, поможет усилить взаимодействие в этом направлении молодежи стран СНГ», – рассказал он.
«Каждое государство подготовило двух кандидатов. Завтра пройдет первое совместное заседание, где мы обозначим план совместной работы, – подчеркнул Александр Матюшок. – Молодые лидеры расскажут о молодежной политике в своих странах, проектах, инициативах, в которых они участвуют. Затронут и вопросы взаимодействия».
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что в России уже давно работают Детские советы при каждом региональном уполномоченном. «Мы поняли, что это очень действенный инструмент. Нам важно слышать мнение детей и понимать, что их беспокоит, интересует», – добавила она.
Члены комиссии в процессе заседания обсудили вопросы ценностно ориентированного подхода воспитания детей, организацию отдыха и оздоровления детей, работу с детьми в конфликте с законом, развитие семейных форм устройства детей-сирот, проблемы детей, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ, направленный на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 ноября подписал Указ № 394, который предусматривает корректировку Указа № 269 от 29 августа 2023 года «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям».
Документ направлен на повышение эффективности противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Согласно Указу, Национальный банк организует информационное взаимодействие между правоохранительными органами и поставщиками платежных услуг по обмену информацией о платежных операциях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обработка и передача информации о таких операциях осуществляется посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка.
Следственному комитету и Министерству внутренних дел предоставлено право на приостановление расходных операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на срок до 10 суток при наличии соответствующей информации.
Как изменится профилактическая работа с подростками? О новациях в законодательстве рассказали депутаты
На базе Могилевского института МВД сегодня прошло выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству. Основная тема обсуждения – «Административная ответственность несовершеннолетних: профилактические меры воздействия и практика их применения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Как отметила председатель Постоянной комиссии по законодательству Марина Ленчевская, сейчас ко второму чтению готовится проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«Этим проектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Действующие редакции вступили в силу с 1 марта 2021 года. Они были подготовлены во исполнение поручения Главы государства о реформировании законодательства об административной ответственности. Одна из установок – профилактическая направленность законодательства в этой сфере», – сказала она.
Сейчас стоит задача внести в кодексы комплексные изменения, которые позволят сохранить их общую концепцию, актуализировать нормы и привести их в соответствие современным реалиям. «Эти изменения направлены в том числе на совершенствование такого профилактического института, как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, – добавила Марина Ленчевская. – Проектом предлагается дополнить ПИКоАП новым специальным разделом – применение мер воспитательного воздействия, закрепляющим общие и особенные аспекты применения таких мер».
Во время заседания провели анализ таких мер, практику их применения в отношении несовершеннолетних.
По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Александра Омельянюка, в течение нескольких лет проводились только отдельные корректировки кодексов. «За это время накопился определенный опыт, изменились иные законы и наше административное законодательство нужно привести в соответствие, – заявил он. – Один из новых разделов касается применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Это относительно новый институт в нашем законодательстве, он появился в 2021 году. И это продолжение того курса, который мы выбрали, – это курс на профилактику совершения правонарушений. И особенно это касается несовершеннолетних. Они еще дети, их поведение еще не сформировалось. Мы это прекрасно понимаем».
За эти годы в данном направлении была проведена большая работа, в том числе практическая. Жизнь показала, что направление было выбрано верно. «Сейчас нужно определить, как такие меры профилактики будут применяться: кто их должен применять, в каких случаях, какой порядок взаимодействия между органами, которые работают с подростками, – подчеркнул Александр Омельянюк. – Сегодня мы хотим услышать тех, кто применяет это законодательство на практике, кто непосредственно работает с детьми. Закон будет хорошо работать только в случае, если он основан на достижениях, которые у нас есть. А те проблемы, которые возникли, нужно разрешить в законодательстве, что позволит эффективно применять эти меры».
Среди участников выездного заседания – начальник кафедры административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Александр Лубенков. «Белорусов всегда волнуют вопросы наших детей, то, как они растут. В 2021 году вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях и были введены определенные институты, регламентирующие применение в отношении несовершеннолетних профилактических мер воздействия. Прошло определенное время, мы посмотрели, что из этого работает, а что нужно подправить, – сказал он. – Такие встречи, как сегодня проходит на базе нашего вуза, очень важны. Здесь собрались не только парламентарии, но и практические работники из УВД, прокуратуры, КДН, представители научного сообщества. Мы с различных сторон можем обсудить этот проект, прислушаться к мнению каждого».
По информации
БЕЛТА
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
На контроле Президента. Майнинг, токены, блокчейн: как в Беларуси регулируют сферу цифровых валют
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.