Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя ГПК, Министра внутренних дел и Министра иностранных дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 ноября заслушал доклады Председателя Государственного пограничного комитета Константина Молостова, Министра внутренних дел Ивана Кубракова и Министра иностранных дел Максима Рыженкова.
Председатель Госпогранкомитета Константин Молостов доложил о положении дел, складывающихся на государственной границе в целом, отдельно остановившись на ситуации на белорусско-литовском участке. Представлена информация об оперативной обстановке, действиях органов пограничной службы во взаимодействии с другими ведомствами, реализации поручений Президента.
Речь также шла о развитии и совершенствовании работы ведомства в целом, направлениях, которым необходимо уделить особое внимание с учетом нынешних непростых условий. Это в том числе укрепление пограничной безопасности за счет обновления и модернизации пограничной инфраструктуры и технических средств.
Министр внутренних дел Иван Кубраков проинформировал Главу государства о ситуации в приграничье, где из-за закрытия Литвой пунктов пропуска скопилось более 1 тыс. грузовых автомобилей, в том числе брошенных вдоль проезжей части. А также о выполнении ранее данных поручений по перемещению автомобилей на охраняемые стоянки. Эти задачи в настоящее время выполняются. Предпринимаемые правоохранительными органами меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. В соответствии с поручением Президента, водителям, оказавшимся в сложной ситуации, оказывается необходимая помощь. Иван Кубраков доложил и о том, что обстановка на приграничной территории контролируется органами внутренних дел, обеспечивается усиленная охрана общественного порядка.
Главная тема сегодняшнего доклада Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова Главе государства – взаимодействие с Литвой. И в частности, проводимая белорусской стороной работа, направленная на урегулирование в максимально сжатые сроки сложившейся кризисной ситуации на границе. Президентом даны необходимые поручения в отношении дальнейших действий и переговорной позиции белорусской стороны с целью возвращения к нормальному режиму функционирования пунктов пропуска.
Вопросы совершенствования сферы осуществления админпроцедур и функционирования службы «одно окно» обсудили в Министерстве юстиции
30 сентября 2025 г. состоялось заседание коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь, на котором были обсуждены вопросы координации Министерством юстиции деятельности государственных органов и служб «одно окно», касающейся осуществления административных процедур.
В приветственном слове Евгений Коваленко отметил, что работа с населением является одним из ключевых направлений в нашей республике, соответствующим заданному Президентом курсу на построение «государства для народа».
В рамках работы по совершенствованию сферы административных процедур Министерством юстиции совместно с заинтересованными подготовлены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». Соответствующий проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования в сфере жизнедеятельности населения» предусматривает корректировку 265 административных процедур, осуществляемых в отношении граждан: дополнение 5 новыми административными процедурами, исключение 20 административных процедур, а также внесение изменений в сроки и порядок предоставления документов по 240 административным процедурам.
Так, например, исключаются административные процедуры по выдаче справок для перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, о необеспеченности ребенка в текущем году путевкой в лагерь, о пребывании воспитанника в воинской части, выдаче в связи с изменением половой принадлежности документа об образовании (обучении).
Исключение административных процедур обусловлено возможностью самостоятельного запроса уполномоченным органом необходимых документов, а также их невостребованностью.
При этом, исходя из практической деятельности государственных органов и организаций, есть необходимость в закреплении новых административных процедур. К примеру, принятие решения о даче согласия на отчуждение жилого помещения, принадлежащего лицу, обязанному возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в интересах (в пользу) его ребенка, выдача медицинского свидетельства о годности к работе на морских судах, судах внутреннего плавания, получение доступа к генетическим ресурсам.
Кроме того, оптимизация административных процедур направлена на сокращение перечня документов и (или) сведений, представляемых гражданином при обращении за административной процедурой. Возможности использования государственных информационных систем и ресурсов сегодня позволяют уполномоченным органам самостоятельно запрашивать необходимую информацию.
По ряду административных процедур сокращены сроки их осуществления (например, принятие решений о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда меньшего размера взамен занимаемого, о включении в состав организации застройщиков, выдача справок об удержании алиментов и их размере, о смерти военнослужащего либо о получении им инвалидности в период прохождения военной службы, выдача (обмен) национального удостоверения личности моряка и др.).
В целях обеспечения комфортных условий для граждан и субъектов хозяйствования при реализации их прав и законных интересов Министерством юстиции на постоянной основе осуществляется общая координация деятельности службы «одно окно».
В настоящее время в стране функционируют 158 служб «одно окно», расположенных в рамках каждого районного и городского исполнительных комитетов.
Законодательство предусматривает порядка 1600 административных процедур, из которых по 245 уполномоченным органом является местный исполнительный и распорядительный орган. Через службы «одно окно» можно подать документы по 214 административным процедурам, из них 143 – для граждан и 71 – для субъектов хозяйствования.
Наиболее популярными среди населения являются процедуры, связанные с жилищными правоотношениями, трудовой сферой, социальной защитой, а также в сфере архитектуры и строительства.
Министерством юстиции в текущем году изучена деятельность 24 служб «одно окно», в том числе с применением таких форматов, как «тайный посетитель» и «тайный звонок». Особое внимание уделялось службам, расположенным в отдаленных регионах, например, Браславский, Кричевский, Кобринский и Добрушский районы.
В целом организация деятельности служб «одно окно» соответствует требованиям законодательства. Вместе с тем сохраняются и проблемные аспекты, такие как направление посетителя в уполномоченный орган для получения консультации, истребование документов, не предусмотренных законодательством. В ряде служб «одно окно» выявлено ненадлежащее информирование заинтересованных лиц (на информационных стендах и официальных интернет-сайтах размещается неполная и (или) неактуальная информация).
Все выявляемые недостатки доводятся до сведения местных исполнительных и распорядительных органов в целях их устранения.
Министр напомнил, что текущий год положил начало пятилетки качества в нашей стране, одним из стратегических направлений которой является дальнейшее повышение качества жизни людей. «Целью нашей работы должно быть создание таких условий, чтобы, придя в службу «одно окно», человек чувствовал себя одинаково комфортно, будь то в городе Минске или в самом отдаленном районном центре. И здесь важно все: от времени ожидания в очереди, доступности необходимой информации и грамотности специалистов службы, до экстерриториального принципа осуществления административных процедур», – подытожил Евгений Коваленко.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
(фото – официальный портал Министерства юстиции)
Изменения в области контроля за экономической концентрацией
В целях оптимизации работы в области контроля за экономической концентрацией принято постановление МАРТ от 15 сентября 2025 г. № 60 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31 января 2022 г. № 11», которым корректируются регламенты административных процедур о согласии на экономическую концентрацию.
Ряд изменений направлен на устранение проблемы, с которой могли столкнуться субъекты при расчете доли на товарном рынке при подаче документов в рамках административных процедур.
Так, на практике возникали ситуации, когда субъекты не имели возможность рассчитать долю на товарном рынке, необходимую для заполнения документа «Сведения о видах деятельности, видах товаров (работ, услуг)», если за предшествующий подаче заявления о согласии на экономическую концентрацию отчетный период официальная статистическая информация не была сформирована.
Теперь в указанных случаях, когда официальная статистическая информация, необходимая для расчета доли на товарном рынке, не сформирована – сведения о видах деятельности представляются за два последних отчетных периода, за которые такая информация сформирована.
Изменения редакционного характера также коснулись форм заявлений и требований о легализации.
Постановление вступило в силу 25 сентября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь