04.05.2017
Подход к должникам изменится: в мае вступают в силу законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве»
С середины мая с должниками официально заговорят на другом, более жестком языке: 13 и 16 мая вступают в силу законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве», которые основательно изменят систему принудительного исполнения судебных решений. Разработка этих документов заняла 2,5 года, подписали их в ноябре прошлого года. Этих новаций очень ждали как судебные исполнители, так и люди, которые долгие годы добиваются возврата своих денег. Татьяна Староверова, заместитель начальника управления правового обеспечения главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции, рассказала, что именно изменится.
Взыскание – только на основании заявления
Теперь, чтобы началось взыскание долга, одного решения суда будет недостаточно. Имея на руках исполнительный документ, выданный судом, взыскатель должен предъявить в орган принудительного исполнения не только его, но и заявление о возбуждении исполнительного производства. Зачем это нужно, если есть судебное решение? Дело в том, что судебные исполнители уже который год являются самостоятельной структурой. В практике судебных исполнителей встречались разные ситуации. К примеру, когда должник возвращал всю сумму еще до решения суда и взыскивать уже никому ничего не придется. А иногда истцу достаточно того, что суд признал его правым. Бывают случаи, когда к моменту прихода судебных исполнителей часть денег уже была возвращена. По новому принципу тот, кому должны, лично вписывает в заявление о возбуждении исполнительного производства сумму, подлежащую взысканию с должника. Она не может превышать цифру, которая отражена в судебном решении, но может быть меньше ее. Образец этого заявления вскоре появится на сайте министерства, а также будет размещен на всех стендах в районных и областных отделах принудительного исполнения. Кроме суммы долга, обязательно еще будет указание расчетного счета взыскателя, куда нужно перечислить деньги, а также личных данных заявителя. После того как должник получит постановление о возбуждении исполнительного производства, у него есть 7 дней, чтобы рассчитаться. Если он этого не сделает, то начинает работать система принудительного исполнения.
Судебные исполнители вскоре получат больше прав, а должники – меньше лазеек для ухода от выплаты долгов
Комментарий специалиста: «Одним из важных моментов является то, что Закон «Об исполнительном производстве» определил заявительный принцип возбуждения исполнительного производства». Он призван соблюсти баланс интересов в исполнительном производстве посредством наличия следующих ключевых фигур: взыскатель, должник и выступающий между ними судебный исполнитель».
Кстати
На сайте Министерства юстиции есть реестр должников. Чтобы посмотреть, есть ли там ваша фамилия, достаточно ввести свой идентификационный номер из паспорта. Сейчас база обновляется один раз в день. Но в министерстве заверили, что уже совсем скоро введут в работу новую программу, которая позволит мгновенно обновлять базу в онлайн-режиме.
Обстоятельства и ограничения
Неплательщикам ограничат доступ в казино. Если суд посчитает, что, имея за душой долг, гражданин грешит посещением казино, ему официально запретят входить в это заведение. Еще одно новшество – задержание и отбуксировка транспортных средств: если должник попадется на глаза инспектору ГАИ, а тот увидит в базе отметку о том, что нарушитель – неплательщик, машину могут задержать и отбуксировать на штрафстоянку, пока за ней не приедет судебный исполнитель. Также расширяется перечень тех, кого в случае неявки по повестке могут принудительно доставить к судебному исполнителю: в список добавили представителей юридических лиц. Как правило, речь о руководителях предприятий-неплательщиков. Они тоже теперь могут быть включены в список тех, кому запрещено покидать территорию страны.
ГАИ сможет отбуксировать авто неплательщика на штрафстоянку, если тот попадется им на глаза
Комментарий специалиста: «Должники нередко прячут свои автомобили от судебных исполнителей. Эта мера поможет вывести их на чистую воду».
Изменил фамилию? Исполнители все равно найдут
Лазеек для того, чтобы уйти от выплаты алиментов или долга по кредиту, станет еще меньше. Судебных исполнителей наделили правом самостоятельно определять, кто именно должен выплачивать деньги, в случае если должник изменит фамилию или умрет. Сегодня эти процедуры еще совершает суд.
Комментарий специалиста: «Принцип следующий: если человек умирает, к его наследникам переходят не только права, но и обязанности. Наследники будут отвечать по задолженностям имуществом, перешедшим к ним по наследству. То же самое происходит, если должник меняет фамилию, имя или отчество. Судебный исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства. И этот человек теперь уже под другим именем все равно остается в базе. Взыскание продолжается».
Старый телевизор продадут по адекватной стоимости
Меняются подходы к оценке арестованного имущества. Теперь на него будет устанавливаться не рыночная цена, а ликвидационная. Она, как правило, на 20–30% ниже. А это значит, что вещи можно будет быстрее продать и больше граждан получат свои деньги. Раньше, когда на арестованное имущество выставлялась рыночная цена, его было сложно продать. Процесс тормозился. Теперь, уверены в министерстве, дело с реализацией пойдет значительно быстрее.
Судебные исполнители уверены, что реализовать конфискованное имущество теперь будет проще
Комментарий специалиста: «Мы надеемся, что эта мера также поможет стимулировать должника и повысить его ответственность перед тем, кому он должен, а в случае невозможности такого стимулирования позволит более оперативно реализовать имущество и погасить долги».
Вступив в силу, законы значительно облегчат работу судебных исполнителей. А ряд процедур и вовсе может быть исполнен без их участия. «По новому закону взыскатель вправе направить исполнительный документ по месту работы должника, тогда деньги будут высчитываться из его зарплаты. Если мы говорим о небольших суммах, то это будет способствовать более быстрому погашению. Поскольку, если это делать через судебных исполнителей, то процесс займет больше времени», – комментирует новацию Татьяна Староверова.
Хочется верить, что с принятием этих важных и долгожданных для многих документов те, кто годами ожидает возврата долгов, наконец смогут получить свои деньги.
Светлана ИСАЕНОК, «Советская Белоруссия», 3 мая 2017 г.
(фото – Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ)
В Беларуси завершается реализация 6-й государственной программы в сфере энергосбережения
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Новация для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации
БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации
БЕЛТА
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА