03.05.2017
Определены направления развития сотрудничества в сфере АПК для бизнеса стран ЕАЭС
Вопросы стимулирования и развития агропромышленного производства обсудили участники круглого стола «Перспективы импортозамещения в агропромышленном комплексе государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС)». Мероприятие было организовано Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) с участием Комиссии по агропромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей и Международного Конгресса промышленников и предпринимателей.
Директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен в приветственной речи выразил уверенность в том, что для стран Евразийского экономического союза весьма актуально проведение политики импортозамещения в чувствительных сферах с учетом социальной значимости отрасли и необходимости насыщения внутреннего рынка собственной качественной и доступной продукцией. «Решения этих задач можно добиться на основе использования лучших достижений науки и передового опыта, стимулирования конкурентоспособного отечественного производства, трансферта технологий и инноваций», – сказал Станислав Бубен.
Сегодня 61% общего объема товарооборота стран ЕАЭС составляет импорт. Как правило, это те товары, которые могут быть произведены на территории Союза. В денежном выражении на закупку продукции тратится порядка 26,5 млрд долл. США, для сравнения, общегодовой объем государственной поддержки всех стран-участниц практически в три раза меньше.
К примеру, по такой мелкой, казалось бы, позиции, как ягоды (малина, смородина, клюква и т.д.), ЕАЭС в 2016 году импортировал продукции на 426 млн долл. США. Это в 20 раз больше, чем расходы Кыргызской Республики на весь АПК за один год.
Мяса различных видов в Союз было завезено на 1,9 млрд долл. США, что практически в два раза больше всех бюджетных расходов Казахстана на сельское хозяйство за 2015 год.
Ликеров и прочих спиртовых настоек было импортировано на 664 млн долл. США, это в три раза больше, чем пятилетний бюджет Армении на сельское хозяйство.
Участники круглого стола обсудили возможности для изменения ситуации. Вопросы импортозамещения в АПК в первую очередь рассматривались как стимул повышения конкурентоспособности сельхозпродукции и продовольствия. Было отмечено, что необходимы обновление и качественное улучшение отечественных средств сельскохозяйственного производства и материально-технических ресурсов; модернизация и поступательный переход к элементам инновационного развития отрасли; диверсификация производства, в том числе посредством внедрения технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья.
Также были озвучены предложения по формированию и реализации кооперационных проектов, направленных на углубление интеграции в сфере развития производства пищевых микроингредиентов в ЕАЭС. Например, открытие совместных производств по выпуску комплексных пищевых добавок, белковых продуктов, протеинов животного и растительного происхождения, соевых и пшеничных волокон (клечатка, отруби пшеничные) и т.д.
Особое внимание было уделено возможности объединения представителей малого и среднего бизнеса – производителей продовольственных товаров стран Союза в единую сеть, создание для них благоприятных сбытовых условий.
Рассмотрены реализуемые кооперационные проекты и предложены новые механизмы и инструменты по разработке импортозамещающих межгосударственных проектов и дальнейшему созданию благоприятных условий для интеграции. Например, развитие товаропроводящей системы путем расширения инфраструктуры хранения, транспортировки, сортировки, фасовки, упаковки и т.д.
В мероприятии приняли участие руководители профильных отраслевых министерств стран Союза, крупнейших ассоциаций, союзов и компаний по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, ведущих торговых и оптово-розничных сетей десяти стран, в том числе Италии, Ирана, Вьетнама, Узбекистана, а также международных организаций.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт Евразийской экономической комиссии)
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
МНС информирует индивидуальных предпринимателей о правомерности осуществления деятельности после 31 декабря 2025 года
МНС информирует о том, что после 31 декабря 2025 г. вправе продолжить свое функционирование в том же статусе только те индивидуальные предприниматели, виды деятельности которых включены в перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (далее – перечень ИП), определенный в приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457.

С учетом изложенного рекомендуется сопоставить осуществляемый вид экономической деятельности с перечнем ИП. В случае его отсутствия в названном перечне – заблаговременно принять решение о работе в новом статусе.
Сообщаем, что Законом Республики Беларусь от 22 апреля 2024 г. № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» индивидуальному предпринимателю предоставлена возможность продолжить свою деятельность путем создания коммерческой организации, учреждаемой одним лицом, в особом порядке без приостановления деятельности, с переходом всех прав и обязанностей к созданной им коммерческой организации.
Подробная информация, а также примерный алгоритм действий при переходе индивидуального предпринимателя в статус юридического лица размещены на официальных сайтах
Министерства экономики Республики Беларусь и
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе
«Новшества в налогообложении предпринимательской деятельности с 01.10.2024».
За получением дополнительной информации по вопросам, касающимся предпринимательской деятельности и не связанным с налогообложением, необходимо обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Прием заявок заканчивается. Кто может получить грант на развитие проекта, рассказали в Миноблисполкоме
Заместитель председателя Комитета экономики Минского облисполкома Валентина Осадчик рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит», какие проекты получают финансовую поддержку в виде грантов от облисполкома.
В Минской области действительно много субъектов малого и среднего предпринимательства, которые активно заинтересованы в поддержке и развитии. Периодически проводятся конкурсы инвестиционных проектов. «Новый вид поддержки – гранты – пока еще не получил широкого практического применения в стране. Поэтому мы решили опробовать его сначала через конкурс инвестпроектов. Сейчас идет прием заявок, и активность заметна: поступает много заявок, а прием скоро закончится», – подчеркнула Валентина Осадчик.
Что касается самих проектов, то гранты обычно получают небольшие проекты из отдаленных районов. Это важно, поскольку развитие регионов – один из приоритетов, чтобы не терять сельские территории. Так, заявки поступают из Вилейского, Стародорожского, Червенского районов.
Основные проекты, на которые подаются заявки, – небольшие производственные предприятия в сфере деревообработки, а также проекты сферы услуг. Открываются медцентры, автомойки и другие сервисы.
«Такие проекты важны не только с точки зрения создания рабочих мест, но и для улучшения экологии и комфорта жизни, – отметила заместитель председателя. – Сегодня бизнес ориентирован на небольшие производственные и сервисные проекты, особенно в медобслуживании. Это базовые направления, обеспечивающие комфортную среду для проживания населения».
По информации
БЕЛТА
До Br9,8 тыс. Субсидии на организацию своего дела вырастут с 1 ноября в Беларуси
Субсидии от государства на организацию своего дела вырастут в Беларуси с 1 ноября, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Размер субсидии в городе до 31 января 2026 года будет составлять 11 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), или Br5401,99.
В малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, а также в сельских населенных пунктах ее размер составит 15 БПМ. До 31 января 2026 года это будет Br7366,35.
При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок, размер субсидии составит 20 БПМ, или Br9821,8, до 31 января 2026 года.
В Минтруда напомнили условия предоставления субсидии. Ее могут получить люди старше 18 лет, зарегистрированные как безработные в службе занятости. Необходимо написать заявление в службу занятости и предоставить бизнес-план, в этом могут помочь специалисты.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси увеличено финансирование госпрограммы поддержки бизнеса на 2025 год
В Беларуси скорректирована государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы. Соответствующее постановление Совета Министров от 28 октября 2025 г. № 581 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
Внесены изменения в постановление Совета Министров от 29 января 2021 г. № 56. Согласно документу, планируемый объем расходов по финансированию мероприятий программы в 2025 году увеличен примерно на Br2 млрд. Это будет сделано за счет кредитных ресурсов. Общая сумма составит более Br11,6 млрд. Ранее на эти цели в 2025 году предполагалось направить свыше Br9,6 млрд.
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» направлена на создание благоприятной среды для развития бизнеса. Цель – стимулировать деловую активность, поддерживать стартапы и создавать инновационные организации. Программа включает создание института омбудсмена, совершенствование налогового законодательства и другую поддержку, в том числе финансовую – заем, лизинг или гранты на основе конкурсного отбора.
По информации
БЕЛТА