Государственный комитет по стандартизации Беларуси намерен в 2017 году уменьшить надзор в сфере производства
Государственный комитет по стандартизации Беларуси намерен в 2017 году уменьшить надзор за соблюдением требований технических стандартов и регламентов в сфере производства. Об этом сегодня на заседании тематической подгруппы по техническим требованиям в сфере технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия сообщил председатель Госстандарта Виктор Назаренко.
«Думаю, в этом году будет реализована идея, что проверки отечественных производителей на соблюдение требований технических нормативных актов будут осуществляться редко. Мы за своих производителей гарантируем их добропорядочность и соблюдение законодательства», – сказал он. Надзорная работа Госстандарта будет сосредоточена на продукции, которая находится в обращении на белорусском рынке.
Руководитель ведомства привел данные мониторинга электротехнических товаров, представленных в торговых организациях страны. Было проверено около 600 наименований продукции. Результаты проверки показали, что более половины имели проблемы: с безопасностью, документами, маркировкой. «Сегодня мобильность торговых сетей позволяет продукции мгновенно уходить с прилавков и появляться в других местах. Наши возможности в связи с этим ограничены. Поэтому мы пересматриваем надзорную систему, делаем ее оптимизацию», – добавил председатель комитета.
Виктор Назаренко обозначил основной подход в надзорной деятельности: это будет не просто контроль наличия маркировки, документов, а контроль, подтвержденный испытаниями. Если будет обнаружена опасность продукции, то будут приняты меры по ее выводу из обращения. Так, в прошлом году Госстандарт отменил более 300 документов (сертификатов и деклараций о соответствии на продукцию), выданных в Российской Федерации. Получается, что они действуют на территории ЕАЭС, за исключением Беларуси.
Госстандарт сформировал перечень поставщиков, которые не имеют права импортировать свою продукцию в республику – это почти 150 компаний. Также определены виды продукции, которые не соответствуют требованиям техрегламентов и не могут находиться на белорусском рынке, – более 200 видов товаров. «В этом русле мы продолжим работать, не создавая производителям ненужных проблем», – резюмировал руководитель комитета.
По сообщению БЕЛТА
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.
Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Усовершенствованы подходы участия профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве. Об этом шла речь 30 мая на заседании президиума Федерации профсоюзов Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ФПБ.
В целом полномочия представителей профсоюзов закреплены на законодательном уровне. Основные изменения, внесенные на этом этапе, касаются алгоритма и сроков сообщения о несчастном случае. Определено, что профсоюзы могут участвовать в расследовании даже там, где нет первичной профсоюзной организации. Также выстроена работа в случаях, если травму получил работник, не являющийся членом профсоюза. Направление представителя для участия в расследовании в таких случаях определяют отраслевой профсоюз или областное (Минское городское) объединение профсоюзов.
Новые правила будут способствовать объективному и своевременному расследованию, оформлению и учету несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что позволит не допустить ущемления прав травмированных работников. Кроме того, в ходе расследования несчастных случаев в организациях, где нет профсоюзной организации, техническая инспекция вправе провести общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
«Задача профсоюзов – проконтролировать, чтобы при установлении причин трагедии не были нарушены права работника. Участие профсоюзов при расследовании несчастных случаев позволяет видеть картину целиком, учесть все обстоятельства и максимально защитить людей, которые получили травму на производстве. У профсоюзов есть право выразить особое мнение, если не согласны с итогами или ходом расследования. Например, в прошлом году в столице на одном из предприятий промышленности работник получил тяжелую травму. Технический инспектор труда отраслевого профсоюза не согласился с выводами расследования, которые указывали на личную неосторожность потерпевшего. По мнению техинспектора труда, несчастный случай произошел в результате несовершенства оборудования и несоответствия технологического процесса. Особое мнение было учтено. В итоге работник получил компенсацию, – рассказал главный технический инспектор труда ФРБ Павел Манько. – В нашей практике есть случаи обращения, которые касаются фактов скрытия несчастных случаев и нежелание отдельных нанимателей признавать производственную травму или вовсе переложить вину на работника. Согласившись на такие условия, работник многое теряет, в первую очередь право на компенсацию. К слову, в прошлом году 21 наниматель был привлечен к ответственности за попытку сокрытия несчастного случая».
На сегодняшний день государством гарантированы обязательные страховые выплаты человеку при получении производственной травмы. Кроме того, профсоюзы продолжают работу над тем, чтобы каждый коллективный договор организации содержал норму, согласно которой работник может рассчитывать на дополнительные выплаты в случае травмы – в размере одного среднего заработка за каждый процент потери трудоспособности и 10 среднегодовых заработков семье в случае гибели работника на производстве по вине нанимателя.
«Нередки случаи, когда работники сами не знают, на какую компенсацию они могут рассчитывать при получении травмы. Например, при проведении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в одной из организаций Брестчины профсоюзный специалист выявил, что работнику в связи с производственной травмой выплатили только страховые выплаты, а норму коллективного договора наниматель проигнорировал. Представитель профсоюза указал на нарушение – работнику недоплатили около Br60 тыс. Сегодня наниматель уже начал производить положенные работнику выплаты – достигнуто соглашение о рассрочке невыплаченной суммы равными долями в течение 30 месяцев. В целом в 2024 году в случае гибели работника наниматели по требованию профсоюзов выплатили семьям пострадавших более Br3 млн», – добавил Павел Манько.
Несмотря на большую профилактическую работу, которая проводится на постоянной основе, проведение мониторингов и проверок, усиление ответственности за соблюдением законодательства об охране труда, проблема производственного травматизма по-прежнему остается актуальной практически для всех отраслей. Только за прошлый год на рабочих местах в результате несчастных случаев погибли 105 человек (в 2023 году – 117), 1849 работников получили производственные травмы.
Сообщить о фактах нарушений охраны труда, несоответствующих условиях работы или спорной ситуации с нанимателем можно в Межотраслевой мониторинговый центр ФПБ по единому бесплатному номеру 8-801-100-1111.
По информации БЕЛТА
Исполнительная надпись может быть совершена удаленно с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты (ИС). Для совершения исполнительной надписи удаленно необходимо создать личный кабинет пользователя (ЛК).
1. Создание ЛК.
Для создания ЛК представителю юридического лица необходимо обратиться лично к любому нотариусу и подать заявление о создании ЛК.
Примечание
Проект заявление о создании ЛК может быть составлен нотариусом.
При подаче заявления необходимо представить нотариусу:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность для обращения за совершением нотариальных действий, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа).
Важно: для создания ЛК электронная цифровая подпись представителя юридического лица не требуется.
На основании такого заявления нотариус создает в ИС учетную запись пользователя представителя юридического лица.
Логин и секретный код для восстановления пароля распечатываются и выдаются нотариусом пользователю. Пароль для входа направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) и адрес электронной почты (e-mail).
Для авторизации и входа в ЛК необходимо перейти на страницу https://enotariat.by и в правом верхнем углу экрана нажать кнопку «Войти».
Ввести логин (1), пароль (2), выбрать способ получения кода подтверждения (3), нажать кнопку «Запросить код» (4). Код подтверждения направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) или адрес электронной почты (e-mail).
Полученный код подтверждения необходимо ввести в поле «Код из email» или «Код из смс» (1) и нажать кнопку «Войти» (2).
2. Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения.
Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения, осуществляется через ЛК.
Для этого в ЛК необходимо выбрать раздел «Нотариальные действия» (1), блок «Исполнительная надпись» (2).
В открывшейся форме необходимо нажать кнопку «Создать» и выбрать вид исполнительной надписи (согласно пункту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей»).
После этого необходимо заполнить соответствующие сведения, представляемые для совершения каждой исполнительной надписи:
о должнике, солидарных должниках (при наличии) (обязательные поля для заполнения помечены «*»);
о задолженности.
Далее необходимо прикрепить обязательные документы*:
*Ниже приведен для примера перечень документов, представляемых для совершения исполнительной надписи на основании пункта 7 перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи – приложения к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
1) заявление о совершении исполнительной надписи удаленно;
Примечание
Примерный образец заявления размещен в ЛК в разделе «Образцы документов».
Заявление должно быть составлено в виде электронного документа и подписано уполномоченным на подписание заявления представителем юридического лица (далее – Заявитель), создавшим ЛК, электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – ЭЦП).
Если в подписанном ЭЦП заявлении не содержится реквизитов «дата» и «исходящий номер», то необходимо дополнительно направлять регистрационно-контрольную карточку (далее – РКК) заявления в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
2) документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней) должен быть составлен в виде электронного документа и подписан уполномоченным на подписание такого документа представителем юридического лица ЭЦП.
3) доверенность на обращение за совершением исполнительных надписей;
Примечание
Доверенность должна быть составлена с соблюдением требований гражданского законодательства, в т.ч. содержать дату ее совершения, в виде электронного документа и подписана руководителем юридического лица ЭЦП.
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, и такие реквизиты в ней не содержатся, то необходимо дополнительно направлять РКК доверенности в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности не исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, либо доверенность содержит такие реквизиты, дополнительное направление РКК не требуется.
4) документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Направляется при отсутствии в доверенности на обращение за совершением исполнительных надписей полномочий на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней).
Документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), может быть составлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. В первом случае прикрепляется скан такого документа, подписанный Заявителем ЭЦП, во втором случае – электронный документ, подписанный руководителем юридического лица ЭЦП.
При составлении документа, подтверждающего полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), в виде электронного документа случай необходимости прикрепления РРК аналогичен приведенному выше.
5) кредитный договор или иной договор, содержащий существенные условия кредитного договора (далее – Договор);
Примечание
Если Договор заключен в форме документа на бумажном носителе, то направляется скан такого договора, подписанный Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в форме электронного документа, то направляется такой документ либо форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в электронном виде, то направляется форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
6) договор поручительства;
Примечание
Аналогично порядку направления Договора.
7) документ об оплате нотариального тарифа.
Примечание
Может направляться после поступления от нотариуса сообщения о сумме тарифа и реквизитов для оплаты.
Для прикрепления документов необходимо выбрать «Тип документа» (1) и прикрепить соответствующий документ (2).
Важно: на Портал принимаются только электронные документы в формате .pdf и размером не более 15МБ.
Далее необходимо выбрать получателя (1).
Примечание
При выборе получателя «Нотариус РБ» система направит документы любому нотариусу страны, при выборе нотариуса, например, Витебского нотариального округа система направит документы любому нотариусу Витебского нотариального округа.
Для оперативной связи Заявитель может указать свои контактные данные (1) и написать дополнительную информацию для нотариуса (2).
Важно: После заполнения данных и прикрепления документов в соответствующих разделах необходимо нажимать кнопку «Сохранить».
Если все обязательные поля заполнены и прикреплены все документы, на форме отобразится кнопка «Отправить».
После направления документов в разделе «Исполнительная надпись» можно отслеживать статус действий по направленному заявлению.
3. Получить исполнительную надпись в виде электронного документа в ЛК.
Для получения документа необходимо зайти в ЛК, перейти в раздел «Нотариальные действия», блок «Исполнительная надпись». Далее необходимо перейти в соответствующую запись со статусом «Завершено». Внизу страницы во вкладке «Документы нотариуса» можно скачать файл (исполнительную надпись в виде электронного документа) (1).
Исполнительная надпись, составленная в виде электронного документа, подписанная нотариусом ЭЦП в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке ЭЦП, имеет юридическую силу независимо от последующего отзыва открытого ключа, указанного в этом сертификате.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)