17.03.2017
В документе важна суть: что нужно учесть при корректировке Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»
Власть, эксперты и общественность продолжают обсуждать Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Относительно небольшой период действия этого документа выявил ряд недоработок в его реализации. В том, что социальная справедливость в обществе должна торжествовать, не сомневается практически никто. Но как добиться этого результата? Ответ на вопрос искали участники «круглого стола», проведенного в редакции «СБ»: депутат Палаты представителей Валерий БОРОДЕНЯ, председатель Сеницкого сельисполкома Наталья ЖУК, заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Георгий ГРИЦ, председатель Партии труда и справедливости Василий ЗАДНЕПРЯНЫЙ и старший преподаватель Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Андрей ИВАНОВ.
«СБ»: Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» вызвал неоднозначную реакцию. В результате на совещании у Президента принято принципиальное решение: декрет отменять не станут, но документ дошлифуют и откорректируют. Это потребует времени, поэтому на взыскание сбора фактически наложен мораторий на год. Почему же правильный по сути нормативный акт вызвал такой резонанс?
В.Бороденя: Не думаю, что главным катализатором стал декрет. Тут важно видеть весь спектр процессов последних двух лет. Сужение внешних рынков, снижение экспорта и ужесточение конкуренции привело к сокращению ВВП, который до этого увеличивался на протяжении десяти лет. Наиболее сильно трудности в экономике сказались на регионах, где начало сокращаться количество высокооплачиваемых рабочих мест. Власти попытались сделать ставку на малый бизнес, однако менталитет у большинства наших людей за 20 с лишним лет не изменился. Они не хотят рисковать и по-прежнему ждут от государства, что оно даст им хорошую работу, жилье, бесплатное образование, медицину и прочие социальные блага. Но мы объективно живем по рыночной доктрине, и государство не может и не должно решать за каждого его проблемы. Поэтому когда появился Декрет № 3, тут же нашлись желающие «оседлать» его и использовать как повод. Кто-то – для выражения недовольства, а кто-то – для достижения своих, совсем не экономических, целей.
Г.Гриц: Цель декрета понятна: социальное иждивенчество – это вредное явление, с которым надо бороться. Но сама постановка этой цели и последующий механизм реализации декрета вызывают ряд вопросов. Для меня просто неприемлемо то, насколько гипертрофирована в Беларуси проблема неработающих граждан. По статистике, уровень занятости на предприятиях – 80% трудоспособных граждан. В России, например, эта цифра составляет около 65%, в Польше – 57,5%. У нас работящая нация! И мне непонятен посыл про 470 тысяч человек, которых в народе с легкой руки отдельных острословов окрестили «тунеядцами». Эта цифра была взята, по сути, с потолка. К примеру, если поднять данные российской миграционной службы, то в 2014–2015 годах в России работали 400 тысяч белорусов. Это – официальная статистика, следовательно, каждый из них оплатил 13 процентов подоходного налога в республиканский бюджет.
Еще одна недоработка – это отсутствие ясных критериев, позволяющих идентифицировать «социального иждивенца». Одно дело, когда человек получает деньги в конверте и не платит налоги, и совсем другое – асоциальные элементы, которые принципиально нигде не работают. И бороться с этими явлениями надо совершенно разными инструментами. Но наши чиновники настолько уверовали в эти 470 тысяч, что в бюджет на 2016 год заложили порядка 470 млрд неденоминированных рублей, которые казна должна получить от этих несуществующих иждивенцев! Примитивно рассчитали и сумму сбора. Дотации на ЖКХ, транспорт, образование, медицину поделили на эти сотни тысяч человек и вышло по 20 базовых величин. Разослали всем под копирку извещения и сидим, ждем. Но надо понимать, что в структуре бюджета подоходный налог в отличие от западных стран не является определяющим. Доля НДС и акцизов в два раза больше. Получается, даже бомжи, которые пьют «чернила» и курят дешевые сигареты, так или иначе участвуют в софинансировании госрасходов. Если же мы говорим о справедливости, тогда, по идее, сумма сбора на финансирование госрасходов должна быть существенно меньше, и людям надо было доступно объяснить, откуда она взялась.
Когда же «письма счастья» от налоговиков пришли почти 300 тысячам граждан, ни депутатский корпус, ни местные власти не смогли людям внятно ничего разъяснить и тем самым предупредить протестные настроения. А тут еще нашлись желающие погреть руки на этой ситуации.
«СБ»: Наталья Анатольевна, на местах действительно недоработали?
Н.Жук: Я представляю пригородный сельский Совет, на территории которого проживают почти 18,5 тысячи населения. Плюс у нас очень много приезжих. При всем желании до каждого жителя сложно достучаться. Однако без внимания никто не остался. Различные госорганы проделали огромную работу. Сельсоветы прорабатывали информацию о людях, ведущих личное подсобное хозяйство. В больнице работали с теми, у кого есть основания не платить налог по медицинским показаниям. Школа отслеживала тех, кому исполнилось 18 лет, но они еще нигде не трудоустроены и не учатся, и так далее. Конечно, в этой работе нельзя исключать человеческий фактор, неточности. Пока мы собирали и анализировали эту информацию, кто-то умер, кто-то сменил фамилию, место жительства или вообще убыл из страны. Все это отслеживается и корректируется.
Например, у нас есть семья, в которой жена находится в декретном отпуске с тремя детьми, муж без образования и опыта работы подрабатывает механиком в гараже. Они получили извещение, по которому им надо заплатить сумму больше, чем их месячный доход. Для них это, конечно, шок. Но такие люди приходят в сельский Совет, получают разъяснения, куда нужно обратиться. Вопрос об освобождении от уплаты сбора в каждом случае решается коллегиально. Вот другой пример. Приходит ко мне мать 40-летнего мужчины, который не хочет работать. Вакансии есть, но они его не устраивают. На самом деле он просто привык сидеть на шее матери и жить на ее пенсию. С ними разговор должен быть совсем другой.
В.Заднепряный: Если мы хотим искоренить иждивенчество, давайте делать это не карательными (изъять, конфисковать, арестовать), а идеологическими методами. Надо создавать нетерпимую атмосферу к таким согражданам, а с другой стороны, стимулировать их к труду. И здесь полезными могут оказаться структуры гражданского общества. Почему у нас слабо используется их потенциал? При разработке и принятии тех или иных решений надо все-таки быть ближе к людям, возможно, они подскажут что-то дельное, полезное.
«СБ»: Президент дал поручение госслужащим и ответственным лицам усовершенствовать механизм выявления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов. До 1 апреля на местах предстоит подготовить списки безработных. Кого считать социальным иждивенцем и кто в обязательном порядке должен платить этот сбор?
А.Иванов: Идея Декрета № 3 во многом началась с внимания к узкой прослойке граждан в Брестской и Гродненской областях, постоянно возивших через границу сигареты и солярку. А мы сделали «среднюю температуру по больнице» – накрыли им всю социальную сферу страны. Декретом № 3 мы бьем лишь по последствиям, но никак не по причинам. А причина не в социальном иждивенце как таковом, а в том, что наше общество сдало за последние десятилетия в культурологическом, образовательном, воспитательном и прочих смыслах. А всякое закручивание гаек в следствиях – это напряжение социальной среды и формирование конфликтной среды на будущее.
Г.Гриц: Я абсолютно не согласен. Мы пытаемся искать в каких-то частных случаях некие «глубокомысленные» выводы. Благосостояние народа существенно выросло, страна сформировалась как суверенное государство. Но социальное иждивенчество и теневая экономика – это два совершенно разных тренда. Уплата налогов, пошлин и иных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов, что и подтвердил на днях Конституционный Суд. Но администрирование этой нормы, а точнее Декрета № 3, профильными государственными ведомствами было осуществлено из рук вон плохо.
В.Бороденя: Уровень налогообложения в Беларуси сравним со среднеевропейским – в отличие от уровня производительности труда. А уровень налогообложения физлиц – гораздо ниже. И плоская, справедливая налоговая шкала не дает оснований говорить о том, что государство ущемляет граждан.
«СБ»: Важный момент – человека могут освободить от уплаты сбора в связи с трудной жизненной ситуацией. Это право есть у местных Советов депутатов. Насколько справляются они с такой работой?
Н.Жук: Освобождает от уплаты сбора не первичный уровень Советов, а базовый. В моем случае – Минский райисполком. Но сперва они приходят к нам. И вопрос о том, в самом ли деле у человека трудная жизненная ситуация либо же он просто не хочет работать, решается коллегиально на комиссии.
В любом случае оснований выходить на улицы или на баррикады точно нет. Все решается, люди знают, куда для этого обращаться. И те, кто в самом деле находится в трудной жизненной ситуации, от уплаты сбора будут освобождены. А те, кто не смог обосновать свои жизненные трудности, заплатят, значит, у них есть средства. Если, скажем, человек купил (не построил, а купил!) квартиру в новом доме, живет в ней с двумя детьми и не работает – а такие примеры на территории моего сельсовета есть, – наверное, найдет он средства и на уплату сбора.
Г.Гриц: Важный момент. Подобная инициатива по борьбе с социальным иждивенчеством изучалась в прошлом году и в России. И не была принята не только из-за опасения возникновения социальных конфликтов в обществе, но и ожидания, что сама процедура администрирования этой системы обойдется дороже, нежели полученные доходы в бюджет. Интересно, во сколько нашему бюджету уже обошлась бездумная реализация, по сути, правильной инициативы Президента? И кто за весь этот бардак ответит?
«СБ»: Какие же коррективы стоило бы внести в этот документ – и от депутатов, и от местных органов власти?
Г.Гриц: Поддержу Президента – новая редакция декрета должна нести не экономическую цель прямого собирания налогов, а идеологическую и социально ответственную цели. Пополнение бюджета будет осуществляться опосредованно через вовлечение населения в общественно полезный труд и повышение его эффективности. Что делать с теми, кто уклоняется от финансирования госрасходов или ведет асоциальный образ жизни? Можно воздействовать на их самосознание в виде тех же «досок позора». Или обязать их выполнять общественно значимые работы. Критерии и инструментарий – вот что необходимо переориентировать в декрете.
В.Заднепряный: Вот даже вы только что ограничили круг работы с декретом депутатами и местными органами власти. А где же гражданское общество?
В.Бороденя: Хороший вопрос. Я разослал проект одного из законов по 30 адресам членам общественной организации. И получил в ответ ноль отзывов. А речь шла о людях, которых непосредственно коснется этот закон! Вот такой у нас уровень политической культуры и такое гражданское общество. Они даже читать не хотят...
Н.Жук: Соглашусь – перед подготовкой декрета надо было сперва изучить все категории людей, которые будут им затронуты. Ведь есть еще категории граждан, не учтенные разработчиками. Например, матери, воспитывающие часто болеющих детей. Многих ведь именно то и обидело, что им самим сегодня приходится ходить по инстанциям и доказывать, что они не иждивенцы. Но необходимость восстановления социальной справедливости даже не обсуждается. Простой пример. У меня работает главный бухгалтер, на которой колоссальная ответственность и у которой строгий рабочий день. Она трудится и получает не более 300 рублей. А рядом живет парень, проводящий досуг под магазином. Так почему же эта женщина должна своими налогами, по сути, содержать этого лодыря?
В.Заднепряный: А ведь социальное иждивенчество не исчерпывается такими вот прямыми примерами. Поясню. Столкнулся недавно с ситуацией: россияне дали срочный заказ на два наших завода, сделали предоплату. Директор одного из предприятий обратился к коллективу: в субботу и воскресенье надо выйти на работу. Вы не представляете, сколько было возмущения, звонков во все инстанции, требований снять руководителя с должности и так далее.
«СБ»: Мы видим как прямые примеры социального иждивенчества, так и косвенные. И потому резонно возникает вопрос: может быть, сначала стоило бы определиться с глоссарием и четко разъяснить, кто такой иждивенец, что такое справедливость и так далее?
В.Бороденя: Эта проблема как раз ярко проявилась в ходе нашей дискуссии. Мы постоянно смешиваем различные понятия. Начали с лиц, не участвующих в финансировании госрасходов, а дошли до теневой экономики – по сути, натурального криминала.
Г.Гриц: В нормотворческой классике любой нормативный акт открывается глоссарием. Будь он, львиная часть проблем ушла бы сама собой. Но в случае с Декретом № 3 грубо был нарушен регламент разработки и принятия такого документа. Сделало это Правительство. Ему теперь и карты в руки – доработать этот документ.
А.Иванов: И сделать это надо с учетом ключевой проблемы нашей государственности. У нас нет образа будущего, который был бы притягательным для людей. Задача государства сделать так, чтобы человек почувствовал себя еще более защищенным. И сформировать такую культуру общества, при которой он мог бы добиться и профессионального, и личностного роста.
Евгений КОНОНОВИЧ, Максим ОСИПОВ, «Советская Белоруссия», 16 марта 2017 г.
(фото – «Советская Белоруссия»)
Стаж и пенсии, матпомощь инвалидам – с какими вопросами пришли на прием к Ирине Костевич
В расчете на государственную социальную помощь каждый человек не должен забывать и о личной ответственности за свою жизнь: трудиться легально и платить налоги, чтобы потом иметь заслуженную пенсию, налаживать добрые отношения в семье и с соседями. Об этом напомнила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в ходе личного приема граждан, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Прием по восьми обращениям длился более пяти часов. Каждому Ирина Костевич старалась уделить достаточно времени, чтобы вникнуть в суть проблемы и помочь по существу.
Звучали вопросы в сфере пенсионного обеспечения, по поводу определения страхового стажа, начисления надбавок к пенсиям, предоставления статуса ветерана, материальной помощи и др.
Так, группа бывших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС предлагает включить в закон о ветеранах людей, которые в 1986–1987 годах выполняли свой долг по защите Родины. «Мы ликвидаторы, не потерпевшие. Статус ветерана, как нам кажется, мы заслужили», – высказались заявители.
Но Министр сразу оговорила, для выхода с такой инициативой надо видеть шире и соотносить права, заслуги и потребности разных категорий (например, тех же афганцев), чтобы соблюдалась справедливость по льготам. Каких льгот не хватает ликвидаторам? Что им даст новый статус? Заявители пояснили – это символ уважения общества к их заслугам, дополнительные льготы не нужны. Ирина Костевич заверила: когда будет обсуждаться вопрос внесения изменений в закон о ветеранах, ликвидаторов снова пригласят для обсуждения – чтобы взвесить все «за» и «против».
Также заявители просили помощи в предоставлении льготы по аренде помещения для Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов Чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля». В Минтруда их проконсультируют по составлению ходатайства для вхождения в перечень организаций, которые могут на это претендовать.
Недовольный тем, что не может пенсионироваться в России, где много лет работал, бывший инженер-строитель пытался «переписать историю». Хотя сам еще в 2012 году выбрал другой вариант пенсионирования и поставил подпись, согласившись, что это решение не подлежит пересмотру.
Пришедшая на прием минчанка считает, что нужно пересмотреть подходы к пенсионным надбавкам. По ее мнению, подход должен быть индивидуальным, потому что цены, тарифы растут гораздо быстрее этих повышений, при этом разрыв в пенсиях людей существенный.
«Есть два ключевых критерия для определения размера пенсии: продолжительность стажа и уровень зарплаты. У вас 30 лет страхового стажа. Индивидуальный коэффициент, исходя из вашей зарплаты, – 0,31. Ваша средняя зарплата была чуть больше минимальной – сегодня это Br440. Теперь вы не работаете, а государство платит вам ежемесячно почти 70 % процентов от той суммы – Br300. Назвать эту систему несправедливой? Не могу с вами согласиться», – отметила Ирина Костевич.
Молодой инвалид второй группы пожаловался на то, что при обращении в территориальный центр социального обслуживания населения своего района не получает должной материальной поддержки. А рассчитывает он на сумму больше Br5 тыс. По подсчетам мужчины, именно столько ему нужно на импортные лекарства (льготируемые отечественные, по его словам, не помогают), средства технической реабилитации (ортопедический матрац и кровать, которые не входят в перечень выделяемых государством), ремонт комнаты в трехкомнатной квартире, где живет с мамой. «Я не могу работать, чтобы обеспечить свои нужды. Мне было 24 года, когда установили инвалидность, до этого работал во многих организациях неофициально, но и тогда проблемы со здоровьем мешали. Началось все еще с серьезной травмы, полученной в детском саду. Пенсия по инвалидности маленькая – Br266. А я хочу одеваться, как все, носить приличную обувь, иметь семью…» – привел свои аргументы инвалид.
Вместе с тем, в этом году ему в сумме уже выдали Br1,2 тыс. различной материальной поддержки. «Надо исходить из тех возможностей, какие есть. В вашем районе вы не единственный инвалид, есть другие, есть пенсионеры. Помощь нужна многим», – ответила Ирина Костевич. Но при этом она видит резон в том, чтобы переформатировать оказание материальной помощи подобным категориям, у которых, бесспорно, доход очень низкий.
Была на приеме и руководитель общественного объединения «Голос сердца», которая работает в домах-интернатах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Она озабочена будущим ребят, которые благодаря реализованному образовательному проекту поверили в свои силы и хотят работать, жить самостоятельно. Тогда более 780 молодых инвалидов из 45 домов-интернатов прошли через неформальное трудовое образование по проекту. Но, по словам заявительницы, руководство отдельных домов-интернатов тормозит с формированием пакета документов для комиссии о признании ребят дееспособными.
Ирина Костевич сказала, что съездит в один из указанных женщиной домов-интернатов в августе, чтобы лично посмотреть его работу, познакомиться с ребятами и разобраться, есть ли действительно препятствия для их «выхода в свет».
По сообщению
БЕЛТА
Татьяна Рунец: Задача государства – обеспечить социальную интеграцию инвалидов и пожилых граждан
24 ноября 2020 г. председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Рунец приняла участие в заседании администрации Партизанского района г. Минска.

В повестке дня – вопросы социальной интеграции инвалидов и пожилых людей, незавершенного строительства, жилищной политики, архитектурной деятельности и другие.
При обсуждении хода выполнения в 2020 году мероприятий подпрограммы 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы парламентарий отметила, что социальная поддержка граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, оказание им необходимой помощи являются неотъемлемой частью социальной политики нашего государства.
В 2020 году граждане, проживающие в Партизанском районе, получили от государства социальные выплаты на сумму более 38 тыс. рублей. В их числе – 48 инвалидов и 206 граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Татьяна Рунец предложила руководству района уделять больше внимания информационной составляющей в работе по оказанию помощи этим категориям населения в целях обеспечения их социальной интеграции.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь)
Минтруда и соцзащиты – о совершенствовании системы социального обслуживания
17 сентября 2020 г. с целью совершенствования системы социального обслуживания принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 538 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Изменения внесены в Положение о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408.
Расширены категории инвалидов, имеющих право на поселение в специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов с целью оказания услуг сопровождаемого проживания.
В республике функционируют 3 специальных дома для ветеранов, престарелых и инвалидов (в Минске, Могилеве, Светлогорске) на 430 мест.
Основная функция таких учреждений – это обучение инвалидов навыкам самостоятельного проживания в условиях пребывания в специальном доме. Данные услуги сегодня в основном предоставляются инвалидам I и II группы, успешно прошедшим социализацию в домах-интернатах.
С целью расширения условий для социализации инвалидов постановлением закреплена возможность временно пребывать в специальном доме всем инвалидам, нуждающимся в формировании навыков самостоятельного проживания.
Продолжительность оказания такой услуги будет определяться индивидуально с учетом успешности формирования таких навыков.
Изменен механизм поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат.
В 9 домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития проживают 530 детей-инвалидов (в основном с III и IV степенью утраты здоровья) и 836 молодых инвалидов.
Вместе с тем в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право жить в семье, знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание.
Постановлением предусмотрено, что основанием для поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат будет являться не только заявление родителей, но и решение местного исполнительного и распорядительного органа.
Такое решение будет приниматься в случае невозможности создания условий для предоставления ребенку-инвалиду необходимых образовательных, медицинских и социальных услуг по месту жительства.
Это будет стимулировать местные исполнительные и распорядительные органы создавать условия, направленные на удовлетворение потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, по месту жительства.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания (Перечень) изложен в новой редакции.
Социальные услуги Перечня в различных формах оказывают:
- 146 территориальных центров социального обслуживания населения;
- 2 центра социального обслуживания семьи и детей;
- 90 домов-интернатов.
Наиболее востребованным является социальное обслуживание на дому, которым охвачено более 95 тыс. человек. Активно развиваются услуги дневного пребывания (численность получателей – более 18 тыс. человек), услуги сопровождаемого проживания инвалидов (услуги помощника, ассистента, переводчика жестового языка – 3,5 тыс. человек).
Уровень охвата социальными услугами нетрудоспособных граждан увеличился с 7,5 % в 2015 году до 8,6% в 1 полугодии 2020 г.
Учитывая растущую потребность населения в социальных услугах, постановлением в Перечень вносятся следующие изменения.
В отношении услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания:
- увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году.
Социальная передышка – временное определение ребенка в стационарное учреждение социального обслуживания с целью предоставления родителям возможности решения накопившихся бытовых проблем. При этом родители оплачивают только питание ребенка;
- с целью развития стационарозамещающих форм работы введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Это расширит возможности по организации дневного присмотра за инвалидами и пожилыми гражданами, нуждающимися в посторонней помощи.
В отношении услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения:
Изменены нормативы оказания отдельных услуг:
- пересмотрены критерии определения периодичности оказания услуг, направленных на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами.
Нормативы оказания социально-бытовых услуг в настоящее время установлены в зависимости от степени утраты нетрудоспособными гражданами способности к самообслуживанию: услуги предоставляются 2, 3 или 5 раз в неделю.
Как показала практика, такой подход не позволяет в полном объеме обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей нетрудоспособных граждан.
В связи с этим постановлением предусмотрено, что социальные услуги, направленные на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами, будут предоставляться в зависимости от потребности человека.
Периодичность их оказания будет закрепляться договором оказания социальных услуг.
Это позволит создать условия для удовлетворения индивидуальной потребности получателя услуг в социальном обслуживании;
- изменены подходы к предоставлению услуг, связанных с поддержанием порядка в жилом помещении (для сельской местности – в том числе на прилегающей к дому территории), а также ряд других услуг, не связанных с уходом (услуги по доставке овощей и топлива из хранилища, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт, растопке печей и др.).
Предоставление таких услуг предусмотрено только для одиноких граждан и граждан, проживающих отдельно от трудоспособных членов семьи;
- увеличен норматив оказания услуг переводчика жестового языка с 36 до 90 часов в год;
- увеличен с 4 до 10 часов в неделю период, в течение которого при оказании услуги няни родители могут оставить ребенка с няней.
При этом норматив оказания услуги няни составляет:
- 40 часов в неделю для семей, воспитывающих троих и более детей, родившихся одновременно;
- 20 часов – для иных категорий семей (семей, воспитывающих двоих детей, родившихся одновременно, семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, семей, в которых оба родителя или родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы);
- увеличен период оказания услуги няни семьям, в которых оба родителя либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы, до исполнения ребенку 6 лет (до достижения школьного возраста).
Ранее услуга няни таким семьям предоставлялась до исполнения ребенку 4 лет.
Введены новые социальные услуги
Перечень дополнен услугами, предоставляемыми территориальными центрами нетрудоспособным гражданам в домашних условиях:
- услугой дневного присмотра для граждан, утративших способность осуществлять контроль поведения, в том числе для граждан с деменцией;
- услугой по организации работы кружков на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые не имеют возможность по состоянию здоровья посещать отделение дневного пребывание для инвалидов территориального центра;
- социально-бытовыми услугами: мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника;
- услуга по обучению родственников навыкам ухода.
Данная услуга введена с целью развития неформального ухода за нетрудоспособными гражданами.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания, государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость».
Данный перечень приведен в соответствие с перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218, поскольку содержит услуги, оказываемые государственными организациями (их структурными подразделениями) социального обслуживания.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа в области социального обслуживания».
Постановлением внесены изменения в механизм реализации государственного социального заказа в области социального обслуживания.
Государственный социальный заказ реализуется с 2013 года и предусматривает привлечение негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг через предоставление бюджетных субсидий.
В текущем году в рамках государственного социального заказа работают 20 негосударственных некоммерческих организаций, услугами которых охвачено около 4 тыс. преимущественно пожилых граждан и инвалидов.
В настоящее время бюджетные субсидии предоставляются только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в рамках государственного социального заказа.
Постановлением расширяется перечень затрат, на финансирование которых предоставляются бюджетные субсидии:
- на проезд (в случаях, когда для оказания социальных услуг используется общественный транспорт);
- на услуги электросвязи, непосредственно связанные с оказанием социально-посреднических услуг по приему-передаче сообщений лиц с нарушением слуха.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2017 г. № 112 «Об оказании социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания».
Уточнена категория граждан, имеющих право получать социальные услуги на основании договора пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов, а также дополнены существенные условия заключения такого договора.
По результатам проведенного в 2011–2015 годах эксперимента развивается такая форма работы, как оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов (далее – договор ренты).
В рамках такого договора одинокие нетрудоспособные граждане получают комплекс социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания на дому либо в условиях стационара и выплату ренты взамен на переданное в собственность местного исполнительного и распорядительного органа жилое помещение.
Выполняются 24 договора ренты, социальные услуги получают 26 человек, из них 8 человек в условиях стационара, 18 – на дому.
Постановлением:
- с целью обеспечения единообразного толкования уточняется категория граждан, имеющих право на оказание социальных услуг в рамках договора ренты.
Это пожилые граждане, в собственности которых находится жилое помещение, достигшие 70-летнего возраста, не имеющие физических лиц, обязанных по закону их содержать, а также за которыми не осуществляется уход лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- дополняются существенные условия договора ренты, оплата которых осуществляется плательщиком ренты за счет средств местных бюджетов:
- уплата установленных законодательными актами членских и иных взносов, обязательных платежей организаций собственников, в случае если получатель ренты является членом организаций собственников;
- осуществление доставки получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, в случае если социальные услуги в рамках договора ренты будут оказываться в доме-интернате.
Внесены изменения в Положение о социальном обслуживании в замещающей семье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864.
Упрощена процедура формирования замещающих семей.
В 2017 году в законодательство введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.
Замещающая семья – это форма жизнеустройства совершеннолетнего нетрудоспособного гражданина в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства с иным физическим лицом, не являющимся ему близким родственником (помощник).
В настоящее время данная форма социального обслуживания получила распространение и востребована у населения. Организованы 197 замещающих семей, получают услуги 203 человека.
При этом в 93 замещающих семьях помощнику выплачивается денежное вознаграждение в размере бюджета прожиточного минимума (256,1 руб.), поскольку осуществляется уход за инвалидами I группы с резко выраженным нарушением способности к самообслуживанию.
Одним из условий оказания услуг в замещающей семье является необходимость регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Постановлением исключается норма о необходимости регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Это позволит упростить процедуру формирования замещающих семей.
Вступление в силу постановления № 538.
Нововведения в части поселения в стационарные учреждения и формирования замещающих семей вступают в силу после его официального опубликования.
Остальные части постановления – вступает в силу с 1 января 2021 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Поддержка гарантирована. На какую помощь могут рассчитывать дети-сироты?
Поддержка гарантирована
Почти все дети мечтают побыстрее вырасти и стать самостоятельными. Но одно дело, когда ко взрослой жизни помогают адаптироваться родители, готовят к ней на протяжении многих лет в семье, и другое, когда рядом нет родных, которые могли бы подставить плечо. На какую государственную поддержку могут рассчитывать сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? О социальных гарантиях рассказывает главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова.
До 18 и старше
– Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, которые приобрели этот статус до наступления совершеннолетия, закреплены в соответствующем законе, изданном в 2005 году. Как правило, все дети-сироты после окончания девяти или одиннадцати классов продолжают обучение: в учреждениях профессионального образования, ссузах, вузах. На период получения образования предоставляется государственное обеспечение, выделяются средства на питание, одежду, обувь, медикаменты и другие необходимые товары. Как только учеба завершается либо молодой человек устраивается на работу, денежное содержание прекращается.
ВАЖНО! Вступление в брак не отменяет государственное обеспечение, если девушка или парень при этом продолжают обучение и не достигли 23 лет.
Вне конкурса и с ним
– При наличии в свидетельстве о базовом образовании или аттестате среднего балла не ниже четырех дети-сироты принимаются в учреждения профессионального и среднего специального образования вне конкурса. Исключение – специальности, где конкурс составляет пять и более человек: в этом случае абитуриенту нужны более высокие баллы в документе, чтобы конкурировать с другими. Что же касается поступления в вуз, то все сдают централизованное тестирование. Если дети-сироты проходят минимальные пороги и поступают на дневное отделение (бюджетную или платную форму), они остаются на гособеспечении на протяжении всего периода обучения.
ВАЖНО! При поступлении в частные вузы гособеспечение не положено.
Куда распределят?
– Распределение учащихся из категории детей-сирот тесно связано с таким понятием, как закрепление за ними жилых помещений. Если выпускника направляют на работу не по месту закрепления жилья, он имеет право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в том районе или городе, где трудится. Таким правом нужно успеть воспользоваться до достижения 23 лет.
ВАЖНО! Бывает так, что после школы ребенок получает профобразование, затем среднее специальное или идет в вуз и в 23 года еще продолжает учиться. В этом случае можно рассчитывать лишь на первое место закрепления жилого помещения либо постановки на учет – сниматься с него не стоит.
Кому положены подъемные
– Когда ребенок покидает интернат и переходит учиться в профучреждение, ему выплачивают сумму для обустройства на новом месте. При семейной форме воспитания бытовые вопросы помогают решать приемные родители или попечители. После того как профессия получена и есть справка о трудоустройстве либо о постановке на учет в службе занятости, выпускнику положено выходное пособие – денежная компенсация составляет более 1000 рублей (эта сумма ежегодно корректируется с учетом роста цен). Если же он идет учиться дальше, подъемные получит по окончании очередного уровня образования.
ВАЖНО! За выходным пособием нужно обратиться в учреждение образования в течение 12 месяцев с момента его окончания.
Свои «квадраты» и чужие
– Когда ребенок получает статус сироты и его направляют на гособеспечение в интернат, приемную семью либо на другую форму устройства, решается вопрос и о защите его жилищных прав. Если на момент смерти родителей или лишения их прав у них в собственности было жилое помещение, то оно закрепляется за ребенком, и он сможет туда вернуться. Если же в период нахождения ребенка на гособеспечении жилое помещение пришло в негодное состояние, там по-прежнему живут родители, которые ведут аморальный образ жизни, нужно обратиться в органы власти с заявлением о невозможности вселения. Комиссия изучает ситуацию: при заключении, что в помещении действительно нет условий для жизни, заявителя признают нуждающимся в социальном жилье.
Вторая ситуация, когда на момент приобретения ребенком статуса сироты у его родителей нет в собственности жилых помещений. Тогда рассматривается вопрос об улучшении жилищных условий. По закону социальное жилье выделяется на пять лет, по их истечении оно будет переведено в категорию арендного. Вместе с тем вне очереди дети-сироты могут получить льготные кредиты (на 40 лет под 1 процент) и субсидии для строительства, реконструкции либо приобретения жилья.
ВАЖНО! Стать на учет нуждающихся ребенок-сирота может и до 18 лет – по заявлению законного представителя. Датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий считается не день подачи документов, а дата приобретения ребенком статуса сироты.
Сколько сейчас детей-сирот в стране?
От 0 до 18 лет – 19 434. Из них 18,4 процента – биологические сироты, все остальные – дети, у которых есть родители, но по каким-то причинам они не выполняют свои обязанности.
От 18 до 23 лет – 3227. Это те, кто получает образование и продолжает находиться на государственном обеспечении.
Как изменилось количество детских домов за последние 20 лет?
В 2000 году в стране было 26 680 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чуть больше половины из них находились на гособеспечении в детских интернатных учреждениях. В тот период у нас было 33 детских дома и 24 общеобразовательных интерната.
В 2020 году в стране 11 детских домов и 2 школы-интерната. Более 80 процентов ребят – на семейной форме устройства.
Мария Зубкова, «Знамя юности», 30 апреля 2020 г.

Ці прадугледжаны дадатковыя выплаты на дзіця-інваліда, і хто мае права на аплатны дадатковы выхадны ў тыдзень – Мінпрацы
Спецыялісты Мінпрацы адказваюць на пытанні нашых чытачоў.
«У мяне нарадзілася другое дзіця. З якога дня я магу разлічваць на дапамогу на старэйшае дзіця: з дня нараджэння малодшага або пасля аплаты бальнічнага ліста па цяжарнасці і родах?»
– Дапамога на старэйшае дзіця прадугледжана на перыяд выхавання малодшага дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў, але не пазней за дзень спаўнення старэйшаму дзіцяці 18 гадоў. Памер гэтай дапамогі – 50 працэнтаў бюджэту пражытковага мінімуму.
Рашэнне аб яе прызначэнні прымаецца не раней чым у дзень прыняцця рашэння аб прызначэнні дапамогі на дзіця да 3 гадоў. Аднак выплачваецца дапамога на старэйшае дзіця з дня нараджэння малодшага.
«Хто мае права на аплатны дадатковы выхадны ў тыдзень?»
– Права на адзін дадатковы свабодны ад работы дзень у тыдзень з аплатай у памеры сярэдняга дзённага заробку маюць маці (мачаха) або бацька (айчым), апякун (папячыцель), якія выхоўваюць дзіця-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў або траіх і больш дзяцей ва ўзросце да 16 гадоў.
Даецца ён работніку ў тыя тыдні, у якія ён заняты на рабоце 5 або 6 працоўных дзён не менш за 40 гадзін у тыдзень з нармальнай працягласцю працоўнага часу. Асобным работнікам устаноўлена меншая працягласць рабочага часу ў тыдзень.
Для поўных сем’яў умовай для прадстаўлення дадатковага вольнага дня ў тыдзень з’яўляецца занятасць другога з бацькоў (маці (мачахі) або бацькі (айчыма). Да занятасці другога з бацькоў адносяцца: работа (служба), вучоба, ажыццяўленне іншай дзейнасці, перыяд устанаўлення аднаму з бацькоў інваліднасці, а таксама догляд дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў або дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў, догляд за інвалідам I групы або асобай, якая дасягнула ўзросту 80 гадоў.
«Майму дзіцяці 5 гадоў, яму ўстаноўлена інваліднасць: 1-я ступень страты здароўя. Ва ўпраўленні сацыяльнай абароны на яго прызначылі пенсію. Ці прадугледжаны на яго яшчэ якія-небудзь выплаты?»
– Калі ў сям’і выхоўваецца дзіця-інвалід, то, акрамя пенсіі, на дзіця прызначаецца штомесячная дапамога. Называецца яна «дапамога на дзяцей, старэйшых за 3 гады, з асобных катэгорый сем’яў» і прызначаецца па месцы працы, у асобных выпадках – у органах сацыяльнай абароны. Выплачваецца гэта дапамога не толькі на дзіця-інваліда, а на ўсіх дзяцей, старэйшых за 3 гады, якія выхоўваюцца ў сям’і.
Яшчэ адзін від дапамогі, прадугледжаны для такіх сем’яў, – гэта дапамога па доглядзе дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў. Яна прызначаецца толькі ў органах па працы, занятасці і сацабароне. Гэта дадатковая дапамога, яна не залежыць ад факта атрымання іншых выплат – пенсіі ці дапамог.
Так, напрыклад, маці, якая знаходзіцца ў водпуску па доглядзе дзіцяці да 3 гадоў, мае права на перыяд такога водпуску атрымліваць на дзіця-інваліда тры віды выплат: дапамогу (па месцы работы), пенсію і дапамогу па доглядзе (у органах па працы, занятасці і сацыяльнай абароне).
З 1 ліпеня 2017 года атрымаць у органах сацыяльнай абароны дадатковую дапамогу па доглядзе дзіцяці-інваліда могуць таксама бацькі, якія працуюць на 0,5 стаўкі або дома, альбо калі яны з'яўляюцца пенсіянерамі.
Святлана Бусько, «Звязда», 25 ліпеня 2019 г.