15.03.2017
Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич: Конституция является важнейшей стабилизирующей и консолидирующей основой государственного развития
Сегодня исполняется 23 года Основному Закону Беларуси – нашей Конституции. За эти годы она стала прочным правовым фундаментом, на котором выстроено все законодательство страны. Именно ей мы обязаны тем, что права и свободы человека объявлены высшей ценностью государства и общества. Накануне Дня Конституции нашим собеседником стал Председатель Конституционного Суда Петр МИКЛАШЕВИЧ.
– Петр Петрович, почему этот день – 15 марта – приобрел статус государственного праздника?
– По причине важнейшего события в истории страны: 15 марта 1994 года с принятием Конституции были установлены основы демократического социального правового государства. Определены важнейшие принципы и его устройства, и устройства общества. Права и свободы человека получили гарантии реализации и защиты. Согласитесь, весьма весомые поводы объявить эту дату, как раньше говорили, «красным днем календаря».
– Каков основной итог существования Конституции, по которой мы сейчас живем?
– Время показало, что Конституция является важнейшей стабилизирующей и консолидирующей основой государственного развития. Сегодня можно смело констатировать, что Беларусь более двух десятилетий устойчиво и эффективно развивается именно на основе своей Конституции. Благодаря ей обеспечиваются мир и согласие в обществе, стабильность и безопасность в стране.
– Как вы считаете, нуждаются ли сейчас в доработке какие-либо отдельные статьи Конституции?
– Жизнь не стоит на месте. Разумеется, наша Конституция тоже живой документ, нуждающийся в модернизации сообразно современным вызовам. Необходимость конституционных реформ вызывают как различные геополитические преобразования, так и общественные потребности в конституционных изменениях. Например, в 1996 году в Конституцию были внесены сущностные изменения и дополнения: уточнен механизм осуществления государственной власти, структура и правовое положение высших государственных органов. В 2004 году вносились изменения в отношении сроков избрания Президента.
Вот и сегодня с учетом достигнутого уровня общественного развития, принимая во внимание и внешнеполитические факторы, изучается необходимость дальнейшей модернизации Конституции. При этом необходимо осознавать, что ее так называемые вечные положения, касающиеся прав и свобод человека, останутся незыблемы. Несмотря на сложность и многоступенчатость процедур конституционных изменений, объективно необходимы те из них, которые направлены на защиту конституционного строя, демократического правления, народовластия. При этом недопустимы необдуманные шаги – ставка должна быть сделана на эволюционное конституционное развитие.
– Над чем работал Конституционный Суд в 2016 году? Каковы результаты?
– В порядке осуществления обязательного предварительного контроля суд проверил конституционность 53 законов. В ряде случаев были выявлены коллизии и правовая неопределенность отдельных положений этих законов. В связи с этим Конституционный Суд сформулировал в своих решениях правовые позиции, адресованные законодателю. Эти позиции направлены на устранение дефектов правового регулирования в целях обеспечения верховенства права, реализации конституционных положений в законотворческой деятельности.
– Корректировка каких законов потребовалась?
– Скорее не самих законов, а изменений и дополнений, вносимых в уже существующие законы о средствах массовой информации, пенсионном обеспечении, противодействии незаконному обороту наркотических средств, декларировании доходов и имущества и некоторые другие.
– Принимались ли решения по обращениям граждан и организаций?
– Да, такие решения по обращениям, в которых содержатся вопросы конституционно-правового значения, были приняты. Они направлены на совершенствование правового регулирования защиты прав граждан и законных интересов организаций. Так, в решении от 26 апреля 2016 года указано, что отсутствие в законодательстве права на обжалование решения налогового органа у лиц, не являющихся налогоплательщиками, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими решениями, ограничивает их право на судебную защиту. Конституционный Суд признал необходимым, чтобы законодателем был устранен пробел конституционно-правового регулирования, предусмотрев в Налоговом кодексе право каждого лица на обжалование решений налоговых органов, если, по мнению заинтересованных лиц, такие решения нарушают их права и законные интересы.
Еще пример, касающийся соблюдения конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом. В решении от 25 мая 2016 года Конституционный Суд признал необходимым устранение законодателем правовой неопределенности в конституционно-правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это возможно путем внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.
– Как вы относитесь к шумихе вокруг Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»? Проверялась ли конституционность его положений?
– Нет, Конституционный Суд не проверял конституционность положений Декрета № 3, поскольку предложений об этом от уполномоченных субъектов в установленном Конституцией и Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке не поступало.
Что касается моего отношения, то скажу, что мы свыклись с таким положением вещей, когда современное государство постоянно соизмеряет свои действия с правами и свободами человека. Да, это великое завоевание цивилизации и объективная реальность в нашей стране. Но ведь Конституция, закрепляя связанность государства основными правами и свободами человека, при этом устанавливает и конституционные обязанности граждан как меру должного и необходимого поведения в интересах общества. Это предполагает, что, пользуясь в полной мере правами и свободами, гражданин должен ответственно относиться к своим конституционным обязанностям, стремиться внести свой вклад в достижение общественно значимых целей, действовать в духе действительного уважения к праву и законам государства. Как раз на определение дополнительного правового механизма исполнения гражданами конституционной обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов и направлен Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
– Какие вопросы в работе Суда будут первостепенными в этом году?
– На первом месте – самый важный вопрос, который никогда не сойдет с повестки дня: Конституционный Суд продолжит утверждать верховенство Конституции, защищать права и свободы человека и гражданина посредством осуществления конституционного правосудия. В своих решениях он будет обращать особое внимание граждан на добросовестное исполнение возложенных на них конституционных обязанностей: ведь это необходимое условие демократического развития общества и государства, укрепления конституционно-правового статуса личности.
– Как вам кажется, изменилось ли в целом общественное правосознание? В чем это выражается?
– Реальное проявление высокого уровня правосознания людей – это достигнутый уровень правопорядка и безопасности жизни в Беларуси, ведь он во многом обусловлен законопослушанием наших граждан. Но самое главное, что произошло в белорусском обществе, – сформировалось осознанное понимание необходимости жить по Конституции. Все участники общественной жизни – и власть, и граждане – привыкли действовать в пределах конституционных предписаний. Думаю, люди особенно остро это почувствовали, увидев, к каким тяжелым последствиям приводят неконституционные требования и антиконституционные действия в различных странах мира.
– Что скажете в связи с сегодняшним праздником?
– Поздравляю с Днем Конституции! Выражаю уверенность, что созидательная совместная деятельность всех субъектов конституционных отношений и в дальнейшем будет направлена на эффективную реализацию потенциала Конституции для развития страны как демократического социального правового государства. Желаю, чтобы наша спокойная, мирная жизнь всегда проходила под надежной защитой Основного Закона Беларуси!
Роман РУДЬ, «Советская Белоруссия», 14 марта 2017 г.
(фото – «Советская Белоруссия»)
Социальная ориентированность, рассмотрение обращений: как работает Конституционный Суд в современных условиях
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, «
Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Поздравление Президента Республики Беларусь с Днем Конституции
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко
Мониторинг законодательства и доступность правосудия. О чем говорили во время круглого стола ко Дню Конституции
Как повлияли изменения и дополнения в Основной Закон на жизнь страны и общества, а также их важность для законодательства обсудили сегодня во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что при проведении конституционной реформы гражданам была предоставлена уникальная историческая возможность – принять участие в создании Основного закона.
«Совмещенная устная и письменная форма активности позволили получить более 16 тыс. мнений по конституционных нормах. В числе Конституционной комиссии были не только юристы, но и не осведомленные о юридических тонкостях граждане, имеющие богатый жизненный опыт, позволяющий оценить гражданские инициативы, – рассказала Ольга Чуприс. – Как показали итоги работы, наибольший интерес представляют конституционные положения, затрагивающие избирательные и гражданские права, системы органов госвласти, партийное строительство гражданского общества, а также нормы, касающиеся социальной защиты населения. Были выявлены ожидаемые народом направления развития белорусского государства или видения разрешения конкретных жизненные ситуаций. Идеи и пожелания граждан, не нашедшие отражение в скорректированном законе, были направлены в госорганы и организации для последующего учета в отраслевом законодательстве. Ряд из них уже нашел реализацию».
«В продолжении конституционной реформы был проведен масштабный мониторинг законодательства, рассматривалось его соответствие Конституции. Сложность данного вопроса не предполагала получение значительного числа мнений от населения, но даже единичные оценочные суждения имели значение. Расчет был в первую очередь на мнение профессиональных юристов, – подчеркнула Замглавы Администрации Президента. – Мониторинг показал заинтересованность в совершенствовании отраслевого законодательства, а также сферы, наиболее интересующие людей. Наибольшее внимание отдавалось социальному законодательству, а именно пенсионному обеспечению, соцзащите, здравоохранению, жилищным правоотношениям. Общество также интересовало законодательство предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Участие граждан в мониторинге подтвердило запрос на наличие актуального законодательства, соответствующего результатам конституционной реформы».
Министр юстиции Евгений Коваленко акцентировал внимание, что Основной закон не должен существовать отдельно от других. «Последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных правовых актов, выступает основой к построению суверенного, демократического, социального, правового государства. Данные положения служат не только правовым, но и политическим, нравственным ориентиром. Конституция является достижением и достоянием всех государственных органов, должностных лиц и граждан», – уверен он.
Евгений Коваленко подчеркнул, что правильно интерпретировать конституционное ориентиры, инкриминировать идеи Основного закона в правовой массив, актуализировать его согласно меняющимся общественным отношениям – это одна из задач правовой экспертизы. «С ее помощью мы реализуем важнейший конституционный принцип – принцип верховенства права. Кроме того, правовая экспертиза выступает проводником основных начал Конституции в законодательстве, является инструментом реализации гарантированных прав и законных интересов граждан, общества и государства», – добавил Министр.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем выступлении сказал, что на конституционном уровне установлены оптимальные и эффективные основы правовой, политической, социальной и экономической систем государства. «Получили свое дальнейшее развитие нормы, регулирующие организацию и деятельность судебной власти, сформирована прочная правовая основа для ее последовательного совершенствования, – добавил Валерий Калинкович. – Одновременно с проведением конституционной реформы наша система получила импульс для дальнейшего совершенствования судебной деятельности, чтобы возможности и инструменты судебной защиты прав и законных интересов, становились более простыми, понятными и удобоприменяемыми для граждан. Это позволит обеспечить доступность правосудия для населения».
По информации
БЕЛТА
Ольга Чуприс: сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа
Сегодня мы наблюдаем высокий уровень правосознания белорусского народа и это должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси, заявила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что Конституция является фундаментом законодательства. «Наш Основной закон 1994 года, а также его изменения в 1996 и 2022 годах существенно повлияли на страну. Ведь это основа, а потом на ней выстраивается все законодательство. За последние 25 лет было принято 250 тыс. нормативно-правовых актов, из них около 175 тыс. – действующие. И это все акты, сотворенные своими руками, – акцентировала внимание Ольга Чуприс. – Мы, конечно, ориентируемся на международный опыт, но пишем для себя. И в этом наш конституционно-правовой опыт уникален, как и наше законодательство. Ведь многие нормативные акты, которые делались на основе Конституции, мы не найдем нигде в мире. Например, это особые указы Президента, касающиеся контрольно-надзорной деятельности, табачной и алкогольной отраслей, развития предпринимательства и цифровой экономики. Тот же закон о геноциде белорусского народа».
Ольга Чуприс подчеркнула, что последние изменения в целом повлияли на состояние общества. «Сегодня мы можем говорить о развитии демократических основ. Так, Всебелорусское народное собрание – это орган исключительно демократический. Он принимает важнейшие решения, и это тоже образец демократии», – уверена она.
«Мы приобщили людей к обсуждению изменений и дополнений в Конституции, и это существенным образом повлияло на их правосознание и правовую культуру. Так, например, в около 5 % обращений, которые поступают в Администрацию Президента, люди опираются на Конституцию. А уже дальше обращаются к своему жизненному опыту и тем ситуациям, которые возникли. Это говорит об очень высоком уровне правосознания белорусского народа. Исходя из этого, можем предполагать, что в дальнейшем такое отношение людей к своему праву, законности, Конституции, должно способствовать улучшению общего правового климата Беларуси», – заключила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
Евгений Коваленко: все изменения и дополнения в Конституции нашли реализацию в правовых документах
Изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе, заявил журналистам Министр юстиции Евгений Коваленко во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Конституция – это правовая основа белорусской государственности. Каждое слово, которое закреплено в этом документе, находит свое развитие и реализацию в законах, кодексах, правовых актах. А те изменения, которые были внесены на республиканском референдуме 2022 года, пошли в жизнь, начали применяться, – сказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Евгений Коваленко акцентировал внимание на том, что было принято значительное количество правовых документов. «В частности, такие знаковые, как законы «Об основах гражданского общества», «О Всебелорусском народном собрании». Был юридически закреплен статус ВНС, это высший орган народовластия. В нем есть представительство, как органов власти и местного самоуправления, так и представители гражданского общества, – отметил Министр.
«Все те изменения в Конституцию – это реакция развивающегося государства на события, которые происходят в мире, стране и обществе. И эти изменения дают оценку происходящему вокруг нашей страны. В частности, придается еще большая значимость вопросам сохранения исторической правды, памяти о подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войны», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА