Перечень категорий лиц, освобожденных от уплаты сбора на финансирование государственных расходов, расширят
В Беларуси расширят перечень категорий лиц, освобожденных от уплаты сбора на финансирование госрасходов по Декрету №3, сообщила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Тамара Красовская.
«Есть моменты, которые нужно доработать. В том числе будет дополнен круг категорий людей, которые будут освобождены от финансового сбора: это и матери, которые находятся дома с ребенком до 7 лет, и дети, которые ухаживают за больными родителями», – сказала Тамара Красовская. Что касается граждан, проходящих альтернативную службу, для них предусмотрена льгота – если в год окончания службы возникнут вопросы с устройством, они также в этот год будут освобождены от финансового сбора. От уплаты освободят занятых огородничеством и садовничеством.
Тамара Красовская отметила, что государство социально поддерживает граждан. Они пользуются услугами больниц, спортивных учреждений, дети ходят в школу и сады. Поэтому каждый должен принимать участие в финансировании госрасходов. Самое важное, по словам депутата, увидеть тех людей, которым нужно помочь. А тех, кто раньше не работал и сейчас не хочет, нужно привлечь к труду.
По сообщению БЕЛТА
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание республиканского координационного совещания, на котором рассмотрены вопросы эффективности принимаемых государственными органами и иными организациями мер по борьбе с коррупцией.
В работе совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Валерий Вакульчик, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Вадим Синявский, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Юрий Горлов, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Андрей Конюшко, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, начальники областных и города Минска управлений внутренних дел, иные должностные лица.
Открывая заседание, Андрей Швед отметил, что в Республике Беларусь последовательно проводится государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, им способствующих. Принятые правоохранительными органами меры позволили вскрыть криминальные схемы в наиболее значимых сферах экономической деятельности.
Справочно. На протяжении последних лет количество регистрируемых коррупционных преступлений постепенно снижается (с 1 603 в 2015 году до 1 031 в 2024 году). К уголовной ответственности ежегодно привлекается порядка 850 должностных лиц. Не единичны случаи совершения таких преступлений лицами, занимающими ответственное положение.
В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (48 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (34 %). Более 70 % таких преступлений совершены при проведении закупок, исполнении договоров, оказании покровительства коммерческим структурам, а также распоряжении республиканской и коммунальной собственностью.
Причиненный коррупцией ущерб превысил 163 млн рублей.
В ходе совещания отмечено, что высокий уровень коррупционной преступности в отдельных сферах и отраслях экономики свидетельствуют о неполноте принимаемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами мер по предупреждению коррупции и выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Прокуроры выявляют многочисленные нарушения порядка проведения процедур закупок, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, истребования письменных обязательств, декларирования, факты нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений, несоблюдения антикоррупционных ограничений.
На заседании отмечено, что работа созданных в организациях антикоррупционных комиссий районного уровня в ряде случаев является формальной и неэффективной. Решения таких комиссий основываются преимущественно на поступающей от правоохранительных органов информации. Выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, должного внимания не уделяется. Принимаемые меры нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ненадлежащим образом решаются вопросы подбора и расстановки руководящих кадров: каждое пятое коррупционное преступление совершено руководителем государственного органа или иной организации, обязанным лично принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Местными исполнительными и распорядительными органами не обеспечен должный контроль за соблюдением ограничений на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Недостаточное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств.
Не в полной мере работает механизм ограничения участия в государственных закупках юридических лиц, привлекавшихся к ответственности за подкуп.
Отсутствие правового ограничения позволяет юридическим лицам, уличенным в коррупции, иной противоправной деятельности, участвовать в государственных закупках на биржевых торгах.
В завершение Генеральный прокурор Республики Беларусь ориентировал следователей на возможность проведения с 1 сентября 2025 г. по уголовным делам криминологических экспертиз специалистами НПЦ Генеральной прокуратуры по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений в случае, если имеются признаки того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть обусловлены недостатками правового регулирования. Наряду с другими предложениями поручил изучить вопрос подготовки нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок (механизм) информирования правоохранительных органов руководителями государственных органов и организаций о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений и иных деяний, создающих условия для коррупции, а также направления информации, связанной с фактами, свидетельствующими о коррупции.
По итогам совещания выработан комплекс конкретных организационно-практических мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией.
В рамках мероприятия Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)
Бесплатные консультации малообеспеченных граждан проведут 26 июня адвокаты всех регионов Беларуси. Акция приурочена ко Дню образования адвокатуры Республики Беларусь, сообщила БЕЛТА пресс-секретарь Белорусской республиканской коллегии адвокатов Ирина Реут.
Акция пройдет в форме устных консультаций по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью и не требующим ознакомления с документами.
В БРКА отметили, что в соответствии с решением совета БРКА в этом году адвокаты также проведут бесплатные консультации 1 октября – по случаю Дня пожилых людей и 5 декабря – Дня юриста.
По информации БЕЛТА
В штаб-квартире СНГ в Минске состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта совместного заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В мероприятии приняли участие эксперты и представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Участники заседания, рассмотрев поступившие замечания и предложения, доработали и в основном согласовали текст проекта совместного заявления.
Материалы заседания экспертной группы решено направить в правительства государств – участников СНГ для согласования. Очередное заседание экспертной группы состоится 22 июля 2025 г.
По информации БЕЛТА
В регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. На это при рассмотрении на очередном заседании Совета старейшин при Госстандарте проекта программы «Качество 2026–2030» обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Обсуждались роль и статус программы для экономического развития страны и конкурентоспособности предприятий разных отраслей, основные индикаторы и показатели ее реализации, возможности и заинтересованность в ней частного бизнеса. Так, был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов по семи основным блокам проекта программы, которая была подготовлена с учетом принятых государственных программ, программы стратегического развития технического регулирования до 2030 года и предложений органов госуправления.
«В программе учтен посыл правительства, направленный на усиление роли регионов и, соответственно, региональной промышленности, оснащение их современной испытательной и измерительной базой, – обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак. – Это означает, что в регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. Подведомственные организации системы Госстандарта должны быть локомотивом этих работ».
Говоря о значимости внедряемых на предприятиях страны систем менеджмента, председатель Совета старейшин Валерий Корешков подчеркнул, что они являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции как на внутреннем рынке, так и при экспорте. «Создание условий для решения этих вопросов должно найти отражение в программе», – отметил он. А заместитель председателя Совета старейшин Виктор Назаренко предложил включить в проект раздел «Повышение качества в отраслях».
Выносилась на обсуждение, кроме того, возможность включения в программу пункта по оценке научно-технического уровня стандартов, чтобы отрасли самостоятельно смогли оценить свои документы и принимать обоснованные решения по их обновлению или разработке новых. В связи с этим повышается значимость и необходимость вовлеченности организаций в работу технических комитетов по стандартизации. «Инициативные предложения должны идти от отраслей», – сошлись во мнении участники заседания.
За время продуктивного разговора были затронуты и вопросы сферы обеспечения единства измерений: отмечены как достижения по совершенствованию национальной эталонной базы, так и опыт взаимодействия с промышленностью, наукой, социальной сферой при подготовке концептуальных документов развития метрологической деятельности в стране до 2030 года. Актуальным аспектом является дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом правоприменительной практики, интеграционных процессов и международного опыта.
По результатам проведенных дискуссий будет сформирован документ с предложениями для последующего обсуждения и внесения корректировок в проект программы «Качество 2026–2030». Как подытожили в пресс-службе комитета, опыт, знания и мудрость старшего поколения представителей системы Госстандарта были чрезвычайно полезны, и в тандеме с современными подходами, отраженными в проекте, помогут усовершенствовать важный для экономики и общества документ.
По информации БЕЛТА
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации Национального банка Республики Беларусь