23.06.2017
Сокрушая барьеры. В стране появятся квоты по обязательному трудоустройству инвалидов
Быть на равных с другими. Для людей с инвалидностью это ключевой момент. В стране утвержден Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. Документ сулит множество важных изменений. Будет внедрен механизм ситуационной помощи, расширен перечень соцуслуг, направленных на самостоятельное проживание, у людей с инвалидностью может появиться персональный ассистент. Кроме этого, в стране изучат возможность установления квот для организаций при приеме на работу людей с особенностями, а также внедрения персонального бюджета для такой категории граждан. Всего в плане более 80 пунктов. Период его реализации – до 2025 года. Мы попросили заместителя Министра труда и социальной защиты Александра РУМАКА прокомментировать наиболее значимые моменты документа.
Поверх препятствий
– Александр Алексеевич, в Национальном плане много внимания уделяется безбарьерной среде. Например, планируется введение административной ответственности, если условия для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью на объект не созданы. Но ведь и до этого момента такая ответственность предусмотрена.
– Да, административная ответственность есть и сейчас. Скажем, при строительстве новых зданий требования по созданию безбарьерной среды достаточно жесткие. Но застройщик не всегда их соблюдает. Что мы видим? В проекте все нормы соблюдены, а в процессе строительства внесены изменения в целях удешевления или даже по просьбе жильцов. Да, не удивляйтесь, случается и такое. Но жилищный фонд – это лишь один из примеров. Будет рассматриваться вопрос, чтобы усилить административную ответственность за уклонение от исполнения требований создания условий для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью ко всем объектам – социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Причем мы должны учитывать интересы не только тех, кто, скажем, передвигается на инвалидной коляске или не видит. Безбарьерная среда нужна и должна быть создана для всех.
– Из ближайших перспектив – в стране появится механизм ситуационной помощи. Как скоро новый инструмент заработает?
– Сразу объясню суть такой помощи. Планируется, что в каждой организации, предоставляющей услуги населению, должны быть подготовленные кадры, готовые оказать помощь людям с инвалидностью. Такие специалисты будут и в транспортных компаниях, и в торговых точках, и в администрациях. Допустим, на вокзал пришел человек с инвалидностью. Тотчас ему определяют помощника, который будет его сопровождать, консультировать и, если нужно, помогать преодолевать какие-то барьеры на его пути. Работа начнется уже в этом году. Будут разработаны методические рекомендации по определению доступности объектов и адаптации услуг для особых потребностей таких людей. Простыми словами, эти рекомендации помогут организациям разных сфер деятельности сориентироваться, насколько их объекты и услуги доступны. А кроме этого, подскажут, как правильно взаимодействовать с людьми, имеющими инвалидность. В качестве примера опишу ситуацию. В кафе зашел незрячий, ему надо предложить столик. Поверьте, не все знают, как сделать это корректно. На самом деле все просто: предлагая присесть, не стоит усаживать человека, достаточно направить его руку на спинку стула или подлокотник. В рекомендациях все похожие моменты будут прописаны.
Рабочие места для инвалидов
– На рынке труда человеку с инвалидностью достаточно сложно конкурировать. Появится ли у нас квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью?
– В Нацплане прописано изучение возможности установления квот для организаций. Пока законодательством предусмотрено бронирование рабочих мест для таких людей. Ежегодно устанавливается бронь – общее количество рабочих мест, на которые должны быть приняты люди с инвалидностью. Квотирование же предусматривает обязанность работодателя принять на работу определенное количество людей с инвалидностью. Это количество зависит от численности работающих в организации. И в зависимости от этого показателя устанавливается квота на прием. В случаях, когда наниматель отказывается взять на работу инвалида, он обязан уплатить взнос в социальный фонд. Я описал общие подходы к механизму квотирования, основываясь на международном опыте. Мы же будем прорабатывать оптимальную модель для нашей страны.
– Кстати, на новом рабочем месте сложно адаптироваться практически всем, что уж говорить о человеке, у которого есть какие-то физические особенности.
– Именно поэтому в плане есть пункт о проработке вопроса по созданию института «персонального ассистента инвалида». Такие ассистенты есть, например, в Швеции. В обязанности этого специалиста входит сопровождение человека в больницу, на учебу или работу. Допустим, человек только трудоустроился. Ассистент первое время будет помогать адаптироваться к новому месту. Специалист проработает с соискателем маршрут от дома до работы, проговорит с коллективом правила коммуникации, поможет оформить документы. В стране уже есть успешный опыт применения такой модели. В Минске по такой схеме трудоустраивали людей с синдромом Дауна в крупный гостиничный комплекс.
Социальный патронат
– Будет ли расширен перечень социальных услуг, направленных на самостоятельное проживание?
– Да, перед социальной службой стоит задача обеспечить максимально комфортное проживание человека в домашних условиях. В этих целях внедрены услуги сопровождаемого проживания, сиделки, социального патроната. Эти формы будут развиваться.
– В документе есть пункт, что, возможно, даже изменится система финансирования реабилитации и социальной поддержки людей с инвалидностью… Хотелось бы узнать поподробнее.
– Это серьезный вопрос, требующий системной проработки. Просто так рубить сплеча, ломая выработанную систему, нельзя. Да, есть предложения о введении «персонального бюджета инвалида». На сегодняшний момент у нас выстроена четкая система финансирования – пенсии по инвалидности, льготы на лечение в санатории, на покупку лекарств, на транспортные услуги и т.д. Но для кого-то какие-то льготы остаются невостребованными.
В течение 2018–2020 годов будет всесторонне изучена возможность изменения системы финансирования реабилитации и социальной поддержки инвалидов. Будет изучаться опыт зарубежных стран, где личные бюджеты предоставляются людям с инвалидностью для того, чтобы они самостоятельно выбирали и отвечали за количество и качество необходимых им медицинских и социальных услуг. Персональные бюджеты повышают автономность инвалидов, особенно в случаях долговременного или дополнительного ухода.
– Будет ли переход на процентную систему определения инвалидности в соответствии с Международной классификацией?
– Это тоже непростой вопрос. Автоматически не перейдешь. Требуется много работы со стороны и медицинской, и социальной службы.
Предстоит сделать много
– За восемь лет реализации плана предстоит сделать большой объем работы…
– Не спорю, но скажу, что на момент присоединения к конвенции Беларусь находилась на высоком уровне обеспечения прав инвалидов. У нас разработана сильная система поддержи – пенсии, пособия. К моменту присоединения выполнены две госпрограммы по созданию безбарьерной среды. Но нам надо достигнуть уровня международных стандартов. Предстоит большая работа. Запланировано внесение изменений в законы «О социальной защите инвалидов», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь», а также иные нормативные правовые акты. Будут вводиться новые понятия: «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», а также совершенствоваться существующие нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей. Мы должны максимально обеспечить права людей во всех сферах. И эти права – не только строительство пандусов, лифтов... Люди с инвалидностью не должны чувствовать себя ущемленными ни в чем. А для общества это толчок к уважению прав таких людей и пониманию их проблем.
Таисия Азанович, «Рэспубліка», 23 июня 2017 г.
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
Делегация Беларуси приняла участие в представлении периодического обзора по правам человека в Женеве
Универсальный периодический обзор по правам человека представлен в Женеве. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном статистическом комитете.

В рамках прохождения Беларусью четвертого цикла универсального периодического обзора страна на мероприятии в Женеве представлена делегацией, в состав которой вошли уполномоченный по делам религий и национальностей, представители Генеральной прокуратуры, Национального статистического комитета, МИД, министерств информации, юстиции, труда и социальной защиты.
Начальник главного управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств Белстата Инна Коношонок отметила, что белорусская статистика является мощным и объективным инструментом мониторинга реальных изменений в жизни людей. «Качественные, своевременные и достоверные данные обо всех сторонах жизни общества и экономики необходимы для планирования и анализа реализации государственной политики и программ, принятия взвешенных решений на всех уровнях – от правительства до отдельного человека. Беларусь демонстрирует успех в достижении ЦУР, что означает и прогресс в реализации прав человека. Так, в Беларуси уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше составляет 100 %. Наша страна вошла в число стран мира, которые достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятия решений. Если в парламенте первого созыва доля женщин составляла всего 14 % депутатского корпуса, то сейчас – почти 33 %», – поделилась данными она.
Кроме того, Инна Коношонок подчеркнула, что в рамках выполнения Повестки 2030 года Беларусь достигла гендерного паритета по представленности женщин на руководящих должностях: доля женщин-руководителей составляет 49,6 %. «Сегодня большинство белорусских семей (88,5 %) относят себя к классу со средним и выше среднего достатком. Оценивая свою жизнь в целом, более 93 % домашних хозяйств республики, отмечают, что довольны своей жизнью», – добавила она.
В белорусском обществе также растет культура уважительного отношения к женщине. Инна Коношонок отметила, что данные проведенного органами государственной статистики в 2024 году выборочного обследования по теме домашнего насилия работают эффективно, и сегодня насилие в семье характеризуется низким риском для женщин. «Так, доля женщин в возрасте 18–69 лет, подвергшихся физическому или сексуальному насилию со стороны партнера, в последние 12 месяцев составила 1 % (физическое насилие – 0,9 %, сексуальное насилие – 0,2 %, физическое и/или сексуальное насилие – 1 %). Кроме того, Беларусь первая страна в регионе ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. – Прим. БЕЛТА), которая в рамках обследования изучила уровень насилия посредством технологий», – подытожила начальник главного управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств Белстата.
По информации
БЕЛТА
(фото Национального статистического комитета Республики Беларусь)
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в Минтруда
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что перечень оказываемых социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей, состояния здоровья – функционального класса по самообслуживанию, указанного в медицинской справке, и наличия близких родственников и их места жительства. Функциональные классы отражают степень выраженности ограничений категории жизнедеятельности человека и способности к самообслуживанию. Определяют класс врачи.
Так, «ФК1» означает ограничение способности к самообслуживанию легкое, незначительное. В таких случаях соцработник, как правило, не требуется. В тоже время «ФК2» – умеренно выраженное нарушение. В таком случае положен минимальный перечень услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств, горячего питания, оплата ЖКУ, услуг связи и других платежей. А также оказание помощи в поддержании порядка в жилых помещениях, стирке, сушке, глажке белья, пользовании услугами телефонной и почтовой связи (уточнение и набор номера, написание и отправка отправлений письменной корреспонденции и другое).
Одиноким и одиноко проживающим с ФК2 дополнительно оказываются услуги по доставке воды, топлива из хранилища, помощь в растопке печей, доставке, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом, мытье окон, смене штор и гардин, уборке пыли со стен и потолков.
Категория «ФК3» – выраженное нарушение, а «ФК4» – резко выраженное нарушение, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому им, помимо вышеперечисленного, окажут помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, в смене (перестилании) постельного белья, приеме пищи, в выполнении ряда санитарно-гигиенических процедур, организации прогулки на свежем воздухе в течение 30 минут.
Одиноким и одиноко проживающим с «ФК3» и «ФК4», помимо вышеперечисленного, положено больше услуг по уборке жилых помещений и придомовых территорий. Это, например, подметание и мытье пола, чистка ванны (умывальника) и унитаза, чистка газовой (электрической) плиты и мытье раковины, холодильника и другие. Кроме того, социальные работники помогают приготовить пищу или готовят ее самостоятельно, но только простые блюда. Также в списке – доставка овощей из хранилища и подготовка к растопке и растопка печей.
Кстати, в среднем часовой тариф услуг социального работника – 80 копеек. Количество его визитов определяется исходя из пожеланий человека, а также перечня оказываемых ему социальных услуг – от одного до пяти раз в неделю.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА