Категорию подлежащих обязательной дактилоскопии предложено расширить в Беларуси. Кого это коснется?
Категорию подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации предложено расширить в Беларуси. Это предусмотрено законопроектом «Об изменении законов», который принят сегодня в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Проектом закона, в частности, предусматривается расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации.
Как пояснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, органы пограничной службы наделяются полномочиями дактилоскопической регистрации иностранных граждан, пересекающих государственную границу Республики Беларусь. Так, значительно увеличен перечень иностранных граждан, которые, пересекая границу, будут подвержены дактилоскопической регистрации.
Закрепляется возможность предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме.
Устанавливается обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций.
Кроме того, предусмотрено дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.
Уточняется порядок осуществления постоянно проживающими в Беларуси иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
По информации
БЕЛТА
Судебно-криминологическая экспертиза появилась в Беларуси. В каких случаях ее будут назначать
Новый вид экспертизы – судебно-криминологическая – появился в Беларуси. Исследование готовы проводить сотрудники Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры. Его будут назначать по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений при наличии признаков того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть связаны с дефектами или иными недостатками отдельных правовых норм. Подробнее о предпосылках появления и особенностях новой экспертизы рассказал корреспонденту БЕЛТА
директор НПЦ Игорь Мороз.

Следует заметить, что криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в Беларуси проводится. Ее выполняет НПЦ Генпрокуратуры. Такой экспертизе подлежат указы главы государства, проекты законов, постановлений правительства, госорганов, подчиненных главе государства, Национального банка. Проекты постановлений и других нормативных правовых актов министерств, которые подчиняются Совету Министров, эту процедуру не проходят.
«В ходе новой судебно-криминологической экспертизы предлагается изучать те акты, которые не подлежат обязательной криминологической экспертизе. По крайней мере, в тех случаях, когда в ходе расследования преступлений коррупционной направленности у органа уголовного преследования возникают вопросы, связанные с проявлением криминогенного риска», – отметил Игорь Мороз.
Речь идет о ситуациях, когда выявляются обстоятельства, связанные с недостатками правового регулирования. На практике бывает, что законодательство предоставляет должностному лицу слишком широкие полномочия, которые создают условия для произвола, например, в процессе принятия решения. И это создает почву для совершения в первую очередь коррупционных преступлений.
В некоторых случаях недостатки нормативного акта приводят к тому, что ту или иную норму можно трактовать по-разному, следовательно, обстоятельства совершения преступления сложно доказать. Порой разъяснения о применении законодательства и вовсе противоречат друг другу – в зависимости от выбранной трактовки действия конкретного должностного лица могут характеризоваться как правомерные или неправомерные.
«И следователь, и суд оказываются в сложной ситуации. Им нужно тщательно разобраться, чтобы дать правовую оценку произошедшему. Приходится иметь дело со сложными вопросами трактовки отдельных положений законодательства», – заметил Игорь Мороз.
Действительно, некоторые причины и условия, способствующие совершению преступления, лежат в плоскости законодательства. Эксперту необходимо решить вопрос, создаются ли законодательством условия для совершения должностными лицами преступлений, в том числе коррупционной направленности. В связи с этим по поручению республиканского координационного совещания и принято решение об организации судебно-криминологической экспертизы.
По словам директора НПЦ, такой экспертизе будут подлежать любые документы на усмотрение органа, ведущего уголовный процесс, – следствия, прокуратуры, суда. Если говорить точнее, речь идет об отдельных нормах, с которыми связан риск совершения коррупционных правонарушений. Встречаются ситуации, когда та или иная норма используется должностным лицом в корыстных целях либо она сформулирована так, что ее применение может нарушить права и интересы отдельных граждан или государственный, общественный интерес.
Если криминологическая экспертиза проектов нормативных актов – это превентивная мера, то судебно-криминологическая проводится в рамках уголовного дела, по факту конкретного преступления. Ее должен проводить человек, который обладает специальными знаниями. Такие специалисты работают в НПЦ Генпрокуратуры. По результатам исследования, назначаемого органом уголовного преследования, будет дан ответ на главный вопрос: имеются или нет в правовой норме недостатки, которые создают причины или условия совершения конкретного преступления.
«Любой разработчик нормативного правового акта в соответствии с законом обязан прогнозировать последствия, в том числе криминогенного характера, в результате принятия того или иного акта. Правовые нормы должны соответствовать конкретным требованиям – к процедуре подготовки, рассмотрению правового акта. Это позволяет минимизировать или исключить риск, в том числе криминогенный», – заметил Игорь Мороз.
Если же криминогенный риск проявился, это значит, что правовая норма не доработана должным образом. С одной стороны, это могло быть случайностью. С другой стороны, результатом сознательного влияния на нормотворческий процесс, связанного с так называемым лоббированием. В Беларуси, кстати, предусмотрены механизмы противодействия лоббированию интересов отдельных лиц в ущерб интересам общества.
«Эксперт должен оценить, соответствует ли норма требованиям, которые определены в нормотворческом процессе. Находится ли выявленный дефект в причинной связи с совершением преступления и мог ли он служить причиной или условием совершения преступления», – отметил директор НПЦ.
Конечным результатом проведения новой экспертизы должна стать не только помощь в установлении тех или иных обстоятельств расследуемого уголовного дела, но и принятие мер предупредительного, профилактического характера в рамках нормотворческого процесса.
Судебно-криминологическая экспертиза будет проводиться по инициативе следствия или прокуратуры. Насколько такие возможности будут востребованы, покажет время. Однако анализ практики расследования уголовных дел дает основания полагать, что потребность в такой экспертизе есть.
«Мы готовы уже сегодня проводить судебно-криминологическую экспертизу, если соответствующее поручение поступит нашему специалисту. Нормативно-правовая база всегда позволяла это делать. Вопрос заключается в организационной проработке и информированности сторон. Эти задачи мы успешно сейчас решаем», – заключил директор НПЦ.
По информации
БЕЛТА
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА