/ / Общественно-политические
20.07.2017

Социальное такси: куда обращаться за услугой и кому положены льготные поездки?

В Беларуси доступность социального такси зависит от возможностей социальных служб в регионах. В одном городе воспользоваться данной услугой могут только люди с инвалидностью, в другом – и пенсионеры, и граждане со скромными доходами.

Социальное такси

Услугу социального такси предоставляют территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). Суть в том, что в определенных случаях можно бесплатно либо за небольшую сумму съездить на предоставляемой государством машине, скажем, в больницу или аэропорт. Родоначальниками проекта являются минчане, а с прошлого года, когда услуга вошла в Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016−2020 годы, право на ее активное продвижение получили и регионы. Правда, реализуют услугу везде по-разному.

– На данный момент общего подхода к организации работы социального такси не существует: все решают администрации на местах, исходя из своих возможностей, – пояснили в Министерстве труда и социальной защиты.

В каждом регионе – свой подход

Мы выборочно обзвонили несколько райцентров. В Жлобинском ТЦСОН (Гомельская область), к примеру, ответили, что запрос от колясочников на услугу поступал, но финансы пока не позволяют решить вопрос положительно. В Бешенковичах (Витебщина) считают, что такой потребности нет вообще – район маленький. Зато в Кобрине (Брестская область) льготное такси пользуется спросом. Вызвать машину по сниженным тарифам могут инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нетрудоспособные маломобильные граждане (пенсионеры). Впрочем, как заверили в центре, обратиться за поддержкой может каждый: если действительно требуется помощь, машину выделят. Цена вопроса зависит от расстояния.

– Поездка через весь город в больницу в одну сторону обойдется примерно в 3 рубля, – рассказали сотрудники ТЦСОН Кобринского района. – Мы содержим автомобиль на собственные средства, плюс надо оплачивать труд водителя. Так что бесплатно предоставлять машину, как это делается в столице, не можем.

В областных центрах – свой подход. Так, в одном из районов Гомеля социальный транспорт предоставляют только инвалидам I группы, ветеранам Великой Отечественной и для перевозки детей с четвертой степенью утраты здоровья. В Московском районе Бреста готовы рассмотреть заявки от всех нуждающихся, но, поскольку машина одна, первоочередное право остается за инвалидами и семьями, в которых воспитываются дети с инвалидностью. Они оплачивают лишь 50% стоимости проезда (тариф – 0,59 руб. за километр).

В столице больше возможностей

Наибольшие возможности для реализации услуги социального такси – в столице: в прошлом году из бюджета Минска на эти цели было выделено порядка 420 тыс. рублей.

– Кто, сколько раз и куда может съездить, четко прописано в решении Минского городского Совета депутатов от 16 ноября 2016 года № 243 «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», – рассказала начальник управления социальной поддержки населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Диана Демидова. – Бесплатно воспользоваться такси могут инвалиды I группы, колясочники, дети-инвалиды до 18 лет. Сюда же относятся неработающие инвалиды II группы старше 70 лет при условии, что их пенсия не превышает 1,5 бюджета прожиточного минимума. Если доход больше, нужно будет заплатить 15% от базовой величины (сегодня это 3 рубля). То есть сумма фиксированная и от километража не зависит.

Для того чтобы воспользоваться социальным такси, достаточно позвонить в ТЦСОН по месту жительства и назвать данные удостоверения инвалида, а сам документ предъявить водителю при посадке. Заявку на машину лучше сделать заранее – специалист центра сразу ответит, свободна машина на указанную дату или нет.

– Со временем нам пришлось определить географию передвижения, потому что нередко клиенты катались на машине по магазинам, – пояснила Диана Демидова. – Сейчас установлено, что на социальном такси можно ездить в учреждения здравоохранения (не более 5 раз в месяц, экстренные случаи не в счет); в оздоровительные комплексы для реабилитации детей-инвалидов до 18 лет (необходимо направление из больницы или поликлиники); не более чем 2 раза в месяц – в аптеки, нотариальные конторы, ЖЭСы, вокзалы, аэропорт, банки, организации связи, госорганы, музеи, театры, цирки, выставки, непродовольственные магазины, места проведения праздников. Для поездки на кладбища машину можно вызвать не чаще 2 раз в год. Студенты-колясочники дневной формы обучения могут ездить в вуз не более 2 раз в неделю, а для заочников и обучающихся дистанционно (причем как в вузах, так и в ссузах) ограничения по такси не предусмотрены. Нет лимита и для больных, нуждающихся в гемодиализе, и для инвалидов, посещающих по договору дневные отделения пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения.

Решение Мингорсовета распространяется только на минчан, однако поездки можно совершить и в Минский район. Услуга предполагает доставку туда и обратно при условии, что рабочий день водителя не превысит 12 часов. Важно учесть, что транспортировка клиента до машины и его сопровождение в обязанности водителя не входят.

Социальное такси в Минске довольно популярно: если в 2016 году услугой воспользовались порядка 49 тыс. минчан с инвалидностью, то за первое полугодие 2017-го – уже почти 33 тысячи.

Хотелось бы, чтобы власти в регионах позаимствовали опыт столицы и нашли средства для поддержки своих земляков. Тем более что госпрограмма, упомянутая в начале статьи, предполагает подобное заимствование.

По сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
(фото – официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси)