/ / Общественно-политические
12.07.2017

С 1 июля при постановке на учет в ГАИ пригнанных иномарок нужно предъявлять свидетельство о безопасности конструкции

Как нередко бывает, гром грянул внезапно. Имею в виду появившееся на днях требование при постановке на учет в ГАИ вновь пригнанных из-за рубежа иномарок предъявлять свидетельство о безопасности конструкции. Интернет бурно обсуждает нововведение. Это при том, что Юрьев день наступил отнюдь не внезапно. Он лишь несколько раз откладывался.

Машина

Впрочем, обо всем по порядку. Еще в 2011 году Таможенный союз принял документ, требующий сертифицировать поступающие на общий рынок автомобили и другой транспорт. В его основе – 450 страниц требований и процедур, которым техника, являющаяся, как известно, объектом повышенной опасности, должна соответствовать. Ведь до того на территорию, включающую несколько стран с населением в сотни миллионов человек, завозились и «американки» с особенностями светотехники, и прошедшие не одну сотню тысяч километров «европейцы» вне зависимости от экологического стандарта.

Поскольку все это происходило на глазах автора, позволю себе несколько пофилософствовать. С одной стороны, надо было навести порядок на дорогах. С другой – притормозить ввоз дешевого автомобильного секонд-хенда, чтобы дать шанс отечественному автопрому. И в этом – суровая правда экономики постсоветских государств, оказавшихся на грани кризиса. Так было принято упомянутое решение Таможенного союза, которое должно было вступить в силу в 2015 году.

Вот результат такой политики: в России за несколько лет, благодаря иностранным деньгам и технологиям, выросли десятки заводов, где собирают вполне приличные легковушки. Хочешь «настоящую» иномарку? Они тоже есть в автосалоне, но существенно дороже. Вся эта техника прошла сертификацию на соответствие требованиям безопасности конструкции в аккредитованных центрах. «Рено», «Киа», «Хундаи» «Форды», «Шкоды», «Фольксвагены» российской сборки беспошлинно продаются и в наших салонах, на авторынке в Ждановичах. А вот ввоз подержанных машин из-за ограничительных таможенных тарифов, принятых в Таможенном союзе, резко упал.

Но Беларусь долгие годы была перевалочной базой подержанных иномарок между Европой и Россией, Казахстаном, перегоном авто живут тысячи людей. Да и своего полноценного производства легковых автомобилей долго создать не получалось. Вот и откладывалось у нас введение свидетельства соответствия требованиям безопасности для физических лиц. Последний раз – до 1 июля 2017 года.

И этот день настал

Что же изменилось с 1 июля? Юридические лица, повторюсь, уже давно получают свидетельства безопасности конструкции на новые иномарки, которые продают. Теперь и частным перегонщиками придется к этому приобщиться. В Минске для этого определены три аккредитованные организации, имеющие соответствующие испытательные лаборатории, компетентных специалистов. Звоню в одну из них – НТЦ «Полигон для испытаний мобильных машин» академического Объединенного института машиностроения. Вот мнение заместителя директора Дмитрия Сидоренко:

– Уже оформили более тысячи свидетельств безопасности конструкции для юридических лиц, а с недавних пор к нам пошли и простые граждане – в соответствии с требованиями регламента оформлять свидетельство о безопасности конструкции должны те, кто ввозит транспортное средство на территорию Таможенного союза. Вот некоторые из многочисленных требований, которым автомобиль должен соответствовать. Экологический класс – не ниже Евро-4. Светотехника должна быть европейского типа – у американских автомобилей она, как известно, несколько отличается. Если автомобиль такой марки и модели уже получал «Одобрение типа транспортного средства», это одно: значит, эти сведения есть в базе данных Таможенного союза и потребуется выписка соответствующего документа. Если нет – придется пройти экспертизу и испытания в лабораторных условиях.

Более подробно о том, как получить заветный документ, можно прочитать на сайте ОИМ НАНБ.

Что касается расценок, то они в трех точках примерно одинаковы. Самый простой вариант обойдется около 250 рублей, как и освидетельствование мотоцикла. Углубленное обследование стоит примерно 650 рублей.

В сухом остатке

Попробуем подвести итог. Всего за несколько лет у нас был введен НДС на продажи автомобилей юридическими лицами, кардинально возросли таможенные пошлины на ввоз иномарок, появились утилизационный и так называемый дорожный сборы, растет стоимость горючего... И тем не менее автомобильный рынок жив, не уменьшается и количество желающих стать обладателем легковушки. Как на этом фоне расценить введение требований по оценке соответствия регламенту вновь ввозимых иномарок? С одной стороны, появляются новые хлопоты, затраты растут. С другой – это направлено на повышение безопасности на дорогах, поддержание экологического равновесия с учетом перспективы. Ведь автомобиль может эксплуатироваться и 10, и 20 лет.

Впрочем, есть некоторый шанс, что новые требования... вновь будут отложены. В Госстандарте уточнили: вопрос о предоставлении свидетельства о безопасности конструкции единичного транспортного средства при первичной регистрации ввезенных на территорию Таможенного союза автомобилей, мотоциклов на днях опять рассматривался в Правительстве. Редакцию обещали проинформировать о принятом решении.

Владимир Бибиков, «Советская Белоруссия», 12 июля 2017 г.