/ / Общественно-политические
12.07.2017

Верховный Суд рассмотрел вопросы практики принятия экономическими судами мер по обеспечению исполнения исполнительного документа

В связи с вопросами о принятии экономическими судами мер по обеспечению исполнения исполнительного документа сообщается следующее.

1. В соответствии с абзацами восьмым–десятым части четвертой и частью шестой статьи 60 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве», вступившего в силу с 16 мая 2017 г. (далее – Закон об исполнительном производстве), судом в порядке, установленном процессуальным законодательством, принимаются следующие меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (далее – меры обеспечения):

  • временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь (согласно примечанию к главе 6 «Совершение исполнительных действий» Закона об исполнительном производстве к должностным лицам юридического лица, указанным в статьях 60 и 62 Закона об исполнительном производстве, относятся руководитель, главный бухгалтер должника – юридического лица, а также лица, входящие в коллегиальный исполнительный орган должника – юридического лица, иные лица, уполномоченные в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником – юридическим лицом);
  • временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;
  • временное ограничение должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.
2. Экономическим судом меры обеспечения принимаются в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством.

Компетенция экономического суда по принятию мер обеспечения определяется по правилам главы 5 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК); территориальная подсудность – по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

Экономическим судом могут быть приняты меры обеспечения по исполнительным документам, выданным экономическим судом, а также по иным исполнительным документам (применительно к абзацу третьему части третьей статьи 132 Закона об исполнительном производстве) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. К иным исполнительным документам относятся:

  • исполнительные документы судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;
  • исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности).
3. Принятие экономическим судом мер обеспечения регулируется статьей 334 ХПК.

Меры обеспечения могут быть приняты экономическим судом при наличии поводов и оснований, предусмотренных абзацем первым части первой статьи 334 ХПК, если это не препятствует исполнению иных обязательств должника.

Поводами являются представление судебного исполнителя (далее – представление) или заявление взыскателя (далее – заявление). Основаниями – неисполнение либо уклонение должника от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или недостаточность мер обеспечения исполнения исполнительного документа, принятых судебным исполнителем в исполнительном производстве, для своевременного и полного исполнения исполнительного документа.

4. Обращение судебного исполнителя для принятия мер обеспечения экономическим судом осуществляется в соответствии со статьей 62 Закона об исполнительном производстве, в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством (в том числе, статьей 334 ХПК).

Судебный исполнитель может обратиться в экономический суд с представлением о принятии мер обеспечения, если гражданин или индивидуальный предприниматель, являющиеся должниками, должностное лицо юридического лица, являющегося должником, по неуважительным причинам не исполняют требования, содержащиеся в исполнительных документах.

5. Представление (заявление) подается в экономический суд в письменной форме (применительно к статье 114 ХПК), в нем, в частности, должны быть указаны:

  • обстоятельства, на которых оно основано (уклонение от исполнения (неисполнение по неуважительным причинам) или недостаточность мер обеспечения, принятых судебным исполнителем, для своевременного и полного исполнения);
  • обоснование для применения конкретной меры обеспечения (с обоснованием отсутствия препятствий для исполнения иных обязательств должника в случае ее применения) и просьба о применении этой меры.
Наряду с этим, в представлении (заявлении) должны быть указаны сведения, необходимые для его рассмотрения, с учетом особенностей конкретной меры обеспечения, о применении которой просит судебный исполнитель (взыскатель), и с учетом содержания подлежащих применению норм права, регулирующих соответствующие права гражданина, индивидуального предпринимателя, должностного лица юридического лица. Например, в представлении (заявлении) о принятии мер:

1) по временному ограничению права должностного лица юридического лица, являющегося должником, на выезд из Республики Беларусь должны быть указаны:

  • фамилия, собственное имя, отчество, должностное положение (согласно примечанию к главе 6 Закона об исполнительном производстве) этого должностного лица, его место жительства (место пребывания), а также номера телефонов, факсов, электронные адреса, если таковые имеются;
  • действия (бездействие) этого должностного лица, выступающего от имени юридического лица, являющегося должником, выразившиеся в уклонении от исполнения (неисполнении по неуважительным причинам) требований, содержащихся в исполнительном документе;
  • компетенция этого должностного лица выступать от имени юридического лица, являющегося должником, по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе;
2) по временному ограничению права гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся должниками, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту должны быть указаны
  • :сведения о наличии у должника соответствующего права;
  • сведения о том, что пользование соответствующим правом не связано с инвалидностью должника, не является единственным средством получения дохода;
  • обоснование срока применения соответствующей меры обеспечения (до исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, но не более чем на пять лет).
6. Частью седьмой статьи 60 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер обеспечения.

Определенные статьей 165 ХПК правила соединения применяются при обращении с одним представлением (заявлением) о принятии нескольких мер обеспечения, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. Например:

  • мер по временному ограничению права нескольких должностных лиц юридического лица, являющегося должником, на выезд из Республики Беларусь;
  • нескольких мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;
  • мер по обеспечению исполнения нескольких исполнительных документов в отношении одного должника.
7. Представление (заявление), поданное с нарушением статьи 114 ХПК, подлежит возвращению применительно к части четвертой статьи 115 ХПК.

Представление (заявление) о принятии нескольких мер обеспечения, не связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, подлежит возвращению применительно к абзацу пятому части первой статьи 163 ХПК.

После устранения выявленных нарушений представление (заявление) может быть подано вновь.

8. В соответствии с частью первой статьи 134 ХПК в случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются экономическим судом. При назначении времени проведения судебного заседания для рассмотрения представления (заявления) (часть вторая статьи 334 ХПК) следует исходить из необходимости надлежащего извещения (статья 142 ХПК), принципа процессуальной экономии (статья 13 ХПК). Наряду с этим необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 60 Закона об исполнительном производстве непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.

Согласно части второй статьи 334 ХПК, представление (заявление) рассматривается в судебном заседании экономического суда с извещением сторон исполнительного производства о времени и месте проведения судебного заседания. При этом необходимо иметь в виду, что их вызов, направление им копии представления (должнику копии заявления) не предусмотрены.

Если представление (заявление) подано о принятии мер по временному ограничению права должностного лица юридического лица, являющегося должником, на выезд из Республики Беларусь следует рассматривать вопрос об извещении соответствующего должностного лица. При этом необходимо исходить из того, что принятие судебного постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в соответствии с абзацем пятым части четвертой статьи 280 и абзацем пятым части пятой статьи 297 ХПК является в любом случае основанием для отмены судебного постановления.

Извещение сторон исполнительного производства, должностного лица юридического лица, являющегося должником (если представление (заявление) подано о принятии мер по временному ограничению его права на выезд из Республики Беларусь), осуществляется по правилам статьи 140 ХПК.

В случае явки в судебное заседание сторон исполнительного производства, должностного лица юридического лица, являющегося должником (для рассмотрения представления (заявления) о принятии мер по временному ограничению его права на выезд из Республики Беларусь) представление (заявление) может рассматриваться с их участием.

Следует учитывать, что представление (заявление) подлежит рассмотрению лишь в отношении меры (мер) обеспечения, просьба о применении которой (которых), в нем содержится.

9. В соответствии с частью третьей статьи 334 ХПК по результатам рассмотрения представления (заявления) экономический суд выносит определение, копии которого направляются сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, а также другим лицам, на которых возложена обязанность исполнения соответствующих мер обеспечения.

Например, копия определения о временном ограничении гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся должниками, в посещении игорных заведений подлежит направлению в мониторинговый центр – ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» (на основании пункта 14-3 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9, мониторинговый центр осуществляет ведение перечня физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, доведение его до сведения организаторов азартных игр и предоставление доступа к нему посредством использования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса).

10. На основании части четвертой статьи 334 ХПК определение о принятии мер обеспечения подлежит исполнению с момента извещения должника. Следует учитывать, что надлежащее извещение регулируется статьей 142 ХПК.

11. Исходя из части первой статьи 216 и части восьмой статьи 334 ХПК обжалование определения об отказе в принятии мер по обеспечению ХПК не предусмотрено.

12. Согласно части пятой статьи 334 ХПК допускается замена одной меры обеспечения другой мерой. Необходимо иметь в виду, что этот вопрос подлежит рассмотрению по представлению (заявлению) в порядке, установленном частями первой – четвертой статьи 334 ХПК.

По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции