/ / Общественно-политические
07.02.2017

Вопросы качества, сроков и стоимости капитального ремонта обсудили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

О капитальном ремонте население судит по нескольким основным критериям: очередности, продолжительности, составу работ и качеству. На совещании в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обсудили, как сделать услугу максимально эффективной и оказывать ее с минимальными неудобствами для населения.

Капитальный ремонт дома

Чтобы объективно оценивать работу коммунальных служб и иметь возможность влиять на процесс, а не оставаться сторонним наблюдателем, каждый собственник должен знать основы законодательства и принципы подхода к проведению капитального ремонта. В ТКП 45-1.04 14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий и сооружений» дается четкая формулировка: «Капитальный ремонт зданий проводится с целью восстановления основных физико-технических, эстетических и потребительских качеств зданий, утраченных в процессе эксплуатации».

Вопросам соблюдения законодательства при формировании перспективных планов и текущих графиков капитального ремонта жилищного фонда и было посвящено совещание. Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Александр Терехов отметил, что строгое выполнение требований нормативных правовых актов является основой эффективной деятельности предприятий и гарантией защиты интересов потребителей.

До начала капитального ремонта с жильцами обязательно должны заключаться договоры. Перед этим на общем собрании представители организации-заказчика обязаны проинформировать граждан о порядке организации рабочего процесса. Уже на этой стадии собственник или наниматель жилого помещения имеет право знать ответы на ключевые вопросы о сроках и видах работ, а также их стоимости.

В Министерстве наметили несколько путей по совершенствованию услуги капремонта, в частности: более качественная подготовка проектно-сметной документации, усиление ответственности заказчика за соблюдение сроков и качества работ, исключение фактов необоснованного включения жилых домов в титульный список, дифференцирование предельных затрат в зависимости от этажности, состояния и конструктивных особенностей здания.

Вопросы качества, сроков и стоимости капитального ремонта обсудили в МЖКХ

Стоит особо отметить, что собственник жилья является главным заинтересованным лицом и может принимать долевое участие в финансировании капремонта в случаях, когда речь идет не только о восстановлении эксплуатационных качеств дома, но и о повышении комфортности проживания. К таким работам относится, например, тепловая модернизация зданий, которая сейчас производится только за счет средств населения. Во время капитального ремонта жильцы имеют возможность сэкономить эти самые средства. Ведь покраска и оштукатуривание стен, установка лесов и прочие подготовительные операции уже заложены в проект и финансируются из бюджета. Собственникам остается лишь приобрести утеплитель. Если предусмотреть эти нюансы в договоре и внести в проектно-сметную документацию, то можно при минимальных затратах улучшить свои жилищные условия и впоследствии экономить на отоплении.

Средства на капитальный ремонт будут направлены на следующие виды работ

Очередность

Год постройки не всегда является основанием для проведения капитального ремонта дома.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 324 утверждено положение «О порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда», которое стало основополагающим документом для обслуживающих организаций и потребителей. В соответствии с пунктом 5 этого документа проведение капитального ремонта жилых домов осуществляется на основании перспективных пятилетних программ и текущих годовых графиков, которые утверждаются районными и городскими исполнительными комитетами и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации, а также размещаются на официальных информационных сайтах.

Основанием для включения дома в титульный список не всегда является год его постройки. Состояние здания оценивается во время весенних и осенних плановых осмотров, и в соответствии с этим принимается решение о включении его в титульный список.

В Минжилкомхозе предложили включать дома в титульный список только после предпроектного обследования, в котором должны участвовать проектные организации, имеющие соответствующий сертификат на разрешение такой деятельности.

Продолжительность

Капитальный ремонт в пятиэтажных зданиях не может длиться больше 3,5 месяцев, в девятиэтажных – 5 месяцев.

Сроки проведения работ оговариваются в ТКП 180-2009 (02230) «Капитальный ремонт жилищного фонда. Нормы продолжительности». Для пятиэтажных зданий они не должны превышать 3,5 месяцев, для девятиэтажных – 4,5–5 месяцев. В Минжилкомхозе считают, что ответственность за нарушение сроков ремонта должен нести в том числе и заказчик, а время связанных с работами неудобств нужно сократить до минимума. К примеру, если меняется кровля, то загромождать подъезд строительными материалами совсем необязательно.

Стоимость

В соответствии с пунктом 9 постановления № 324 в текущий график капитального ремонта включаются жилые дома, стоимость ремонта 1 м2 которых не превышает установленную Минстройархитектуры совместно с Минжилкомхозом предельную норму затрат в зависимости от конструктивных особенностей и срока эксплуатации при условии обеспечения полным финансированием, необходимым на текущий финансовый год. В случае превышения предельных норм включение дома в текущий график производится только по решению облисполкомов и Минского горисполкома.

Превышение стоимости капремонта по сравнению с проведенным тендером случается из-за дополнительных работ, связанных с некачественной подготовкой проектно-сметной документации. К примеру, по проекту было намечено заменить 100 м трубы, а по факту оказалось – 120 м. Минжилкомхоз предлагает в таких случаях все дополнительные работы финансировать за счет проектной организации, чтобы исключить факты необоснованного расходования бюджетных средств.

Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» предусмотрено довести объем капитального ремонта к 2020 г. до 3,6 млн м2 в год, что позволит обеспечить цикличность ремонтов с учетом расчетной нормативной продолжительности межремонтных сроков, которые составляют 35 лет. По итогам совещания обозначены четыре основные проблемы, мешающие выполнению поставленных задач: безответственный подход к формированию перспективных программ и текущих планов, факты финансирования работ на объектах не из титульного списка, необоснованное финансирование тепловой модернизации, нарушение сроков проведения работ, финансирование объектов с превышением предельных норм стоимости за счет бюджета.

Александр Терехов подчеркнул ключевую роль Министерства в контроле за исполнением требований законодательства и поручил проанализировать организацию договорной работы с населением, а также обозначил необходимость мониторинга всех районных перспективных пятилетних программ и текущих годовых графиков. Именно от их обоснованности в первую очередь зависит не только решение проблемы, но и полнота финансирования намеченных мероприятий. Особое внимание нужно обратить на подготовку проектной документации, комплексный подход к проведению работ, соблюдение сроков, исключение фактов превышения стоимости. Выполнение данных требований должно стать нормой и для предприятий ЖКХ, и для органов исполнительной власти, а меры ответственности прописаны в договорах.

По сообщению портала коммунальной грамотности населения