29.12.2017
Не надо раскрывать карты: Преступники изобретают новые методы хищений, вторгаясь в область высоких технологий
С развитием системы безналичных платежей, которые совершаются при помощи банковских карточек, претерпели изменения и виды хищения денег. Банальные кражи наличных становятся менее популярны – граждане все реже имеют при себе крупные суммы. Преступники изобретают новые методы, вторгаясь в область высоких технологий. Дмитрий Дудков, начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД Миноблисполкома, рассказал, с какого рода преступлениями доводилось в последнее время сталкиваться его коллегам.
Заманчивое предложение
Осенью в суд направлен ряд уголовных дел в отношении нескольких парней, которые специализировались на хищении денег с чужих карт-счетов. От их действий пострадали десятки человек.
– Жертв выбирали среди тех, кто размещал объявления о сдаче внаем или продаже квартир, гаражей или автомобилей. Воры звонили им с SIM-карт, оформленных не на свое имя. Они заверяли, что желают непременно снять, скажем, именно их гараж и даже готовы оставить задаток, однако находятся сейчас в другом регионе страны, поэтому не имеют возможности приехать лично, и просили реквизиты банковских платежных карт, чтобы перевести деньги на карт-счет. Для перевода нужны номер карточки и срок ее действия – информация, в принципе, не такая уж секретная и обывателю никаких преимуществ не предоставляющая. Однако, зная их, можно установить, какому банку принадлежит карточка. Имелся в распоряжении воришек и номер мобильного телефона хозяев. Они могли проверить, зарегистрирован ли он в интернет-банкинге. Если нет – воры создавали собственную учетную запись и добавляли туда уже известный им номер банковской платежной карты, получая таким образом счет в свое распоряжение. Но не отступали они и в случае, если хозяева карт-счета пользовались интернет-банкингом.
В некоторых банках номер телефона по умолчанию является логином, необходимым для входа в личный кабинет. Требуется, правда, еще и пароль, но его хитрецы тоже умудрялись узнать: мол, стою у терминала, мечтаю перевести вам на счет 200 рублей, но платеж почему-то не проходит, а вы должны были получить SMS-сообщение из банка, так скажите скорее, что в нем написано… При других требованиях банков говорили, что для перевода денег нужны паспортные данные получателя либо трехзначный номер (CVV), указанный на обратной стороне карты, рядом с полем для личной подписи. Поторапливаемые жертвы сообщали им всю личную информацию, а когда спохватывались, было уже поздно: их деньги уходили либо на оплату чужих покупок, либо на другие счета, – раскрывает подробности Дмитрий Дудков.
Воры орудовали по всей стране, от их действий пострадали несколько десятков человек, а причиненный ущерб превысил тысячу базовых величин. Как ни пытались аферисты замести следы, пользуясь чужими SIM-картами и посылая к банкоматам посторонних, однако сотрудники управления «К» сумели найти общие звенья в этой запутанной цепочке и вычислить злоумышленников. Задержали их в Витебске.
Баланс отрицательный
Нередки случаи хищения денег с балансов абонентских номеров наших граждан. В начале 2017 года один из операторов сотовой связи представил клиентам новую финансовую услугу, суть которой заключается в том, что каждый абонент оператора мог завести «привязанный» к номеру телефона электронный кошелек с функцией обещанного платежа или овердрафта. Эти деньги можно использовать для оплаты почти всех услуг через ЕРИП, а также для приобретения товаров в интернет-магазинах. Абоненты оператора еще не успели освоиться с этим новшеством, а воры уже придумали, как обернуть его себе на пользу. Они взламывали чужие страницы в соцсетях и от имени владельца просили его друзей напомнить их номера сотовых – дескать, затерялись. Если откликнувшийся товарищ был абонентом нужного оператора, они активировали электронный кошелек посредством специального приложения, установленного в своем телефоне, и с помощью очередной хитрости узнавали содержание пришедшего ему SMS-сообщения. Причитавшуюся же абоненту ссуду пускали на собственные нужды. В следующем месяце человек очень удивлялся, узнав, что должен погасить кредит, который не брал. Счет потерпевших от действий этих воришек идет на сотни.
Для удобства клиентов банки стараются максимально упростить процесс оплаты услуг и товаров при помощи банковских карточек. Зачастую для транзакций не требуются даже введение ПИН-кода или контакт карточки с терминалом. Однако в удобстве есть и обратная сторона: завладев такой картой, человек непорядочный вполне может совершить ряд покупок стоимостью до 22 рублей – если сумма превышена, включится система безопасности, терминал запросит ПИН-код.
– Единственный способ от этого уберечься – сразу же обращаться в банк и блокировать утерянную карту! – заверяет Дмитрий Дудков. – Чтобы не лишиться своих денег, нужно соблюдать простые правила предосторожности: не записывать ПИН-код на карточку или на бумажку, которую вы держите рядом с карточкой, не передавать никому свою банковскую платежную карту, а также никому не сообщать никакой информации, ее касающейся.
Для небольших платежей через всякие сервисы, например, покупки интернет-игр, вполне достаточно информации, указанной на банковской платежной карте. Поэтому специалисты советуют хотя бы закрашивать или стирать трехзначный номер (CVV), указанный на обратной стороне карты, предварительно, разумеется, его запомнив или записав. Его отсутствие значительно затруднит жизнь желающих воспользоваться чужими деньгами.
К преступлениям в сфере высоких технологий относятся и случаи взлома страничек в соцсетях. Совершают их по разным причинам. Парни ревнуют возлюбленных и пытаются узнать неведомые им подробности личной жизни, девушки взламывают аккаунты парней, чтобы заблокировать доступ к сетевым играм и таким образом вернуть их внимание. Бывает, незнакомцы ищут на чужих страницах интимные фото или компрометирующую переписку, чтобы потом заняться шантажом. Следует помнить, что все эти «шалости» уголовно наказуемы.
Оксана Невмержицкая, «Рэспублiка», 29 декабря 2017 г.
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля
Новая автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Там уже есть элементы искусственного интеллекта. Программа будет помогать формировать текст нормативно-правового акта. Это, конечно, только зачатки, но мы уже видим и дальнейшие пути», – сказала Ольга Чуприс.
С помощью АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
По информации
БЕЛТА
Новая электронная услуга Госкомимущества доступна онлайн на портале «Е-Паслуга»
На портале «Е-Паслуга» доступна новая электронная услуга Госкомимущества, сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
В связи со вступлением в силу новой редакции закона от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с 11 июня 2025 г. доступна к заказу электронная услуга на основе информации из государственной информационной системы «Единый реестр имущества»: 3.71.03 «Информационное взаимодействие между государственной информационной системой «Единый реестр имущества» и информационными ресурсами (системами) Белорусской нотариальной палаты».
Электронная услуга оказывается по технологии «система-система».
Потребителем услуги является Белорусская нотариальная палата.
По информации
БЕЛТА