26.12.2017
На заседании Пленума Верховного Суда Республики Беларусь обсудили особенности применения превентивного надзора и изменение его требований
Заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное рассмотрению вопросов, связанных с применением законодательства о превентивном надзоре, состоялось 21 декабря 2017 года.
Рецидивная преступность за последние пять лет сократилась в среднем на 10%. Если в 2012 году среди совершенных уголовно наказуемых деяний совершенных при рецидиве было 47,87%, то в 2016 г. эта цифра снизилась до 37,93%. За 1-е полугодие 2017 г. показатель и того ниже – 37,07%. Безусловно, это результат действия комплекса принимаемых государством мер, и одной из наиболее важных составляющих является превентивный надзор.
По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на конец 2016 года под превентивным надзором находились 2825 человек. На сегодняшний день под превентивным надзором находятся 2812 граждан.
По данным судебной статистики в первом полугодии 2017 года за нарушения требований превентивного надзора к уголовной ответственности по ст.ст.421 и 422 УК привлечено 502 лица. Из них один оштрафован, 206 лицам назначено наказание в виде ареста, 295 лиц осуждены к лишению свободы. При этом в 486 случаях преступления совершались при рецидиве (из них в 331 случаях при рецидиве, в 154 – при опасном рецидиве, в одном – при особо опасном). К 334 лицам применены принудительные меры лечения от алкогольной и наркотической зависимости, к двум – безопасности и лечения.
Кроме того, в первом полугодии 2017 года судами рассмотрено дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.24.12 КоАП (Несоблюдение требований превентивного надзора), в отношении 5736 лиц. Из них 5487 рассмотрено с вынесением постановления о наложении административного взыскания. Из них – в виде штрафа на 4119 лиц, в виде административного ареста – на 1368 лиц.
Превентивный надзор ‒ это совокупность мер, установленных в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для наблюдения за их поведением, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. Его основной задачей является предупреждение совершения лицами ранее судимыми, подпадающими под его действие, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Правильное применение судами законодательства, регулирующего порядок и основания установления, продления, приостановления, возобновления, прекращения превентивного надзора и изменения его требований, имеет важное значение для эффективной профилактики преступности и снижения рецидива преступлений.
Пленум Верховного Суда в ходе заседания обсудил результаты изучения и обобщения практики разрешения судами вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, и в целях единообразного применения законодательства дал судам разъяснения.
Часть из них, в частности, касается применения законодательства относительно того, к каким лицам можно применять превентивный надзор и при каких условиях, на что ориентироваться при избрании требований превентивного надзора, которые суд вправе устанавливать по своему усмотрению.
Обращено внимание судов на недопущение формализма и волокиты при рассмотрении материалов. При этом Пленум акцентировал внимание на необходимости надлежащего реагирования через вынесение частных определений (постановлений) на недостатки в деятельности государственных органов и организаций по осуществлению превентивного надзора за лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
В целом в принятом по итогам заседания постановлении Пленума суды ориентированы на неукоснительное соблюдение законодательства при разрешении вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований.
По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь
Госатомнадзор готовит новый перечень населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения
Департаментом по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси (Госатомнадзором) проводится плановая работа по актуализации перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, сообщили
БЕЛТА в департаменте.
Согласно законодательству, перечень пересматривается один раз в пять лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования территории населенных пунктов. Действующий перечень утвержден в 2021 году.
Работы по уточнению радиационной обстановки включают экспедиционные выезды с отбором проб почвы и последующим определением содержания радионуклидов цезия-137, стронция-90 и изотопов плутония. Уполномоченной организацией на проведение таких работ является Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды (Белгидромет).
Госатомнадзором была сформирована рабочая группа из представителей Белгидромета, Гомельского облисполкома, Гомельского горисполкома, Института радиобиологии НАН и иных заинтересованных с целью дополнительного обследования Гомеля. Разработана поэтапная программа обследования, включающая определение уровней радиоактивного загрязнения отдельных участков населенного пункта, включенных в 2000–2016 годах в городскую черту. Состоялся экспедиционный выезд представителей Госатомнадзора и Белгидромета в Гомель, где на месте с участием членов рабочей группы проведен отбор проб почвы в 14 точках города. В соответствии с принятыми методиками пробы отбирались в местах массового пребывания людей – в непосредственной близости от детских садов, школ, больниц, других общественных мест.
Проведение измерений и интерпретация полученных результатов будут выполнены аккредитованными лабораториями Белгидромета и Института радиобиологии НАН Беларуси. Обоснованное решение об отнесении территории Гомеля к зоне проживания с периодическим радиационным контролем будет принято с учетом анализа банка данных Белгидромета, содержащего информацию о более чем 750 пробах по всем зонирующим радионуклидам.
Госатомнадзор и далее будет информировать о проводимых работах по уточнению радиационной обстановки с целью мониторинга и оценки динамики радиоактивного загрязнения, а также для принятия мер по защите населения.
По информации
БЕЛТА
Совет командующих погранвойсками СНГ принял 14 решений по итогам заседания в Москве
28 мая в Москве прошло 90-е заседание Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) стран СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Госпогранкомитете.
На заседании присутствовали руководители пограничных ведомств всех государств Содружества, а также представители Секретариата ОДКБ и Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС. Белорусскую делегацию возглавил председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Константин Молостов.
В начале мероприятия с приветственным словом к участникам обратились директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников и заместитель Генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов.
Члены совета обсудили обстановку на внешних границах стран СНГ и тенденции ее развития, заслушали проекты основ информационной политики в пограничной сфере и решений по ним. Стороны подвели итоги деятельности организации, а также оценили результаты проведения в 2025 году совместных специальных пограничных операций и определили задачи по их планированию на будущий год. В центре внимания также были результаты выполнения плана основных мероприятий СКПВ по подготовке и празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, вопросы гуманитарного сотрудничества. Решением СКПВ были поощрены военнослужащие, наиболее отличившиеся в защите и охране внешних границ государств – участников СНГ.
По итогам заседания приняты 14 решений, направленных на дальнейшее укрепление пограничной безопасности на внешних границах Содружества и расширение многостороннего пограничного сотрудничества.
Как дополнили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ, в заседании участвовала делегация во главе с заместителем генерального секретаря СНГ Нурланом Сейтимовым. В своем приветствии участникам встречи он отметил символичность проведения заседания в городе-герое Москве в год, который объявлен в СНГ Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. «9 Мая. Граждане стран СНГ широко отметили эту важную дату, имеющую огромное историческое значение. День Победы, без преувеличения, остается священным праздником для народов стран Содружества, а память о нем является сегодня важнейшим объединяющим и сплачивающим фактором на просторах Содружества Независимых Государств», – подчеркнул он.
По словам Нурлана Сейтимова, в странах СНГ продолжается проведение множества приуроченных к этой дате мероприятий, направленных на увековечение подвига героев Великой Отечественной войны. Одним из примеров стало завершение международной военно-патриотической акции – «Эстафеты Победы» вдоль внешних границ государств – участников СНГ, организованной под эгидой совета. Он поблагодарил командующих пограничными войсками за вклад в укрепление единства и исторически сложившейся дружбы народов Содружества, сохранение памяти о героической борьбе наших народов против фашизма.
«Беспрецедентность событий, происходящих в современном мире, динамичность трансформации рисков и вызовов в реальные угрозы безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, а также реальная практика обеспечения пограничной безопасности в сложившихся условиях указывают на необходимость согласования общих усилий в области охраны внешних границ Содружества», – уверен заместитель Генерального секретаря СНГ.
Координирующая роль в выработке и принятии совместных мер, направленных на укрепление стабильности и противодействие существующим вызовам и угрозам, по его словам, отведена Совету командующих пограничными войсками СНГ. С этой целью эффективно реализуется широкий комплекс мер, предусмотренных программой сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы. «На заседании Совета глав государств СНГ 10 октября 2025 года предполагается утвердить программу на 2026–2030 годы, которая разработана советом в целях дальнейшего надежного функционирования элементов системы обеспечения пограничной безопасности на внешних границах и поддержания стабильного положения на них в условиях динамичной трансформации геополитической ситуации на глобальном и региональном уровнях», – проинформировал Нурлан Сейтимов.
Он также выразил уверенность, что решения, принятые на заседании совета, станут достойным вкладом в поддержание стабильного положения на внешних границах СНГ и укрепление пограничного братства.
По информации
БЕЛТА
Страны СНГ развивают сотрудничество по укреплению пограничной безопасности
В Москве состоялась рабочая встреча руководителей международно-правовых структур пограничных ведомств государств Содружества на тему «Итоги реализации программы сотрудничества государств – участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021–2025 годы и приоритетные задачи по дальнейшему совершенствованию совместной деятельности». Об этом
БЕЛТА сообщили в Совете командующих пограничными войсками (СКПВ).
В мероприятии приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Участники рабочей встречи детально обсудили предварительные итоги реализации межгосударственного документа. При этом отмечены достаточно высокий уровень многостороннего пограничного сотрудничества государств СНГ, адекватный уровню современных вызовов и угроз пограничной безопасности, и положительная динамика выполнения программных задач.
Одновременно было уделено особое внимание заблаговременной выработке конкретных практических мер по решению задач на среднесрочную перспективу – до 2030 года.
Также в этот день состоялось заседание экспертной группы пограничных ведомств государств СНГ по доработке и согласованию проектов документов, вносимых на рассмотрение 90-го заседания Совета командующих пограничными войсками. В заседании приняли участие представители пограничных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Координационной службы СКПВ и Исполнительного комитета СНГ.
Эксперты согласовали проекты документов и рекомендовали их для рассмотрения на 90-м заседании СКПВ, которое состоится 28 мая в Москве.
По информации
БЕЛТА
Законодательство о пожарной безопасности. Кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали в МЧС
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали
БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам уголовной и административной ответственности внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной и административной ответственности». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Законопроект подготовлен в целях обеспечения национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании гражданскими беспилотными летательными аппаратами воздушного пространства Республики Беларусь.
Проектом закона, в частности, вводится административная ответственность: за управление гражданским воздушным судном, не зарегистрированным в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, либо без наличия бортовой документации, которая должна находиться на борту воздушного судна при выполнении полетов, либо управление гражданским воздушным судном лицом, не имеющим права управления им; за нарушение требований по государственному учету и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов. Также устанавливается уголовная ответственность за ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, изготовление и эксплуатацию гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей в нарушение требований законодательства, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Под гражданскими беспилотными летательными аппаратами понимаются беспилотные летательные аппараты, используемые в гражданской авиации, предназначенные для перевозки грузов и (или) оснащенные цифровыми камерами и (или) другим оборудованием, которое позволяет выполнять в процессе полета различные функции, а также идентифицируемые запасные части к таким аппаратам, не относящиеся к продукции военного назначения, контролируемой в рамках системы экспортного контроля.
Под авиамоделями понимаются летательные аппараты без человека на борту, управление полетом которых возможно только при условии визуального контакта с ними, не оснащенные никаким оборудованием, используемые в том числе для развлечений, а также идентифицируемые запасные части к ним, за исключением воздушных игрушечных шаров, воздушных змеев и летающих игрушек без дистанционного управления.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА