14.12.2017
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда признала незаконной блокировку Минфином акций субъектов хозяйствования
Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики отменила судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, посчитав, что их выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 230 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь основанием для признания обжалуемого действия государственного органа незаконным является несоответствие его требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
В силу положений статьи 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа или должностного лица возлагается на государственный орган или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.
В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Беларусь собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.
В пункте 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» содержится требование принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности, а также создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.
В своей деятельности Департамент по ценным бумагам руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства.
Подпунктом 4.17 пункта 4 Положения (действовавшего в редакции по состоянию на 30.07.2014) Департаменту по ценным бумагам Министерства финансов Республики предоставлялось право выдавать предписания о блокировке (разблокировке) акций в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь, в иных случаях, определяемых законодательством.
Выдача предписания о блокировке акций ограничивает конституционное право владельца заблокированных акций по распоряжению ими. При таких обстоятельствах на Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в силу положений вышеуказанных норм процессуального законодательства возлагается бремя доказывания правомерности обжалуемого действия по блокировке акций, в том числе и по опровержению позиции заявителя об отсутствии оснований для их совершения.
Достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих наличие у Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь оснований для защиты интересов Республики Беларусь путем совершения обжалуемых действий, а также подтверждающих наличие таких интересов у государства, нуждающихся в такой защите, в ходе судебного разбирательства представлено не было.
В ходе судебных разбирательств Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь ссылался на письма Комитета государственного контроля Республики Беларусь, которые не содержали сведений об интересах государства, в целях защиты которых предлагалось блокировать акции. Иных каких-либо доказательств заинтересованным лицом представлено не было, как и не было приведено доводов о необходимости защиты интересов государства, основанных на праве выдать предписание о блокировке акций в случаях, установленных законодательством.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций, основанные на письмах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, являются ошибочными, поскольку письма относятся к переписке государственных органов, не являются решением (предписанием, постановлением) Комитета государственного контроля обязательным для исполнения, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 №142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах».
Дополнительно информация о причинах направления таких писем Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь не истребовалась и в суд не представлялась.
Добросовестность приобретения открытыми акционерными обществами, о которых идет речь, акций Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь не оспаривалась.
Следовательно, у суда первой и апелляционной инстанций не было законных оснований для признания действий Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь по блокировке акций правомерными.
Судебная коллегия по экономическим делами Верховного Суда Республики Беларусь отменила судебные постановления и приняла новые постановления об удовлетворении заявленных требований.
Законное право владельцев акций распоряжаться данными акциями восстановлению.
По сообщению официального сайта Верховного Суда Республики Беларусь
В ЕАЭС разрабатывают единый портал государственных закупок
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают единый портал государственных закупок. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович, передает корреспондент
БЕЛТА.
На данный момент ведется работа по внесению поправок в протокол заседаний Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза исходя из блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. По словам Максима Ермоловича, дополняется перечень допустимых исключений, которые могут применяться странами при проведении государственных закупок. «То есть право стран упрощать государственные закупки. Много внимания уделяется вопросу их цифровизации. Строим общее цифровое пространство государственных закупок. Есть попытки разработать единый портал. Эта работа продолжается. Важно понимать, что на стадии формирования национального цифрового пространства в области государственных закупок надо уже сейчас заниматься гармонизацией. И частично такую гармонизацию мы преследуем через реализацию изменений в право союза», – отметил он.
Изменения вносятся на основе правоприменительной практики и взаимодействия с субъектами рынка и Судом ЕАЭС. «На основании тех решений, которые принимают наши коллеги в суде, совершенствуется право союза. Мы решаем проблемные вопросы, связанные с работой трансграничного рынка и соблюдением общих правил конкуренции на этом рынке. Уточняются нормы договоров в части принудительного исполнения решений комиссии, определяются все необходимые термины. Например, связанные с работой электронных торговых площадок», – добавил Максим Ермолович.
Кроме того, идет работа над внесением поправок в Статут Суда ЕАЭС. Изменения связаны с возможностью представления права физическим лицам обжаловать решение ЕЭК по вопросам конкуренции, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан союза. «Речь идет о привлечении к ответственности физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это должностные лица организаций либо физические лица, которые координируют экономическую деятельность. Есть уже несколько кейсов такого привлечения за нарушение общих правил конкуренции. Однако возможность обжаловать решение в суде у них отсутствует. В связи со Статутом Суд ЕАЭС рассматривает только обращения юридических лиц. Сейчас мы этот правовой пробел устраняем, к декабрю подготовили изменения», – подчеркнул министр ЕЭК.
По информации
БЕЛТА
По каким вопросам чаще всего обращаются в Суд ЕАЭС, рассказал его Председатель
Тематика конкуренции на трансграничных рынках выходит на первое место в числе обращений субъектов хозяйствования в Суд ЕАЭС, сообщил журналистам Председатель Суда Алексей Дронов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«По итогам 2024 года мы получили уже новым составом суда очень высокий показатель обращений. Львиную долю обращений составляют по-прежнему хозяйствующие субъекты. Это, как правило, жалобы на решения Евразийской экономической комиссии или на действие (бездействие) комиссии. В основном два больших тематических блока. Это вопросы, связанные с соблюдением общих принципов и правил конкуренции на трансграничных рынках. Эта проблематика, которая раньше занимала устойчивое второе место, вышла фактически на первое место или по крайней мере делит первое место с другим большим блоком – проблематика Таможенного союза», – сказал Алексей Дронов.
Также наблюдается тенденция к активизации государств-членов, которые стали более активно задействовать механизм заявлений о разъяснении, что является очень важным инструментом суда, отметил председатель. Дело в том, что, в соответствии со Статутом, суд не только разрешает споры, но и выносит консультативные заключения. Причем такие заключения формально носят рекомендательный характер, а фактически являются одним из способов обеспечить единообразное применение всеми государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе и тех актов, которые на нем основаны.
Говоря о важности этого вопроса, Алексей Дронов указал на взаимодействие между Судом ЕАЭС и национальными верховными, конституционными судами. В контексте обеспечения единообразного применения права союза это имеет принципиально важное значение.
«Очень важно обеспечить, чтобы во всех пяти государствах-членах нормы договора и иных актов права союза понимались, толковались, применялись единообразно. Полной идентичности, может быть, нам не удастся добиться, но единообразие необходимо – это один из базовых основополагающих принципов функционирования союза», – отметил Председатель Суда.
Суд ЕАЭС – постоянно действующий орган Евразийского экономического союза. Целью деятельности суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей стороной и решений органов союза.
В состав суда входят по два судьи от каждого государства – члена ЕАЭС. Место пребывания суда союза – город Минск.
На сегодняшнем заседании, где присутствовали все 10 судей Суда ЕАЭС, вновь назначенный судья от Кыргызской Республики Кыдык Джунушпаев принес присягу.
По информации
БЕЛТА
Председатель Суда ЕАЭС: осведомленность о праве Союза нужно повышать
Осведомленность о праве ЕАЭС нужно повышать. Об этом заявил журналистам Председатель Суда ЕАЭС Алексей Дронов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По его словам, суд ведет активную работу по налаживанию взаимодействия с крупными научными, образовательными центрами. «Не скажу, что это чисто судебная работа, но суд является постоянно действующим органом Союза. И мы осознаем важность решения задач, связанных с повышением осведомленности о праве Союза. Могу констатировать с некоторым сожалением (ничего драматического в этом нет, это естественный процесс): пока уровень осведомленности остается недостаточным», – сказал Алексей Дронов.
Председатель суда считает, что юридическому, академическому сообществу, государствам – членам Союза следует больше внимания уделять повышению такой осведомленности. «Нужно формировать и ставить на прочную системную основу процесс подготовки специалистов в области права Союза», – считает Алексей Дронов.
Впрочем, этот процесс начинает развиваться, отметил он. «Есть, естественно, вопросы, которые уже обсуждаются на различных площадках, связанные со сближением законодательства в сфере юридического образования. В этом активно участвуют ведущие центры», – заметил Председатель Суда ЕАЭС.
Поясняя свою мысль, он заметил, что качество судебной практики в значительной степени зависит от того, насколько профессионально представляют интересы хозяйствующих субъектов адвокаты, юристы и др., которые должны обладать знаниями и процессуального, и материального права. И с этой частью юридического сообщества, обратил внимание Алексей Дронов, Суд ЕАЭС старается без ущерба для принципа независимости, эффективности суда общаться – для повышения осведомленности.
«Я думаю, интерес значительный. Мы это ощущаем по очень многим признакам. Думаю, мы стоим на пороге достаточно существенного роста количества дел», – сказал он, заметив, однако, что рабочие нагрузки на судей и так достаточно высокие. Имеются определенные особенности, обусловленные спецификой регулирования деятельности суда, установленной статутом и регламентом. Суд действует в составе большой коллегии из 10 судей и двух коллегий, которые рассматривают споры хозяйствующих субъектов.
«Принятие к рассмотрению дела, рассмотрение дела в составе 10 судей – достаточно серьезная нагрузка. Причем мнения у судей бывают разные. Достаточно большие интенсивные усилия прилагаются к тому, чтобы постараться выйти на какое-то основанное на праве Союза единое понимание, толкование. Чем меньше будет высказано каких-то особых мнений судьями, тем большие шансы у консультативного заключения выполнить свою роль регулятора», – отметил Председатель Суда.
По информации
БЕЛТА
Стратегию развития Союзного государства обсудили на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня состоялась пленарная дискуссия «Союзное государство: на рубеже эпох», посвященная развитию белорусско-российской интеграции. Участники форума очертили видение интеграционных процессов на союзном треке и обозначили новые подходы к развитию.
Прочная база
– Уровень сотрудничества, который сложился в Союзном государстве, фактически является образцом того, как могут развиваться процессы на евразийском пространстве в целом, – задал тон дискуссии вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук.
Этот тезис был из категории тех, с которыми невозможно спорить: только за последние пять лет объем товарооборота в союзе возрос практически в полтора раза, тенденция сохраняется и в нынешнем году.
– В первом квартале 2025-го, по нашим данным, мы также фиксируем рост товарооборота на 3 процента по сравнению с прошлым годом, – констатировал российский вице-премьер. – Мы наращиваем долю взаиморасчетов в национальных валютах, и по первому кварталу 2025-го она составила 98,8 процента, то есть можно говорить, что мы полностью перешли на расчеты в национальных валютах.
Таким образом, Союзное государство переходит на новый уровень взаимодействия. Что и подтвердил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Александр Рогожник:
– Две страны сейчас работают над новым проектом – экономической моделью Союзного государства, которая предполагает развитие интеграционного объединения на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, основное внимание в рамках Союзного государства должно быть уделено предоставлению равных условий субъектам хозяйствования.
В основу деятельности, которую проводят сейчас Беларусь и Россия, положен принцип импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета двух государств. Александр Рогожник пояснил, как работает такая схема взаимодействия:
– Если взять союзную программу по микроэлектронике, то мы подписали с Российской Федерацией соответствующие документы, где разграничили те топологические нормы и те элементы, которые делаем мы и которые делает Россия. Таким образом, дополняя друг друга, мы вместе устойчиво стоим на ногах. Это же касается и оборудования для отрасли: разделено, что делают Россия и Беларусь. Мы ставим задачу полностью закрыть всю технологическую линейку по этой специфике, чтобы быть самодостаточными.
«Сделано в Союзном государстве»
Будущие программы, которые формируются в Союзном государстве, во многом касаются научно-технологического взаимодействия, подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев:
– В Союзном государстве накоплен большой опыт реализации таких программ. Сейчас стоит вопрос повышения их эффективности. Некоторые из таких программ создают действительно прорывные направления и новые технологические возможности. Вместе с тем это практически субсидии, если говорить о форме финансирования. И нам важно понимать, как материализуются результаты на практике. Фактически сейчас идет переосмысление этой работы.
По мнению Министра экономики Беларуси Юрия Чеботаря, угол зрения, под которым стоит посмотреть на союзные программы, зависит от современной конъюнктуры. Если в начале работы Союзного государства его программы были ориентированы на развитие инфраструктуры, то позднее акцент сместился на научно-технологическое направление.
Еще одно направление, которое Юрий Чеботарь видит в качестве перспективного, – коммерциализация. В частности, речь идет о товарах Союзного государства.
– За последний год много сделано для учета общей союзной собственности. В будущем товары, произведенные под маркой «Сделано в Союзном государстве», могли бы приносить финансовую отдачу, становясь одним из источников пополнения союзного бюджета, который затем направляется на субсидирование совместных проектов, – подвел итоги Министр экономики.
Максим Короткин, «
Рэспубліка», 20 июня 2025 г.
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА