12.12.2017
Использование электронной цифровой подписи планируется расширить в Беларуси в 2018 году
Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) планируется расширить в Беларуси в 2018 году. Это предусмотрено поправками в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которые готовятся к рассмотрению депутатами в первом чтении, сообщил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Юницын.
Депутат, в частности, напомнил, что в 2018 году в Беларуси планируется выдача гражданам республики ID-карт, с записанными на них электронными цифровыми подписями их владельцев. ID-карта станет еще одним удостоверением личности. Предполагается, что ею можно будет свободно пользоваться внутри страны, а паспорт понадобится только для поездок за границу.
Внутренний паспорт нового образца будет содержать сведения о гражданине: ФИО владельца, пол, дата рождения, идентификационный номер, отдельный номер ID-карты и срок ее действия, фото, подпись, а также чип, на котором та же информация будет храниться в электронном виде. Также в чипе будет содержаться электронная цифровая подпись гражданина. «Наличие ЭЦП на такой карте должно значительно расширить возможности владельца», – заметил Андрей Юницын.
По его словам, ЭЦП широко используется во всем мире для получения различного вида услуг и заверения документов, не выходя из дома. Например, в Эстонии соответствующее законодательство действует с 2002 года, граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Даже голосование на выборах происходит с использованием ID-паспортов – дистанционно, при помощи специального считывающего устройства, которое подключается к компьютеру.
Поправками в действующее законодательство в Беларуси создаются условия для более широкого применения и использования ЭЦП и электронных документов. «Это упрощает и ускоряет различные процессы, особенно для бизнеса. В ситуациях, предусмотренных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог собственноручной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах, которую должен заполнять индивидуальный предприниматель), подписанный электронной цифровой подписью, обретает такую же силу, что и документ на бумажном носителе, подписанный от руки. Естественно, это позволяет экономить время и силы, а также исключает коррупционную составляющую», – пояснил парламентарий, отметив, что отправлять юридически ликвидные бумаги можно будет прямо из дома.
В проекте закона прописана норма, которая позволит значительно упростить процедуру удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Сегодня это могут делать нотариусы, организации или ИП, имеющие соответствующие лицензии. На практике действующий механизм представляется излишне сложным и финансово затратным. В законе предлагается к числу субъектов, кто это может делать, отнести в том числе организации и ИП, создавших электронный документ, форму внешнего представления которого необходимо удостоверить на бумажном носителе, а также организации, получившие электронный документ от иных организаций посредством межведомственных информационных систем.
В настоящее время в Беларуси уже действует ЭЦП, она дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам, таможенные органы, фонды соцзащиты населения, «Белгосстрах», Белстат и т.д. Количество выданных ключей электронной цифровой подписи постоянно увеличивается и составляет в стране около 260 тыс.
Новым направлением использования ЭЦП будет являться ее применение для доступа к единому порталу электронных услуг и, как следствие, простой и эффективный способ получения государственных услуг и административных процедур в электронном виде.
«Сегодня в Беларуси выстраиваются амбициозные планы по созданию передовой IT-страны, развитию цифровой экономики, поэтому принятие данного законопроекта – еще один шаг для достижения этой цели», – убежден член Палаты представителей.
Изменения и дополнения в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» готовятся к рассмотрению в первом чтении на весенней сессии парламента в 2018 году.
По сообщению БЕЛТА
Бюджет-2026: какими будут доходы и расходы
На текущей неделе Правительством внесен в Палату представителей проект Закона «О республиканском бюджете на 2026 год». Как будет формироваться доходная часть и как спланирована расходная часть бюджета, рассказала
БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Александра Михеенко.
Депутат указала, что при формировании проекта бюджета на следующий год за основу принят прогноз условий экономического развития, который предполагает рост ВВП на уровне 102,8 %, уровень инфляции в среднегодовом выражении – 107 %.
Доходы республиканского бюджета на 2026 год определены в размере 18,3 % к ВВП и по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %.
Доходы республиканского бюджета будут включать налоговые доходы (70,4 % общей суммы доходов), неналоговые доходы (12,2 %), безвозмездные поступления (17,4 %).
Налоговые доходы в республиканском бюджете будут сформированы главным образом за счет налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, акцизов, налога на прибыль, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, транспортного налога.
Что касается расходов республиканского бюджета, планируется, что их рост к ожидаемому исполнению 2025 года составит не менее 10,4 %, отметила заместитель председателя Постоянной комиссии.
Приоритетными в бюджете сохранятся расходы на финансирование социальной сферы, а также повышение уровня оплаты труда и благосостояние работников бюджетной сферы.
Дополнительно к базовому фонду оплаты труда в республиканском бюджете предусмотрены расходы на заработную плату работников по вновь вводимым объектам здравоохранения и образования, а также на оплату труда преподавателей, дополнительно вводимых в связи с увеличением контрольных цифр приема и ростом контингента обучающихся на бюджетной основе в учреждениях среднего специального образования на 1039 человек.
В числе основных направлений расходов республиканского бюджета на 2026 год будут выплата семейного капитала и финансирование строительства жилья с государственной поддержкой.
В бюджете предусмотрено финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также оказание государственной поддержки по системным решениям (поддержка экспорта и обеспечение внутреннего рынка современной техникой и оборудованием).
Предусмотрены средства и на финансирование централизованной закупки электротранспорта, автотранспорта для учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с последующей их передачей регионам. В приоритете остаются расходы на ремонты и содержание дорог.
В 2026 году дефицит (превышение расходов над доходами) республиканского бюджета составит Br4,3 млрд, который планируется профинансировать за счет внешних государственных займов, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и остатков средств республиканского бюджета.
Александра Михеенко обратила внимание, что предлагаемые для формирования проекта бюджета на 2026 год подходы полностью позволяют сбалансировать его параметры в пределах имеющихся финансовых ресурсов и, что самое важное, – обеспечивают финансирование приоритетов социально-экономического развития страны.
По информации
БЕЛТА
Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Новые цифровые инициативы: что одобрил Совет при Минсвязи
6 ноября состоялось очередное заседание Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, на котором «дан зеленый свет» к реализации новых цифровых проектов.
Что вошло в пул мероприятий?
-
развитие централизованной системы здравоохранения (ЦИСЗ) – появятся новые функциональные модули:
-
учета медпрепаратов и медтехники;
-
поддержки работы скорой медицинской помощи;
-
поддержки функционирования службы донорской крови и др.;
-
создание системы поддержки в экстренных ситуациях медицинских учреждений – распределение пациентов, быстрая связь с медперсоналом и непрерывный мониторинг состояния больных (апробирование будет в Бресте, решение подлежит интеграции с ЦИСЗ и масштабированию);
-
развитие системы оценки состояния окружающей среды – дополнится прикладными цифровыми решениями для оценки индикаторов уровня радиации, состояния поверхностных вод и почвы (спойлер: сведения будут доступны не только специалистам, но и гражданам на платформе «Умный город (регион)», чтобы следить за экологической ситуацией в своем регионе);
-
развитие цифровой платформы лесного хозяйства – появятся блоки:
-
«Лесоустройство»;
-
«Воспроизводство лесов»;
-
«Лесопользование»;
-
«Охотоустройство» и др.;
-
внедрение ИИ-ассистентов для специалистов, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.
Все одобренные мероприятия направлены на создание современных цифровых инструментов для эффективной работы в отраслях экономики и повышения качества обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси зарегистрировать декларацию о соответствии продукции национальным техническим регламентам теперь можно онлайн
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
-
ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
-
TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
-
ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
-
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по
адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в
Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь