08.12.2017
Транспорт и логистика могут стать драйверами экономического роста в Евразийском экономическом союзе
Транспортно-логистические проекты в странах ЕАЭС интересны для китайского бизнеса. Об этом заявил заместитель министра транспорта Китайской Народной Республики (КНР) Дай Дунчан на девятом совещании руководителей уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в области транспорта. Страны ЕАЭС уже предложили китайской стороне 38 проектов для совместной реализации.
Участники встречи обсудили общие подходы по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также рассмотрели итоги работы по формированию общего рынка услуг в сфере транспорта за 2017 год.
Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что транспорт и логистика входят в ТОП-5 отраслей, обладающих наибольшим интеграционным потенциалом и способных стать драйверами экономического роста для стран ЕАЭС. «То, что вопросы реализации транспортно-логистического потенциала Союза находятся в фокусе личного внимания глав транспортных ведомств, безусловно, способствует продвижению вперед, – подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК. – Важно, что это не просто одно из направлений сотрудничества наших стран. В сочетании с цифровой трансформацией экономик ЕАЭС и общей торговой политикой логистика формирует глобальный сценарий развития нашего интеграционного объединения».
Тигран Саркисян обратил особое внимание на то, что внедрение цифровых технологий в транспортно-логистической сфере приводит к значительному росту показателей эффективности отрасли.
«Главный приоритет на будущее – реализация «дорожных карт» по всем видам транспорта для создания общего рынка услуг в транспортной сфере. В общей сложности это 97 мероприятий, которые необходимо воплотить в жизнь в ближайшие три года», – сообщил сопредседатель совещания, член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Адамкул Жунусов. Министр отметил, что в 2017 году подготовлен к подписанию проект Соглашения о судоходстве, положения которого будут внедряться в практику. Идет работа по реализации Программы поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок, расширению авиасообщения, цифровизации процессов перевозки и ряду других проектов.
Тигран Саркисян подчеркнул, что Китайская Народная Республика является стратегическим партнёром для ЕАЭС по самым различным аспектам. «Сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шёлкового пути – одно из важнейших направлений нашей работы, в котором ярко проявляется принцип win-win. Сотрудничество с КНР открывает огромные возможности для всех сторон. Мы уже направили китайской стороне перечень приоритетных проектов в сфере транспорта, по каждому из которых есть интерес не менее двух стран Союза, и, как я уже отметил, готовы обсуждать вопросы стандартов, связи логистики с торговлей, цифровых решений», – уточнил Тигран Саркисян.
Страны ЕАЭС предложили к рассмотрению 38 совместных проектов в области транспорта, претендующих на софинансирование Китая. Они должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры Евразии: Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, Восток – Запад и Северный морской путь.
«Сопряжение с инициативой ЭПШП является очень важным с точки зрения взаимодействия с ЕАЭС и Комиссией. Китайская инициатива ЭПШП рассчитана на развитие инфраструктуры. Мы хотим, чтобы сотрудничество расширялось и углублялось. В любое время готовы делиться опытом и решать возможные проблемы», – в свою очередь заявил заместитель министра транспорта КНР Дай Дунчан.
По его мнению, перечень совместных проектов в транспорте и инфраструктуре будет способствовать целостному подходу во взаимодействии и поможет обсуждению объединения пространств на системной основе. Глава китайской делегации отметил заинтересованность в таких проектах, как строительство глубоководного порта в Архангельске и железнодорожной линии Белое море – КОМИ – Урал («Белкомур»).
Предполагается, что проект «Белкомур» должен обеспечить доставку контейнерных грузов из Китая в Европу, а также к промышленно развитым регионам Урала, Сибири, Казахстана, Монголии. Проект формирует новый железнодорожный маршрут перевозок контейнерных грузов, в значительной степени связан с формированием нового международного транспортного коридора Китай – Европа, часть маршрута которого пройдет по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транcсибу). Совместная реализация проектов по строительству железнодорожной магистрали «Белкомур» и Архангельского порта открывает новый путь доставки контейнерных грузов из Западного Китая в Европу и на восточное побережье США.
Представитель Минтранса Китая также проявил высокий интерес к проектам с государственным участием. Впрочем, как сообщил Дай Дунчан, «мы намерены тщательно рассмотреть все проекты и передать соответствующим структурам для более детального изучения». Глава китайской делегации заявил о желании «поддержать осуществление проектов в ЕАЭС».
«Я искренне считаю, что сопряжение с ЭПШП в ближайшее время даст мультипликативный эффект и послужит примером развития взаимоотношений», – отметил Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов. Он назвал участие китайской делегации во встрече министров транспорта стран ЕАЭС «символичным». Одним из приоритетных проектов в этой связи он назвал проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия». Руководитель российского Минтранса высказал надежду, что диалог по этому проекту будет конструктивным.
В совещании также участвовали Министр транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения Ваган Мартиросян, Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак, Вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Роман Скляр, Министр транспорта и дорог Кыргызской Республики Жамшитбек Калилов.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
(фото – официальный сайт ЕЭК)
Одобрен проект межправсоглашения Беларуси и ОАЭ о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 236, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного соглашения Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Основными целями этого международного договора являются создание зоны свободной торговли услугами между Беларусью и ОАЭ, обеспечение благоприятных условий для развития двустороннего сотрудничества в сфере содействия инвестициям, расширение и диверсификация взаимной торговли. Заключение соглашения укрепит торгово-экономические связи между странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Правительство.
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич рассказала о «хорошей встряске» для ЕАЭС в период председательства Беларуси
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь предложил перейти в Союзном государстве к программам совместного развития отдельных отраслей
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь считает, что в Союзном государстве необходимо перейти к союзным программам совместного развития отдельных отраслей. Об этом он сказал, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), выступая на сессии «Союзное государство: на рубеже эпох», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Юрий Чеботарь напомнил, что первые программы в Союзном государстве в начале 2000-х годов носили больше инфраструктурный характер. Потом акцент сместился на научно-технические программы, которые затрагивали отдельные предприятия.
«Мы утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Одновременно в Республике Беларусь начался цикл подготовки документов пятилетней программы, правительство утвердило Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года. В развитие этого документа мы разработали более 20 стратегий по различным направлениям: машиностроение, фармацевтика, продовольствие. Через вот такие программы можно выйти на новое видение и союзных программ. Почему бы не пообсуждать, мы к этому много раз подходили, союзные программы совместного развития отдельных отраслей. Они у нас есть, в Российской Федерации с 2025 года новые национальные проекты реализуются, много федеральных программ соответствующих. Сопряжение таких программ в нашем видении было бы очень интересно», – сказал Министр экономики Беларуси.
Еще одним перспективным направлением он назвал коммерциализацию союзных программ: многие продукты в рамках союзных программ уже пошли в серийное производство, решается вопрос союзной собственности, поэтому можно начинать говорить о коммерческой выгоде от союзных товаров. «Вопросы коммерциализации – к ним уже надо подходить, на наш взгляд, чтобы эти продукты приносили соответствующую отдачу. Это могло бы стать источником пополнения союзного бюджета, который бы шел на субсидирование наших совместных проектов», – считает Юрий Чеботарь.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Cовещание по подготовке заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня собрал совещание по подготовке заседания Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума.
Глава государства напомнил, что буквально на следующей неделе в Минске пройдут крупнейшие для страны международные мероприятия этого года. Ожидается участие в них представителей более двух десятков стран.
«Нагрузка на нас приличная. Мы должны обсудить готовность к этому мероприятию. Как принимать гостей в таком масштабе, количестве, мы знаем. Все должно быть подготовлено со знаком качества и в организационном, и прежде всего в содержательном плане, – подчеркнул Президент. – Необходимо обеспечить максимальный уровень белорусского гостеприимства (это тоже мы умеем делать), создать комфортные условия для работы и проживания наших гостей. Особое внимание содержательному наполнению всех мероприятий – от форума до работы Высшего совета».
Александр Лукашенко отметил, что в ЕАЭС есть что обсуждать, но заседания ради заседаний никому не нужны. «Повестка Высшего совета должна быть насыщенной и предметной, соответствующей нашим национальным интересам. Евразийская экономическая комиссия внесла аж 700 листов – 4 килограмма материалов. При этом чуть ли не все они предлагают принять без обсуждения. Если они так готовы и согласованы, соответствуют нашим интересам, как и других государств, ради бога. Если там все так хорошо. Если это пустая порода без грамма добавленной стоимости для союза, значит, такие вопросы не должны быть внесены в повестку дня, – заявил белорусский лидер. – Я об этом говорю, потому что я как председатель буду предлагать эту повестку дня».
Приоритеты председательства Беларуси в органах Евразийского экономического союза в 2025 году были изложены в обращении Александра Лукашенко к главам государств – членов ЕАЭС.
«Они должны быть реализованы. Промышленная кооперация, транспортная политика, финансовый рынок, международное позиционирование и торговая экспансия на внешние рынки, формирование социальной составляющей интеграции – по каждому направлению нужна практическая отдача от принимаемых решений и тех документов, которые мы в итоге подпишем», – подчеркнул Президент.
«Еще раз отмечу: Беларусь была и остается убежденным сторонником углубления евразийской интеграции и построения эффективно работающего общего экономического пространства на основе доверия и взаимопонимания», – заявил Глава государства.
В повестке совещания – организационные вопросы проведения Евразийского экономического форума и заседания Высшего совета, а также обсуждение повестки саммита и наиболее важных ее пунктов.
Глава внешнеполитического ведомства Максим Рыженков проинформировал, что Евразийский экономический форум пройдет 26 июня на базе Минского международного выставочного центра «Белэкспо». Предусмотрено проведение шести крупных тематических блоков, включающих 35 мероприятий: пленарные сессии, круглые столы, бизнес-диалоги и тому подобное.
«По состоянию на текущую дату уже зарегистрировано порядка 2050 участников из 29 стран, что свидетельствует о высоком интересе к мероприятию. В большей степени представлены страны – члены ЕАЭС и страны (из числа. – Прим.) наиболее серьезных наших партнеров в Азии и Африке», – сказал Максим Рыженков.