Александр Лукашенко: Беларусь намерена стать мировым лидером в производстве калийных удобрений
Беларусь намерена стать мировым лидером в производстве калийных удобрений. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на встрече с российским бизнесменом, председателем совета директоров ИООО «Славкалий» Михаилом Гуцериевым.
Президент отметил, что Беларусь уже сейчас является одним из лидеров в производстве и реализации калийных удобрений, в том числе в гранулированном виде. «Не просто «муку» продаем. Хотя и это тоже имеет место. Это дешевле. Но все больше и больше запрос на другое качество продукции», - сказал он.
«Мы - одни из ведущих лидеров. Но когда мы реализуем два национальных проекта: в Петрикове мы строим комбинат по производству калийных удобрений и проект «Славкалий», мы вообще будем лидерами производства в мире калийных удобрений», - подчеркнул Глава государства.
Он также отметил необходимость более активно работать с партнерами для продвижения на мировые рынки соответствующей продукции. «Может быть, Индия, может быть, Китай. И с ними выстраивать сегодня политику вплоть, главное, до реализации этих удобрений. Индия - рынок колоссальный. Китай - также колоссальный, Бразилия. У них практически нет калийных удобрений в нужном объеме. Особенно у индусов. И они готовы с нами работать. Надо с ними находить общие подходы уже сейчас», - сказал Александр Лукашенко.
Президент поинтересовался, как в Беларуси продвигается проект «Славкалия». Михаил Гуцериев рассказал, что работы уже начались. К его реализации привлечены как белорусские, так и известные немецкие компании.
По словам бизнесмена, уже заключены договоры с 12 подрядными организациями из Беларуси, белорусская же компания осуществляет технический надзор за строительством, ведется активная работа по проектированию, в чем задействованы десять белорусских организаций.
«В этом году объем инвестиций - $164 млн. Из них $123 млн - это наша часть, $41 млн - китайский кредит. На следующий год мы даем $60 млн. Китай дает $340 млн», - заявил Михаил Гуцериев.
Он также подробно рассказал об уже выполненных работах и ближайших планах, развитии инфраструктуры вокруг объекта, создании городка для строителей.
Нежинский горно-обогатительный комбинат на базе Старобинского месторождения калийных солей будет вторым предприятием в Беларуси по добыче калийной руды и производству калийных удобрений. Его мощность составит до 2 млн тонн калия в год. Инвестиционный проект предусматривает строительство горнодобывающего комплекса, обогатительной фабрики, газотурбинной электростанции для собственных нужд, железнодорожной, автодорожной, жилищной и другой инфраструктуры. Строительство ГОК запущено в 2016 году. Реализует проект ИООО «Славкалий».
Как ранее заявлял Михаил Гуцериев, «Славкалий» будет продавать продукцию только через Белорусскую калийную компанию (БКК).
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 мая провел совещание по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов.
«Наверное, для каждого состава Правительства эта тема является лакмусовой бумажкой работы. У нас нет нефти и газа – первичных ископаемых, как вы их называете. Но возобновляемые и вторичные ресурсы – это наше «золото» буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся, – сказал Глава государства. – Эта фраза, которую я произнес, касается не только Беларуси. Я часто привожу пример Швейцарии. Почти все перерабатывают. А мы собираемся и друг друга уговариваем».
Александр Лукашенко предупредил всех, начиная от Премьер-министра и председателя Мингорисполкома, что особенность нынешнего послевыборного периода будет заключаться в необходимости четкого и оперативного исполнения принятых на уровне Главы государства решений. «Почувствовали, наверное, некоторые. Не будет, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку по тому или иному вопросу, а потом десять раз еще у Президента собираемся, молотим языками, как в народе говорят, убеждая друг друга, что это надо делать. Собрались, договорились, не делаете – до свидания. Я хочу, чтобы это запомнили», – сказал Президент.
Глава государства подчеркнул, что вторичные ресурсы – это резерв для роста экономики. Он напомнил, что 11 лет назад эта тема уже обсуждалась в таком же составе, и с тех пор было принято много программ и мероприятий, вложены бюджетные ресурсы.
«Далеко мы продвинулись в этом плане, есть ли результат от нашего «рывка»? Рядовой белорус ощутил какие-то изменения, хотя бы в своем поведении при сортировке бытовых отходов или использовании бумажной упаковки?» – поставил вопрос Президент.
Он заявил о необходимости комплексно проанализировать работу Правительства и исполкомов в данной сфере: «Прежде всего хочу от вас услышать, какова у нас система работы в этом плане. Система! Отходы разного рода, как мы его называем, мусор, кто этим занимается, какое движение этих отходов – сортировка, поставка промышленным предприятиям. Как мы это используем, сколько процентов?»
Александр Лукашенко также потребовал от докладчиков четко ответить на поставленные вопросы, а также доложить о дальнейшей стратегии работы со всеми видами отходов; о выполнении поручений по обеспечению стекольной отрасли отечественным сырьем; готовности навести порядок и «вылизать» страну в Год благоустройства.
О слабом извлечении вторичных материальных ресурсов и порождении импорта
«Почему слабо извлекаем вторичные материальные ресурсы и порождаем импорт? – поставил вопрос Глава государства. – Мы импортируем там, где можем переработать в том числе отходы, и обойтись без импорта. За 2024 год ввезли 22 тыс. т макулатуры, по 2 тыс. т отходов стекла и пластмасс. Миллионы долларов!»
О работе на упреждение и экономике замкнутого цикла
Александр Лукашенко отметил, что в работе с отходами есть два подхода. Можно «героически» бороться с ними, строя новые полигоны и линии сортировки. А можно работать на упреждение: предотвращать появление некоторых отходов. Президент в связи с этим попросил доложить, как работает экономика замкнутого цикла.
«Хотя, как меня информирует Комитет государственного контроля и не только, в стране пока не выстроена прозрачная система учета движения отходов от их образования до использования или захоронения. В промышленности захораниваются миллионы тонн ценного сырья, но мало кто этой проблемой предметно занимается», – констатировал Глава государства.
Президент отметил, что пока полностью не решены вопросы контейнерного сбора коммунальных отходов. «Дачники, жители малых городов зачастую просто не знают, куда выбрасывать ненужное. Знают… Я, можно сказать, случайно (обнаружил. – Прим.). Вот я премьеру говорил – в его области вчерашней (Александр Турчин до премьерской должности возглавлял Минский облисполком. – Прим.) по Минскому району. Я проехал и ужаснулся», – сказал Александр Лукашенко.
«Минский район – это отхожий район города-героя Минска. Что там творится – это кошмар. Прямо на окраине леса, никто не утруждает себя: заехал самосвал, выбросили… Чего только нет! Я специально остановился, посмотрел: старые холодильники, пластмасса, стекло, разного рода бытовой мусор. Это под Минском!» – подчеркнул он.
О работе оператора вторичных материальных ресурсов
Александр Лукашенко призвал дать принципиальную оценку работе оператора вторичных материальных ресурсов. «Мы структуру создали, начальники там есть. Что сделано за это время? Мы специально создавали эту структуру, по сути, как главного контролера в данной сфере от имени государства. Рационально ли используются финансовые средства (Br1,3 млрд за 10 лет)? Насколько обоснованы выбранные направления инвестиций, какая от них отдача в увязке с ростом сбора?» – обозначил вопросы Глава государства.
Он также поинтересовался причинами задержек с вводом объектов, а также почему закупается сравнительно простое импортное оборудование (транспортеры и тому подобное), которое в Беларуси сами способны производить.
О системе депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары
Александр Лукашенко напомнил, что Правительство в 2019 году не смогло внятно обосновать необходимость создания совместно с частным инвестором системы депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары. «Что с пилотными проектами, которые так громко анонсировались? Может быть, сегодня стоит вернуться к этой теме, но уже на базе кооперации холдинга «Белресурсы» и Белорусской стекольной компании?» – отметил он.
О производстве из мусора RDF-топлива
Александр Лукашенко констатировал, что в течение уже почти 10 лет много болтовни и мало дела в вопросе производства из мусора так называемого RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, производимых из горючих отходов.
«Выгодно ли его изготовление, востребовано ли оно цементными заводами и предприятиями Минэнерго? Есть ли технические возможности его использования и складывается ли экономика в сравнении с этим же газом и пеллетами? И вообще, соответствует ли такое топливо экологическим нормативам и куда будем захоранивать золу?» – поставил вопросы Глава государства.
Об экологических нормах и требованиях
«Масса вопросов у населения и организаций к экологическим нормам и требованиям. Иногда они (нормы и требования. – Прим.) нелогичны и излишне жесткие, – заявил Александр Лукашенко. – Почему старая ферма, допустим, не представляет экологической угрозы, но стоит ее снести – сразу становится огромной проблемой захоронить отходы или подсыпать ими сельскую дорогу, если мы измельчаем этот бетон?»
Президент также поинтересовался, какие предложения есть у Правительства по мерам ответственности за объективные нарушения правил благоустройства и порядка на земле. «Для граждан это, например, неокошенные участки, завалившиеся заборы, мусор на приусадебной территории и тому подобное, – сказал Александр Лукашенко. – Смотрите, чтобы у нас не было неприятного разговора к Новому году. Вы знаете, я человек подвижный. Я могу посмотреть. Вот я объехал в субботу все деревни севера нашего Минского района. Сел и поехал. Смотрю поля, смотрю, как вы там хозяйствуете. Бардак полный. Прошу вас иметь это в виду. Разговор будет жестокий».
Что касается благоустройства, Александр Лукашенко дал четкие и предметные указания. Если речь об одиноком пенсионере, инвалиде – местные органы власти должны помочь, а сельский совет это должен организовать. А если есть здоровые дети, внуки и так далее, то это должно быть уже их сферой ответственности. «Нет – рублем заставляйте», – подчеркнул белорусский лидер.
По его словам, аналогично должно быть и на территории предприятий: «Может быть бедно, но чисто. Это не мной придумано – это за много лет сложившиеся традиции элементарного порядка во всем. Как говорил классик, «разруха не в клозетах, а в головах».
В Беларуси планируется принять единую стратегию обращения с отходами производства и потребления. О разработке такой стратегии Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в Правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим.) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
Отдельно затрагивался вопрос переработки отходов, которые образуются в результате производства на «Беларуськалии» и Гомельском химическом заводе. За 2024 год в стране образовалось 60 млн т отходов, из которых 56 млн т – отходы производства. В их структуре 70 % приходится на долю крупнотоннажных отходов двух видов – фосфогипс (продукт, образующийся в результате деятельности Гомельского химзавода, к настоящему времени накоплено более 26 млн т) и галитовые отходы, которые образуются при производстве на «Беларуськалии». Отечественные специалисты изучили опыт Российской Федерации в части использования отходов фосфогипса. На совещании у Президента были представлены образцы продукции, которая производится в России из этих отходов, в частности – редкоземельные элементы. Было озвучено предложение изучить российский опыт и экономическую целесообразность его использования в Беларуси, и Глава государства его поддержал.
Базисно Александр Лукашенко также поддержал новую разрабатываемую стратегию. В ней будут учтены и основные моменты, которые обсуждались на совещании. В ближайшее время документ будет дошлифован.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
В целях совершенствования государственного регулирования цифрового развития внесены изменения в Указ от 7 апреля 2022 года № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Соответствующий Указ № 200 подписал 19 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Документ направлен на дальнейшую активизацию регионального цифрового развития за счет средств местных инновационных фондов, расширение перечня услуг отраслевых офисов цифровизации и РУП «Центр цифрового развития», оказываемых государственным органам и организациям за счет бюджетных средств, в том числе по планированию их цифрового развития, сопровождению информационных систем, масштабированию пилотных проектов.
С учетом значимости вопросов цифрового развития для экономики Указом также закрепляется, что Премьер-министр Беларуси курирует Министерство связи и информатизации и возглавляет Наблюдательный совет Парка высоких технологий.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с Наследным принцем – Министром культуры, молодежи и спорта Султаната Оман Зеязином бен Хайтамом Аль Саидом.
В числе участников встречи также президент Оманского инвестиционного агентства Абдельсалам Мохамед аль-Муршиди.
«Мне кажется, что в результате моего визита в вашу прекрасную страну в свое время (в декабре 2024 года Александр Лукашенко посетил Оман с рабочим визитом. – Прим.) мы стали не просто партнерами, а уже друзьями. Мы обменивались многими предложениями, по направлению которых можем выстраивать свое сотрудничество. Нам очень интересна ваша страна. Не скрою, как некоторая альтернатива в том регионе для продвижения наших интересов», – сказал Глава государства.
Он подчеркнул, что прежде всего стороны работают над вопросами торгово-экономического сотрудничества. Для Беларуси особый интерес представляет использование портовой инфраструктуры Омана, чтобы совместно развивать торговлю и с другими странами, включая Африку.
Александр Лукашенко констатировал, что стороны уже убедились в том, что могут сотрудничать по обозначенным проектам: «В Беларуси есть много того, что сегодня интересует оманскую сторону. Вы нам очень интересны по многим направлениям. Это и отдых наших людей, сельское хозяйство, поставка продукции. И, самое главное, ваши порты, через которые мы можем работать в регионе».
Глава государства отметил, что с огромной искренней теплотой вспоминает свою встречу в Маскате с Султаном Омана. «Очень порядочный, добрый человек. Мы с большим удовольствием готовы принять его в Беларуси в то время, когда это будет вам удобно. Передайте ему самые добрые и теплые пожелания и скажите ему, что я его жду в Минске», – сказал Президент.
В свою очередь Зеязин бен Хайтам Аль Саид высказал признательность за гостеприимство и теплый прием, передал приветствия от своего отца – Султана Омана.
«На самом деле с момента Вашего визита мы серьезно продвинулись в наших отношениях. Начали со сферы туризма, гостеприимства. Мы очень рады, что получилось открыть прямой рейс из Минска в наш южный город Салала. И уже много белорусов смогли побывать в Омане. Также мы начали ряд других взаимовыгодных проектов. Я очень рад, что те проекты, которые мы наметили, действительно внесут серьезный вклад в увеличение товарооборота и инвестиционное сотрудничество между нами», – отметил Наследный принц.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с губернатором Красноярского края России Михаилом Котюковым.
Глава государства в первую очередь обратил внимание на торгово-экономическое взаимодействие страны с российским регионом. «Должен заметить, что мы неплохо сотрудничаем. Об этом говорит рост товарооборота – в районе $200 млн мы всегда находимся, где-то чуть меньше, больше, – сказал Президент. – Но этот показатель мы можем значительно увеличить в связи с тем потенциалом, которым обладают область и наша республика».
Александр Лукашенко отметил, что направления развития сотрудничества хорошо известны. К ключевым относятся, например, поставки техники, оборудования для горнорудной промышленности. «Такой техники, в том числе БЕЛАЗов, у нас достаточно, и с вами, и с другими областями Российской Федерации, где это возможно, мы готовы и будем сотрудничать», – сказал Глава государства.
Президент также обозначил готовность Беларуси поставлять в Красноярский край другую грузовую технику, продукцию «АМКОДОРа» и МАЗа, которая уже хорошо зарекомендовала себя на российском рынке.
«Особая тема в последнее время в Беларуси и в России – замена лифтового оборудования. Тут никуда не денешься. Те лифты, которые мы когда-то устанавливали в советские времена, уже свой срок отслужили, поэтому мы много поставляем лифтов по всему бывшему Советскому Союзу, и прежде всего в Российскую Федерацию. Знаю, что потребность такая есть в вашей области. Можете на нас рассчитывать», – заверил Александр Лукашенко.
Что касается развития сотрудничества в сфере автотранспортных перевозок, Президент отметил потенциал отечественных предприятий по производству и поставке на экспорт техники, в том числе и на газомоторном топливе. Речь шла также о готовности вырабатывать новые формы взаиморасчетов, в том числе поставки по лизингу.
«Сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и поставки сельскохозяйственной техники – очень перспективная, наша, белорусская тема. Если вам нужно будет, мы всегда готовы подставить плечо вашей области», – подчеркнул Глава государства. Президент отметил и заинтересованность со стороны Беларуси в сотрудничестве в области строительства: «Наши возможности вы хорошо знаете. Поэтому можете на нас рассчитывать».
«Словом, вы и ваши коллеги неплохо знаете возможности Беларуси. Если мы можем где-то подставить вам плечо или сотрудничать вместе на перспективу, знайте, что мы к этому готовы», – подытожил Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА