31.08.2017
Организацию школьного питания нужно кардинально менять – КГК
Школьное питание вызывает немало нареканий у родителей учащихся, в первую очередь из-за его качества и стоимости. В идеале оно должно быть вкусным, сбалансированным, укрепляющим здоровье детей и недорогим. В этом заинтересовано и государство – на школьное питание выделяются немалые бюджетные деньги (ежегодно – около Br130 млн). Каков эффект от этой меры социальной поддержки семей с детьми и какие меры нужно предпринять, чтобы школьное питание отвечало своему предназначению, обсуждали на заседании коллегии Комитета государственного контроля Беларуси.
Питанием в учреждениях среднего образования обеспечен почти 1 млн учащихся. Около 0,5 млн школьников (ученики I–IV классов, учащиеся сельских школ, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды и др.) питание предоставляется за счет бюджета, остальным его оплачивают родители.
«Бюджетные средства нужно расходовать рачительно в любой сфере, и школьное питание не исключение. Каждая бюджетная копейка должна быть на счету, чтобы потом не приходилось краснеть, а то и отвечать по всей строгости закона», – заявил председатель Комитета государственного контроля Леонид Анфимов. Результаты проверок позволяют сделать вывод о том, что местными органами управления, Министерством образования не приняты действенные меры по созданию надлежащей организации питания обучающихся. Органы и учреждения госсаннадзора должным образом не выполняют свои функции по контролю за организацией питания, работой столовых и качеством приготовления пищи.
Всего Комитетом госконтроля проверено 18 юридических лиц и отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай- и горисполкомов, организующих питание школьников. В 14 из них установлены нарушения санитарных правил и норм, а также выпуск либо реализация некачественной продукции, в 11 – нарушения правил торговли и общественного питания. За допущенные нарушения более 160 должностных лиц привлечено к административной ответственности, к юрлицам применены административные штрафы, взысканы в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению.
Детям в школьной столовой не докладывают мясо. И не только...
Леонид Анфимов высказал свое возмущение тем, что повсеместно не выполняются нормы питания школьников. «О какой сбалансированности питания можно говорить, если калорийность суточного рациона, например, в СШ № 21 Могилева оказалась ниже установленной на 30–40 %?» – задал он риторический вопрос.
Начальник управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Елена Масурновская добавила, что примерное двухнедельное меню даже на этапе планирования не обеспечивало выполнение натуральных норм питания. И привела поражающие воображение факты. Так, в меню комбината школьного питания (КШП) Фрунзенского района Минска среднедневной расход рыбы составлял 30 % от нормы, фруктов – 40 %, сока – 30 %, сметаны – 45 %, а по макаронным изделиям, крупам, бобовым он был в 1,5 раза выше. В меню КШП Партизанского района отставание в нормах питания на 30–60 % было выявлено по 25 наименованиям из 33, зато по колбасным изделиям налицо было превышение на 14 %.
К слову, питание школьников организовано ближе к натуральным нормам там, где этим занимаются отделы образования, а не комбинаты школьного питания. Проверка выявила факты использования просроченных продуктов. В буфете столовой минской школы на момент проверки школьникам предлагалось 11 наименований кулинарной продукции (салаты, бутерброды, желе) с истекшим сроком годности. При проверке в Витебске выявлена реализация школьникам почти 700 кг пирожных, изготовленных из просроченного сырья. В столовой столичной гимназии контролеры обнаружили 27 порций замороженной рисовой каши с истекшим сроком годности (для кого и для чего ее хранили в морозильнике?). На пищеблоке средней школы в Борисове хранились продукты (мясо, птица, дрожжи) с истекшими сроками годности от 8 дней до 3 месяцев.
Контролеры повсеместно выявляли несоответствие приготовленных блюд технологической документации, недовложение продуктов при приготовлении пищи для школьников. Например, в одной из минских гимназий детей кормили пловом, в котором недовложение мяса составляло... 75 %. Такой вот плов – сплошной рис. Не исключено, что кто-то «сэкономленное» мясо использовал дома для приготовления классического плова.
Нередки случаи припрятывания продуктов. Так, в столовой одной из школ Минска на момент проверки в моечном помещении было обнаружено 2,5 кг свиной лопаточной части и 3 кг свиного фарша. И такие примеры, увы, не единичны.
«У кого воруем? У собственных детей-школьников! Просто в голове не укладывается», – сказал глава КГК.
О личном, наличном и безналичном
Еще одна проблема школьных столовых и буфетов – прием наличных денег за питание от родителей. Как правило, школьники передают деньги учителям (те вынуждены выполнять эту несвойственную для них функцию по сбору и учету денег), учителя передают деньги работникам столовых – без получения чека. Причем, в большинстве школьных столовых и буфетов деньги за питание принимаются без кассового оборудования и платежных терминалов. Это способствует совершению различных правонарушений, уверены в КГК.
Так, в день наблюдения контролерами за приемом денежных средств в одной из минских гимназий выручка оказалась на 70 % больше, чем в предыдущий день. Ситуация повторилась и на завтра. Как думаете, если бы не пришли контролеры, где бы осели эти 70 % выручки?!
Отсутствие во многих буфетах и столовых школ кассовых аппаратов и платежных терминалов вызывает справедливые нарекания родителей школьников. На это обратили внимание и госконтролеры в ходе проверочных мероприятий.
Вопрос урегулирован пока только в Минске – с нового учебного года здесь осуществляется переход на безналичные расчеты (10 % – посредством «Карты учащегося», 90 % – через ЕРИП). Будем распространять этот опыт на всю страну, отметил Министр образования Игорь Карпенко.
Соотношение «цена-качество»: есть резервы
Вывод госконтролеров после проведения проверок однозначный – в процессе организации питания учащихся имеются резервы для удешевления питания, а также повышения его качества.
Корень проблемы – отсутствие единого подхода к организации питания учащихся. Так, в 60 % учреждений школьников обеспечивали питанием отделы (управления) образования, спорта и туризма рай- и горисполкомов, в 25 % – специализированные комбинаты школьного питания, в 15 % – организации потребкооперации и другие юрлица. В каждом регионе используется своя схема работы. И никто не был бы против такой самостоятельности в выборе форм и методов, если бы не обнаруживались системные сбои. А это уже удар и по цене, и по качеству школьного питания.
Вопрос о том, кому кормить детей в школах, нуждается в дополнительной проработке. Цель – не подстричь всех под одну гребенку, а определить перспективного игрока на будущее.
Нет единых подходов и к порядку формирования цен на продукцию общественного питания. Например, в Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской областях уровень торговых надбавок на сырье не был ограничен – наценки школьного общепита применялись к свободно сформированным розничным ценам. Это позволяло организациям, специализирующимся на оказании услуг общественного питания в учреждениях общего среднего образования, применять на продукцию свободное ценообразование. К слову, только в ходе проверки на местах были приняты специальные решения, ограничивающие торговые надбавки.
А в Минске даже в условиях ограничения торговых надбавок и наценок завышались розничные цены на готовые изделия. Нарушения установленного Мингорисполкомом порядка формирования цен было допущено проверенными Госконтролем комбинатами школьного питания Фрунзенского, Заводского и Партизанского районов. Торговая надбавка здесь применялась не к отпускной цене организации-производителя или импортера, а к цене посредника, применившего свою оптовую надбавку. Как следствие, примененные торговые надбавки на сырье – и это без учета оптовой надбавки – превышали максимально допустимый уровень (15 %), а в отдельных случаях доходили почти до 200 %. Такая ситуация и в других КШП, считают в Комитете госконтроля.
Только один пример, но очень показательный. На комбинат школьного питания было поставлено 300 кг изюма по Br6,49 за кг (при цене импортера Br2,50). КШП Фрунзенского района определил розничную цену в размере Br7,46. В итоге общий размер оптовой и торговой надбавок к цене импортера составили 198,3 % вместо максимально возможного в 15%. Понятно, что при таком раскладе формируется заоблачная цена на продукцию собственного производства.
Такой подход к ценообразованию приводит к тому, что за «вольницу» приходится платить бюджету и родителям школьников. Леонид Анфимов особо акцентировал внимание на том, что организации, осуществляющие питание учащихся, освобождены от уплаты коммунальных услуг, платы за аренду помещений. Применение драконовских наценок к своим услугам позволяет некоторым руководителям этих предприятий получать зарплату до Br3 тыс. в месяц.
Без процедуры госзакупок не обойтись?
Много вопросов у госконтролеров к проведению закупок. Здесь тоже применяются разные подходы.
Для управлений и отделов образования процедуры госзакупок обязательны. А для КШП – нет. Как пояснили специалисты, в законодательстве для государственных (с долей государства) юрлиц, занятых питанием школьников, не оговорена обязанность проведения процедур закупок сырья и продуктов при их осуществлении за счет собственных средств. Вместе с тем питание учащихся, в котором позже используется закупленное сырье, на 40–50 % оплачивается за счет бюджета. Тогда почему не применяется механизм госзакупок?
Впрочем, КГК установил грубейшие нарушения и при осуществлении государственных закупок, которые привели к приобретению сырья у посредников по завышенным ценам. Так, без проведения процедуры закупки в апреле-мае 2016 года отделом образования Могилевского райисполкома закуплены огурцы и томаты, цены на которые были практически вдвое выше, чем у производителей.
Выявлены факты необоснованного перерасхода средств бюджета. Например, победитель электронного аукциона в 2016 году на поставку пшеничной муки отделу образования Могилевского райисполкома ООО «Белвнешрыбторг» с ценой поставки Br0,61 за 1 кг фактически поставляло муку по цене, вдвое превышающей аукционную. Это повлекло необоснованные расходы бюджета. Этим же отделом у Могилевского райпо приобретены сыры, цены на которые были дороже на 9–53 %, чем на поставляемые отделу сыры ОАО «Бабушкина крынка».
Участники заседания коллегии считают, что механизм госзакупок целесообразно ввести при организации школьного питания для всех, кто этим занимается.
И в целом, по мнению Игоря Карпенко, необходимо провести ревизию нормативной правовой базы в отношении организации школьного питания. Он также заверил, что по всем фактам, выявленным Комитетом госконтроля, виновные будут привлечены к ответственности. «Будем впредь жестко контролировать этот вопрос, мириться с таким положением дел нельзя», – подчеркнул Министр.
Результаты проверки Комитета госконтроля будут направлены в Генпрокуратуру, а предложения КГК по улучшению ситуации в организации школьного питания – в Совет Министров и местные органы власти. Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА, заместитель главы КГК Владимир Кухарев выразил уверенность в том, что если предложения будут одобрены, то их реализация начнется в самое ближайшее время.
Елена Прус, БЕЛТА
Какие нормы закрепляет проект постановления о репетиторстве, рассказали в Минобразования
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола
БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации
БЕЛТА
«Каждый 5-й ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье». Минтруда о белорусских семьях в фактах
Как выглядит белорусская семья и какие условия для нее созданы, в преддверии Дня семьи в фактах рассказала пресс-служба Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В ведомстве отметили, что более 95 % молодых людей страны (18–28 лет) считают семью главной ценностью в жизни. Также 41,3 % молодых белорусов считают оптимальным иметь двоих детей, 29,6 % – одного ребенка, 8,1 % – троих, 0,3 % – четверых и более, а 8,7 % не готовы к рождению детей. В 2024 году в стране было заключено 46,2 тыс. браков, но 34,9 тыс. пар развелись.
Каждый пятый ребенок в Беларуси рождается в многодетной семье. В стране активно поддерживают многодетные семьи, одной из мер поддержки является программа «Семейный капитал». Размер семейного капитала для многодетных семей в 2025 году составит Br33 275 (с 2015 года им воспользовались 145 тыс. семей). Также 80,5 тыс. многодетных семей улучшили жилищные условия за последние 10 лет.
На всех детей до 3 лет семьи получают ежемесячные пособия (от Br861 на первого ребенка до Br1216 на второго). В свою очередь, родители платят за детский сад всего 13–23 % от реальной стоимости (для многодетных – скидка 50 %). Кроме того, Беларусь входит в топ-10 стран c низкой младенческой смертности.
Уже 5 % компаний (из 400 опрошенных) предоставляют «отцовский» отпуск, но спрос выше там, где есть оплата (охват в госорганизациях – 16,5 %). В планах – софинансирование (50 % – наниматель, 50 % – ФСЗН). Также 120 компаний участвуют в программе «Компании, дружественные родителям», создавая гибкие условия для работников с детьми.
По информации БЕЛТА
Минтруда о государственных мерах поддержки семьи
В Беларуси 15 мая отмечается День семьи. Этот день призван привлечь внимание к семье как важнейшему социальному институту. К празднику приурочен ряд мероприятий, которые пройдут по всей стране.
Поддержка семей с детьми – национальный приоритет. Согласно Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Социальная защита семьи обеспечивается через предоставление:
-
государственных пособий при рождении и воспитании детей;
-
семейного капитала при рождении третьего либо последующего ребенка;
-
адресной социальной помощи и социальных услуг;
-
гарантий в сфере труда, пенсионного обеспечения, жилищно-кредитных отношений и в иных сферах жизнедеятельности семьи.
В стране проживает порядка 123 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются 400 тыс. детей (каждый пятый ребенок в стране).
Государственные пособия семьям, воспитывающим детей
В 2025 году на систему государственных пособий выделено 3,7 млрд. рублей, из них почти 2 млрд. – на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Выплатами охвачено почти 348 тыс. детей, из них 186 тыс. – дети до 3 лет.
Размер единовременного пособия в связи с рождением ребенка:
10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) (с 1 мая т.г. – 4,6 тыс. рублей), при рождении второго и последующих детей – 14 БПМ (6,5 тыс. рублей).
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: на первого ребенка 35 % средней заработной платы работников в республике за квартал (СЗП) (861,4 рубля), на второго и последующих детей – 40 % СЗП (984,5 рубля), на ребенка-инвалида – 45 % СЗП (1107,5 рубля).
При воспитании в семье двоих и более детей, один из которых в возрасте до 3 лет, выплачиваются два пособия: на ребенка до 3 лет (40 % СЗП) и ребенка (детей) от 3 до 18 лет (50 % БПМ). Суммарный размер двух пособий в мае месяце составляет 1215,8 рубля.
При рождении двойни (тройни и более детей) установлена дополнительная единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости – по 2 БПМ на каждого родившегося ребенка (по 925,2 рубля).
Семейный капитал при рождении, усыновлении третьего или последующего ребенка
С 1 января 2025 г. размер семейного капитала составляет 33 275 рублей. В 2025 году на предоставление семейного капитала в республиканском бюджете предусмотрено более 360 млн. рублей.
В ОАО «АСБ Беларусбанк» за весь период реализации программы открыто 145,9 тыс. вкладов «Семейный капитал», на которые зачислено 826,5 млн. долларов США и 1,7 млрд. рублей. В I квартале 2025 г. открыто 2,7 тыс. счетов.
Многодетные семьи вправе досрочно (независимо от даты его назначения) использовать средства семейного капитала на:
-
строительство (реконструкцию), приобретение жилья, погашение кредитов, займов организаций, предоставленных на эти цели;
-
получение образования в государственных учреждениях образования, учреждениях образования потребительской кооперации Республики Беларусь и учреждениях высшего образования Федерации профсоюзов Беларуси;
-
получение медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения (в том числе стоматологических, покупку медицинских изделий и лекарств при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии и ортопедии);
-
приобретение товаров для социальной реабилитации и адаптации членов семьи с инвалидностью в связи с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения.
По состоянию на 1 мая 2025 г. принято 92 тыс. решений о досрочном распоряжении семейным капиталом, из них 81 % – на решение жилищных вопросов семьи, 8 % – на получение образования, 11 % – на медицинские услуги.
Адресная социальная помощь
В 2024 году бесплатными продуктами питания обеспечены 8,8 тыс. детей в возрасте до 2 лет, средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 220 рублей в месяц (в I квартале т. г. обеспечено 4,8 тыс. детей). При рождении двойни (тройни и более детей) детское питание предоставляется без учета доходов семьи (в 2024 году обеспечено 3,9 тыс. детей, в I квартале т. г. – 2,6 тыс. детей).
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение предметов гигиены для ребенка-инвалида с 4 степенью утраты здоровья в 2024 году выплачено на 12,7 тыс. детей-инвалидов, средний размер выплаты составил более 570 рублей (в I квартале т.г. – 3,1 тыс. и 620 рублей).
Ежемесячное и единовременное социальные пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности в 2024 году получили порядка 62 тыс. человек из числа семей с детьми (в I квартале т.г. – 12,3 тыс.). При этом для многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального пособия – критерий нуждаемости составляет 115 % БПМ (для других семей 100 % БПМ). Ежемесячное социальное пособие в 2024 году получили 46 тыс. человек из категории многодетных семей (в I квартале 2024 г. – порядка 9,5 тыс.).
На оказание адресной социальной помощи в 2025 году выделено145 млн. рублей.
Социальное обслуживание
На учете в территориальных центрах социального обслуживания населения на 1 апреля 2024 г. состояло 228,9 тыс. семей с детьми, из них 122 тыс. – многодетных семей, 40,1 тыс. – семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В 2024 году услуги няни для оказания помощи родителям в уходе за детьми предоставлены 2,4 тыс. семей (в I квартале т. г. – 1,9 тыс. семей), в том числе:
-
1,4 тыс. семей, воспитывающих двойню (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 968 семьям;
-
29 семьям, воспитывающим тройню(40 часов в неделю), в I квартале т. г. – 25 семьям;
-
1 тыс. семей,воспитывающих ребенка-инвалидав возрасте до 18 лет, I квартале т. г. – 860 семьям.
Справочно. Условия предоставления услуги няни постоянно совершенствуются с учетом потребностей семей. С 1 июля 2024 г. усилена поддержка семей, воспитывающих двоих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Для таких семей вдвое увеличен норматив оказания услуги няни – с 20 до 40 часов в неделю (15 семьям, в которых оба родителя (родитель в неполной семье) имеют инвалидность 1 или 2-й группы и воспитывают ребенка в возрасте до 6 лет (20 часов в неделю), в I квартале т. г. – 10 семьям).
Услуги социального патроната для преодоления трудной жизненной ситуации в 2024 году получили 3,7 тыс. семей, воспитывающих детей (в I квартале т. г. – 2,1 тыс. семей), из них:
-
1,2 тыс. многодетных семей (в I квартале т. г. – 673 семьи);
-
1 тыс. семей с детьми-инвалидами (в I квартале т. г. – 636 семей).
Услугой социальной передышки в 2024 году воспользовались154 семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет. Данная услуга представляет собой круглосуточный уход за ребенком-инвалидом в детском социальном пансионате с целью кратковременного (до 56 дней в календарном году)освобождения родителей от ухода за ребенком для восстановления сил, отдыха, решения бытовых вопросов семьи. При этом родители оплачивают только питание ребенка и за семьей сохраняются все ранее назначенные выплаты (государственные пособия, социальная пенсия).
Гарантии Трудового кодекса Республики Беларусь
При приеме на работу запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет). В случае принятия решения об отказе в приеме на работу, оно должно быть мотивированными может обжаловаться в суде.
На период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет за работником сохраняется рабочее место. И даже если срок действия трудового договора заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости матери или отца до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, матерью или одиноким отцом, воспитывающим ребенка в возрасте до 3 лет, а также отцом, который находится в отпуске по уходу за ребенком. Это распространяется на такие случаи, как: сокращение численности или штата работников; несоответствие работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или недостаточной квалификации; длительное отсутствие на работе из-за болезни – более четырех месяцев подряд. Аналогичный подход применяется в отношении родителей с более взрослым ребенком – одинокого родителя с ребенком в возрасте от 3 до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю. Также работники с ребенком в возрасте до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством предусмотрена возможность дополнительных выходных для работников, воспитывающих детей (матери (мачехи), отцов (отчимов), опекунов (попечителей):
-
воспитывающим ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств внебюджетного фонда социальной защиты населения;
-
воспитывающим троих и более детей до 16 лет либо ребенка с инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя либо продолжительность работы (смены) сокращается
-
на один час с сохранением заработной платы при условии согласования с нанимателем и если это не препятствует нормальной деятельности организации;
-
воспитывающим двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Пенсионные гарантии
В общий стаж для назначения пенсии и включаются периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (общей продолжительностью не более 12 лет).
Матерям, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, для назначения пенсии по возрасту снижен страховой стаж с 10 лет до 5 лет, как это предусмотрено для женщин с пятью и более детьми.
Матерям, родившим пять и более детей, назначаются досрочные пенсии (на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста) при пониженных требованиях к стажу (страховой стаж – не менее 5 лет, общий стаж – не менее 15 лет).
Матерям, родившим и воспитавшим девять и более детей и награжденным одной из государственных наград СССР за материнство или орденом Матери, предоставлено право на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь (по состоянию на 1 мая 2025 г. такие пенсии установлены 416 многодетным матерям).
В случае смерти одного из родителей (обоих родителей) на ребенка назначается пенсия по случаю кормильца, которая выплачивается до исполнения ребенку возраста 18 лет (при получении образования в дневной форме – до 23 лет).
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначаются социальные пенсии.
В зависимости от степени утраты здоровья ребенка размер пенсии в мае т.г. составляет:
-
при I степени – 80 % БПМ (370,06 руб.);
-
при II – 85 % БПМ (393,19 руб.);
-
при III – 95 % БПМ (439,45 руб.);
-
при IV – 110 % БПМ (508,84 руб.).
С 1 января 2025 г. введено дополнительное весомое повышение к пенсии детям-инвалидам в случае смерти одного из родителей.
Матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, предоставлено право досрочного выхода на пенсию напять лет ранее при 5-летнем страховом стаже и наличии 20 лет общего стажа.
Финансовая помощь государства при улучшении жилищных условий
Льготный кредит на жилье выдается молодой семье с двумя детьми по 5 % годовых на 20 лет, многодетной семье – под 1% годовых на 40 лет. При этом государство предоставляет финансовую помощь в погашении задолженности по льготным кредитам.
Молодым семьям при рождении первого ребенка финансовая помощь предоставляется в размере 10 % от суммы задолженности по льготному кредиту, в размере 20 % – при рождении второго ребенка.
Для семей с тремя детьми государство погашает 75 % от суммы задолженности, для семей с четырьмя и более детьми сумма задолженности полностью погашается государством.
Еще один механизм поддержки многодетных семей – это государственные безвозмездные субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитами уплату части процентов по таким кредитам.
Семьям с тремя детьми субсидия на погашение основного долга, предоставляется в размере 95 % от суммы основного долга по кредиту, с четырьмя и более детьми – 100 %.
То есть многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, фактически обеспечиваются жильем за счет государственных средств.
В 2024 году 5,6 тыс. молодых семей и 7,8 тыс. многодетных семей улучшили свои жилищные условия.
Дополнительные гарантии
Для семей с двумя детьми, посещающими детский сад, родительская плата снижена на 30 %, для многодетных семей – на 50 %, семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, освобождены от такой платы.
Бесплатное образование в школах (а в первых трех классах и бесплатное питание для всех детей), льготное пользование учебниками и учебными пособиями, бесплатное транспортное обеспечение (подвоз детей, льготы по проезду в период обучения), предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, стипендии и другие денежные выплаты, бесплатное и льготное предоставление лекарственных средств детям до 3 лет и детям-инвалидам до 18 лет, бесплатное санаторно-курортное лечение детей – все эти меры субсидируются государством и существенно экономят бюджет семьи.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Какие изменения ждут белорусских школьников, педагогов и родителей в новом учебном году
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.

ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
-
Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
-
Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
-
Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
-
Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
-
Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
-
Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
-
Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
-
Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
-
Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
-
Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
-
Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
-
Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.
Здравоохранение, пособия, льготы. Министр труда и социальной защиты рассказала, чем Беларусь может гордиться в семейной политике
О том, что в семейной политике Беларуси действительно является поводом для гордости, рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент
БЕЛТА.
Наталия Павлюченко подчеркнула, что поводом для гордости является наше здравоохранение и забота о здоровье матери и ребенка. Беларусь входит в топ-10 стран с низкой младенческой смертностью и в топ-40 стран по условиям для рождения детей. «Вместе с тем у нас есть еще над чем работать. Мы видим перспективы на ближайшие несколько лет: внедрение новых подходов к консультированию женщин в состоянии репродуктивного выбора, развитие программ психологической поддержки женщин после родов, создание консультативных центров планирования семьи», – сказала она.
В Беларуси выстроена система пособий, которая охватывает различные жизненные ситуации семьи. «Каждый четвертый ребенок в стране охвачен семейными пособиями, на финансирование которых направляется Br3,7 млрд. Это значительный ресурс», – отметила Министр.
Белорусские семьи могут рассчитывать на пособия по беременности и родам и за постановку на учет по беременности на ранних сроках, семейные пособия, среди которых единовременные выплаты при рождении, ежемесячные выплаты по уходу за малышом до 3 лет, пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей и многие другие. «Важно, что эта система не застыла, она постоянно развивается, но развитие идет не через увеличение масштабного размера, а через увеличение адресности», – сказала Наталия Павлюченко. Она добавила, что таким развитием стали новации законодательства, в которых государство поддержало молодых мам с небольшим трудовым стажем или тех, кто еще учится и вообще не приступил к трудовой деятельности.
Уже десять лет существует механизм семейного капитала при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка. С 1 января 2025 года размер семейного капитала – Br33 275, и эти средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование или решение вопросов со здоровьем, а также на приобретение средств социальной реабилитации для членов семьи с инвалидностью. «146 тыс. многодетных семей воспользовались этой поддержкой», – добавила Министр.
Среди плюсов также льготные кредиты для многодетных и списание долга при рождении 4 и более детей, а также бесплатное питание в школах, льготы на учебники и транспорт.
По информации
БЕЛТА