Рост взаимных инвестиций отмечается в ЕАЭС
После трех лет падения начался рост взаимных инвестиций в Евразийском экономическом союзе, сообщили в пресс-службе ЕАБР.
Такие данные содержатся в докладе, подготовленном Центром интеграционных исследований (ЦИИ) ЕАБР «Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ–2017». «Последние данные показывают, что, несмотря на факт сокращения экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2016 году, взаимные капиталовложения стран – членов ЕАЭС уже начали расти. После трех лет (2013–2015 годы) падения взаимные ПИИ стран ЕАЭС выросли на 15,9% – до $26,8 млрд», – отметили в пресс-службе.
Крупнейшими экспортерами капитала в ЕАЭС стали российские компании - на них пришлось более 78 % экспорта ПИИ. На втором месте Казахстан (13,5 %), на третьем – Беларусь (7,8 %). Армения и Кыргызстан заметно уступили наиболее крупным экономикам ЕАЭС.
«Новое явление заключается в том, что Россия начала не только направлять свои инвестиции в другие страны ЕАЭС, но и получать все больше инвестиций от соседей: накопленный объем прямых капиталовложений из других стран ЕАЭС достиг $5 млрд. Тем не менее главными получателями ПИИ по-прежнему являются Беларусь ($8,6 млрд к концу 2016 года) и Казахстан ($8,2 млрд к концу 2016 года). Инвестированием в основном занимаются крупные компании – средний бизнес за границу пока не идет», – констатировали в ЕАБР.
Более половины российских ПИИ в странах ЕАЭС приходится на топливный комплекс. Заметное место занимают инвестиции в цветную металлургию, связь и ИТ, финансовый сектор. Что касается ПИИ, направленных в Россию, то на первом месте – химический комплекс российской экономики, на втором – агропродовольственный комплекс, на третьем – транспорт.
По сообщению БЕЛТА
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, за счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси.
В этом году сохранена положительная динамика, начавшаяся в 2023 году, отметил Дмитрий Клименков. «Уже третий год подряд наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. Рост значительный – более 10 %. В текущем году он составляет около 15 %, или, точнее, темп роста составляет 115,3 %. Такой прирост обеспечен за счет увеличения инвестиций во всех ключевых направлениях: жилищное строительство, создание социальной и транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, а также национальной безопасности», – рассказал он.
Основное внимание уделяется развитию реального сектора экономики – того, что создает продукцию, добавленную стоимость, обеспечивает экспорт и выплату заработной платы. В этом году наблюдается рост по всем трем направлениям инвестиций. «В денежном выражении рост к прошлому году составляет примерно Br9 млрд, а к плану – более Br3 млрд. Годовой план уже выполнен: задание на год было 107,8 %, – подчеркнул начальник главного управления. – По нашим прогнозам, позитивная динамика сохранится. Если какое-то замедление и будет, то оно окажется незначительным».
То, что инвестиционная активность в Беларуси стала улучшаться в 2023 году, связано с совокупностью многих факторов. Во-первых, прошло время «осознания» первых санкций, которые оказали серьезное влияние. «Были введены более жесткие ограничения поверх уже существующих, что привело к блокировке рынков сбыта продукции и поставок оборудования. Естественно, предприятиям потребовалось время на перестройку. Благодаря принятым решениям и усилиям начался постепенный восстановительный рост. Это первое направление», – обозначил Дмитрий Клименков.
Кроме того, внимание было уделено развитию инфраструктуры, в том числе социальной, что обеспечило повышение качества жизни. «Именно эти факторы стали основой для роста. Хотя результаты не всегда заметны в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе происходит устойчивое улучшение. Важными шагами стали редакции закона об инвестициях, создание новых преференций и кредитных продуктов. Общая работа по этим направлениям дала положительный результат», – пояснил представитель Минэкономики.
Он добавил, что не стоит забывать и о роли реального сектора экономики и банковской сферы. «В итоге мы запустили механизм, который сейчас работает на достаточно высоком уровне», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
Национальный банк с 1 ноября изменяет перечень финансовых инструментов кредитно-депозитного рынка, по которым устанавливаются значения расчетных величин стандартного риска (РВСР). В частности, их будут отдельно утверждать по инвестиционным и обычным коммерческим кредитам для юрлиц, сообщает БЕЛТА.
Теперь в Беларуси будет две величины РВСР. Для инвестиционных кредитов РВСР несколько снижается по сравнению с той, которая была до ноября, и составит 12 %. Для остальных кредитов (за исключением льготных и инвестиционных) – 13,13 % годовых.
Что касается остальных величин, прежде всего потребительских кредитов и депозитов со сроком более одного года в белорусских рублях, то они не поменялись. Более того, чтобы банки могли долгосрочным образом выстраивать свою стратегию ставок, эти величины установили сразу на два месяца – ноябрь и декабрь.
Такое решение обеспечивает для юридических лиц предсказуемую политику со стороны банков. Юрлица смогут не спешить с подачей заявок, если какие-то документы не готовы, понимая, что в декабре уровень ставок будет соответствовать ноябрьскому значению.
Как сообщалось, на ноябрь–декабрь 2025 года решением правления Национального банка установлены следующие значения расчетных величин стандартного риска: для новых срочных безотзывных банковских вкладов (депозитов) физических лиц со сроком возврата более одного года – 15,64 % годовых; для новых инвестиционных кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных), – 12 % годовых; для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных, инвестиционных), – 13,13 % годовых; для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных), – 19,10 % годовых.
Принятое решение направлено на увеличение банками инвестиционного финансирования экономики.
По информации БЕЛТА
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
До конца года в Беларуси будет реализовано еще 60 проектов по инициативе «Один район – один проект». Об этом рассказал начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Инициатива «Один район – один проект» – это один из основных элементов организационной работы, который помог ускорить инвестиционное развитие в Беларуси. «Если говорить о результатах, то у нас порядка двухсот проектов в рамках этой программы. В стране 129 административных территориальных единиц, а проектов – 218. Значит, у некоторых районов по два и более проекта. На сегодня примерно по 100 проектам завершена инвестиционная стадия, 86 районов уже ввели их в эксплуатацию – инвестиционный этап завершен, подписан акт ввода, начинается этап выхода на проектные мощности, когда оборудование работает на полную мощность и выпускает продукцию в полном объеме», – отметил Дмитрий Клименков.
Таким образом, две трети районов, 86 из 129, уже завершили проекты. По словам начальника главного управления, до конца года ожидается завершение еще порядка 60 проектов. «Есть в регионах крупные проекты, например, в Могилеве – производство карбона, в Минской области – деревообработка и пищевая промышленность. Я не хочу выделять отдельные проекты, потому что сравнивать их по объему инвестиций может быть некорректно. Для какого-то района проект на Br1 млн с созданием 10 рабочих мест может иметь большое значение. Мы понимаем, что в небольших районах не может появиться крупный проект – все зависит от компетенций, кадров, возможностей и инфраструктуры, – пояснил он. – У всех разные условия. Главное в этой инициативе – чтобы в каждом районе был хотя бы один проект».
По информации БЕЛТА
О том, какие новые правила вводятся в Беларуси в кредитовании юридических лиц, рассказал журналистам первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Национальный банк с 1 ноября изменяет перечень финансовых инструментов кредитно-депозитного рынка, по которым устанавливаются значения расчетных величин стандартного риска (РВСР). В частности, их будут отдельно утверждать по инвестиционным и обычным коммерческим кредитам для юрлиц.
«В течение 2025 года мы последовательно вели и банки, и юридических лиц к тому, что основной задачей Нацбанка с точки зрения кредитования будет прежде всего поддержка инвестиционного кредитования. В мае мы вводили расчетные величины стандартного риска для кредитов со сроком более трех лет. Это была такая аппроксимация инвестиционных кредитов. Практически полгода вели работу, чтобы выстроить систему расчета объема инвестиционных кредитов, верифицировать статистику», – рассказал Александр Егоров.
Он добавил, что получены полные данные по выдаче инвесткредитов – по банкам, ставкам. «Соответственно, сейчас имеем возможность довести показатель РВСР конкретно по инвестиционным кредитам. Перешли от той схемы, которая была ранее (утверждения РВСР отдельно для кредитов со сроком больше трех лет и меньше трех лет), к практике именно инвестиционного кредитования, т.е. теперь будем иметь две величины РВСР», – пояснил Александр Егоров.
Так, для инвестиционных кредитов РВСР несколько снижается по сравнению с той, которая была до ноября, и составит 12 %. Для остальных кредитов (за исключением льготных и инвестиционных) – 13,13 % годовых.
«Что касается остальных величин, прежде всего потребительских кредитов и депозитов со сроком больше одного года в белорусских рублях, то они не поменялись. Более того, чтобы банки могли долгосрочным образом выстраивать свою стратегию ставок, эти величины установили сразу на два месяца – ноябрь и декабрь», – сказал Александр Егоров.
С одной стороны, такое решение позволит банкам более грамотно выстраивать процентную политику. С точки зрения юридических лиц, они получат предсказуемую политику со стороны банков и смогут не спешить с подачей заявок, если какие-то документы не готовы, понимая, что в декабре уровень ставок будет соответствовать ноябрьскому значению.
Александр Егоров подчеркнул, что для любого бизнеса всегда важна предсказуемость. Чем меньше изменений, чем более последовательно проводится политика, тем проще работать, рассчитывать бизнес-планы. «В результате должны видеть рост количества инвестиционных проектов, которые будут реализовываться в стране», – сказал он.
Как сообщалось, на ноябрь – декабрь 2025 года решением правления Национального банка установлены следующие значения расчетных величин стандартного риска: для новых срочных безотзывных банковских вкладов (депозитов) физических лиц со сроком возврата более одного года – 15,64 % годовых; для новых инвестиционных кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных), – 12 % годовых; для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных, инвестиционных), – 13,13 % годовых; для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных), – 19,10 % годовых.
Принятое решение направлено на увеличение банками инвестиционного финансирования экономики.
По информации БЕЛТА
