Обновленный Декрет №3 и ID-карты – комментарий председателя парламентской комиссии по труду и социальным вопросам
В следующем году у нас появятся ID-карты, а в октябре нынешнего – обновленный Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», которому на недавнем совещании Президент уделил немало внимания.
Мы позвонили председателю парламентской комиссии по труду и социальным вопросам Тамаре Красовской, чтобы узнать, чем доработанный документ отличается от прежнего и зачем нам ID-карты.
– Тамара Петровна, есть ли какие-то кардинальные отличия проекта обновленного Декрета №3 от предыдущего?
– Главный принцип, конечно, остается прежним – социальная справедливость. Но в доработанном Декрете основной акцент сделан именно на занятость граждан. Все усилия органов местной власти будут направлены в том числе на решение вопросов трудоустройства. Региональные руководители будут прилагать максимум усилий в сфере занятости, самозанятости и легализации трудовых отношений. Кроме того, на совещании у Президента было обращено внимание, что в новой редакции Декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не станут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
– То есть нагрузка на местную власть, которая играет важную роль в реализации Декрета №3, по-прежнему останется существенной?
– Ей предстоит, конечно, много работы. Но кто, как не местные исполкомы, должны знать каждого человека на конкретной территории? Им на своем уровне проще разобраться в причинах, по которым человек не работает. Тем более важно определить, сколько на самом деле безработных в каждом районе области. Необходимо совершенствовать единую республиканскую базу данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина, что позволит исполкомам активизировать работу по трудоустройству. При этом важно, чтобы не только государство обращалось с предложением помочь им найти работу, но и они сами были в этом заинтересованы.
– Каким образом предлагается реализовать эту идею?
– Большой акцент будет сделан на поддержку частного бизнеса. Уже готовится указ о раскрепощении деловой активности. Он даст полную свободу для развития малого и среднего бизнеса. Пожалуйста, хочешь работать – работай.
Кроме того, в доработанном Декрете предлагается закрепить принцип «не работаешь – плати за услуги». Это касается именно тех из них, что субсидируются из госбюджета. Пока перечня таких услуг нет. Над его созданием работает Правительство. К этому подключатся и местные органы власти. У них есть возможность адаптировать такой перечень услуг для своих регионов.
– На совещании у Президента также принято решение ввести в 2018 году электронные ID-карты для белорусов. Для чего они нужны и как будут выглядеть?
– ID-карта напоминает пластиковую карточку соцстрахования. На ней будет храниться ваша персональная информация. С проектом ID-карты связано создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы. Она будет разработана в 2018 году. С ее помощью станет возможным в том числе узнать, работает человек или нет. База будет систематически актуализироваться.
Алена Крылова, «Мінская праўда», 8 августа 2017 г.
В Евразийском экономическом союзе разрабатывают единый портал государственных закупок. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Максим Ермолович, передает корреспондент БЕЛТА.
На данный момент ведется работа по внесению поправок в протокол заседаний Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета Евразийского экономического союза исходя из блока по конкуренции и антимонопольному регулированию. По словам Максима Ермоловича, дополняется перечень допустимых исключений, которые могут применяться странами при проведении государственных закупок. «То есть право стран упрощать государственные закупки. Много внимания уделяется вопросу их цифровизации. Строим общее цифровое пространство государственных закупок. Есть попытки разработать единый портал. Эта работа продолжается. Важно понимать, что на стадии формирования национального цифрового пространства в области государственных закупок надо уже сейчас заниматься гармонизацией. И частично такую гармонизацию мы преследуем через реализацию изменений в право союза», – отметил он.
Изменения вносятся на основе правоприменительной практики и взаимодействия с субъектами рынка и Судом ЕАЭС. «На основании тех решений, которые принимают наши коллеги в суде, совершенствуется право союза. Мы решаем проблемные вопросы, связанные с работой трансграничного рынка и соблюдением общих правил конкуренции на этом рынке. Уточняются нормы договоров в части принудительного исполнения решений комиссии, определяются все необходимые термины. Например, связанные с работой электронных торговых площадок», – добавил Максим Ермолович.
Кроме того, идет работа над внесением поправок в Статут Суда ЕАЭС. Изменения связаны с возможностью представления права физическим лицам обжаловать решение ЕЭК по вопросам конкуренции, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан союза. «Речь идет о привлечении к ответственности физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Это должностные лица организаций либо физические лица, которые координируют экономическую деятельность. Есть уже несколько кейсов такого привлечения за нарушение общих правил конкуренции. Однако возможность обжаловать решение в суде у них отсутствует. В связи со Статутом Суд ЕАЭС рассматривает только обращения юридических лиц. Сейчас мы этот правовой пробел устраняем, к декабрю подготовили изменения», – подчеркнул министр ЕЭК.
По информации БЕЛТА
Завершаются последние приготовления к встрече в Минске участников IV Евразийского экономического форума, запланированного на 26 и 27 июня. Главное ежегодное деловое мероприятие союза неизменно отличается очень насыщенной деловой программой, на его площадках звучат громкие заявления и принимаются решения, определяющие развитие всего евразийского пространства как минимум на следующие 12 месяцев. Одно из центральных мест из раза в раз отводится обсуждению актуального положения дел в области технического регулирования и стандартизации, которую сегодня рассматривают не иначе как стимул для движения вперед промышленного и научно-технического потенциалов не только союза в целом, но и его членов по отдельности. Статус «Товар Союзного государства»: каковы его критерии и можно ли этот опыт распространить на «пятерку»? Что говорят о белорусской продукции с Государственным знаком качества за рубежом? И как специалистам удается учитывать интересы производителя, покупателя и государства при разработке единых требований и стандартов? Эти и не только вопросы корреспондент БЕЛТА задала Председателю Госстандарта кандидату технических наук Елене Моргуновой.
(фото – БЕЛТА)
Более 2 тыс. новых ГОСТ разработают в ЕАЭС в ближайшее время
– Беларусь в 2025 году, как известно, председательствует в органах Евразийского экономического союза. Как подчеркивалось ранее, постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции: для конкурентоспособности производителей союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Елена Михайловна, так какие глобальные задачи в области технического регулирования и стандартизации ставит перед собой и партнерами по евразийской пятерке наша страна?
– Да, действительно, с момента утверждения первых регламентов союза прошло больше 10 лет, и, конечно, сегодня остро стоит вопрос о необходимости оценки их научно-технического уровня. Она будет проводиться не реже раза в пять лет. План утвержден и предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе пять закреплены за Беларусью: на тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировку пищевой продукции.
Важно понимать, что главным инструментом в реализации обязательных требований техрегламентов ЕАЭС выступает стандартизация. Работы по ее системному развитию закреплены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Страны союза взяли курс на использование межгосударственных стандартов (ГОСТ). Стандарты такого статуса применяются и в СНГ, что способствует безбарьерной торговле с государствами Содружества, которые не входят в евразийскую пятерку. Сегодня можно однозначно говорить, что создание ЕАЭС придало новый импульс и интерес к межгосударственной стандартизации в СНГ. Если до 2010 года на пространстве СНГ в год принималось порядка 300 ГОСТ, то с 2011 по 2024 годы – свыше 800.
Для выполнения технических регламентов ЕАЭС применяется более 5880 ГОСТ. На ближайшее время предстоит создать более 2 тыс. ГОСТ, и в этой работе странам важно координировать усилия, чтобы фонд стандартов был современным, документы появлялись вовремя, а инфраструктура их разработки учитывала цифровые форматы. К слову, по нашей инициативе на заседании Совета руководителей по стандартизации, который пройдет на IV Евразийском экономическом форуме в Минске, будет рассмотрен вопрос об определении приоритетных направлений работ по стандартизации в ЕАЭС. Включение, например, таких направлений, как низкоуглеродная повестка и органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для евразийской пятерки, должны иметь поддержку стандартами.
Безусловно, при разработке технических регламентов и межгосударственных стандартов (изменений в них) возникают споры. Но все эти моменты обсуждаются на совещаниях разного уровня, и, как итог, достигается решение, которое устраивает всех.
Требования безопасности к семейной косметике в ЕАЭС начнут действовать с конца 2025 года
– Сегодня в ЕАЭС разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности разных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп. Вносятся изменения и в действующие техрегламенты. В частности, Беларусь руководит шестью такими проектами. Расскажите подробнее о готовящихся нововведениях. Какие именно товары они затронут, чем руководствуются разработчики при подготовке этих документов и ощутит ли их появление или корректировку обычный потребитель?
– Верно, на данный момент разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта и трамваев, строительных материалов и изделий и прочие. Из 43 вносимых в техрегламенты изменений 13 закреплены за Беларусью, из них семь уже приняты.
При разработке новых документов либо внесении изменений разработчики руководствуются в первую очередь запросами рынка и прогресса. Учитываются международный опыт и лучшая практика зарубежных государств, накопленный опыт применения той или иной нормы. Возьмем, допустим, изменения в техрегламент на игрушки, которые вступили в силу в конце прошлого года. Он дополнен терминами, необходимость которых возникла при применении, среди них, например, «батут для домашнего использования (батут)», «игрушка для активного отдыха», «летающая игрушка», «электромеханическая игрушка» и другие. Установлены требования к содержанию химических веществ или реактивов в игрушках и игровых комплектах.
Или возьмем изменения техрегламента на парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступают в силу поэтапно: с 24 декабря 2025 г., а некоторые положения – с 1 июля 2026 г. В числе наиболее значимых новаций – установление требований к семейной косметике и запрет на выпуск парфюмерно-косметической продукции в упаковке, которая может ввести потребителя в заблуждение, в частности, схожестью с упаковкой для пищевой продукции или лекарственных средств.
Подчеркну, что ответственными за разработку этих изменений были специалисты системы Госстандарта.
«Разработка техрегламентов ЕАЭС трудоемка, но процедуры оптимизируются»
– Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента утверждает Евразийская экономическая комиссия. А насколько ресурсозатратен и длителен этот процесс? Как специалист, вовлеченный в создание и анализ подобных документов, уточните, пожалуйста, какие этапы проходит техрегламент до введения его в действие? Как часто техрегламенты отправляются на доработку и чем может быть вызвано такое решение?
– Процесс разработки технических регламентов союза в самом деле очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет. До начала разработки необходимо изучить самые современные действующие требования к объекту регулирования и собрать рабочую группу, включив в нее все заинтересованные стороны, а это органы государственной власти, профильные технические комитеты, научные организации, представители отраслей промышленности и бизнес-сообществ.
Рабочая группа – совещательный орган, который создается для подготовки проекта технического регламента. Конкретный же разработчик определяется государством ЕАЭС. Он готовит первую редакцию регламента и комплект документов к нему (пояснительную записку, проекты перечней взаимосвязанных стандартов, программы по разработке недостающих стандартов). Далее следуют процедуры публичного обсуждения, доработки проекта по полученным замечаниям, рассмотрения в разных рабочих органах Евразийской экономической комиссии, обязательны этапы внутригосударственного согласования и правовой экспертизы проекта.
В этом году принята новая редакция порядка разработки технических регламентов и внесения в них изменений. Вопрос выносился на заседание Совета Евразийской экономической комиссии 21 января 2025 г. как проблемный, и достигнутый под председательством Беларуси консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, поможет сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки и принятия технических регламентов.
Гармонизация госстандартов Беларуси с международными доходит до 80 %
– Наработанный белорусскими специалистами опыт в области стандартизации – передовой на евразийском пространстве. В поддержку этого аргумента говорит факт повышения роли стандартизации в технологическом и социально-экономическом развитии страны, которое, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципов технологического суверенитета, цифровой индустрии, бережливого производства и зеленой экономики. Иными словами, принимаемые в нашей стране стандарты отражают актуальную ситуацию не только в страновой – в мировой экономике. Какие белорусские компетенции интересны евразийским партнерам и что мы могли бы заимствовать у коллег? В каких форматах организован обмен опытом?
– Действительно, для устойчивого развития белорусской промышленности важное значение имеет разработка опережающих стандартов, устанавливающих современные требования к продукции. Создаются они на основе международных и передовых отраслевых стандартов, а их последующее внедрение через государственные программы и инвестиционные проекты позволит сделать технологический рывок и обеспечить производство новой конкурентоспособной продукции.
Фонд действующих в Беларуси стандартов сегодня насчитывает около 32 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков более 80 % из этого количества – межгосударственные стандарты (ГОСТ), обеспечивающие, как отмечалось выше, безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в ЕАЭС. Уровень наших государственных стандартов мы оцениваем достаточно высоко. Считаю, нами была правильно выбрана стратегия развития - ориентир на международные требования. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов составляет более 60 %, а в отдельных отраслях, например электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии, он даже выше – до 80 %. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран.
Госстандарт активно взаимодействует с партнерами по ЕАЭС и СНГ как в интеграционных образованиях, так и в рамках двусторонних соглашений. Мы изучаем законодательство партнеров, делимся опытом и заимствуем интересные идеи, совместно работаем над проектами. По вопросам стандартизации наиболее тесное взаимодействие ведется в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), основная задача которого – разработка и принятие единых ГОСТ. В этом совете в 2024–2025 годах председательствует Беларусь.
Проект по цифровизации процессов техрегулирования в ЕАЭС могут завершить уже в 2025 году
– Масштабный проект по цифровизации технического регулирования реализуется в ЕАЭС. Предполагается, что решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. На какой стадии эта инициатива? Насколько она прогрессивна и актуальна, соответствует ли мировым аналогам?
– Планируется создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет ряд сервисов, предназначенных как для специалистов, непосредственно занятых техническим регулированием, так и для тех, кто является пользователем результатов этой работы, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом длится с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран евразийской пятерки. Уже создан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время появления технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования в ЕАЭС. Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Особое внимание – безопасности товаров из-за пределов ЕАЭС, приобретаемых гражданами в интернете
– Еще одно перспективное направление для ЕАЭС – электронная торговля. Готовятся единые правила ее регулирования для защиты потребителей от небезопасной продукции, однако евразийские партнеры информировали друг друга о разных точках зрения на условия ведения онлайн-торговли. Что может помочь в поиске консенсуса, какова роль стандартов в этом процессе и изменит ли в целом рост популярности e-commerce требования к стандартам торговли?
– В ЕАЭС выполнялся пилотный проект по применению уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов союза в отношении отдельных товаров. Уведомительный порядок предусматривает опубликование интернет-магазинами третьих стран на страницах своих сайтов заявлений о соответствии данных товаров требованиям техрегламентов союза. Эти заявления составляются на основании сведений, полученных от изготовителей товаров.
На данный момент Евразийская экономическая комиссия предлагает рассматривать два механизма регулирования безопасности товаров электронной торговли, приобретенных физлицами и ввозимых на таможенную территорию союза. Первый – соблюдение уведомительного порядка через составление оператором электронных торговых площадок заявления о безопасности. Второй – возможность применения классических мер техрегулирования в отношении отдельных категорий товаров через утверждение чувствительного перечня.
С 2023 года в отдельную категорию выделены товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и установлены особенности применения процедуры таможенного склада для такой категории товаров. Также введен институт оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с этими товарами и взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами союза.
Передовые требования безопасности и качества будут взяты за основу стандартов Союзного государства
– Беларусь и Россия в формате «двойки» работают над проектом «Товар Союзного государства» и стандартами Союзного государства, что в некотором роде является данью советскому прошлому. Каких успехов союзникам уже удалось достичь на данный момент? Может ли этот опыт в перспективе быть распространен на все евразийское пространство и к каким позитивным изменениям подобное масштабирование приведет?
– Конечно, наиболее тесное взаимодействие по стандартизации у нас с Россией. Мы не только совместно работаем над созданием ГОСТ, которые применяются на всей территории СНГ, но и выстраиваем стандартизацию в Союзном государстве. В частности, речь идет о разработке стандартов для инновационного машиностроения, машиностроительного оборудования и технологий, интеллектуального приборостроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта и не только. Для создания стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива появления на площадке Постоянного комитета Союзного государства технического комитета по вопросам стандартизации и качества.
Вы верно заметили, определяется также статус продукции белорусских и российских производителей как товара Союзного государства. В качестве одного из критериев определено соответствие заявленным стандартам, действующим в наших странах. На данный момент анализируются стандарты в области станкостроения и электротранспорта, выбранных для пилотного проекта по приданию статуса «Товар Союзного государства». Союзные стандарты задумываются на основе лучших передовых требований и методик безопасности и качества.
Наработанный нами опыт, конечно, может быть применен и в евразийской пятерке. Появление товара ЕАЭС вполне возможно, что может стать мобилизующим фактором как для повышения эффективности работы всех участников рынка, а не только сферы технического регулирования, так и для укрепления статуса евразийской интеграции в мировой экономической системе.
«Белорусский опыт по присуждению Государственного знака качества вызвал интерес у партнеров по ЕАЭС»
– «Сделано в Беларуси» – бренд, известный всемирно. В прошлом году впервые в истории суверенной Беларуси 17 лучшим отечественным предприятиям были вручены государственные знаки качества на определенные виды товаров, по мнению экспертной комиссии, идеально соответствующих пяти показателям качественного производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. А проявили ли евразийские коллеги, знакомые с подобной оценкой продукции со времен Советского Союза, интерес к возрождению традиции?
– Учреждение Государственного знака качества считаю сильной мотивацией для достижения и демонстрации лучшего качества. Он задает высокую планку и направляет на постоянное совершенствование работы по качеству на всех уровнях. Эта идея, безусловно, вызвала интерес у наших коллег по интеграционным площадкам, ведь такого проекта нет ни в одной из стран. Многие подробно расспрашивали об организации, критериях оценки. На любых переговорных площадках, семинарах, конференциях, выставках, форумах мы рассказываем об этом проекте, ведь он в первую очередь о продвижении белорусских изготовителей, о продвижении белорусского качества, что всегда очень позитивно воспринимается коллегами.
Вы знаете, что на выставке «Моя Беларусь» в Минском международном выставочном центре одна из локаций называлась «Знак качества», конструкция знака занимала одно из центральных мест, что привлекало внимание посетителей – они живо интересовались наградой и ее обладателями. На протяжении нескольких месяцев работала выставка «Под знаком качества» в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве. Здесь свою продукцию представляли предприятия, удостоенные Государственного знака качества, и победители конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2024 года. Мы очень благодарны организаторам выставки за возможность представления наших товаров на столь знаковой локации.
Проанонсирую, что следующей площадкой, где можно будет ознакомиться с продукцией обладателей знака качества, станет республиканский праздник «Купалье», который пройдет в Александрии 5-6 июля. Однозначно, нам есть чем гордиться. Вместе с тем присутствует понимание того, что нельзя успокаиваться, надо продолжать движение вперед, ставить новые цели и достигать их, причем абсолютно во всех отраслях. На это ориентирует нас пятилетка качества.
Флагман в подготовке кадров для сферы стандартизации в Беларуси – БНТУ
– Наиболее остро стоящий вопрос для разных отраслей народного хозяйства – кадры. Вами не раз подчеркивалось, что талантливые и знающие специалисты в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации – штучные на рынке труда. В период вступительной кампании не лишним будет еще раз упомянуть, где же выдают дипломы такого профиля в нашей стране? Какие профессиональные качества вы как заказчик кадров считаете самыми важными в сотруднике? И ценятся ли белорусские профессионалы столь узкого профиля в других государствах ЕАЭС?
– Более четырех десятков лет специалистов для нас готовит кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета. Ее создание в свое время стало значимым событием для развития кадрового и научного потенциала в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и менеджмента качества в Беларуси. С 1984 года кафедра подготовила более тысячи высококвалифицированных специалистов для предприятий самых разных отраслей промышленности. Специалистов по отдельным направлениям нашего профиля готовят также в БГТУ, ВГТУ, БГАТУ, БГУИР.
Замечу, что в мае 2024 года на базе национального института по стандартизации (БелГИСС) появился образовательный центр «Академия качества». Сегодня на площадке центра выполняются 50 программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданы образовательные курсы по 65 направлениям, предусмотрены также корпоративные программы обучения, которые затрагивают темы технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, системного менеджмента, испытаний и государственного контроля, экспертизы градостроительной и проектной документации. Обучаются здесь руководящие работники и специалисты не только системы Госстандарта, но и республиканских органов госуправления, различных организаций и предприятий. В первом квартале 2025 года обучение прошли 1,2 тыс. специалистов.
Добавлю, что мы знакомим со спецификой своей работы и детей, начиная с детсада, и школьников, и студентов вузов. Совсем недавно завершилась 12-я республиканская олимпиада по менеджменту среди молодежи. В этом сезоне за дипломы победителей боролись 66 студентов из восьми учреждений высшего образования. Победителями в индивидуальном и командном соревнованиях стали ребята из БНТУ. В целом конкурс показал понимание современной молодежью направлений экономического развития страны и работы в области качества, высокий уровень знаний, которыми они владеют, и креативный подход.
Стандартизация – одна из ключевых тем IV Евразийского экономического форума в Минске
– Минск готовится к грандиозному событию – 26 и 27 июня наша столица будет принимать Евразийский экономический форум. Полагаю, вопросы из области стандартизации в стороне от внимания его участников не останутся. Какие пункты в программе предусмотрели организаторы и стоит ли ожидать громких заявлений?
– Евразийский экономический форум – главное ежегодное деловое мероприятие Евразийского экономического союза. И, конечно, вопросы технического регулирования и стандартизации по традиции занимают в нем центральное место. На этот раз главной темой форума стал постулат «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». В программе в том числе панельная сессия «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030», участники которой намерены обсудить совершенствование системы технического регулирования ЕАЭС и перспективы ее развития. Запланирована также панельная сессия «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты», где будет затронута тема повышения безопасности и качества пищевой продукции через внедрение инструментов бережливого менеджмента. Добавлю, что это направление новое и активно развивающееся в нашей республике. Полагаю, что наш опыт будет полезен коллегам по евразийской пятерке и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума также пройдут очередные заседания советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран ЕАЭС. Мы подведем итоги и обсудим подходы к решению новых актуальных задач. Одной из них предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в интеграционных образованиях.
Что касается сферы аккредитации, здесь совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, на предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий и необоснованной выдачи ими сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. На площадке IV Евразийского экономического форума мы обсудим меры, принимаемые в странах ЕАЭС для прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий. Непосредственно Госстандарт инициирует ряд круглых столов, например по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Круглые столы мы предлагаем организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС и СНГ.
– Благодарю, Елена Михайловна, за содержательное интервью.
Вера Василевская, БЕЛТА
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации БЕЛТА
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
Какая у Беларуси стратегия в области внедрения искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Министр связи и информатизации Кирилл Залесский на сессии «Искусственный интеллект: от обсуждения к внедрению» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Мы в целом придерживаемся такой стратегии: если что-то уже есть, что мы можем использовать, то нет смысла разрабатывать это снова. Мы формируем достаточно много проектов, связанных с межведомственным объединением систем. Данные из инновационных систем разных ведомств могут дополнять друг друга. Здесь нам и нужны решения в области ИИ. Основные информационные системы, которые мы сегодня создаем, открыты для внедрения и внешних продуктов, и продуктов собственной разработки под заказ. Но в целом наша стратегия – не изобретать велосипед. Разрабатывать то, что нам нужно на платформенном уровне, и подключать туда те сервисы, которые сегодня существуют. Благо, для этого у нас сегодня есть возможность. Беларусь в целом обладает достаточно развитым IT-сектором. Системы ИИ у нас внедряются тихо и спокойно в бизнесе, в логистике, в различных отраслях промышленности. Есть конкретные кейсы, когда внедрение ИИ в логистике на 15–0 % по стоимости оптимизирует затраты предприятия, и это дает дополнительный источник для развития», – сказал Кирилл Залесский.
Он отметил, что есть достаточно много белорусских решений в этой области. Также налажено активное взаимодействие с российскими компаниями.
«Беларусь – это тот положительный пример, когда бизнес договаривается с государством. Наша IT-отрасль достигла результатов как раз потому, что регуляторика в этой сфере была сначала предложена бизнесом, а потом одобрена государством, – отметил Министр. – Убежден, что в подходах к регулированию ИИ мы пойдем тем же самым путем. Здесь очень важно найти баланс».
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации БЕЛТА