08.08.2017
Право на профессиональное пенсионное страхование спортсменов – консультация специалистов
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» профессиональному пенсионному страхованию подлежат спортсмены, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта.
Перечень видов спорта для целей профессионального пенсионного страхования, Критерии оценки условий труда для отдельных категорий спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта, которые должны соблюдаться в совокупности, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.
Профессиональное пенсионное страхование – это система установленных государством отношений, которая заключается:
- в уплате работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занимающихся отдельными видами профессиональной деятельности;
- в формировании денежных средств за счет уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование;
- в использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности.
Далее рассмотрим критерии оценки условий труда отдельных категорий спортсменов.
Критерии для спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта и являющихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (категория НАЦСБОРН):
- включение в состав национальной команды Республики Беларусь по виду спорта;
- заключение трудового договора(контракта) с Министерством спорта и туризма, центрами олимпийской подготовки, центрами олимпийского резерва, республиканским государственно-общественным объединением «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»;
- достижение (подтвержденное официальными протоколами спортивных соревнований) одного из спортивных результатов, предусмотренных перечнем спортивных достижений, дающих спортсменам право на профессиональную пенсию.
Критерии для спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта и не являющихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (категория ПРОФСПОРТ):
- заключение трудового договора (контракта) с Министерством спорта и туризма, государственным органом, осуществляющим в соответствии со своей компетенцией управление в сфере физической культуры и спорта, или организацией физической культуры и спорта;
- занятие профессиональным спортом как основным видом деятельности по виду спорта, предусмотренному перечнем видов спорта для целей профессионального пенсионного страхования.
О праве иностранных граждан на профессиональное пенсионное страхование
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения» иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на условиях, установленных законодательством для граждан Республики Беларусь. Спортсмены из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работающие по трудовым договорам, подлежат профессиональному пенсионному страхованию наравне с гражданами Республики Беларусь (при условии выполнения всех критериев оценки условий труда, установленных действующим законодательством).
Тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование
В целях формирования средств на финансирование профессиональных пенсий за спортсменов, занимающихся отдельными видами профессиональной деятельности, работодатель уплачивает взносы на профессиональное пенсионное страхование в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» по следующим тарифам:
для категории НАЦСБОРН – 4,8%;
для категории ПРОФСПОРТ – 2,6%.
Право спортсменов на досрочную пенсию
Застрахованным лицам, которые занимались отдельными видами профессиональной деятельности, территориальными органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – органы Фонда социальной защиты населения) назначаются и выплачиваются профессиональные пенсии. Для назначения досрочных профессиональных пенсий определяющее значение имеют продолжительность профессионального стажа и возраст выхода на пенсию.
Белорусским законодательством предусмотрены два вида досрочных пенсий для спортсменов: досрочная профессиональная пенсия по Закону «О профессиональном пенсионном страховании», которая назначается органами Фонда социальной защиты населения, и пенсия за выслугу лет по Закону от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», которая назначается органами по труду, занятости и социальной защите.
Право на досрочную профессиональную пенсию в соответствии с Законом «О профессиональном пенсионном страховании» имеют застрахованные лица:
- из числа отдельных категорий спортсменов, являвшихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (категория НАЦСБОРН) не менее 5 лет, при профессиональном стаже не менее 5 лет и стаже работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет;
- других спортсменов (категория ПРОФСПОРТ) – при профессиональном стаже не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин и стаже работы соответственно не менее 25 и 20 лет – раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
С учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в 2017 календарном году возраст для назначения досрочной профессиональной пенсии для застрахованных лиц:
– из числа отдельных категорий спортсменов, являвшихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта не менее 5 лет (НАЦСБОРН), составляет для мужчин 50 лет и 6 месяцев, для женщин – 45 лет и 6 месяцев;
– других спортсменов (ПРОФСПОРТ): для мужчин составляет 55 лет и 6 месяцев, для женщин – 50 лет и 6 месяцев.
Для назначения досрочной профессиональной пенсии необходимо также выполнение такого условия, как наличие не менее половины от требуемого для назначения пенсии профессионального стажа. Профессиональный стаж – это стаж работы в особых условиях труда с 1 января 2009 года по настоящее время. Стаж работы в особых условиях труда до 1 января 2009 является специальным стажем.
Исчисление досрочной профессиональной пенсии производится путем деления суммы пенсионных сбережений на число месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица. Пенсионные сбережения в свою очередь состоят из уплаченных страхователем взносов на профессиональное пенсионное страхование и дохода от их размещения в уполномоченном банке.
Выплачивается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста и приостанавливается в случаях занятости застрахованного лица в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности или получения другого вида государственной пенсии (в т.ч. и по инвалидности).
Условия для назначения досрочной пенсии различны
Обращаем внимание, что условия для назначения досрочной профессиональной пенсии по Закону «О профессиональном пенсионном страховании» и пенсии за выслугу лет по Закону «О пенсионном обеспечении» спортсменам, являвшимся членами национальных команд не менее пяти лет (категорияНАЦСБОРН), различаются. Так, по Закону «О пенсионном обеспечении» не требуется достижениеопределенного возрастадля назначения пенсии за выслугу лет.
Т.е., по действующему законодательству, спортсмен, имеющий необходимый для назначения пенсии стаж, являвшийся членом национальной команды не менее 5 лет, но не достигший возраста для назначения досрочной профессиональной пенсии по Закону «О профессиональном пенсионном страховании» (в 2017 году возраст для мужчин составляет 50 лет и 6 месяцев, для женщин – 45 лет и 6 месяцев), может обратиться в управление социальной защиты по месту жительства для назначения пенсии за выслугу лет по Закону «О пенсионном обеспечении».
Рассмотрим более подробно условия назначения досрочных пенсий спортсменам с помощью некоторых примеров.
Пример 1.
Женщина 45 лет 6 месяцев.
5 лет являлась членом национальной команды Республики Беларусь по гимнастике спортивной. Дважды в течение четырех лет занимала 3-е место на чемпионате Европы.
Ситуация 1.
Специальный стаж (до 01.01.2009) – 2 года 6 месяцев.
Профессиональный стаж (с 01.01.2009) – 2 года 6 месяцев.
Пенсию назначает орган Фонда социальной защиты населения по Закону «О профессиональном пенсионном страховании», так как профессиональный стаж составляет половину от требуемого – 2 года 6 месяцев.
Ситуация 2.
Специальный стаж (до 01.01.2009) – 2 года 6 месяцев 1 день.
Профессиональный стаж (с 01.01.2009) – 2 года 5 месяцев 29 дней.
Пенсию назначает управление социальной защиты по Закону «О пенсионном обеспечении», так как профессиональный стаж менее 2 лет 6 месяцев.
Пример 2.
Женщина 44 года.
5 лет являлась членом национальной команды Республики Беларусь по гимнастике спортивной. Дважды в течение четырех лет занимала 3-е место на чемпионате Европы.
Специальный стаж (до 01.01.2009) – 2 года 6 месяцев.
Профессиональный стаж (с 01.01.2009) – 2 года 6 месяцев.
По Закону «О профессиональном пенсионном страховании» права не имеет, так как не достигла требуемого возраста (45 лет 6 месяцев).
Пенсию назначает управление социальной защиты по Закону «О пенсионном обеспечении», так как частью второй статьи 49-2 указанного Закона достижение определенного возраста, как условие для назначения пенсии за выслугу лет, не установлено. Статьей 46 указанного Закона установлено, что пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.
Застрахованное лицо имеет право получить информацию
Застрахованное лицо имеет право обратиться в любой территориальный орган Фонда социальной защиты населения и получить информацию, содержащуюся в его индивидуальном счете и информацию об имеющихся пенсионных сбережениях на дату обращения. Для получения вышеуказанной информации необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и свидетельство государственного социального страхования.
По сообщению официального сайта Министерства спорта и туризма Республики Беларусь
Какие изменения планируются в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения? Одобрен законопроект
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона направлен на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения для отдельных категорий плательщиков с учетом правоприменительной практики, а также на приведение законодательства о пенсионном обеспечении в соответствие с нормами Указа № 402 «О социальной поддержке».
В частности, уточняются категории граждан, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также которым предоставлено право уплаты взносов в добровольном порядке. Устанавливается порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН в зависимости от размера получаемого дохода для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога.
Вводится особый порядок уплаты работодателем страховых взносов при выявлении факта выплаты заработной платы в конвертах, для работников, получающих такую зарплату, в страховом стаже для пенсии будут учитываться выплаты из размера минимальной заработной платы. Определяется новый порядок выплаты пенсий и осуществления соответствующих удержаний из нее лицам, находящимся в местах лишения свободы.
Предоставляется право органам ФСЗН выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности субъектов хозяйствования.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о государственном соцстраховании и пенсионном обеспечении принят во втором чтении на заседании Палаты представителей
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» был принят Палатой представителей в первом чтении 2 апреля.
Законопроектом предусмотрены следующие основные новации. Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы в конвертах для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы в конвертах.
Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 % пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. При помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии). Несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 % пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 % пенсии – его законному представителю.
В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению во втором чтении в него включены положения проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», который подготовлен и внесен Правительством в целях приведения норм Закона «О пенсионном обеспечении» в соответствие с Указом от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке», действующего с 1 января 2025 г.
В соответствии с нормами Указа № 402 вносимые изменения предусматривают: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
Также в проекте закона реализовано предложение Совета Министров о наделении органов Фонда социальной защиты населения правом вынесения самостоятельных решений о взыскании задолженности индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
По информации
БЕЛТА
Как накопить дополнительную пенсию с поддержкой государства, рассказали в Минтруда
Как накопить дополнительную пенсию с поддержкой государства, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Программа «три плюс три» предполагает всего два шага. Нужно подать заявление и заключить договор с государственным предприятием «Стравита» непосредственно у страховщика или в электронном виде через официальный сайт, а затем обратиться к нанимателю с копией договора и заявлением о перечислении соответствующего страхового взноса.
Вступать в программу страхования можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Дополнительные взносы на накопительную пенсию будут ежемесячно перечисляться работодателем по заявлению работника.
Можно поменять тариф взноса на накопительную пенсию, но не чаще одного раза в год. Также гражданин вправе в любой момент приостановить свое участие в программе и затем возобновить уплату дополнительных взносов.
При достижении общеустановленного пенсионного возраста страховщиком работнику ежемесячно будет выплачиваться дополнительная накопительная пенсия в течение пяти или десяти лет (по выбору гражданина).
В программе уже участвуют 52,6 тыс. белорусов.
По информации
БЕЛТА
Кого коснется новый порядок перечисления социальных выплат?
С 1 июля в Беларуси вступает в силу норма Указа Президента № 363, в соответствии с которой люди, получающие пенсии и пособия через банки, должны открыть базовые счета. Напомним, оформление базовых счетов стартовало с 2022 года. Цель нововведения – минимизация расходов по наиболее востребованным операциям банков. В Нацбанке и Минтруда и соцзащиты подчеркнули, что волноваться нет причины: процесс реорганизации системы выплат продолжается не первый год, тщательно отработан и проходит максимально комфортно.
Базовый счет – что это такое?
Это текущий (расчетный) банковский счет в белорусских рублях, с владельца которого не взимается плата за осуществление операций, включаемых в базовые условия обслуживания на территории Беларуси и в национальном сегменте интернета.
Главная особенность такого счета – возможность бесплатно совершать основные, наиболее востребованные операции. Среди них – открытие и закрытие базового счета, выпуск одной карточки к нему и ее замена, получение на счет зарплаты и приравненных к ней выплат, стипендий, пособий, пенсий, переводы денег между базовым счетом и другими счетами его владельца, открытыми в этом же банке. Кроме того, можно снимать в определенном объеме наличные через кассы, банкоматы и другую инфраструктуру банка, в котором открыт счет, расплачиваться за товары, работы и услуги в магазинах, кафе и так далее, в том числе в интернете или через ЕРИП. При этом операции, не входящие в установленный перечень, могут быть как бесплатными, так и платными – на усмотрение банка.
Что с 1 июля будут перечислять только на базовый счет?
Пенсии.
Пособия на детей, которые назначают органы по труду, занятости и соцзащите.
Пособия по безработице и другие выплаты от центра занятости.
Государственную адресную социальную помощь.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.
Выплаты ухаживающим лицам в замещающей семье.
Выплаты на близнецов.
Материальную помощь к школе.
Что нужно сделать?
Посетить банк с паспортом, заполнить соответствующее заявление и подписать договор. Как вариант – счет можно открыть дистанционно, через интернет. Условия и порядок удаленного открытия базового счета прописаны на сайтах банков. Все это бесплатно. При желании клиенту бесплатно оформят к этому счету банковскую карту платежной системы «Белкарт». Та же схема действует и с переоформлением текущего счета в базовый – можно это сделать по желанию.
Если пенсионерам требуется помощь родственников, можно прибегнуть к генеральной доверенности. По словам начальника управления электронных платежных инструментов Национального банка Ольги Антонович, если в генеральной доверенности прописан этот функционал, то можно обратиться с ней в банк. Кстати, узнать статус нынешнего счета можно тремя способами: через банк, в органе соцзащиты либо изучив имеющийся на руках договор о банковском вкладе.
Кому не надо открывать базовый счет с 1 июля?
Не обязательно открывать его некоторым получателям пенсий и пособий, которые перечисляются на почту. Такая возможность, напомним, сейчас есть у людей старше 70 лет, инвалидов I и II группы, а также у тех, кто проживает в сельской местности.
Им, как и прежде, деньги будут доставлять на дом сотрудники почты, еще вариант – выплата непосредственно на почте.
Не стоит переживать и получателям пособий на детей, если деньги выплачиваются по месту работы, учебы или службы на зарплатную карточку. Согласно законодательству базовый счет не откроют и иностранным гражданам без вида на жительство в Беларуси (то есть иностранцам с разрешением на временное проживание).
В Минтруда также уточнили, что базовый счет не нужно открывать лицам с ограниченной способностью к передвижению (функциональный класс 3 и выше), родителям, ухаживающим за ребенком‑инвалидом до 18 лет и получающим пособие по уходу, получателям пособий на погребение.
В какой банк обращаться?
ОАО «АСБ Беларусбанк»;
ОАО «Банк БелВЭБ»;
ОАО «Банк «Дабрабыт»;
ОАО «Белагропромбанк»;
ОАО «Белгазпромбанк»;
ОАО «Белинвестбанк»;
ОАО «Сбер Банк»;
«Приорбанк» ОАО;
ЗАО «МТБанк»;
ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)».
Получатель социальных выплат может выбрать любое финансовое учреждение из этого списка.
Каков крайний срок открытия счета?
Для своевременного получения июльских социальных выплат нужно обратиться в банк до 20 июня. Позже начнется формирование платежных ведомостей по социальным выплатам в следующем месяце – велики шансы не получить вовремя июльские начисления. Заявление о перечислении пенсии на новый счет будет передано в органы по труду, занятости и социальной защите уже без участия гражданина.
Пожилых людей июльские новации по вопросам социальных выплат затронут меньше всего.
С 1 июля 2024 года состоялся перевод социальных выплат с почты на банк. В частности, пенсию через банки получают около 80 процентов пожилых людей. Только за 2024 год в стране открыли физлицам более 2 млн базовых счетов. К сведению, всего в стране 2,6 млн пенсионеров. В Минтруда напомнили, что возможность получения пенсии через почту предусмотрена только для отдельных уязвимых категорий граждан.
В ТЕМУ
Сколько базовых счетов можно открыть?
Гражданин имеет право на открытие только одного базового счета в банковской системе.
Что будет, если не успел до 1 июля?
Зачисление выплат социального характера, обязанность получения которых через банки установлена законодательством, будет приостановлено до открытия физлицом базового счета и получения организацией, осуществляющей выплату, информации о таком счете и его реквизитах.
Важно! Деньги не пропадут – просто их выплатят позже.
Можно ли не оформлять банковскую карту и получать выплаты наличными в кассе?
В соответствии с нормами Указа № 363 нет обязательности оформления базовой платежной карточки к базовому счету. Соответственно, получение денежных средств может проходить в кассе банка.
Откроют ли принудительно базовый счет тем, кто не обратится в банк самостоятельно?
Принудительное открытие счетов без участия владельца счета не предусмотрено банковским законодательством.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 17 мая 2025 г.