08.08.2017
Министерство здравоохранения подготовило проект антитабачного закона: возможно, в скором времени курить запретят на общих балконах
Еще четыре года назад Минздрав подготовил проект антитабачного закона: его принятие несколько раз откладывалось, а пока время шло, в документ то и дело добавлялись новые пункты. Даже в своем первоначальном виде он содержит довольно радикальные меры – от полного запрета на рекламу табака до повышения акцизов и подорожания сигарет. К слову, многие положения напрямую касаются не только самих курильщиков, но и всех тех, кто вынужден с ними бок о бок сосуществовать: их несладкую участь всячески пытаются облегчить, например, предлагая любителям подымить делать это в специально отведенных местах. И вот новый поворот: возможно, в скором времени курить запретят на общих балконах и лоджиях. Хотя противники табачного дыма обеими руками за то, чтобы запрет коснулся и частных балконов: во время общественного обсуждения эта тема всплывала не раз. Почему же на них так ополчились?
Районный староста Владимир Устинович каждую весну выгребает из-под окон своего дома по Логойскому тракту, 19/2, где он также председатель ЖСПК, ведро окурков. А еще заботливо расставляет пустые баночки из-под кофе на общих балконах: говорит, жильцы любят подымить и на них, и на собственных лоджиях и балконах. Правда, если одни аккуратно складывают окурки в импровизированные пепельницы, то другие – бросают вниз. Мол, там, за пределами балконной ограды, ничья земля. А значит, можно без зазрения совести сорить.
– Конечно, стараюсь с каждым курильщиком поговорить. Бывает, добиваюсь некоторого эффекта: пару месяцев не мусорят. Массу неудобств приносит и курение соседей в туалете: дым идет по стояку и через вентиляцию попадает в квартиры. Выходит, пассивными курильщиками становимся все мы, некурящие. И взрослые, и дети. А еще за три года моей работы в товариществе уже дважды случались неприятности из-за курения на частных балконах: окурки попадали на нижние балконы – что-то там даже успевало сгореть, к счастью, мини-пожар вовремя тушили. Так что здесь уже надо обращать внимание на вопросы безопасности.
Увы, человек, курящий на балконе, в 8 случаях из 10 просто выбрасывает бычок вниз. «Окна моей кухни выходят на козырек: и каждый день наблюдаю, как с верхних этажей туда летят окурки, пустые бутылки и прочий мусор. Не вид на двор, а свалка!» – жалуется одна из читательниц «СБ». Проблема действительно насущная, по словам директор ЖЭУ № 3 Первомайского района Минска Алексея Андреева. А что касается непотушенных сигарет, так вообще беда. Куда попадет бездумно брошенный окурок, не угадаешь. Может ведь приземлиться аккурат на сохнущее белье и прожечь в нем дыру. А может стать причиной серьезного пожара. Например, в мае этого года 52-летний житель Березы курил на балконе, не потушил сигарету – она упала на стопку бумаг. Секунда – и макулатура запылала. К счастью, дочь курильщика вовремя почувствовала запах дыма и потушила огонь. Правда, и балкон, и стеклопакет были повреждены. По словам специалистов, ежегодно только в Брестской области на пожарах гибнет около 100 человек – и 80% по причине неосторожного обращения с огнем при курении. Есть о чем задуматься...
Еще один аргумент, и он, пожалуй, самый весомый: ни один вменяемый здоровый человек не хочет вдыхать чужой табачный дым. По-хорошему, это каждый курящий должен понимать. Но, увы, многие до сих пор в упор не видят проблемы и смело дымят в лицо прохожим, детям, беременным, досаждают соседям... Таких потенциальные изменения в законодательстве возмущают больше всего. К слову, пока в конкретном документе не будет прописан конкретный запрет – никаких оснований предъявлять претензии курящим на общих и частных балконах соседям нет. Впрочем, никуда не уйти и от риторического вопроса: даже если балконы станут зоной, свободной от курения, кто и как будет контролировать привыкших подымить на них? Каждого ведь за руку не поймаешь.
Цифры «СБ»
По данным ВОЗ, ежегодно от курения умирают 6 млн человек, причем 10% из них – от пассивного курения. Речь о 600 тысячах человек в год. Около 165 тысяч погибших – дети.
Штрихи к проблеме
В проекте декрета общественные места, где курение запрещено, разделены на две категории: в одних предлагается запретить курение полностью, а в других – создать специально предназначенные для курильщиков места. В первую категорию попали рабочие места, лифты и вспомогательные помещения многоквартирных жилых домов, в том числе балконы и лоджии общего пользования, детские площадки, лагеря и спортшколы, остановки общественного транспорта и сам транспорт, личные авто, если в них есть дети в возрасте до 14 лет. После того как проект вынесли на общественное обсуждение, поступили многочисленные предложения запретить курение и на балконах жилых квартир в многоквартирных домах. Эта проблема касается многих: в Министерство здравоохранения и другие ведомства часто обращаются с вопросом, можно ли как-то повлиять на соседа, который постоянно курит на балконе. Ведь некурящие жильцы даже в жаркую погоду не могут открыть окна своей квартиры – дым сразу проникает внутрь. Пока этот вопрос законодательно не урегулирован. Во-первых, балконы – частная территория, во-вторых, если законодательно и будет запрещено курить на них, сложно организовать контроль за исполнением этой нормы.
Интересно
В некоторых европейских странах еще на этапе строительства дома жильцы договариваются о том, чтобы его территория была зоной, свободной от курения. Собственники оформляют специальный договор и обязуются не курить в квартирах, на балконах (и общих, и частных) и на дворовой территории. Даже если квартира продается, следующий собственник придерживается тех же правил. Таким образом жильцы могут обезопасить себя от последствий так называемого третичного курения, при котором вдыхается табачный дым, оседающий на занавесках, коврах, обивке мебели.
Инна КАБЫШЕВА, «Советская Белоруссия», 8 августа 2017 г.
Амбициозный проект в режиме 24/7, или Какой будет Централизованная инфосистема здравоохранения
С января 2026 года в промышленную эксплуатацию планируют запустить Централизованную информационную систему здравоохранения. Она создается по распоряжению Главы государства. Программное обеспечение должно объединить все организации здравоохранения – от ФАПов до РНПЦ – в единую информационно-коммуникационную инфраструктуру. Это значительно облегчит обмен информацией. Какие сервисы и услуги получат граждане и как изменится парадигма взаимодействия пациентов и системы здравоохранения, рассказали журналистам эксперты, принимавшие участие в создании этого амбициозного проекта, сообщает
БЕЛТА.
По словам заведующего сектором программно-информационного обеспечения Министерства здравоохранения Виктора Сидоренко, сама идея появилась в 2016 году. Ее реализовывали сначала по линии Всемирного банка в рамках соответствующего займа, однако затем банк приостановил проект по независящим от Беларуси обстоятельствам. Благодаря решениям Главы государства и поддержке Правительства проекту было дано новое дыхание и поставлена конкретная задача – сделать программное обеспечение в составе 10 подсистем.
Что включает система
Одной из важнейших будет подсистема интегрированной электронной медицинской карты пациента. Ее цель – формирование одной электронной истории болезни в отношении одного гражданина. Тем самым планируется уйти от ситуации, когда у пациента может быть несколько медкарт в разных организациях здравоохранения, куда он когда-либо обращался. После введения системы появится единая карта, доступная организациям здравоохранения по определенным правилам и с учетом всех требований безопасности.
Медицинский работник получит возможность знакомиться с информацией независимо от проживания пациента и локации практической деятельности самого медицинского работника.
Немаловажный компонент – личный электронный кабинет пациента, с помощью которого гражданин либо законный представитель гражданина может общаться с организацией здравоохранения. На данном этапе будут реализованы такие базовые функции, как запись на прием к врачу, просмотр результатов лабораторных исследований, результатов посещений организаций здравоохранения в целом, возможность просмотра выписанных электронных рецептов и др.
«Безусловно, это не исчерпывающий перечень. Мы будем учитывать пожелания наших граждан по дальнейшему развитию и открытию тех или иных сервисов», – отметил Виктор Сидоренко.
Создается также единая система, которая объединит результаты всех лабораторных исследований граждан. Концепция подразумевает учет анализов вне зависимости от места их сдачи: в частном или государственном секторе. Результаты будут доступны для просмотра лечащему врачу в любом учреждении здравоохранения. По аналогии создается единый архив медицинских изображений. По сути, это хранилище КТ, МРТ-снимков и других результатов диагностических исследований на цифровом оборудовании, которое сейчас активно внедряется в организации здравоохранения.
Немаловажный аспект – создание подсистемы управления очередями пациентов. Благодаря этому Министерство здравоохранения, главные управления по здравоохранению облисполкомов, комитет по здравоохранению Мингорисполкома смогут мониторить злободневные вопросы очередности пациентов на эндопротезирование, хирургические вмешательства и др.
По сути, централизованная платформа позволит создать единое медицинское информационное пространство. В целом должна измениться парадигма взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Отказ от бумажных форм, использование личного кабинета пациента и др. – все это в перспективе упростит формат взаимодействия, а также повысит качество и доступность медпомощи.
Сейчас информационная система находится в стадии опытной эксплуатации, которая продлится до конца ноября этого года. В декабре будет проходить стадия приемочных испытаний. На данный момент к системе подключены 60 организаций разного уровня (от центральных районных больниц до РНПЦ), которые входят в пилотную зону. «В ходе опытной эксплуатации будет решен ряд задач и сделан самый главный вывод: готова или нет система для ввода в промышленную эксплуатацию с января 2026 года», – сказал Виктор Сидоренко.
Критически важная система государства
Участие в создании Централизованной информационной системы здравоохранения принимает не только Министерство здравоохранения. Это общегосударственная задача. Генеральным подрядчиком по разработке программного обеспечения и мозговым центром процесса выступает Агентство цифровой трансформации. Созданием защищенных каналов электросвязи занимается РУП «Белтелеком». Это важное звено, которое, как кровеносная система, организовывает связь больниц с центром обработки данных. Сердце, или пламенный мотор, – ООО «Белорусские облачные технологии».
Система создается исключительно силами белорусских разработчиков, без привлечения внешних ресурсов. Итоговый продукт будет исключительно белорусским, подчеркнул первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации Сергей Руднев. Благодаря этому, по его словам, систему можно будет развивать так, как это удобно в Беларуси, ни под кого не подстраиваясь и выстраивая именно те процессы, которые определяет регулятор – Министерство здравоохранения. На проекте постоянно задействовано около 90 разработчиков. Периодически подключаются дополнительные команды в зависимости от поставленных задач.
«Разработка подобной системы – это не просто выполнение технического задания. По сути, это трансформация целой отрасли, – отметил Сергей Руднев. – Дело в том, что программное обеспечение дает ряд вызовов. Регулятор понимает это и слышит, своевременно корректируя нормативно-правовую основу функционирования системы здравоохранения».
Первый заместитель генерального директора агентства подчеркнул, что эта система будет одной из наиболее критически важных систем государства, она должна работать в режиме 24/7. Ежесуточно к ней будут обращаться и пациенты, и врачи. В перспективе она станет основным инструментом в сфере здравоохранения.
Какие возможности получат пациенты уже в 2026 году
Отдельные сервисы будут появляться постепенно. Но уже на протяжении 2026 года, как отметил Сергей Руднев, человек получит доступ в свой личный кабинет, сможет посмотреть результаты исследований, историю обращений к его медицинской карте. Если какой-либо врач обращался к информации, пациент будет понимать, когда это произошло. Кроме того, человек сможет записаться на прием к врачу, диспансеризацию, увидеть свой листок нетрудоспособности.
Следующий год станет поворотным не только для отрасли здравоохранения. В 2026 году должна произойти трансформация листков нетрудоспособности, в результате появится возможность работать с электронными больничными. Это важно не только для пациента, но и для нанимателя. Плюсов такого нововведения немало: прозрачность, своевременность предоставления информации и снижение нагрузки на граждан и бизнес.
«Таким образом, будет создана экосистема взаимодействия пациента и врача, врача и пациента. У регулятора появится ряд аналитических инструментов, благодаря которым, исходя из статистики, складывающейся на платформе, можно будет принимать те или иные управленческие решения, – отметил Сергей Руднев. – По сути, в одном ядре, в одном месте будет аккумулирована вся информация о пациентах Беларуси, что позволит динамично реагировать на определенные ситуации».
С 1 января 2026 г. платформа будет введена в промышленную эксплуатацию. Однако полномасштабное функционирование системы невозможно обеспечить сразу и единомоментно, обратил внимание первый заместитель генерального директора Агентства цифровой трансформации. С одной стороны, платформа должна насытиться данными. С другой стороны, и врачи, и общество должны пройти планомерный процесс вовлечения в использование этой платформы.
«Приблизительно, по моим оценкам, до конца следующего года экосистема должна заработать в том объеме, в котором она создана и реализована», – сказал Сергей Руднев.
Вместе с тем платформа не может остановиться в своем развитии. Уже в рамках реализации текущей версии составлен достаточно большой бэклог, или перечень новых модулей и подсистем. Их намерены реализовать в следующей пятилетке.
Амбициозный проект и вызов для всех участников
Цифровизация уже во многом проникла в систему здравоохранения, электронное здравоохранение в той или иной степени присутствует. Однако дальнейшее развитие, конечно же, необходимо. Централизованная информационная система здравоохранения должна стать основой для построения целостной экосистемы здравоохранения. Ее создание позволит бесшовно, гладко наладить обмен медицинской информацией как внутри системы, так и с другими государственными органами, пояснил директор РНПЦ медицинских технологий Алексей Щербинский.
«Что мы получим? Мы получим в первую очередь комфорт, более высокое качество, доступность и скорость медицинских услуг именно за счет цифровой трансформации имеющихся бизнес-процессов», – сказал он.
Создание такого продукта, как Централизованная информационная система здравоохранения, – это амбициозный масштабный проект, который является вызовом для всех участников, не только непосредственных разработчиков, IT-специалистов.
«Это вызов для системы здравоохранения: руководители учреждений здравоохранения проделывают огромную работу, связанную с внедрением централизованной информационной системы на своих базах. Также это вызов для медиков. Большое медицинское экспертное сообщество определяет не только базовые потребности, но и детализацию бизнес-процессов, которая крайне важна в их повседневной работе», – отметил Алексей Щербинский.
Директор РНПЦ обратил внимание, что в системе здравоохранения ежегодно совершается более 2,5 млн вызовов скорой медицинской помощи, столько же госпитализаций, более 100 млн посещений поликлиник. Все эти процессы требуют регулярной аналитики и управленческих решений.
«Большое количество бизнес-процессов, большое количество данных требует своевременного, оперативного принятия управленческих решений на основе первичных данных, которые и будет содержать Централизованная информационная система здравоохранения. На основе оперативных управленческих решений возможно формировать правильный и современный тренд стратегических решений, который и будет возможен на основании той описательной аналитики, которую будет представлять Централизованная информационная система здравоохранения», – заметил он.
Алексей Щербинский добавил, что на данный момент созданы системные условия для построения централизованной платформы. Обеспечена закупка необходимого количества персональных компьютеров и других технических решений. Приобретены электронные цифровые подписи для входа в систему. Проведена крайне важная часть работы, связанная с построением системы защиты информации.
По словам начальника отдела проектов государственных органов и организаций ООО «Белорусские облачные технологии» Вадима Смагина, обеспечен весь комплекс мер по информационной безопасности и надежности функционирования данной системы.
Кстати, в соответствии с программой деятельности Правительства на 2025–2029 годы, Минздраву поставлена задача подключить к этой системе все организации здравоохранения, независимо от их формы собственности. Соответственно планируется, что в этом и следующем годах будут подключены как государственные, так и частные организации здравоохранения.
Забегая вперед, следует отметить, что Министерство здравоохранения сейчас прорабатывает вопрос в отношении частных организаций здравоохранения, используя опыт российских коллег, где взаимодействие с информационной системой национального уровня является одним из лицензионных требований. Соответствующие инициативы Минздравом Беларуси предложены в закон о лицензировании.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о бюджете внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2026 год внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов», который внесен Правительством в Палату представителей, сообщает
БЕЛТА.
Как пояснили в пресс-службе Палаты представителей, законопроект направлен на приведение 53 законов в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства.
Корректировка законов в основном касается уточнения терминологии.
Кроме того, проектом закона совершенствуется порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, закрепляется возможность для обществ с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, уточняется порядок создания политических партий, ликвидации общественных объединений и политических партий, а также обращения в доход государства имущества, оставшегося после их ликвидации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Министр финансов – об изменениях в налоговой системе с 2026 года
На рассмотрении Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь находится финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026 года в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Подробнее о предстоящих изменениях и их значении для экономики страны на расширенном заседании Постоянной комиссии рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов, сообщает
БЕЛТА.
Основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы, отметил Юрий Селиверстов. «Мы последовательно реализовывали комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета – это повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие, – рассказал он. – Мы развиваем интеграционные процессы в рамках Союзного государства, постепенно синхронизируем налоговый режим с Россией. Поэтому особенностью белорусской экономики является относительно низкая зависимость от конъюнктурных доходов. У нас нет привязки к нефтегазовым доходам, что дает определенную устойчивость в период глубокой нестабильности».
При корректировке Налогового кодекса в текущем году не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к тем условиям, которые изменяются. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики.
«Первое направление – это базовые меры налоговой политики, которые традиционно заключаются в том, что мы индексируем ставки, которые установлены в белорусских рублях, на прогнозные параметры инфляции, в основном. Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией. Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 %, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные никотинсодержащие изделия на 7 %, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 % в целях исключения перетока в теневую сферу. Особое внимание обращено на вейпы и жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 % для того, чтобы поэтапно выйти на уровень как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Это, конечно, вопрос дискуссионный. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака», – рассказал Министр.
Второе направление – это справедливое налогообложение доходов и имущества граждан. «Повышаем ставки отдельных налогов по принципу «кто больше зарабатывает, тот больше платит». Сохраняем подход по дальнейшей дифференциации подоходного налога в части введения третьей ставки 40 % при доходах свыше Br600 тыс. в год. При доходах до Br350 тыс. в год сохраняется базовая ставка 13 % (это абсолютное большинство наших граждан, более 98 %). Эта ставка сейчас применяется при доходах до Br220 тыс., но с учетом того, что мы расширяем базу для применения повышенных ставок подоходного налога, для расчета теперь будут включаться не только зарплаты, но суммироваться и доходы от продажи долей в компаниях, проценты по займу, под сдачу имущества в аренду, вознаграждения членов наблюдательных советов, доходы адвокатов и нотариусов», – отметил он.
По его мнению, повышение совокупных доходов до Br350 тыс. будет более справедливо и правильно, если сохранится ставка 13 %, то, что сегодня применяется к доходам до Br220 тыс. При доходах от Br350 тыс. до Br600 тыс. применяется ставка 25 % к сумме превышения. «За прошлый год при ставке 25 % в бюджет поступило более Br200 млн. Половина из этих средств поступила в бюджет города Минска. Предлагается в дальнейшем ввести ставку 40 % при доходе свыше Br600 тыс. То есть, опять же, предлагается применять к сумме превышения, – обратил внимание Юрий Селиверстов. – По данным Министерства по налогам и сборам, исходя из того же объема платежей, которые были, туда попадает порядка 1 тыс. человек. У нас сохраняются отдельные режимы в Парке высоких технологий, Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень», и налоги на них, в принципе, не распространяются, и ставка в 25 % на них не распространяется».
Если посчитать с учетом данных 2024 года, при введении налога в 40 % средняя ставка составит 27,5 %.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов. «Когда-то был введен налог на недвижимость для квартир в многоквартирных домах. Когда мы рассматривали вопросы, какие же брать ставки, было много вопросов. Один из вопросов звучал так: какая будет применяться стоимость квартиры для расчета ставок? Было принято решение, что надо брать расчетную ставку исходя из того, что по реальной стоимости, наверное, это будут большие средства и не все смогут их оплачивать. Помним, что пенсионеры освобождены от этого налога. По истечении времени видится, что эти ставки тоже должны быть дифференцированными», – отметил он.
Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв.м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв.м применять коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. Квартир больше 250 кв.м в Беларуси больше тысячи, а 150 кв.м – больше 5 тыс.
По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв.м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв.м – 3. «Таких домов тоже достаточно много. Именно через объем предлагается здесь дифференцировать тот уровень платежей, который существует. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов», – подчеркнул Министр.
Кроме этого, предлагается продолжить работу по дифференциации транспортного налога. «Мы в действующих документах предлагаем в 5 раз повысить налог на новые мощные иностранные мотоциклы по аналогии с автомобилями, где налог мы повысили в 10 раз. То есть это мотоциклы с объемом двигателя 800 куб.см. Мотоциклы, которые выпускает наш «Мотовелозавод», туда не попадут, он таких мотоциклов не выпускает», – уточнил Юрий Селиверстов.
Также выравниваются ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Сегодня ставки для ИП в два раза практически ниже в сравнении с юридическими лицами и фиксируются факты, когда транспортное средство регистрируется на ИП и потом сдается в аренду юридическому лицу. Таким образом, существуют некие схемы ухода или уменьшения налогообложения, обратил внимание Министр.
Предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью.
Третий блок – выравниваются на уровне базовой величины минимальные ставки для индивидуальных предпринимателей – физических лиц и вводятся минимальные ставки для самозанятых в размере Br45 в месяц. «Это позволит исключить формальную регистрацию самозанятых, когда практически деятельность самозанятых регистрируется, а деятельность ими не ведется. При этом вводим ответственность, если три месяца подряд ты не платишь налог на профессиональный доход, то далее полгода применять такой режим не сможешь», – сказал Юрий Селиверстов.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 %. «Лотерейная деятельность осуществляется по большей части в интернете, примерно по своей сути представляет то же, что и игорный бизнес. Поэтому устанавливаем единые ставки», – прокомментировал он.
Предлагается оптимизация налоговых льгот. «Понятно, что мы не идем с достаточно серьезным образом, но наши коллеги из Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам видят те вопросы, где, по сути, льготы практически не применяются, но в законодательстве присутствуют. Существуют у нас льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу для физлиц в отношении объектов с особым статусом историко-культурных ценностей. Предлагается их отменить. Таких объектов за время с момента когда объявили этот статус стало больше только в Минске в 5 раз. Поэтому, по сути, мы создаем неравные условия для тех, кто проживает в обычных домах. Понятно, что сами граждане все равно не восстанавливают историко-культурный вид этих сооружений за свои собственные средства», – сказал Министр.
Уменьшается размер необлагаемых выходных пособий при выходе на пенсию с 9 до 3 среднемесячных зарплат. «Наша зарплата растет, и когда-то мы стимулировали нанимателей, чтобы эти пособия в принципе выплачивались», – подчеркнул Юрий Селиверстов.
В рамках совершенствования налогового администрирования ключевым фактором повышения эффективности налоговой системы станет комплексная модернизация процесса администрирования. При этом будет удобно внедрять систему риск-ориентированного подхода, позволяющую сосредоточить ресурсы на зонах с наибольшим риском нарушений и при этом снижать нагрузку на добросовестный бизнес.
По словам Министра, дальнейшая цифровизация позволит налоговым органам получать подробные данные о транзакциях и финансовых потоках, выявлять схемы неформального обращения реальных денег без необходимости проведения выездных проверок. На данный момент используется мониторинг и чек-листы с формализованными контрольными вопросами, подготовка которых требует больших усилий от контролирующих органов. Кроме того, остаются традиционные выездные проверки.
Также налоговые органы смогут при проведении проверок и выявлении налоговых нарушений ограничивать регистрационные действия с имуществом тех налогоплательщиков, у которых выявлены задолженности по налогам. Замена административной ответственности граждан – должников имущественных налогов повышена.
Налоговые органы получили право на сбор информации о лицах, совмещающих статус индивидуального предпринимателя с другими видами деятельности, с возможностью анализа счетов и операций, открытых на их имя. При этом объем доступной информации не изменился, изменился лишь способ ее получения – с бумажного на электронный формат. «Мы считаем это объективным решением и не ожидаем злоупотреблений, хотя среди сотрудников налоговых органов, а также специалистов Национального банка возникали отдельные возражения по этому вопросу. Вопрос обсуждается, и по результатам будет передан депутатскому корпусу для дополнительной проработки и принятия решения. В рамках работы комиссии эти темы будут еще подробно рассмотрены и, при необходимости, скорректированы вместе с коллегами из Министерства налогов и сборов», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Вопросы социально-трудовой сферы обсудили на заседании в Палате представителей
12 ноября 2025 г. под руководством И.А.Костевич состоялось заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.
В ходе заседания рассмотрены законопроекты, поступившие из других постоянных комиссий, а также вопросы, касающиеся текущей деятельности комиссии:
-
о нормах законов в сфере социально-трудовых отношений, требующих изучения в ноябре-декабре текущего года в рамках работы в избирательных округах;
-
об информационно-разъяснительной работе в средствах массовой информации по вопросам социально-трудовой сферы;
-
о подготовке и проведении мероприятий комиссии, приуроченных ко Дню инвалидов (3 декабря);
-
о предложениях по участию в новогодней акции «От всей души»;
-
о предложениях по формированию плана работы комиссии на 2026 год.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)