01.08.2017
Премьер-министр Республики Беларусь дал интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ
Как и любой реализованный автомобильный проект, завод «БелДжи» может служить наглядным примером успешного плана развития: от постановки задачи, через использование внутренних резервов и определения стратегических партнеров – и, как итог, до расширения производства.
В 2017 году уже на новом заводе выпускаются легковые автомобили следующего поколения. И теперь вопрос в том, как сделать машину народной – то есть популярной и доступной. Об этом и не только об этом – в интервью с Премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым, который на уходящей неделе посетил «БелДжи». Но сначала – впечатления от самой машины…
– Вы знаете, как автомобиль, мне очень понравился. Хотя, кончено, понятно, что Премьер-министру предложили, наверное, не самый худший экземпляр с точки зрения его оснащенности и укомплектованности. Но я хочу Вам сказать, что очень достойно. И само предприятие мне очень понравилось.
– А мы по графику идем? На полную мощность выйдем, когда запланировали?
– Технологически это все может быть реализовано с выходом на предельный объем выпуска уже в следующем году. У нас предельный объем выпуска конвейерной линии – 60 тысяч автомобилей в год. С перспективой выхода, если мы увидим, что есть соответствующий спрос, и на 120 тысяч автомобилей в год. Весь вопрос в рынках. Есть наш собственный рынок. Сейчас в Правительстве есть поручение, занимается им Министр промышленности с коллегами, с тем, чтобы разработать программу поддержки приобретения отечественных автомобилей населением Республики Беларусь, нашими гражданами. Я думаю, что такой продукт мы уже к концу этого года предложим.
– Чтобы не был сапожник без сапог? Мы производим, но сами не покупаем?
– Вообще в бизнес-плане предусмотрено, что 90% продукции идет на экспорт, 10% – на внутренний рынок. Естественно, если наш рынок будет более активен в этом плане, то, конечно же, это будет только приветствоваться.
– Белстат предоставляет в течении этого месяца интересные цифры. ВВП – 101% в сравнении с тем же периодом прошлого года, промышленное производство вообще 106%, а уж если взять внешнюю торговлю, так 120%. Успешные показатели?
– Хочу сказать, что здесь не может быть никакого головокружения от успехов. Тем более, что это пока мы обозначили тенденцию выхода на траекторию экономического роста. Пока очень небольшого роста. Но это хорошо, что у нас промышленность 106,1% – она своего рода является драйвером для всех остальных секторов экономики. Немножко пока что уступает сельское хозяйство – 99,2% к уровню прошлого года за 6 месяцев. Мы прекрасно понимаем причины. Это и погодные условия. Извините, что я так говорю по поводу сельского хозяйства, но тем не менее, это реальность.
– Так и есть. К погоде, по-моему, ни у кого вопросов нет. Вы же видите, что происходит.
– Тем более, как только говорят про сельское хозяйство, о том, что там проблемы из-за того, что погодные условия такие, это сразу у людей вызывает уже стереотипную реакцию, что опять про погоду (улыбается). Но реально, действительно в этом году заготовка кормов запаздывает по отношению к прошлому году. Реально запаздывает. Но тем не менее, мы видим, что второй укос, который сейчас активно идет, это в общем неплохие возможности для того, чтобы выйти по уровню заготовки кормов на уровень прошлого года. А это был очень хороший год.
– То есть вектор положительный. Я беседовал неделю назад с Владимиром Ильичом Семашко (прим. – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь), который, вернувшись из Киева, говорит, что у нас отличные перспективы и на украинском рынке. В общем все, что касается экспорта, мы сдвинулись с «мертвой точки» и определились с движением в правильном направлении. Но я хочу Вас спросить о другом. Вот я, например, работаю на внутреннем рынке. Телекомпания ОНТ на себе ощутила кризис 2015 и 2016 годов. Но рекламный рынок напрямую зависит от покупательной способности людей внутри страны. Давайте я Вам скрытый вопрос задам. Как Вы оцениваете перспективы рекламного рынка в Беларуси?
– Конечно, в условиях, когда падает покупательский спрос, не совсем удачный рекламный ход – уменьшение объема рекламы. Хотя, опять-таки, эта функция от способности рекламодателя размещать эту рекламу, от их финансового состояния. Но с другой стороны, если хочешь продать товар и больше продать, то надо заниматься рекламой. Во всяком случае, в тех секторах, которые напрямую завязаны на потребителя. Реальные доходы населения пока у нас имеют еще отрицательные значения. 98,8% темп к уровню прошлого года. Но тенденция такова, что мы постепенно выравниваем. Я думаю, что в ближайший месяц-два мы уже перейдем черту в 100%. Потому что есть реальная предпосылка. Рост реальной заработной платы – 102% за 6 месяцев этого года к уровню 6 месяцев прошлого года. Поэтому мы полагаем, что с ростом реальной зарплаты подтянутся реальные доходы и, естественно, подтянется и платежеспособный покупательский спрос. Естественно, будут «оживать» и соответствующие компании.
– Когда Вы этого ожидаете?
– Я думаю, что в ближайший квартал, к концу года уже такое оживление должно наступить. Этому способствует и показатель финансового состояния предприятий. Потому что по чистой прибыли у нас рост к уровню прошлого года по меньшей мере раза в полтора. Количество убыточных организаций сокращается. Убытки на одну организацию тоже уменьшаются. Это пока общий показатель. Поэтому я считаю, что если разумная тарифная политика плюс оживление экономики, то я думаю, что ваш отдел предоставления услуг рекламы должен начать уже активно развиваться. С него уже можно спрашивать за результат.
– Андрей Владимирович, а когда уже, как говорят в народе, «по пятьсот»?
– Вообще, все эти, как Вы говорите, «по пятьсот» надо заработать.
– Абсолютно.
– И это задача не только Правительства. Хотя, это прежде всего задача Правительства обеспечить условия, в которых граждане могли бы заработать «по пятьсот». И я скажу, что во многих отраслях, на многих предприятиях эта задача уже давно решена. А на некоторых она даже и не возникала.
– Например, того же Борисова или Орши.
– У нас сейчас рост реальной заработной платы, как я уже сказал, 102% к уровню прошлого года. Рост производительности труда по ВВП 102,7%. И «по пятьсот» можно только тогда, когда будет создано определенное количество продукта, услуг, которые будут реализованы и за них получены деньги. Тогда только может быть тот уровень заработной платы, который бы нам хотелось бы. Назначенным он быть не может. Это можно месяц-два заплатить и дальше попасть в финансовую ситуацию, в которой можно вообще иметь проблемы с выплатой зарплаты. Кстати, одним из результатов того, что мы имеем, допустим, в Орше, когда мы начинали заниматься, там были долги по заработной плате. Сейчас этих долгов нет. Когда мы начали заниматься оршанским инструментальным заводом, проавансировали те заказы, которые разместили те предприятия, которые являются потребителями этого инструмента. Тем самым поддержали оборотными средствами. Кое-где посмотрели, там, где большой удельный вес в себестоимости энергетики, там подвинули немножко по энергетике по тарифам. Вот все это в совокупности складывается, и в текущем состоянии предприятие хотя бы не будет генерировать долги, а будет осуществлять свою текущую деятельность в нормальном состоянии.
– Андрей Владимирович, прежде чем перейти к следующему вопросу, коль Вы уже обмолвились этим словом «тариф». Прочел, что будут скорректированы тарифы на газ за тысячу кубометров. Вообще, какое нас ждет следующее полугодие по тарифам?
– Что касается тарифов по газу для реального сектора экономики, то на этот год их изменение будет касаться отдельной группы предприятий, у которых высокий удельных вес этих затрат в себестоимости. Что касается следующего года, то там уже будет движение и по цене «Газпрома». Не 141, а 129 долларов за тысячу кубических метров. То там, конечно, есть определенные планы сделать подвижки и по электроэнергии для реального сектора экономики, и по газу для группы потребителей, у которых по-прежнему эти энергозатраты очень высоки. Сейчас ведутся переговоры о том, как мы будем делать тарифы с нашими российскими партнерами вплоть уже до 2025 года. Но не так, чтобы в 2025 году наступит всеобщее благоденствие, а так, чтобы это был более или мене равномерный процесс, чтобы мы поступательно сближали наши цены.
– Отношения с Российской Федерацией. Я попрошу Вас высказать свое мнение. На примере абсолютно прикладном для каждого, кто туда ездит из Беларуси. У Вас таких проблем нет. Вы Премьер-министр и при пересечении границы в аэропорту Вы не сталкиваетесь с часовым ожиданием пересечения границы. Но сейчас я должен констатировать, мне об этом говорят многие люди, которые путешествуют. Это нивелирует достижения, которые были уже нами созданы в рамках Союзного государства. А теперь мы вдруг это потеряли. Будет ли обсуждаться этот вопрос на правительственном уровне?
– Эта тема нами очень подробно уже обсуждалась с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Найдены принципиальные решения о том, как сделать так, чтобы вопросы пересечения гражданами двух государств, России и Беларуси, белорусско-российской границы были максимально комфортными, а еще сказать проще, вернулись к тому состоянию, в котором они были еще совсем недавно, к которым мы все привыкли. Решения эти приняты. Задачи пограничным службам Российской Федерации, таможенным службам, руководителям аэропортов и авиакомпаний пошли.
– Мне важно услышать, что на правительственном уровне эту проблему обозначили и даже дали соответствующие указания о том, что ее необходимо решать.
– Да, дали. Более того, мы договорились, опять же и главам государств доложили с Дмитрием Анатольевичем, что мы сейчас сформировали рабочие группы, которые будут работать над соглашением о взаимном признании виз. И мы это соглашение должны подписать до конца этого года и имплементировать его.
– Возвращаясь к оршанскому заводу, о котором мы говорили, к «БелДжи», совещание по развитию тракторостроения. Интересный услышал вопрос от человека, который наблюдал по новостям за этой картиной. Он говорит, а как же ай-ти страна, которую мы строим? Перед Правительством есть этот вопрос, куда мы идем, в какую сторону, или мы посвящаем себя промышленности, развиваемся как промышленное государство, ориентированное на экспорт, или мы ай-ти страна?
– А тут не должно быть «или-или». Тут «и-и». И как промышленная страна. И мы не собираемся отказываться от своего реального сектора экономики. Некоторые страны, если Вы обратили внимание, кто считается высокоразвитыми, которые разместили собственное производство в странах, где им, как казалось, для их капитала, для снижения затрат и повышения конкурентоспособности было выгоднее делать продукт, очень многие эти производства стараются уже вернуть назад. А это очень непросто – вернуть производство назад, когда требуется соответствующий уровень не только капиталовложений, но прежде всего рабочая сила соответствующей квалификации. Это очень большая проблема. Там нужны не только политические решения, но нужно заниматься непосредственной практической работой. И это еще вопрос, даже при наличии денег. Второй момент. Ай-ти страна, это то направление, та сфера, которая у нас может быть одним из направлений нашего дальнейшего экономического развития, нашего экономического роста. И Правительство этим делом активно занимается. Это не говорит о том, что мы там распыляемся, абсолютно нет.
– Мы просто не упускаем возможности.
– Не упускаем возможности. Вы абсолютно верно подобрали слова.
– Андрей Владимирович, Вы уже сказали пару слов о погоде. Давайте этим и завершим. Вы человек информированный. Скажите, лето будет?
– Мне кажется, что мы просто немножко избаловались. Или как-то привыкли к более другим показателям. Вот как раз сейчас, как мне кажется, самое настоящее белорусское лето. Но будем рассчитывать, что оно будет еще и лучше с точки зрения именно потребительских свойств. Погодой для граждан, которые уходят в отпуск.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь)
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
«Фундамент, на котором держится страна». Александр Турчин вручил госнаграды представителям различных сфер
Премьер-министр Александр Турчин вручил государственные награды представителям различных сфер, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
«Мы отмечаем заслуги тех, кто своим трудом и талантом ежедневно делает нашу страну лучше. Каждый из вас не просто выполняет свою работу, а делает ее так, что это становится примером, достойным подражания и гордости», – подчеркнул Александр Турчин.
Государственная награда – это признание конкретных результатов, знак уважения опыту и профессионализму. «Это и благодарность вам за выдержку, верность делу, самоотверженный и честный труд, от которого зависит будущее Республики Беларусь», – обратился он к награждаемым.
Среди них, к слову, люди самых разных профессий – энергетики, представители промышленного комплекса, сельского и лесного хозяйства, государственные служащие. «Ваш труд – это прочный фундамент, на котором держится страна. Вы – лучшие из лучших. Вы не просто справляетесь с поставленными задачами, вы задаете планку. Ваш профессионализм – это движущая сила нашего государства», – добавил Премьер-министр.
Быть настоящим профессионалом, работать на совесть – это не формальность, а ежедневный выбор, который награждаемые сегодня делают с честью и достоинством. «Этим вы заслуживаете уважения всей страны. Свидетельством этого сегодня является ваша высокая государственная награда», – обратил внимание глава Правительства.
Журналистам начальник отдела контроля ветеринарно-санитарного качества продукции животного происхождения Гродненской областной ветеринарной лаборатории Таисия Венскович призналась, что эмоции в такой день зашкаливают. «Когда узнала о награде, конечно, не поверила. Я, наверное, раза два или три прочитала сообщение в чате от начальника, – рассказала она. – Коллеги все поздравляли, потому что в лаборатории – это первая награда. Все ждут, что я приеду с медалью».
Говоря о профессиональной деятельности, учитель информатики гимназии № 1 имени защитников Брестской крепости Бреста Ирина Горбацевич, которая награждена медалью Франциска Скорины, рассказала, что дети всегда были разные, а сейчас к ним нужно научиться прислушиваться. «Дети тридцать лет назад были послушные и для них основным источником информации был учитель, а сейчас источники совершенно другие. Учителя теперь больше координаторы. Это уже друг, воспитатель, помощник, – отметила она. – Такой высокой награды я, конечно, не ожидала. Главное все же это не награда, а достижения детей. Важно вложить в детей столько, чтобы они вышли на свой максимум. Я в своей профессии тоже вышла на максимум».
Первый заместитель директора – главный инженер филиала «Лидские энергетические сети» РУП «Гродноэнерго» Виктор Сороко о своей работе говорит так: очень интересная и многоплановая. «Никогда не приходится сидеть в кабинетах. Все время работаешь на объектах, на территориях, общаешься с людьми, потому что мы служим для них – несем свет, тепло в каждый дом. Поэтому эта награда – это большая честь», – обратил она внимание.
Первый заместитель генерального директора РУП «Белтелеком» Геннадий Мельников, который награжден медалью «За трудовые заслуги», отметил, что для него это высокая честь. «Моя работа связана с отраслью электросвязи и наша отрасль за последнее время претерпела огромные изменения, модернизацию. От аналоговых сетей и систем сегодня мы вошли в систему цифровой экономики, серьезных цифровых изменений. Я воспринимаю свою награду не только как личное, но и как вклад всего коллектива «Белтелекома» в этот результат, – подчеркнул он. – К нам приходит много молодых – это талантливые ребята, которым мы передаем и должны передавать свой опыт, знания и воспитывать настоящих патриотов нашей страны. Также особая честь, что эта награда вручена в год 80-летия Великой Победы и 30-летия «Белтелекома».
В заключение Александр Турчин выразил уверенность в том, что эта награда – не последняя в жизни участников сегодняшнего мероприятия. «Еще впереди у нас вместе много подвигов и свершений для того, чтобы наша страна жила в мире, развивалась и мы гордились ее успехами», – напутствовал Премьер-министр.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин о работе ПВТ: задача – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы
Задача ПВТ – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы. Об этом заявил на заседании Наблюдательного совета ПВТ в Минске Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Парк – достижение нашей суверенной страны, детище Президента. При его участии, содействии парк был создан, развивается. Наша задача в текущем моменте – двигаться вперед, используя новые формы, новые механизмы», – сказал Александр Турчин.
Премьер-министр представил начальника секретариата Наблюдательного совета Анну Рябову. Он подчеркнул, что, несмотря на сложности, ПВТ работает, растет. «Наша задача – придать этому росту соответствующий динамизм. Многое меняется в мире, особенно в мире цифры. Нам важно не отставать, двигаться вперед», – добавил он.
Александр Турчин обозначил важность реализации образовательных проектов, а также поддержки научного сообщества, чтобы больше молодых людей в различных сферах экономики смогли получить в ПВТ опыт, поддержку в совершенствовании профессиональных компетенций.
«Секретариат парка должен перестроиться на более активную, интенсивную работу, всячески оказывать резидентам (и не только им) содействие в развитии», – подчеркнул Александр Турчин.
Премьер- министр возглавил Наблюдательный совет ПВТ. Как отметила Анна Рябова, это сигнал к более пристальному вниманию. Парк прошел период геополитической турбулентности. «Надо сделать очередную переоценку, чекинг, посмотреть наши сильные и слабые стороны, какие надо доразвить, какие надо скомпенсировать», – сказала Анна Рябова.
Одно из самых важных направлений – реинвестирование всего накопленного потенциала в традиционные отрасли экономики.
«Это действительно мощнейший ресурс. Наши компании очень активно интересуются внутренним рынком. Больше половины компаний заявляют об интересе к внутреннему ресурсу. Это порядка 2,5 тыс. решений, которые, как они считают, могут быть внедрены на внутреннем контуре. Мы будем выстраивать нашу работу по открытию прозрачного интенсивного канала поступления всех этих решений в наши традиционные отрасли», – добавила Анна Рябова.
Также она обратила внимание на взаимодействие с системой образования и обозначила точки роста. В ПВТ будут прикладывать усилия, чтобы формировать команды разработчиков, бизнес-молодежи для реализации поставленных задач.
B Парке высоких технологий – 1026 резидентов, из которых 30 % – иностранные центры разработки и продуктовые компании. Продуктовую направленность имеют более 250 резидентов, 17 резидентов ПВТ созданы с государственным участием.
Продолжает расти количество новых компаний в парке. За 2024 год и I квартал 2025-го в ПВТ зарегистрировано 139 новых резидентов.
Численность работников в ПВТ по итогам І квартала составляет порядка 59 тыс. человек. Важно, что этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (темп роста 107 %).
Объем производства и реализации продукции резидентов ПВТ по итогам І квартала превысил Br2 млрд – на 12 % больше, чем за І квартал прошлого года. По итогам 2024 года выручка резидентов парка составила Br7 млрд 887 млн. Парк высоких технологий сохраняет свою экспортную направленность. За 2024 год экспорт парка составил $1,8 млрд. За І квартал 2025 года показатель уже превысил $459 млн. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2024 года – 107 %.
Рост экспорта был обеспечен благодаря активным действиям компаний-резидентов по расширению географии внешнеэкономической деятельности. Существенно выросла доля стран СНГ (в первую очередь Российской Федерации) в общем объеме экспорта ПВТ.
Рынок Беларуси является привлекательным для большей части резидентов Парка высоких технологий. Объем реализации ИТ-продуктов и услуг резидентами ПВТ на внутреннем рынке Беларуси в 2024 году составил порядка Br2 млрд. Их выручка на внутреннем рынке за І квартал 2025 года выросла на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила Br500 млн.
По информации
БЕЛТА