Уполномоченные органы стран ЕАЭС и ЕЭК подготовили практическое руководство для инвесторов по ГЧП
Первое практическое руководство для инвесторов «Государственно-частное партнерство в странах Евразийского экономического союза», посвященное вопросам применения и развития механизмов ГЧП в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), было представлено 28 марта 2017 года на открытом заседании Экспертной группы по развитию механизмов ГЧП в рамках Евразийского экономического союза, которое проходило в ходе IV Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП».
Основной целью разработки брошюры является содействие привлечению частных инвесторов для реализации инфраструктурных проектов в странах ЕАЭС.
Практическое руководство подготовлено Евразийской экономической комиссией совместно с уполномоченными органами в сфере ГЧП стран – участниц ЕАЭС, в том числе Министерством экономики Республики Беларусь.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В качестве приложения к Программе социально-экономического развития Беларуси на 2026–2030 годы будет подготовлена «инвестиционная карта». Об этом по итогам совещания у Главы государства, где обсуждалась доработка соответствующей программы, заявил журналистам Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Важный элемент, кроме внешней торговли, – это инвестиции. Найти ресурсы на инвестиционные проекты тоже непросто с учетом необходимости погашения в следующей пятилетке наших финансовых обязательств, которые были взяты под предыдущие инвестиционные проекты. Не наращивая общий уровень и государственного, и внешнего валового долга. Сегодня была внесена идея, она поддержана – к программе пятилетки будет сделано большое инвестиционное приложение. Его можно назвать «инвестиционная карта», – сказал Глава Администрации Президента.
Дмитрий Крутой пояснил, что в этой «инвестиционной карте» будет по каждому региону информация о планируемых к реализации проектах. «Президент попросил, чтобы жители каждого района видели, какие инвестиционные и инфраструктурные проекты будут реализованы именно у них на территории. Желательно с фиксированием конкретных сумм и стоимости, которая не должна меняться на протяжении пяти лет, не взирая на какие-то «объективные» обстоятельства, – рассказал Глава Администрации. – Граждане будут видеть, какие дороги, социальные объекты или промышленные предприятия будут строиться в конкретной местности».
«Мы совершенно по-другому начнем планировать размещение наших производительных сил. И, может быть, тот негативный тренд по внутренней миграции между нашими регионами сможем переломить и создавать высокопроизводительные рабочие места равномерно по всей территории Беларуси», – добавил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, за счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси.
В этом году сохранена положительная динамика, начавшаяся в 2023 году, отметил Дмитрий Клименков. «Уже третий год подряд наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. Рост значительный – более 10 %. В текущем году он составляет около 15 %, или, точнее, темп роста составляет 115,3 %. Такой прирост обеспечен за счет увеличения инвестиций во всех ключевых направлениях: жилищное строительство, создание социальной и транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, а также национальной безопасности», – рассказал он.
Основное внимание уделяется развитию реального сектора экономики – того, что создает продукцию, добавленную стоимость, обеспечивает экспорт и выплату заработной платы. В этом году наблюдается рост по всем трем направлениям инвестиций. «В денежном выражении рост к прошлому году составляет примерно Br9 млрд, а к плану – более Br3 млрд. Годовой план уже выполнен: задание на год было 107,8 %, – подчеркнул начальник главного управления. – По нашим прогнозам, позитивная динамика сохранится. Если какое-то замедление и будет, то оно окажется незначительным».
То, что инвестиционная активность в Беларуси стала улучшаться в 2023 году, связано с совокупностью многих факторов. Во-первых, прошло время «осознания» первых санкций, которые оказали серьезное влияние. «Были введены более жесткие ограничения поверх уже существующих, что привело к блокировке рынков сбыта продукции и поставок оборудования. Естественно, предприятиям потребовалось время на перестройку. Благодаря принятым решениям и усилиям начался постепенный восстановительный рост. Это первое направление», – обозначил Дмитрий Клименков.
Кроме того, внимание было уделено развитию инфраструктуры, в том числе социальной, что обеспечило повышение качества жизни. «Именно эти факторы стали основой для роста. Хотя результаты не всегда заметны в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе происходит устойчивое улучшение. Важными шагами стали редакции закона об инвестициях, создание новых преференций и кредитных продуктов. Общая работа по этим направлениям дала положительный результат», – пояснил представитель Минэкономики.
Он добавил, что не стоит забывать и о роли реального сектора экономики и банковской сферы. «В итоге мы запустили механизм, который сейчас работает на достаточно высоком уровне», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
Национальный банк с 1 ноября изменяет перечень финансовых инструментов кредитно-депозитного рынка, по которым устанавливаются значения расчетных величин стандартного риска (РВСР). В частности, их будут отдельно утверждать по инвестиционным и обычным коммерческим кредитам для юрлиц, сообщает БЕЛТА.
Теперь в Беларуси будет две величины РВСР. Для инвестиционных кредитов РВСР несколько снижается по сравнению с той, которая была до ноября, и составит 12 %. Для остальных кредитов (за исключением льготных и инвестиционных) – 13,13 % годовых.
Что касается остальных величин, прежде всего потребительских кредитов и депозитов со сроком более одного года в белорусских рублях, то они не поменялись. Более того, чтобы банки могли долгосрочным образом выстраивать свою стратегию ставок, эти величины установили сразу на два месяца – ноябрь и декабрь.
Такое решение обеспечивает для юридических лиц предсказуемую политику со стороны банков. Юрлица смогут не спешить с подачей заявок, если какие-то документы не готовы, понимая, что в декабре уровень ставок будет соответствовать ноябрьскому значению.
Как сообщалось, на ноябрь–декабрь 2025 года решением правления Национального банка установлены следующие значения расчетных величин стандартного риска: для новых срочных безотзывных банковских вкладов (депозитов) физических лиц со сроком возврата более одного года – 15,64 % годовых; для новых инвестиционных кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных), – 12 % годовых; для новых кредитов, предоставленных юридическим лицам (за исключением льготных, инвестиционных), – 13,13 % годовых; для новых кредитов, предоставленных физическим лицам (за исключением льготных), – 19,10 % годовых.
Принятое решение направлено на увеличение банками инвестиционного финансирования экономики.
По информации БЕЛТА
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации БЕЛТА
