05.04.2017
Новации, которых ждут: какие изменения предлагает внести в законы Парламент Беларуси?
Во вторник открылась весенняя сессия Парламента. На повестку вынесено около 30 вопросов. Почти треть из них подготовлены комиссией по законодательству, а это значит, что уголовный, гражданский, административный и процессуальные кодексы ждут серьезные изменения. Мы выбрали самые значимые из них, с которыми может столкнуться каждый, обращаясь в суд или решая иные юридические вопросы.
Об адвокатуре
Во втором чтении будет рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». По словам Натальи Гуйвик, председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по законодательству, в документе закреплены два новых принципа организации адвокатуры и адвокатской деятельности: самоуправление и самофинансирование, а также единство статуса адвокатов. В случае его принятия больше полномочий получит Республиканская коллегия адвокатов, которая формально объединяет всех членов коллегий, но не имеет контрольных полномочий, как территориальные коллегии, хотя при этом отвечает за организацию адвокатской деятельности на всей территории страны. Часть функций, которые исполняло Министерство юстиции, перейдет к самим коллегиям адвокатов. Однако лицензию на адвокатскую деятельность по-прежнему будет выдавать министерство, оно же будет вести и Реестр адвокатов. Кроме того, предлагается создать в стране фонд развития адвокатуры.
Об апелляции
Одним из первых на весенней сессии будет рассматриваться законопроект «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс». Новшества касаются внедрения института апелляционного производства. Наталья Гуйвик: «Год назад на законодательном уровне апелляция уже была введена в уголовный процесс, а сейчас предлагается внедрить ее и в гражданское судопроизводство. Апелляция положительно скажется на организации работы в судах, удешевлении правосудия, повышении его оперативности и позволит суду апелляционной инстанции своевременно исправить возможные ошибки, допущенные судами первой инстанции». Это значит, что в случае несогласия с вердиктом гражданин получит возможность подать заявление в апелляционный суд, который может принять решение о пересмотре дела. К апелляционным судам относятся областные суды, Минский городской и Верховный Суд. Апелляция в отличие от кассации не позволяет вышестоящему органу вернуть дело на пересмотр туда, где оно уже рассматривалось. Но есть и исключения, которые тоже прописаны в законопроекте. Кроме того, предлагается внедрить в суд апелляционной инстанции процедуру медиации, которая будет способствовать достижению сторонами примирения. Срок рассмотрения дела в этой инстанции не должен будет превышать 1 месяца, а в случае необходимости исследования новых доказательств и вынесения апелляционной инстанцией нового решения – 2 месяца.
О чести и достоинстве
Наталья Гуйвик рассказала, что сегодня нередки ситуации, когда родственники желают защитить честь и достоинство подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого прекращается производство по делу в связи с его смертью. Но процессуальной нормы для реализации их права в действующем уголовном законодательстве пока нет. По одному такому обращению матери погибшего в ДТП сына парламентарии обратились в Конституционный суд, который принял решение, что родственники умершего имеют на это право. Поэтому на весенней сессии рассмотрят изменения, которые разрешат родственниками обратиться с заявлением о проведении проверки, которая установит: был виновен их близкий человек или же нет, даже в случае его смерти.
Об игроманах
Есть в депутатском портфеле законопроект, который, думается, оценят родственники игроманов. Речь идет о возможности ограничить близкого человека в посещении игорных заведений и участии в азартных играх. Для этого нужно будет обратиться в суд с заявлением. Если судья посчитает достаточными основания, предъявленные истцом, то человека включат в «черный список» всех казино страны. К тому же эта категория дел будет рассматриваться в особом производстве. Кстати, и сам игроман может включить себя в такой список, подав письменное заявление организатору азартных игр. В этом случае заявление его родственников судом будет оставлено без рассмотрения. Наталья Гуйвик: «Принятие данного закона, который вступит в силу с 28 августа 2017 года, позволит государству наиболее эффективно реализовать программу защиты игрока и его семьи от негативного влияния игорного бизнеса».
О жировках
Депутатами предлагается ввести административную ответственность для тех, кто включает в жировки дополнительные услуги, не ставя в известность об этом жильцов. По закону это делать запрещено, однако ответственность нигде прописана не была. Теперь же, если депутатский корпус проголосует «за», такое деяние станет административным правонарушением и будет наказываться штрафом. Напомним, что перед тем как включить ту или иную дополнительную услугу в жировки, необходимо заключить договор с каждым жильцом дома.
О пьяных водителях
Еще одно интересное изменение связано с поправкой в административно-процессуальный кодекс, предложенной законодателями. Если ее примут, то ГАИ и суды будут обязаны информировать собственника авто в случае, когда управлявший его машиной человек был привлечен к административной ответственности за пьяное вождение. Водитель выводов не сделал и вновь попался за рулем подшофе? Владельца автомобиля уведомят об основаниях и условиях возможного применения специальной конфискации транспортного средства. Наталья Гуйвик: «Человек не всегда в курсе, что его родственника, друга, знакомого, которым он дал свой автомобиль во временное пользование, привлекали за нетрезвое вождение. А в случае совершения повторного аналогичного нарушения в течение года уже у собственника могут конфисковать транспортное средство. Эта норма необходима для предупреждения наступления необратимых последствий».
Кстати
Всего комиссия представит на сессию 7 законопроектов. Кроме вышеперечисленных, будет затронут ряд других вопросов. К примеру, нюансы по конфискации и аресту имущества, приоритету залогодержателя на удовлетворение своих требований, введение административной ответственности за разглашение персональных данных, об освобождении от уплаты госпошлины за обжалование постановления об административном правонарушении, исходя из имущественного положения и другие.
Светлана ИСАЕНОК, «Советская Белоруссия», 4 апреля 2017 г.
(фото – Артур Прупас, Владимир Шлапак)
АИС «Нормотворчество» заработает в Беларуси с 1 июля
Новая автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов (АИС «Нормотворчество») заработает в Беларуси с 1 июля. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Там уже есть элементы искусственного интеллекта. Программа будет помогать формировать текст нормативно-правового акта. Это, конечно, только зачатки, но мы уже видим и дальнейшие пути», – сказала Ольга Чуприс.
С помощью АИС «Нормотворчество» будет осуществляться подготовка текста проекта правового акта, его согласование, проведение соответствующих экспертиз, публичное обсуждение, визирование и подписание правового акта, включение его в Национальный реестр правовых актов и официальное опубликование, проведение правового мониторинга.
По информации
БЕЛТА
Вадим Ипатов: эффективное и качественное нормотворчество без исполнительской дисциплины невозможно
Эффективное и качественное нормотворчество без исполнительской дисциплины невозможно, отметил в комментарии журналистам заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов перед заседанием Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«Это действительно очень важный документ, который системно и комплексно определяет, как функционировать всем государственным органам и иным организациям, – отметил Вадим Ипатов, говоря о Директиве № 11. – Депутаты, конечно же, не должны оставаться в стороне. Главнейшая задача Национального собрания – это эффективное и качественное нормотворчество. И без исполнительской дисциплины, без профессионализма, без ответственного отношения к выполнению своих обязанностей достичь этого невозможно. Поэтому мы, конечно же, это сегодня обсудим».
На заседании будут обсуждены и требования, которые были всегда, продолжил заместитель Председателя Палаты представителей. Он пояснил, что имеет в виду следующее: законы должны идти от жизни, как того требует Глава государства. «Конечно же, они должны быть просты для восприятия. В них не должно быть отсылочных, бланкетных норм, каких-то архаизмов и так далее», – сказал Вадим Ипатов.
Зампредседателя Палаты представителей подчеркнул, что вопросы дисциплины для депутатов не пустой звук. «Мы все прекрасно понимаем, в каких условиях Республике Беларусь надо строить свою экономику, обеспечивать мир, стабильность и нормальную жизнь наших людей. Без исполнительской дисциплины, без внимания к вопросам функционирования государственных органов каждый в своем секторе, конечно же, невозможно выполнить эту задачу так, как требует Год качества», – сказал он.
По информации
БЕЛТА
Лучших среди нормотворческих органов и сотрудников, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу, определили в Министерстве юстиции
В Министерстве юстиции подведены итоги ежегодного конкурса среди нормотворческих органов и сотрудников, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу.
Конкурс проводился по двум номинациям:
-
«Лучший нормотворческий орган» (в категориях «30 и более принятых (изданных) нормативных правовых актов в год» и «менее 30 принятых (изданных) нормативных правовых актов в год»);
-
«Лучший региональный нормотворческий орган» (в категориях «областной территориальный уровень» и «базовый территориальный уровень»).
Победителями конкурса признаны:
1. В номинации «Лучший нормотворческий орган»:
-
в категории «30 и более принятых (изданных) нормативных правовых актов в год» – Государственный таможенный комитет;
-
в категории «менее 30 принятых (изданных) нормативных правовых актов в год» – Государственный комитет судебных экспертиз;
2. В номинации «Лучший региональный нормотворческий орган»:
-
в категории «областной территориальный уровень» – Витебский областной Совет депутатов и Витебский областной исполнительный комитет;
-
в категории «базовый территориальный уровень» – Любанский районный Совет депутатов и Любанский районный исполнительный комитет.
Похвальных отзывов удостоены:
1. В номинации «Лучший нормотворческий орган»:
-
в категории «30 и более принятых (изданных) нормативных правовых актов в год» – Министерство обороны и Министерство финансов;
-
в категории «менее 30 принятых (изданных) нормативных правовых актов в год» – Министерство по налогам и сборам и Государственный пограничный комитет;
2. В номинации «Лучший региональный нормотворческий орган»:
-
в категории «базовый территориальный уровень» – Слонимский районный Совет депутатов и Слонимский районный исполнительный комитет и Ивацевичский районный Совет депутатов и Ивацевичский районный исполнительный комитет.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Андрей Мательский рассказал о проекте по цифровизации нормотворчества
Проект по цифровизации нормотворчества начнет внедряться с 2025 года, сообщил корреспонденту
БЕЛТА директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский во время Республиканской научно-практической конференции «Правовая политика, наука, практика – 2024».
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня у нас проходит центральное мероприятие VI Осенней научной сессии. Такое мероприятие мы проводим ежегодно. Оно собирает достаточно большое количество участников, обсуждаются вопросы совершенствования государственной политики в сфере права, развития правовой науки и практики правотворчества и правоприменения, – рассказал Андрей Мательский. – Ключевыми направлениями сегодняшнего обсуждения, безусловно, будут являться вопросы развития и модернизации законодательства в условиях проведенной конституционной реформы в нашей стране, дальнейшее совершенствование законодательства. Важное значение имеют вопросы развития практики, как отраслевого законодательства, так и нормотворчества в целом».
Также состоится круглый стол «Искусственный интеллект в нормотворческом процессе». «Это мероприятие привлекло большое внимание как со стороны ученых, государственных служащих, так и со стороны практиков, как юристов, так и программистов. Поэтому мероприятие будет интересным, и в ходе его проведения мы получим новые знания, обменяемся опытом, что позволит нам развивать цифровизацию в нормотворчестве», – отметил директор НЦЗПИ.
«На сегодняшний день процессы цифровизации правовой сферы и нормотворчества в частности достаточно активно проходят и в нашей стране, и за рубежом. Мы разрабатываем автоматизированную систему, которая оцифрует процессы нормотворчества в нашей стране. Внедрение этой системы планируется поэтапно уже с начала следующего года. Мы знаем, что наши коллеги в Российской Федерации реализуют аналогичные проекты. И нам будет интересно сегодня обменяться этим опытом, подходами», – дополнил Андрей Мательский.
В Минске сегодня проходит Республиканская научно-практическая конференция «Правовая политика, наука, практика – 2024». Это значимое мероприятие для правовой сферы республики, организатором которого выступает Национальный центр законодательства и правовой информации. Участие в конференции принимают более 200 представителей государственных органов и организаций, юридического научного сообщества из Беларуси и России.
По информации
БЕЛТА
В Палате представителей прошел семинар «Законотворческий процесс в Республике Беларусь»
18 апреля 2024 года в Палате представителей под председательством В.Д.Ипатова прошел семинар на тему «Законотворческий процесс в Республике Беларусь».
В своем вступительном слове заместитель Председателя Палаты представителей отметил, что Национальным собранием принято более 2700 законов, действие которых распространяется на все сферы жизни государства и общества.
«Это стало результатом совместных усилий всех ветвей власти, активного взаимодействия палат Парламента, вовлечения в процесс нормотворчества правоприменителей, представителей науки и гражданского общества», – подчеркнул В.Д.Ипатов, добавив, что в ряде случаев Беларусь выступает новатором в развитии законодательства, например, в вопросах цифровизации экономики, противодействия реабилитации нацизма, законодательного закрепления факта геноцида белорусского народа.
В Беларуси сформирован достаточный арсенал правовых инструментов для создания качественных законов, отметил вице-спикер. «Обновленная Конституция и основанная на ней правовая система позволяют Национальному собранию принимать взвешенные и оперативные решения, нацеленные на обеспечение суверенитета, национальной безопасности, сохранение гражданского мира и согласия».
В числе значимых источников законотворчества заместитель Председателя Палаты представителей назвал парламентские слушания, научные исследования, правовой мониторинг, проведение круглых столов, заседаний постоянных комиссий и рабочих групп, анализ обращений граждан, публичное обсуждение законопроектов.
Затем заместитель Председателя Палаты представителей сделал доклад об основах законотворческой деятельности. Он отметил, что эта деятельность подчиняется своим правилам и строится на правовой основе. При этом обновление Конституции обусловило внесение серьезных изменений в структуру и иерархию правовых актов, существенно повысив роль законов и актов представительных органов в целом.
«Особое место в национальной правовой системе теперь отводится актам Всебелорусского народного собрания – высшего представительного органа народовластия, – сказал В.Д.Ипатов. – Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов».
Реализация таких решений ВНС, как утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности, станет еще одним значимым источником для законотворчества.
Заместитель Председателя Палаты представителей подчеркнул, что законотворчество – это своеобразное социальное планирование, в ходе которого моделируются общеобязательные правила поведения. «Эти правила должны максимально отвечать объективно складывающимся общественным отношениям, интересам и потребностям государства, общества и личности», – добавил он. Безусловным ориентиром для законодателя здесь является Конституция, в которой закреплены идеологические основы белорусской модели государственности, ключевые исторические, духовные, культурные ценности нашего народа, его взгляд на современное состояние страны, ее прошлое и будущее.
Важнейшую практическую ценность для нормотворчества несут также положения Концепции правовой политики Республики Беларусь и реализация пятилетних программ социально-экономического развития страны.
Далее выступали участники семинара. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Карпович Н.А. проинформировала парламентариев о том, как осуществляется контроль за конституционностью законов.
Начальник главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь Коваленко Е.И. изложил в своем докладе основные положения Концепции правовой политики Республики Беларусь.
Об особенностях планирования и практических аспектах подготовки законопроектов рассказала первый заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Подрезенок Г.П.
О порядке рассмотрения и принятия проектов законов Парламентом доложил начальник главного правового управления Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Чупраков А.В.
Директор Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Мороз И.А. рассказал о криминологической экспертизе законотворческой деятельности.
Практические аспекты взаимодействия государственных органов по вопросам нормотворчества стали темой доклада первого заместителя Министра юстиции Республики Беларусь Филипповой Н.Н.
Выступление директора Национального центра правовой информации Республики Беларусь Мательского А.Ф. было посвящено вопросам информационного обеспечения законотворческого процесса.
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, заместитель Председателя Палаты представителей подчеркнул, что законотворческий процесс должен быть максимально открытым для общества, а работа депутатов и членов Совета Республики должна быть видна гражданам.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)