Проект Указа о повышении пособия по безработице находится на рассмотрении в Правительстве – Минтруда
Проект Указа о повышении размера пособия по безработице находится на рассмотрении в Правительстве. Об этом сообщил сегодня начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун на брифинге «Практические аспекты реализации Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» в пресс-центре БЕЛТА.
«Министерством труда и социальной защиты разработан проект Указа, он поддержан Минэкономики и Минфином и в настоящее время находится в Правительстве», – рассказал Олег Токун.
По его словам, документ предусматривает повышение размера пособия по безработице для двух категорий безработных. «Первая – это те, кто уволен в связи с сокращением численности, штата работников или ликвидацией предприятия. Мы предлагаем платить таким безработным пособие по безработице в размере 100 % бюджета прожиточного минимума, – пояснил Олег Токун. – Вторая категория – это те, кто уволен по уважительным причинам, например, в связи с истечением срока контракта и другим. Таким безработным пособие по безработице предлагается установить в размере 50 % бюджета прожиточного минимума. В аналогичных размерах мы предлагаем повысить размер стипендии для тех граждан, которые обучаются по направлению государственной службы занятости».
О возможности повышения размера пособия по безработице ранее заявлял первый заместитель Министра финансов Беларуси Максим Ермолович. При этом он отмечал, что при оптимизации численности отдельных проблемных предприятий, самое важное – не оставить человека один на один с этой проблемой, четко выстроить механизм, при котором он получит квалифицированную обучающую программу по переподготовке и перейдет на новое место работы. «При этом задача Министерства финансов – сформировать в бюджете, не создавая угрозы бюджетной сбалансированности, достаточные резервы для выплаты пособий по безработице, выплаты той стипендии, которую должны получать люди, если они потеряли работу в связи с реформированием государственных предприятий, – заявлял первый замминистра. – Но этого недостаточно. Во-первых, надо понимать, что это только очень короткий период времени – максимум шесть месяцев. И в этот период человек должен заниматься активным поиском работы. Он должен воспользоваться системой переподготовки. Если будет все отлажено, не будет больших социальных рисков в этой ситуации».
По сообщению БЕЛТА
В расчете на государственную социальную помощь каждый человек не должен забывать и о личной ответственности за свою жизнь: трудиться легально и платить налоги, чтобы потом иметь заслуженную пенсию, налаживать добрые отношения в семье и с соседями. Об этом напомнила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в ходе личного приема граждан, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Прием по восьми обращениям длился более пяти часов. Каждому Ирина Костевич старалась уделить достаточно времени, чтобы вникнуть в суть проблемы и помочь по существу.
Звучали вопросы в сфере пенсионного обеспечения, по поводу определения страхового стажа, начисления надбавок к пенсиям, предоставления статуса ветерана, материальной помощи и др.
Так, группа бывших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС предлагает включить в закон о ветеранах людей, которые в 1986–1987 годах выполняли свой долг по защите Родины. «Мы ликвидаторы, не потерпевшие. Статус ветерана, как нам кажется, мы заслужили», – высказались заявители.
Но Министр сразу оговорила, для выхода с такой инициативой надо видеть шире и соотносить права, заслуги и потребности разных категорий (например, тех же афганцев), чтобы соблюдалась справедливость по льготам. Каких льгот не хватает ликвидаторам? Что им даст новый статус? Заявители пояснили – это символ уважения общества к их заслугам, дополнительные льготы не нужны. Ирина Костевич заверила: когда будет обсуждаться вопрос внесения изменений в закон о ветеранах, ликвидаторов снова пригласят для обсуждения – чтобы взвесить все «за» и «против».
Также заявители просили помощи в предоставлении льготы по аренде помещения для Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов Чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля». В Минтруда их проконсультируют по составлению ходатайства для вхождения в перечень организаций, которые могут на это претендовать.
Недовольный тем, что не может пенсионироваться в России, где много лет работал, бывший инженер-строитель пытался «переписать историю». Хотя сам еще в 2012 году выбрал другой вариант пенсионирования и поставил подпись, согласившись, что это решение не подлежит пересмотру.
Пришедшая на прием минчанка считает, что нужно пересмотреть подходы к пенсионным надбавкам. По ее мнению, подход должен быть индивидуальным, потому что цены, тарифы растут гораздо быстрее этих повышений, при этом разрыв в пенсиях людей существенный.
«Есть два ключевых критерия для определения размера пенсии: продолжительность стажа и уровень зарплаты. У вас 30 лет страхового стажа. Индивидуальный коэффициент, исходя из вашей зарплаты, – 0,31. Ваша средняя зарплата была чуть больше минимальной – сегодня это Br440. Теперь вы не работаете, а государство платит вам ежемесячно почти 70 % процентов от той суммы – Br300. Назвать эту систему несправедливой? Не могу с вами согласиться», – отметила Ирина Костевич.
Молодой инвалид второй группы пожаловался на то, что при обращении в территориальный центр социального обслуживания населения своего района не получает должной материальной поддержки. А рассчитывает он на сумму больше Br5 тыс. По подсчетам мужчины, именно столько ему нужно на импортные лекарства (льготируемые отечественные, по его словам, не помогают), средства технической реабилитации (ортопедический матрац и кровать, которые не входят в перечень выделяемых государством), ремонт комнаты в трехкомнатной квартире, где живет с мамой. «Я не могу работать, чтобы обеспечить свои нужды. Мне было 24 года, когда установили инвалидность, до этого работал во многих организациях неофициально, но и тогда проблемы со здоровьем мешали. Началось все еще с серьезной травмы, полученной в детском саду. Пенсия по инвалидности маленькая – Br266. А я хочу одеваться, как все, носить приличную обувь, иметь семью…» – привел свои аргументы инвалид.
Вместе с тем, в этом году ему в сумме уже выдали Br1,2 тыс. различной материальной поддержки. «Надо исходить из тех возможностей, какие есть. В вашем районе вы не единственный инвалид, есть другие, есть пенсионеры. Помощь нужна многим», – ответила Ирина Костевич. Но при этом она видит резон в том, чтобы переформатировать оказание материальной помощи подобным категориям, у которых, бесспорно, доход очень низкий.
Была на приеме и руководитель общественного объединения «Голос сердца», которая работает в домах-интернатах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Она озабочена будущим ребят, которые благодаря реализованному образовательному проекту поверили в свои силы и хотят работать, жить самостоятельно. Тогда более 780 молодых инвалидов из 45 домов-интернатов прошли через неформальное трудовое образование по проекту. Но, по словам заявительницы, руководство отдельных домов-интернатов тормозит с формированием пакета документов для комиссии о признании ребят дееспособными.
Ирина Костевич сказала, что съездит в один из указанных женщиной домов-интернатов в августе, чтобы лично посмотреть его работу, познакомиться с ребятами и разобраться, есть ли действительно препятствия для их «выхода в свет».
По сообщению БЕЛТА
24 ноября 2020 г. председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Рунец приняла участие в заседании администрации Партизанского района г. Минска.
В повестке дня – вопросы социальной интеграции инвалидов и пожилых людей, незавершенного строительства, жилищной политики, архитектурной деятельности и другие.
При обсуждении хода выполнения в 2020 году мероприятий подпрограммы 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы парламентарий отметила, что социальная поддержка граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, оказание им необходимой помощи являются неотъемлемой частью социальной политики нашего государства.
В 2020 году граждане, проживающие в Партизанском районе, получили от государства социальные выплаты на сумму более 38 тыс. рублей. В их числе – 48 инвалидов и 206 граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Татьяна Рунец предложила руководству района уделять больше внимания информационной составляющей в работе по оказанию помощи этим категориям населения в целях обеспечения их социальной интеграции.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь)
17 сентября 2020 г. с целью совершенствования системы социального обслуживания принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 538 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Изменения внесены в Положение о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408.
Расширены категории инвалидов, имеющих право на поселение в специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов с целью оказания услуг сопровождаемого проживания.
В республике функционируют 3 специальных дома для ветеранов, престарелых и инвалидов (в Минске, Могилеве, Светлогорске) на 430 мест.
Основная функция таких учреждений – это обучение инвалидов навыкам самостоятельного проживания в условиях пребывания в специальном доме. Данные услуги сегодня в основном предоставляются инвалидам I и II группы, успешно прошедшим социализацию в домах-интернатах.
С целью расширения условий для социализации инвалидов постановлением закреплена возможность временно пребывать в специальном доме всем инвалидам, нуждающимся в формировании навыков самостоятельного проживания.
Продолжительность оказания такой услуги будет определяться индивидуально с учетом успешности формирования таких навыков.
Изменен механизм поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат.
В 9 домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития проживают 530 детей-инвалидов (в основном с III и IV степенью утраты здоровья) и 836 молодых инвалидов.
Вместе с тем в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право жить в семье, знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание.
Постановлением предусмотрено, что основанием для поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат будет являться не только заявление родителей, но и решение местного исполнительного и распорядительного органа.
Такое решение будет приниматься в случае невозможности создания условий для предоставления ребенку-инвалиду необходимых образовательных, медицинских и социальных услуг по месту жительства.
Это будет стимулировать местные исполнительные и распорядительные органы создавать условия, направленные на удовлетворение потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, по месту жительства.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания (Перечень) изложен в новой редакции.
Социальные услуги Перечня в различных формах оказывают:
- 146 территориальных центров социального обслуживания населения;
- 2 центра социального обслуживания семьи и детей;
- 90 домов-интернатов.
Наиболее востребованным является социальное обслуживание на дому, которым охвачено более 95 тыс. человек. Активно развиваются услуги дневного пребывания (численность получателей – более 18 тыс. человек), услуги сопровождаемого проживания инвалидов (услуги помощника, ассистента, переводчика жестового языка – 3,5 тыс. человек).
Уровень охвата социальными услугами нетрудоспособных граждан увеличился с 7,5 % в 2015 году до 8,6% в 1 полугодии 2020 г.
Учитывая растущую потребность населения в социальных услугах, постановлением в Перечень вносятся следующие изменения.
В отношении услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания:
- увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году.
Социальная передышка – временное определение ребенка в стационарное учреждение социального обслуживания с целью предоставления родителям возможности решения накопившихся бытовых проблем. При этом родители оплачивают только питание ребенка;
- с целью развития стационарозамещающих форм работы введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Это расширит возможности по организации дневного присмотра за инвалидами и пожилыми гражданами, нуждающимися в посторонней помощи.
В отношении услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения:
Изменены нормативы оказания отдельных услуг:
- пересмотрены критерии определения периодичности оказания услуг, направленных на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами.
Нормативы оказания социально-бытовых услуг в настоящее время установлены в зависимости от степени утраты нетрудоспособными гражданами способности к самообслуживанию: услуги предоставляются 2, 3 или 5 раз в неделю.
Как показала практика, такой подход не позволяет в полном объеме обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей нетрудоспособных граждан.
В связи с этим постановлением предусмотрено, что социальные услуги, направленные на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами, будут предоставляться в зависимости от потребности человека.
Периодичность их оказания будет закрепляться договором оказания социальных услуг.
Это позволит создать условия для удовлетворения индивидуальной потребности получателя услуг в социальном обслуживании;- изменены подходы к предоставлению услуг, связанных с поддержанием порядка в жилом помещении (для сельской местности – в том числе на прилегающей к дому территории), а также ряд других услуг, не связанных с уходом (услуги по доставке овощей и топлива из хранилища, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт, растопке печей и др.).
Предоставление таких услуг предусмотрено только для одиноких граждан и граждан, проживающих отдельно от трудоспособных членов семьи;
- увеличен норматив оказания услуг переводчика жестового языка с 36 до 90 часов в год;
- увеличен с 4 до 10 часов в неделю период, в течение которого при оказании услуги няни родители могут оставить ребенка с няней.
При этом норматив оказания услуги няни составляет:
- 40 часов в неделю для семей, воспитывающих троих и более детей, родившихся одновременно;
- 20 часов – для иных категорий семей (семей, воспитывающих двоих детей, родившихся одновременно, семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, семей, в которых оба родителя или родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы);
- увеличен период оказания услуги няни семьям, в которых оба родителя либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы, до исполнения ребенку 6 лет (до достижения школьного возраста).
Ранее услуга няни таким семьям предоставлялась до исполнения ребенку 4 лет.
Введены новые социальные услуги
Перечень дополнен услугами, предоставляемыми территориальными центрами нетрудоспособным гражданам в домашних условиях:
- услугой дневного присмотра для граждан, утративших способность осуществлять контроль поведения, в том числе для граждан с деменцией;
- услугой по организации работы кружков на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые не имеют возможность по состоянию здоровья посещать отделение дневного пребывание для инвалидов территориального центра;
- социально-бытовыми услугами: мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника;
- услуга по обучению родственников навыкам ухода.
Данная услуга введена с целью развития неформального ухода за нетрудоспособными гражданами.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания, государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость».
Данный перечень приведен в соответствие с перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218, поскольку содержит услуги, оказываемые государственными организациями (их структурными подразделениями) социального обслуживания.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа в области социального обслуживания».
Постановлением внесены изменения в механизм реализации государственного социального заказа в области социального обслуживания.
Государственный социальный заказ реализуется с 2013 года и предусматривает привлечение негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг через предоставление бюджетных субсидий.
В текущем году в рамках государственного социального заказа работают 20 негосударственных некоммерческих организаций, услугами которых охвачено около 4 тыс. преимущественно пожилых граждан и инвалидов.
В настоящее время бюджетные субсидии предоставляются только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в рамках государственного социального заказа.
Постановлением расширяется перечень затрат, на финансирование которых предоставляются бюджетные субсидии:
- на проезд (в случаях, когда для оказания социальных услуг используется общественный транспорт);
- на услуги электросвязи, непосредственно связанные с оказанием социально-посреднических услуг по приему-передаче сообщений лиц с нарушением слуха.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2017 г. № 112 «Об оказании социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания».
Уточнена категория граждан, имеющих право получать социальные услуги на основании договора пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов, а также дополнены существенные условия заключения такого договора.
По результатам проведенного в 2011–2015 годах эксперимента развивается такая форма работы, как оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов (далее – договор ренты).
В рамках такого договора одинокие нетрудоспособные граждане получают комплекс социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания на дому либо в условиях стационара и выплату ренты взамен на переданное в собственность местного исполнительного и распорядительного органа жилое помещение.
Выполняются 24 договора ренты, социальные услуги получают 26 человек, из них 8 человек в условиях стационара, 18 – на дому.
Постановлением:
- с целью обеспечения единообразного толкования уточняется категория граждан, имеющих право на оказание социальных услуг в рамках договора ренты.
Это пожилые граждане, в собственности которых находится жилое помещение, достигшие 70-летнего возраста, не имеющие физических лиц, обязанных по закону их содержать, а также за которыми не осуществляется уход лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- дополняются существенные условия договора ренты, оплата которых осуществляется плательщиком ренты за счет средств местных бюджетов:
- уплата установленных законодательными актами членских и иных взносов, обязательных платежей организаций собственников, в случае если получатель ренты является членом организаций собственников;
- осуществление доставки получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, в случае если социальные услуги в рамках договора ренты будут оказываться в доме-интернате.
Внесены изменения в Положение о социальном обслуживании в замещающей семье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864.
Упрощена процедура формирования замещающих семей.
В 2017 году в законодательство введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.
Замещающая семья – это форма жизнеустройства совершеннолетнего нетрудоспособного гражданина в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства с иным физическим лицом, не являющимся ему близким родственником (помощник).
В настоящее время данная форма социального обслуживания получила распространение и востребована у населения. Организованы 197 замещающих семей, получают услуги 203 человека.
При этом в 93 замещающих семьях помощнику выплачивается денежное вознаграждение в размере бюджета прожиточного минимума (256,1 руб.), поскольку осуществляется уход за инвалидами I группы с резко выраженным нарушением способности к самообслуживанию.
Одним из условий оказания услуг в замещающей семье является необходимость регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Постановлением исключается норма о необходимости регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Это позволит упростить процедуру формирования замещающих семей.
Вступление в силу постановления № 538.
Нововведения в части поселения в стационарные учреждения и формирования замещающих семей вступают в силу после его официального опубликования.
Остальные части постановления – вступает в силу с 1 января 2021 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Поддержка гарантирована
Почти все дети мечтают побыстрее вырасти и стать самостоятельными. Но одно дело, когда ко взрослой жизни помогают адаптироваться родители, готовят к ней на протяжении многих лет в семье, и другое, когда рядом нет родных, которые могли бы подставить плечо. На какую государственную поддержку могут рассчитывать сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? О социальных гарантиях рассказывает главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова.
До 18 и старше
– Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, которые приобрели этот статус до наступления совершеннолетия, закреплены в соответствующем законе, изданном в 2005 году. Как правило, все дети-сироты после окончания девяти или одиннадцати классов продолжают обучение: в учреждениях профессионального образования, ссузах, вузах. На период получения образования предоставляется государственное обеспечение, выделяются средства на питание, одежду, обувь, медикаменты и другие необходимые товары. Как только учеба завершается либо молодой человек устраивается на работу, денежное содержание прекращается.
ВАЖНО! Вступление в брак не отменяет государственное обеспечение, если девушка или парень при этом продолжают обучение и не достигли 23 лет.
Вне конкурса и с ним
– При наличии в свидетельстве о базовом образовании или аттестате среднего балла не ниже четырех дети-сироты принимаются в учреждения профессионального и среднего специального образования вне конкурса. Исключение – специальности, где конкурс составляет пять и более человек: в этом случае абитуриенту нужны более высокие баллы в документе, чтобы конкурировать с другими. Что же касается поступления в вуз, то все сдают централизованное тестирование. Если дети-сироты проходят минимальные пороги и поступают на дневное отделение (бюджетную или платную форму), они остаются на гособеспечении на протяжении всего периода обучения.
ВАЖНО! При поступлении в частные вузы гособеспечение не положено.
Куда распределят?
– Распределение учащихся из категории детей-сирот тесно связано с таким понятием, как закрепление за ними жилых помещений. Если выпускника направляют на работу не по месту закрепления жилья, он имеет право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в том районе или городе, где трудится. Таким правом нужно успеть воспользоваться до достижения 23 лет.
ВАЖНО! Бывает так, что после школы ребенок получает профобразование, затем среднее специальное или идет в вуз и в 23 года еще продолжает учиться. В этом случае можно рассчитывать лишь на первое место закрепления жилого помещения либо постановки на учет – сниматься с него не стоит.
Кому положены подъемные
– Когда ребенок покидает интернат и переходит учиться в профучреждение, ему выплачивают сумму для обустройства на новом месте. При семейной форме воспитания бытовые вопросы помогают решать приемные родители или попечители. После того как профессия получена и есть справка о трудоустройстве либо о постановке на учет в службе занятости, выпускнику положено выходное пособие – денежная компенсация составляет более 1000 рублей (эта сумма ежегодно корректируется с учетом роста цен). Если же он идет учиться дальше, подъемные получит по окончании очередного уровня образования.
ВАЖНО! За выходным пособием нужно обратиться в учреждение образования в течение 12 месяцев с момента его окончания.
Свои «квадраты» и чужие
– Когда ребенок получает статус сироты и его направляют на гособеспечение в интернат, приемную семью либо на другую форму устройства, решается вопрос и о защите его жилищных прав. Если на момент смерти родителей или лишения их прав у них в собственности было жилое помещение, то оно закрепляется за ребенком, и он сможет туда вернуться. Если же в период нахождения ребенка на гособеспечении жилое помещение пришло в негодное состояние, там по-прежнему живут родители, которые ведут аморальный образ жизни, нужно обратиться в органы власти с заявлением о невозможности вселения. Комиссия изучает ситуацию: при заключении, что в помещении действительно нет условий для жизни, заявителя признают нуждающимся в социальном жилье.
Вторая ситуация, когда на момент приобретения ребенком статуса сироты у его родителей нет в собственности жилых помещений. Тогда рассматривается вопрос об улучшении жилищных условий. По закону социальное жилье выделяется на пять лет, по их истечении оно будет переведено в категорию арендного. Вместе с тем вне очереди дети-сироты могут получить льготные кредиты (на 40 лет под 1 процент) и субсидии для строительства, реконструкции либо приобретения жилья.
ВАЖНО! Стать на учет нуждающихся ребенок-сирота может и до 18 лет – по заявлению законного представителя. Датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий считается не день подачи документов, а дата приобретения ребенком статуса сироты.
Сколько сейчас детей-сирот в стране?
От 0 до 18 лет – 19 434. Из них 18,4 процента – биологические сироты, все остальные – дети, у которых есть родители, но по каким-то причинам они не выполняют свои обязанности.
От 18 до 23 лет – 3227. Это те, кто получает образование и продолжает находиться на государственном обеспечении.
Как изменилось количество детских домов за последние 20 лет?
В 2000 году в стране было 26 680 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чуть больше половины из них находились на гособеспечении в детских интернатных учреждениях. В тот период у нас было 33 детских дома и 24 общеобразовательных интерната.
В 2020 году в стране 11 детских домов и 2 школы-интерната. Более 80 процентов ребят – на семейной форме устройства.
Мария Зубкова, «Знамя юности», 30 апреля 2020 г.

Спецыялісты Мінпрацы адказваюць на пытанні нашых чытачоў.
«У мяне нарадзілася другое дзіця. З якога дня я магу разлічваць на дапамогу на старэйшае дзіця: з дня нараджэння малодшага або пасля аплаты бальнічнага ліста па цяжарнасці і родах?»
– Дапамога на старэйшае дзіця прадугледжана на перыяд выхавання малодшага дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў, але не пазней за дзень спаўнення старэйшаму дзіцяці 18 гадоў. Памер гэтай дапамогі – 50 працэнтаў бюджэту пражытковага мінімуму.
Рашэнне аб яе прызначэнні прымаецца не раней чым у дзень прыняцця рашэння аб прызначэнні дапамогі на дзіця да 3 гадоў. Аднак выплачваецца дапамога на старэйшае дзіця з дня нараджэння малодшага.
«Хто мае права на аплатны дадатковы выхадны ў тыдзень?»
– Права на адзін дадатковы свабодны ад работы дзень у тыдзень з аплатай у памеры сярэдняга дзённага заробку маюць маці (мачаха) або бацька (айчым), апякун (папячыцель), якія выхоўваюць дзіця-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў або траіх і больш дзяцей ва ўзросце да 16 гадоў.
Даецца ён работніку ў тыя тыдні, у якія ён заняты на рабоце 5 або 6 працоўных дзён не менш за 40 гадзін у тыдзень з нармальнай працягласцю працоўнага часу. Асобным работнікам устаноўлена меншая працягласць рабочага часу ў тыдзень.
Для поўных сем’яў умовай для прадстаўлення дадатковага вольнага дня ў тыдзень з’яўляецца занятасць другога з бацькоў (маці (мачахі) або бацькі (айчыма). Да занятасці другога з бацькоў адносяцца: работа (служба), вучоба, ажыццяўленне іншай дзейнасці, перыяд устанаўлення аднаму з бацькоў інваліднасці, а таксама догляд дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў або дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў, догляд за інвалідам I групы або асобай, якая дасягнула ўзросту 80 гадоў.
«Майму дзіцяці 5 гадоў, яму ўстаноўлена інваліднасць: 1-я ступень страты здароўя. Ва ўпраўленні сацыяльнай абароны на яго прызначылі пенсію. Ці прадугледжаны на яго яшчэ якія-небудзь выплаты?»
– Калі ў сям’і выхоўваецца дзіця-інвалід, то, акрамя пенсіі, на дзіця прызначаецца штомесячная дапамога. Называецца яна «дапамога на дзяцей, старэйшых за 3 гады, з асобных катэгорый сем’яў» і прызначаецца па месцы працы, у асобных выпадках – у органах сацыяльнай абароны. Выплачваецца гэта дапамога не толькі на дзіця-інваліда, а на ўсіх дзяцей, старэйшых за 3 гады, якія выхоўваюцца ў сям’і.
Яшчэ адзін від дапамогі, прадугледжаны для такіх сем’яў, – гэта дапамога па доглядзе дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў. Яна прызначаецца толькі ў органах па працы, занятасці і сацабароне. Гэта дадатковая дапамога, яна не залежыць ад факта атрымання іншых выплат – пенсіі ці дапамог.
Так, напрыклад, маці, якая знаходзіцца ў водпуску па доглядзе дзіцяці да 3 гадоў, мае права на перыяд такога водпуску атрымліваць на дзіця-інваліда тры віды выплат: дапамогу (па месцы работы), пенсію і дапамогу па доглядзе (у органах па працы, занятасці і сацыяльнай абароне).
З 1 ліпеня 2017 года атрымаць у органах сацыяльнай абароны дадатковую дапамогу па доглядзе дзіцяці-інваліда могуць таксама бацькі, якія працуюць на 0,5 стаўкі або дома, альбо калі яны з'яўляюцца пенсіянерамі.
Святлана Бусько, «Звязда», 25 ліпеня 2019 г.