/ / Общественно-политические
14.11.2016

Забывчивость предъявляет счет. Во сколько обходится государству ложная тревога?

Рассеянность и забывчивость всегда считались проблемой конкретного человека, попавшего в досадную ситуацию. Однако сегодня эта проблема нередко касается многих. Увидев в магазине или на вокзале бесхозный пакет или чемодан, бдительные граждане звонят по телефонам экстренных служб. И зачастую забытые вещи становятся причиной ложной тревоги. Во сколько обходится она обществу, государству? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

...Директор производственной фирмы Сергей Беляев ужинал с супругой в кафе могилевского торгового центра, когда объявили об эвакуации персонала и посетителей. Как вспоминает сегодня мой собеседник, к этому моменту он только что оплатил счет. Однако многие клиенты, оставляя недоеденные блюда на столиках и не успев рассчитаться, спешили к выходу – рестораторы явно терпели убытки. Участники происшествия вели себя по-разному: кто-то по просьбе милиции послушно отходил на безопасное расстояние, другие же, одолеваемые любопытством, толпились у выхода, следя за слаженными действиями группы разминирования, спасателей, медиков. Праздные зеваки не спешили расходиться, интересовались друг у друга, что случилось. И вскоре выяснилось: один из покупателей продуктового отдела забыл чехол для ноутбука около кассы. Внутри оказались всего лишь документы, по которым быстро отыскали 27-летнего виновника переполоха Д. Тот извинился за свою рассеянность. Формально призывать его к ответу не за что. Хотя из-за невнимательности Д. более 40 минут не работали отделы крупного торгового центра. 30 работников магазина и 120 посетителей вынуждены были покинуть помещение. На участке, где пекут кондитерские изделия, при эвакуации не успели выключить две печи, часть продукции подгорела. А главное, сколько представителей экстренных служб вынуждены были съехаться сюда по тревоге...

Начальник отдела оперативно–дежурной службы УВД Могилевского облисполкома подполковник милиции Николай Казаков рассказал, сколько сил задействуется в подобных случаях:

К примеру, об оставленном чемоданчике в торговом центре «Парк–Сити» нам сообщили в 20.15. На место происшествия выехали бригада саперов, две машины Департамента охраны, экипаж ГАИ, две пожарные машины, две «скорые». Работали служебные собаки, применялась специальная техника. С одной стороны, хорошо, что тревога оказалась ложной, с другой – виновники подобных происшествий должны ощущать свою ответственность. Впустую расходуется бензин, амортизируется дорогостоящее оборудование, отрываются от работы профессионалы, которых, возможно, в это самое время с нетерпением ждут в другом месте, где они гораздо нужнее.

На Могилевщине уже не раз случалось подобное. Например, в августе из-за бесхозной сумки эвакуировали 30 человек с могилевского автовокзала. В июле в Бобруйске из-за оставленного в отделении банка пакета эвакуировали 63 человек. В мае в этом же городе перекрывали движение на улице вблизи магазина, в котором покупательница оставила пакет со старым телефонным аппаратом.

Вещи забывали за последние годы или оставляли умышленно за ненадобностью на железнодорожном вокзале в Осиповичах, в разных организациях Могилева. Старший помощник прокурора Могилевской области Елена Шумейко высказала свое мнение:

Считаю, за подобную забывчивость должна наступать материальная ответственность, чтобы люди становились внимательнее. К сожалению, пока нет точной методики определения ущерба за неумышленную ложную тревогу. Каждая служба, прибывшая на место происшествия из-за оставленных пакета или сумки, сегодня может выставить владельцу вещей только счет за бензин, затраченный на дорогу и за амортизацию служебного транспорта, подразумевая, что ее сотрудники в это время все равно обязаны были находиться на службе. Суммы получаются не очень убедительные. Возможно, поэтому сейчас подобными тяжбами никто не занимается. В этом вопросе надо менять подходы. Если бы подсчитывались все затраты и убытки в полном объеме, думаю, можно было бы предъявлять забывчивым в судах серьезные иски.

Кстати

Стоимость выезда экипажа Департамента охраны на подобные происшествия в среднем обходится в 6 рублей. Вроде и немного, но следует учесть, что вызывают представителей этой службы обычно на объекты, взятые под охрану, и все накладные расходы специалистов уже включены в ежемесячную абонентскую плату, которую вносит владелец охраняемого здания. Следовательно, к невольному виновнику переполоха могут иметь имущественные претензии еще и хозяева магазина или организации.

Стоимость одного километра пробега пожарной автоцистерны – самого распространенного транспорта МЧС – от 76 копеек до 1 рубля 32 копеек в зависимости от модификации автомобиля. Если вызов по городу, ехать приходится до десяти километров в одну сторону. Несложно подсчитать затраты на дорогу туда и обратно – от 15 рублей 20 копеек до 26 рублей 40 копеек. При этом в зависимости от сложности и важности объекта, где обнаружен бесхозный предмет, комплектуется техника. Так, к девятиэтажному зданию прибудут три автоцистерны и автолестница.

Прибытие к месту происшествия, расположенному на расстоянии 30 километров, одного саперного расчета обходится в 100 – 110 рублей.

Сколько стоит ложный вызов

С начала этого года расчеты саперно-пиротехнической службы внутренних войск МВД на ложные «минирования» выезжали 34 раза. Больше всего их оказалось в Гродненской и Брестской областях. В Минске и Минской области таких «шутников» было 6.

Расходы, связанные с выездами военнослужащих ВВ на подобные сообщения, зависят от количества задействованных специалистов, оборудования, автотехники и расстояния до объекта, рассказывает командир саперно-пиротехнической группы Взрывотехнического центра ВВ Максим Куль: «Расчет делается по запросу следствия. Здесь и затраты на топливо, и на спецоборудование, машины и прочее. К примеру, в этом году мы дважды выезжали в международную школу по переулку Богдановича: учреждение «минировали» сами ученики. В последний раз там работали пять наших саперов. В итоге родители одного из шутников заплатили 130 деноминированных рублей. А, к примеру, с нарушителей, «минировавших» железнодорожный вокзал, через суд взыскивали суммы до 100 рублей. Был случай, когда один и тот же человек якобы заложил взрывчатое вещество на трех объектах Минска и Минской области. Этому гражданину выезды наших групп обошлись около 900 рублей».

Находят ложных «минеров» почти в 100 процентах случаев, отмечает собеседник. Суммы взыскиваются через суд. Причем каждая служба – войска, МЧС, «скорая» и прочие – выставляет свой счет за подобные проделки. Если ложные сообщения касаются, скажем, аэропорта или метрополитена, то там суммы выходят довольно приличные, поскольку нарушитель заплатит еще и за простой самолетов, электричек. В прошлом году одному такому «шутнику», сообщившему о «бомбе» в метро, насчитали более 20 тысяч деноминированных рублей. Тогда пришлось проверить не одну станцию, прослеживая маршрут «минера» с помощью видеокамер. Не будем забывать, что уголовную ответственность за подобные «шутки» также никто не отменял.

Ирина Менделева, Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия», № 218 (25100), 12 ноября 2016 г.