21.11.2016
Был жильцом, стал юрлицом. Создатели фиктивных фирм могут зарегистрировать свои предприятия на любой домашний адрес
Если вдруг окажется, что в вашей квартире зарегистрирована какая-нибудь загадочная фирма, не удивляйтесь. Может быть и не такое! Настоящие приключения начнутся, когда получите жировку...

Оказывается, создатели фиктивных фирм могут зарегистрировать свое предприятие на любой приглянувшийся им адрес. Каждый из нас однажды может обнаружить в своем почтовом ящике извещения и непонятные счета с умопомрачительными суммами к оплате. Почему это происходит и что делать, если столкнулись с такой проблемой?
В Новополоцке межрайонный отдел финансовых расследований выявил нарушение гражданина Б., который зарегистрировал частное транспортное предприятие в Полоцком районе. Бизнесом он и не думал заниматься. Сделал это для махинаций с продажей автомобилей. Пришел в исполком и пытался сначала оформить фирму на свое жилье. В паспорте номер дома отсутствовал. Дело в том, что в то время, когда он регистрировался по месту жительства, в паспортах указывались только названия деревень. Такая практика касалась небольших сельских населенных пунктов. Б. хотели было отказать, однако он мигом спохватился и выпалил первый пришедший на ум номер. Позже выяснилось, что это дом пенсионера, его знакомого из того же села. Бывший военный и понятия не имел, что в его жилище якобы существует целая фирма. Собственнику стали приходить крупные счета за электроснабжение. Сначала думал, что это какая-то ошибка. Но ситуация повторялась несколько месяцев. Обратился в «Энергосбыт», где ему растолковали, что тариф, по которому выставляют счета, предусмотрен для юридического лица.
Выходит, что в такую неприятную ситуацию может попасть абсолютно любой человек. Как тогда быть? Начальник Новополоцкого межрайонного отдела УДФР КГК Дмитрий Дягилев рассказал, почему при регистрации не проверили достоверность информации: «Процедура оформления частного предприятия упрощена, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса. Исполкомы не обязаны проверять адрес. Контролировать деятельность фирм должны налоговая инспекция и органы, связанные со спецификой работы предприятия».
Дмитрий Дягилев советует, что делать, если гражданин столкнулся с такой проблемой: «Нужно обратиться туда, откуда приходят счета, и объяснить ситуацию. Потом сообщить обо всем в орган, который провел регистрацию, а также в налоговую инспекцию. В жилищно-коммунальной службе тоже нужно подтвердить, что дом не используется как предприятие. Для того чтобы избежать подобных случаев, следует внимательнее читать приходящие счета, жировки. Если там что-то непонятно – сразу обращаться в расчетно-справочный центр, исполком, районную администрацию. Туда же можно позвонить, чтобы проверить, не зарегистрирована ли по месту вашего жительства какая-либо фирма».
В центральном аппарате ДФР отметили: исходя из практики департамента такие случаи не приняли массовый характер. А справиться с подобными проблемами гражданам поможет же внимательность к счетам и подозрительным почтовым сообщениям.

В Полоцком райисполкоме подтвердили, что подобные истории иногда случаются. Однако происходят они не по невнимательности регистрирующего органа. Есть Декрет Президента от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». В соответствии с ним регистрирующее лицо предоставляет пакет документов. Среди них – заявление на государственную регистрацию установленной формы. В нем указывается местонахождение частного предприятия. Именно заявитель несет ответственность за достоверность и соответствие законодательству предоставляемых сведений. Исполкомы не уполномочены их проверять, кроме удостоверения личности и заверяемой подписи.
Похожая история случилась с минчанином Николаем Е. В течение нескольких лет ему приходили странные письма, явно адресованные какой-то фирме. Правда, счетов с завышенными суммами не было. Когда все это изрядно надоело, Е. начал возвращать на почту эти «ошибки». Объяснял, что письма адресованы не ему. Через некоторое время их поток прекратился сам собой.
Как видим, подобные недоразумения не происходят сплошь и рядом, но и редкостью их тоже не назовешь. Причем, оказалось, в зоне риска не только частные дома в деревнях, но и городские квартиры.

В пресс-службе Министерства по налогам и сборам мне рассказали, что фирмы и предприниматели, которые некорректно указали свой адрес, впоследствии включаются в специальный реестр. В нем находятся коммерческие организации с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В данной ситуации нарушение в том, что они не расположены по месту нахождения, указанному в учредительных документах. В этом случае руководитель налогового органа имеет основание принять решение о приостановлении операций плательщика по счетам в банке и признании бланков строгой отчетности недействительными. В министерстве отметили, что налоговые органы регулярно проводят мероприятия по предотвращению деятельности теневого сектора экономики. Для выявления и пресечения неблагонадежных субъектов организованы комиссии, которые контролируют их деятельность и на стадии постановки на учет, и дальнейшую работу. Перед заседаниями комиссий проводится аналитическая работа по отбору плательщиков для рассмотрения, анализируются информационные базы данных. Видимо, пока не всех удается отследить.
Что делать человеку, попавшему в такую же ситуацию, как у пенсионера-сельчанина? Ему следует обратиться в исполком или в организацию, от которой приходят подозрительные сообщения. Не помешает сообщить об этом и в налоговую инспекцию.
Пока от таких недоразумений никто серьезно не пострадал. Но стоит ли оставлять все как есть? Может, следует откорректировать процесс регистрации, чтобы уже на начальных этапах не создавались ненужные проблемы для граждан и лишняя работа для контролирующих органов?
Ян Жур, «Советская Белоруссия», № 223 (25105), 19 ноября 2016 г.
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА
Роботизация и цифровые технологии. Министр экономики о приоритетах Беларуси до 2040 года
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь обозначил приоритеты Беларуси до 2040 года, выступая на сессии «Синергия реального сектора ЕАЭС как ответ на вызовы современности» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В Беларуси утверждена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года. В ней определены основные направления, приоритетные для страны. Среди них – современные технологии. «Исследования показывают, что в современном мире цифровизация дает прирост экономики на 50–60 %. Такие цели сегодня ставим в Беларуси – увеличить максимально возможности роста экономики за счет современных цифровых технологий. В этом направлении нам нужно работать и в ЕАЭС. Мы не сможем это сделать сами без общих подходов, без общих цифровых платформ, без правил регулирования этого рынка», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил проблему нехватки трудовых ресурсов. По словам министра, сегодня ответом на этот вопрос станет автоматизация и роботизация. «Здесь крайне низкая степень продвижения. По нашим оценкам, на 10 тыс. работников приходится 4–6 роботов. Это очень низкий показатель. Мы поставили себе цель через 10 лет достигнуть цифры в 150 роботов на 10 тыс. работников», – отметил он и призвал другие страны союза также уделить этому вопросу внимание.
Кроме того, он сделал акцент на необходимости развития сферы услуг. «На мой взгляд, это еще одно важное направление, которое мы должны вместе проработать в ЕАЭС в ближайшие годы», – подчеркнул Юрий Чеботарь.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА