30.06.2016
Состоялось заседание Пленума Верховного Суда, посвященное примирению сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров
29 июня 2016 г. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрел вопросы, связанные с примирением сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров.
Примирение сторон является одним из приоритетных способов разрешения гражданских и экономических споров. Сегодня в Беларуси, как и во всем мировом сообществе, отчетливо прослеживается тенденция повышения интереса к развитию всех видов и способов примирения сторон. Оно не только обеспечивает эффективную защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства в целом, но и формирует культуру конструктивного разрешения конфликтов в обществе.
Примирение сторон способствует восстановлению партнерских отношений, оптимизации судебной нагрузки, экономии бюджетных средств, влечет уменьшение судебных расходов сторон.
При этом расширение роли судьи в примирении сторон сегодня определено как одно из ведущих направлений дальнейшего совершенствования деятельности судов общей юрисдикции.
Обобщение и изучение судебной практики показало, что судьями в целом оказывается содействие сторонам в достижении примирения, однако предоставленные для этого законом возможности пока используются не в полной мере и недостаточно активно.
Например, не все судьи должным образом разъясняют сторонам порядок, а особенно преимущества разрешения спора примирением сторон. Встречаются случаи нарушения процессуальных норм при оформлении или утверждении мировых и медиативных соглашений, соглашений о примирении, что влечет неисполнение заключенных соглашений и оспаривание впоследствии их условий недобросовестной стороной.
Сегодня суду стоит активнее содействовать примирению сторон через разъяснение им прав, условий, порядка, преимуществ и последствий проведения медиации или примирительной процедуры, заключения мирового соглашения, соглашения о примирении, медиативного соглашения.
По данным судебной статистики в 2015 году в связи с утверждением мирового соглашения сторон суды прекращали производство по 6902 делам (2,9 % от числа оконченных – то есть от 235 684 гражданских дел).
Примирителями экономических судов в 2015 году проведено 7790 примирительных процедур, по 5589 делам стороны урегулировали спор и заключили соглашение о примирении.
Определения судов об утверждении мирового соглашения сторон редко обжаловались в суды вышестоящих инстанций: по гражданским делам в 2015 году − 0,9 %; по экономическим делам в 2015 году в кассационном порядке обжаловано 1 определение.
Для обеспечения правильного и единообразного применения судами норм действующего законодательства, регулирующего примирение сторон в процессе, в том числе при применении медиации, в целях устранения недостатков в работе судов Пленум принял постановление, в котором судам даны соответствующие рекомендации.
По сообщению официального портала системы судов общей юрисдикции
Стратегию развития Союзного государства обсудили на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня состоялась пленарная дискуссия «Союзное государство: на рубеже эпох», посвященная развитию белорусско-российской интеграции. Участники форума очертили видение интеграционных процессов на союзном треке и обозначили новые подходы к развитию.
Прочная база
– Уровень сотрудничества, который сложился в Союзном государстве, фактически является образцом того, как могут развиваться процессы на евразийском пространстве в целом, – задал тон дискуссии вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук.
Этот тезис был из категории тех, с которыми невозможно спорить: только за последние пять лет объем товарооборота в союзе возрос практически в полтора раза, тенденция сохраняется и в нынешнем году.
– В первом квартале 2025-го, по нашим данным, мы также фиксируем рост товарооборота на 3 процента по сравнению с прошлым годом, – констатировал российский вице-премьер. – Мы наращиваем долю взаиморасчетов в национальных валютах, и по первому кварталу 2025-го она составила 98,8 процента, то есть можно говорить, что мы полностью перешли на расчеты в национальных валютах.
Таким образом, Союзное государство переходит на новый уровень взаимодействия. Что и подтвердил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Александр Рогожник:
– Две страны сейчас работают над новым проектом – экономической моделью Союзного государства, которая предполагает развитие интеграционного объединения на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, основное внимание в рамках Союзного государства должно быть уделено предоставлению равных условий субъектам хозяйствования.
В основу деятельности, которую проводят сейчас Беларусь и Россия, положен принцип импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета двух государств. Александр Рогожник пояснил, как работает такая схема взаимодействия:
– Если взять союзную программу по микроэлектронике, то мы подписали с Российской Федерацией соответствующие документы, где разграничили те топологические нормы и те элементы, которые делаем мы и которые делает Россия. Таким образом, дополняя друг друга, мы вместе устойчиво стоим на ногах. Это же касается и оборудования для отрасли: разделено, что делают Россия и Беларусь. Мы ставим задачу полностью закрыть всю технологическую линейку по этой специфике, чтобы быть самодостаточными.
«Сделано в Союзном государстве»
Будущие программы, которые формируются в Союзном государстве, во многом касаются научно-технологического взаимодействия, подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев:
– В Союзном государстве накоплен большой опыт реализации таких программ. Сейчас стоит вопрос повышения их эффективности. Некоторые из таких программ создают действительно прорывные направления и новые технологические возможности. Вместе с тем это практически субсидии, если говорить о форме финансирования. И нам важно понимать, как материализуются результаты на практике. Фактически сейчас идет переосмысление этой работы.
По мнению Министра экономики Беларуси Юрия Чеботаря, угол зрения, под которым стоит посмотреть на союзные программы, зависит от современной конъюнктуры. Если в начале работы Союзного государства его программы были ориентированы на развитие инфраструктуры, то позднее акцент сместился на научно-технологическое направление.
Еще одно направление, которое Юрий Чеботарь видит в качестве перспективного, – коммерциализация. В частности, речь идет о товарах Союзного государства.
– За последний год много сделано для учета общей союзной собственности. В будущем товары, произведенные под маркой «Сделано в Союзном государстве», могли бы приносить финансовую отдачу, становясь одним из источников пополнения союзного бюджета, который затем направляется на субсидирование совместных проектов, – подвел итоги Министр экономики.
Максим Короткин, «
Рэспубліка», 20 июня 2025 г.
Образование в Беларуси – это не просто передача знаний, а важнейший инструмент воспитания и социализации
Закон есть закон: с 1 сентября родители обязаны обеспечить детям, проживающим в Беларуси, получение общего среднего образования в наших школах. То есть норма кодекса полностью исключает дистанционное обучение за рубежом. Если ребенок физически находится в Беларуси – даже если гражданство у него, скажем, российское – обучаться онлайн он не может.
Напомним: так называемый всеобуч в стране реализуется на протяжении многих лет, а онлайн или дистанционное обучение на уровне общего среднего образования у нас и вовсе в стране не предусмотрено. Поэтому новации кодекса – это всего лишь формализация тех решений, которые были приняты ранее. Речь о том, что с 1 сентября 2022 г. общее среднее образование стало в Беларуси обязательным. Министр образования Андрей Иванец в комментарии журналистам также подчеркнул, что в учреждениях образования помимо знаний передаются и ценности – уважение к истории и культуре своей страны, гордость за достижения своего народа, ответственность за будущее:
– В наших школах есть история Беларуси, география Беларуси, белорусский язык, белорусская литература. Всех этих предметов, абсолютно очевидно, нет как в очных, так и в онлайн-школах, которые находятся за пределами нашего государства.
При этом еще раз акцентируем: если ребенок зарегистрирован в Беларуси, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получения общего среднего образования в школах, гимназиях, лицеях страны на него не распространяется. Родителям будущих первоклассников, зарегистрированных в Беларуси, но проживающих за ее пределами, также не требуется представлять в школу подтверждающие документы.
Кстати, очная форма обучения является приоритетной в Китае, большинстве стран Западной Европы, поскольку позволяет учителю лучше узнать способности и интересы детей, помочь раскрыть потенциал, считает директор минской гимназии № 25 Татьяна Яновская:
– Отказ от дистанционного образования в школах Беларуси не означает отмену индивидуальных форм обучения. Например, обучение по индивидуальной программе ориентировано на одаренных детей, ребят с особыми образовательными потребностями. Обучение же на дому предоставляется учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Но при этом обязательно медицинское заключение. Для ребят организуют занятия с учителями на дому, консультации.
Здесь хочется добавить пару слов от себя, как мамы двоих детей. Школа – это не только про считать и писать. Это и другие важные жизненные уроки: отстоять свою позицию в споре, дернуть понравившуюся девочку за косичку, пережить первые победы и поражения, станцевать вальс... Каждый из нас, согласитесь, испытывал эти ни с чем не сравнимые чувства. А еще школа – это про патриотизм и любовь к Родине. Особенно это проявляется на линейке и других торжественных мероприятиях, когда все ребята от мала до велика с гордостью слушают наш гимн, повторяя его важные слова, а на фоне голубого неба развевается наш флаг. Давайте об этом тоже будем помнить.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 20 июня 2025 г.
О стратегии Беларуси в области внедрения искусственного интеллекта рассказал Министр связи и информатизации
Какая у Беларуси стратегия в области внедрения искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Министр связи и информатизации Кирилл Залесский на сессии «Искусственный интеллект: от обсуждения к внедрению» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Мы в целом придерживаемся такой стратегии: если что-то уже есть, что мы можем использовать, то нет смысла разрабатывать это снова. Мы формируем достаточно много проектов, связанных с межведомственным объединением систем. Данные из инновационных систем разных ведомств могут дополнять друг друга. Здесь нам и нужны решения в области ИИ. Основные информационные системы, которые мы сегодня создаем, открыты для внедрения и внешних продуктов, и продуктов собственной разработки под заказ. Но в целом наша стратегия – не изобретать велосипед. Разрабатывать то, что нам нужно на платформенном уровне, и подключать туда те сервисы, которые сегодня существуют. Благо, для этого у нас сегодня есть возможность. Беларусь в целом обладает достаточно развитым IT-сектором. Системы ИИ у нас внедряются тихо и спокойно в бизнесе, в логистике, в различных отраслях промышленности. Есть конкретные кейсы, когда внедрение ИИ в логистике на 15–0 % по стоимости оптимизирует затраты предприятия, и это дает дополнительный источник для развития», – сказал Кирилл Залесский.
Он отметил, что есть достаточно много белорусских решений в этой области. Также налажено активное взаимодействие с российскими компаниями.
«Беларусь – это тот положительный пример, когда бизнес договаривается с государством. Наша IT-отрасль достигла результатов как раз потому, что регуляторика в этой сфере была сначала предложена бизнесом, а потом одобрена государством, – отметил Министр. – Убежден, что в подходах к регулированию ИИ мы пойдем тем же самым путем. Здесь очень важно найти баланс».
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия
Правительством взято на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, соответствующее постановление № 341 подписал Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Производители, у которых была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С 20 июня 2025 г. в целях недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством будет взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия.
В сообщении отмечается, что дальнейшее повышение цен на данные товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341).
При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы. Обосновать указанной Комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
По информации
БЕЛТА
Одобрен проект межправсоглашения Беларуси и ОАЭ о торговле услугами и осуществлении инвестиций
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 236, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного соглашения Беларуси и Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Основными целями этого международного договора являются создание зоны свободной торговли услугами между Беларусью и ОАЭ, обеспечение благоприятных условий для развития двустороннего сотрудничества в сфере содействия инвестициям, расширение и диверсификация взаимной торговли. Заключение соглашения укрепит торгово-экономические связи между странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Правительство.