Имущество под хозяйским присмотром. Как повысить отдачу от белорусских госактивов?
Если ранее приоритетом было сохранение госсобственности, то теперь настал этап ее инвентаризации, реструктуризации и превращения в доходный бизнес. Сегодня перед Государственным комитетом по имуществу стоит немало задач, решение которых легко озвучить теоретически, а на практике требуется кропотливая и вдумчивая работа.
Имущество под разными углами
Настоящая мудрость управления собственностью заключается не в том, чтобы просто ее сохранить, а в том, чтобы получить от нее максимальную выгоду и приумножить. Вроде бы все ясно и понятно. Самая большая сложность — реализовать этот тезис на практике. Особенно когда управлять приходится государственными активами.
Государственное имущество принадлежит обществу, как бы патетически это ни звучало. Поэтому во всем мире при управлении им есть определенная специфика: выше ответственность, больше ограничений. Впрочем, это вовсе не значит, что государство не может быть эффективным собственником. Может и является. И примеров тому немало и в Беларуси, и в других странах. Другой вопрос, что эффективность зависит от многих факторов: характеристик активов, исторического момента развития экономики и, конечно, системы управления, которая едва ли не краеугольный камень успеха. Как повысить отдачу от белорусских госактивов, мы обсудили с Председателем Государственного комитета по имуществу Андреем ГАЕВЫМ (на снимке).
— Андрей Анатольевич, комитету уже исполнилось четверть века, и в перечне его многочисленных задач повышение эффективности государственного имущества всегда проходило красной нитью. Удалось ли приблизиться к идеальной системе управления активами?
— А возможно ли это в принципе? Меняется экономика страны, внешняя среда, появляются новые вызовы и риски, в зависимости от которых трансформируются и принципы управления государственными активами. Такова диалектика менеджмента во всех странах и корпорациях независимо от формы собственности. Этот процесс непрерывен. В прошлом году была разработана Концепция управления государственной собственностью, в этом году она будет рассмотрена и утверждена руководством страны. Чтобы повысить отдачу от активов, в нее включен ряд принципиальных новаций. В частности, предусмотрено оптимальное разделение регулятивных функций отраслевых министерств и организаций, которые будут представлять государство как собственника при реализации стратегических и тактических планов по развитию конкретных компаний и объектов. Планируется, что эта функция будет передана Государственному комитету по имуществу. Отмечу, что при таком подходе следует разделять государственную и коммунальную собственность: согласно Конституции за ее сохранность и развитие отвечают местные Советы депутатов. В концепции заложена идея, что все имущество, которое необходимо вовлекать в оборот, будет концентрироваться в одной специализированной организации. Ведь очень часто неиспользуемые объекты не могут реализовать из-за отсутствия соответствующих компетенций у организаций, которые ими владеют.
Приведу лишь один пример. Департаменту по архивам много лет назад была передана для их специфических нужд база под Оршей. Но потом планы поменялись, она оказалась невостребованной. Пытались передать в коммунальную собственность, но местные власти интереса к объекту не проявили. Как и коммерческие структуры. Так база мертвым грузом и висит на балансе ведомства, которое расходует средства на ее охрану, уплату налогов на землю и имущество… Ее пытаются пристроить, но департамент занимается архивами, и в его структуре попросту нет специалистов по недвижимости. Поэтому мы предложили создать на базе комитета, в облисполкомах унитарные предприятия, которые будут аккумулировать такие проблемные активы, управлять ими, вовлекать в оборот, а часть вырученных средств направлять на развитие объектов, которые еще не удалось реализовать. Словом, профессионально заниматься девелоперской работой.
— Но кроме недвижимости государство владеет и немалым количеством производственных мощностей…
— Концепция затрагивает и вопросы управления ОАО, в которых есть доля государства. Таких сегодня около 1800: 661 пакет акций находится в республиканской собственности, остальные — в коммунальной. Несомненно, менеджмент многих компаний требует совершенствования. В прошлом году комитет разработал Корпоративный кодекс. В нем прописаны базовые принципы выстраивания корпоративного управления в акционерных обществах. Пока он применяется добровольно, но в будущем планируется его использование сделать обязательным для ОАО с госдолей. Несомненно, не для всех, а только исходя из объективной целесообразности. Если компания небольшая, в ней работают несколько десятков сотрудников, нет смысла привлекать независимых директоров, создавать комитеты по кадрам, аудиту, стратегии. Получится слишком громоздкая административная надстройка. Но в крупных ОАО такой подход оправдан. Независимые от генерального директора комитеты по кадрам смогут исключить кумовство, вести поиск профессионалов на руководящие посты. Необходимо внедрять и систему финансового контроллинга, чтобы менеджмент был в курсе текущих дел на предприятии, мог оперативно реагировать на негативные события, а не принимать решения уже постфактум, после подведения бухгалтерского баланса через несколько недель.
— Но классные управленцы котируются во всем мире. Захотят ли они работать в Беларуси?
— Необходимо заинтересовать, однако при этом выдвигать свои условия и требования и по квалификации, и по результатам работы, при достижении которых будут выплачиваться бонусы. Сейчас совершенствуем нормативную базу. Законодательно будут прописаны условия проведения конкурсов для привлечения профессиональных менеджеров, механизм формулирования предъявляемых к ним требований, многие другие нюансы. Необходимо продумать множество вопросов, чтобы система была рабочей. Например, определить, кто будет устанавливать показатели, на которые должен выйти руководитель. По мнению комитета, стратегические вопросы по развитию ОАО должны решаться коллегиально при участии наших специалистов, представителей Министерства экономики, отраслевых ведомств, других заинтересованных органов. А тактические — какой ассортимент продукции выпускать, какой формы, цвета, по какой цене — будут решать советы директоров и менеджеры.
Управление — важная составляющая, но никто не ожидает, что если внедрить эти новшества, ОАО сразу из убыточного превратится в процветающее. Необходимо провести целый комплекс мероприятий по оздоровлению. Во-первых, очистить от непрофильных активов, тем более которые не эксплуатируются: передать их в коммунальную собственность, продать, как-то по-другому использовать. Во-вторых, проанализировать эффективность дочерних предприятий, которыми обросли наши крупные производства. Возможно, в ряде случаев их функции можно безболезненно отдать на аутсорсинг. В-третьих, оптимизировать структуру ОАО, внедрить систему корпоративного управления. Словом, необходимо решать проблему в комплексе. Задача непростая, но только таким образом можно повысить и конкурентоспособность предприятия, и его цену, и инвестиционную привлекательность.
— Эффективность — категория в определенной мере оценочная. И о ней часто возникают дискуссии между представителями реального сектора и контролирующих ведомств...
— Чем больше мнений, тем лучше. Но критика должна быть конструктивной и конкретной. Мы анализируем международный опыт, трансформируем его под наши реалии, чтобы все изменения вписывались в нашу систему, обеспечивая ее эволюцию, а не ломку. Если оптимизировать структуру предприятий, то не «убивать» их непрофильные активы, а выделять в отдельные единицы, обеспечивать им развитие по своей специализации, привлекать инвесторов. Работа должна проводиться системно.
Сегодня, накануне своего 25-летнего юбилея, Государственный комитет по имуществу переживает очень интересный этап своего развития. Конечно, новые идеи продвигать не всегда просто, зато очень интересно для профессионалов, которыми являются наши специалисты. И хочется им пожелать наилучшего применения своих знаний для развития нашего государства.
Владимир Волчков, «Рэспублiка» от 18 февраля 2016 г.