13.12.2016
Андрей Кобяков принял участие в заседании Глав правительств государств – членов Центрально-Европейской инициативы
Эффективно противостоять существующим вызовам в Европе можно только через согласованные действия, диалог и сотрудничество между всеми европейскими странами. Об этом заявил 13 декабря Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании Глав правительств стран – участниц Центрально-Европейской инициативы (ЦЕИ), которое прошло в Сараево.

Андрей Кобяков отметил, что проведение заседания стран – участниц ЦЕИ в столице Боснии и Герцеговины имеет особое значение. «Оно служит ярким напоминанием о бесценности мирной жизни через все пережитые здесь безмерные страдания и горе, подчеркивает неизбежную необходимость работать вместе, несмотря на все наши различия, на основе взаимного уважения, – заявил Премьер-министр. – Оно заставляет помнить о нашей совместной ответственности за лучшее будущее Европы и нашего региона, за обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития во всех наших странах через подлинное сотрудничество».
По словам руководителя белорусского Правительства, это напоминание особенно важно сейчас, когда Европа сталкивается с рядом серьезнейших вызовов, таких как продолжающийся миграционный кризис, радикализация общества и новые угрозы безопасности. В совокупности с комплексными экономическими сложностями эти изменения не подвластны границам и представляют собой беспрецедентную угрозу европейским интеграционным процессам.
«За последние 25 лет Европа совершила качественный скачок от фрагментарности после окончания холодной войны к политической и экономической интеграции, – добавил Премьер-министр. – Это принесло бесспорные выгоды всем нам в контексте упрощения торговли и мобильности, укрепления трансграничного сотрудничества и добрососедских отношений».
Вместе с тем эти достижения не должны восприниматься как данность и остаются поразительно хрупкими, подчеркнул Андрей Кобяков. «Они подвергаются все большим испытаниям на прочность. Единственный путь эффективного противостояния этим вызовам и предотвращения возникновения новых разделительных линий в Европе лежит через согласованные действия, диалог и сотрудничество между всеми европейскими странами», – уверен он.
В этом контексте Центрально-Европейская инициатива становится особенно востребованной в качестве серьезной платформы для такого диалога и взаимодействия.
Глава белорусского Правительства также заявил, что во время своего председательства в Центрально-Европейской инициативе (ЦЕИ) в 2017 году Беларусь приложит все усилия для укрепления роли объединения в интеграционных процессах в Европе. «Беларусь приложит все возможные усилия для укрепления роли ЦЕИ в качестве «точки схождения» различных интеграционных платформ и процессов в Европе, – отметил Премьер-министр. – Беларусь убеждена в значимости и востребованности Центрально-Европейской инициативы для наших стран и наших граждан. В этой связи мы нацелены и готовы внести свой вклад в совместные усилия по ее развитию».
Председательство в ЦЕИ не только открывает дополнительные возможности для вовлечения Беларуси в европейские интеграционные процессы, но также будет способствовать географически более сбалансированному подходу в деятельности организации, уверен Андрей Кобяков. «При осуществлении этой важной роли Беларусь намерена обеспечить надлежащую слаженность и последовательность в работе организации с учетом интересов всех ее стран-участниц», – добавил он.
По мнению Андрея Кобякова, ЦЕИ должна продолжать выступать в качестве связующего звена между различными интеграционными платформами и исторически сложившимися субрегионами в Европе. Сегодня она соединяет страны Европейского союза, Западных Балкан и Восточной Европы на основе идеи объединенной, мирной и сильной Европы.
«Наша организация должна оставаться ключевым партнером Европейского союза в имплементации макрорегиональных стратегий и продвижении более широкой европейской интеграции, – добавил он. – ЦЕИ обладает всем необходимым потенциалом и опытом для содействия в достижении основных целей обновленной Европейской политики соседства». Прежде всего, речь идет о стабилизации региона через экономическое развитие, создание новых точек роста, обеспечение более широкой инфраструктурной соединяемости и мобильности, добавил Премьер-министр. Это также может сыграть важную роль в укреплении «восточного измерения» в деятельности организации.
Беларусь всецело поддерживает процесс дальнейшего выстраивания взаимодействия между ЦЕИ и другими ключевыми игроками в регионе. «Беларусь выступает за продолжение усилий по расширению сети международных контактов ЦЕИ путем более тесного сотрудничества с другими международными, региональными и субрегиональными организациями, – сказал Андрей Кобяков. – В данном контексте мы приветствуем достигнутые в последние годы договоренности о сотрудничестве между ЦЕИ и ООН, ОБСЕ, Советом Европы, Европейским энергетическим сообществом, Международным центром по развитию миграционной политики, Международной академией по борьбе с коррупцией и другими организациями».
Беларусь также поддерживает практику проведения совместных мероприятий высокого уровня с ключевыми экономическими игроками, таких как организованная ЦЕИ совместно с ЕБРР в апреле 2016 года в Триесте международная конференция по поддержке предпринимательства и малого и среднего бизнеса. «Подобные мероприятия имеют исключительную значимость для продвижения торговли, привлечения инвестиций и оживления экономического роста в странах – участницах ЦЕИ», – считает Премьер-министр.
Кроме того, Беларусь приветствует и всецело поддерживает своевременную инициативу боснийского председательства по учреждению рабочей группы по реформированию ЦЕИ, главной задачей которой является разработка конкретных предложений по дальнейшему повышению эффективности организации и актуализации направлений ее деятельности.
«Мы намерены уделить особое внимание продвижению совместимости в регионе, поддержке устойчивого экономического развития, дальнейшему расширению сети международных контактов ЦЕИ, – рассказал Андрей Кобяков. – В частности, мы хотим более адресно поработать над развитием логистической инфраструктуры как ключевым фактором торговли, экономического роста и стабильности».
По мнению Премьер-министра, странам ЦЕИ необходимо совместно попытаться найти решения для ликвидации существующих «узких мест» в транспортной инфраструктуре, улучшения транзитных возможностей и логистических цепочек, более широкого внедрения современных информационных технологий и решений.
Беларусь открыта к всестороннему и конструктивному сотрудничеству со всеми странами ЦЕИ. «Намерены полностью использовать эту дополнительную возможность для интенсификации нашего взаимодействия в рамках региона, в том числе на площадках мероприятий высокого уровня в Беларуси в 2017 году», – подытожил Премьер-министр.
Центрально-Европейская инициатива – региональное объединение, в состав которого входят 18 государств: Албания, Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Черногория и Украина. Беларусь присоединилась к объединению в июне 1996 года. ЦЕИ играет роль важного форума для развития взаимодействия государств Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в сферах трансграничного сотрудничества, энергетики, транспорта, науки и технологий, образования, культуры, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, охраны окружающей среды и др. В 2016 году председательство в ЦЕИ осуществляет Босния и Герцеговина. В следующем году председательство перейдет Беларуси.
(фото – официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь)
Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Глава Коллегии ЕЭК: для стран ЕАЭС в приоритете совместное внедрение инноваций
Для стран ЕАЭС в приоритете совместное внедрение инноваций. Об этом заявил председатель Коллегии ЕЭК Бакытжан Сагинтаев на Петербургском международном экономическом форуме, выступая на сессии «Синергия реального сектора ЕАЭС как ответ на вызовы современности», сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В ЕАЭС утверждены основные направления промышленного сотрудничества до 2030 года. «Потенциал у нас очень большой. Здесь мы в первую очередь говорим о развитии кооперационных связей промышленных комплексов, в том числе путем локализации совместных производств на территории стран союза. У нас новый механизм финансирования промкооперации. Уже пошли первые проекты – по железнодорожному машиностроению и сельскому хозяйству», – сказал Бакытжан Сагинтаев. По его мнению, следует строго подходить к отбору совместных проектов и направлять финансирование на развитие самых современных, инновационных направлений.
Еще одно важное направление – промышленно-технологическое сотрудничество, усиление взаимодействия государств – членов ЕАЭС в целях внедрения инноваций и масштабного использования цифровых технологий. «Каждый год проводится Евразийский цифровой форум. Там обсуждаются наши возможности совместного движения в этом направлении. Такие площадки надо очень активно использовать. Доволен тем, что мы в прошлом году в Ереване провели форум, посвященный этой тематике. Чем чаще мы будем на это обращать внимание, тем больше у нас будет возможностей для продвижения в этом направлении», – обратил внимание председатель Коллегии ЕЭК.
По его мнению, важно также уделять внимание развитию сотрудничества на экспортных рынках. «Здесь ведется системная работа по перспективным направлениям взаимодействия в отраслях с высоким кооперационным и экспортным потенциалом. Приняли ряд рекомендаций, отработали их со всеми странами – учредителями нашего союза. Ведется сотрудничество между наукой, бизнесом, государственными институтами. Сформировано и уже функционирует 18 технологических платформ. Работа продолжается, сформирована карта индустриализации. В 31 отрасли имеется 270 проектов. Если все они будут работать с желаемым результатом, естественно, мы решим те задачи, которые ставят перед нами главы наших государств», – отметил он.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА