Глава государства с рабочей поездкой посетил Витебскую область
Витебскую область надо привести в порядок. Этого потребовал Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 августа в ходе посещения сельскохозяйственного производственного кооператива «Маяк Браславский» в Браславском районе.
Александр Лукашенко сразу по приезде на сельхозпредприятие поделился впечатлениями от увиденного с борта вертолета в ходе рабочей поездки в Витебскую область. «Посмотрел - не впечатлен увиденным в Браславском районе. Богатой Витебская область не будет, если будем так работать», - сказал он.
Президент подчеркнул, что ни в коем случае нельзя запускать территории, везде должен быть порядок.
Глава государства потребовал четко определиться со специализацией выпуска сельхозпродукции в каждом районе Витебской области с учетом природных условий и земель.
«Основная цель моей поездки - не уборка», - отметил Глава государства. Он подчеркнул, что техники в хозяйствах хватает, уборочная кампания идет своим ходом. «Меня волнует другое, интересуют технологии, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Мы должны были здесь, на северо-западе страны, перестроить технологии под новые севообороты». При этом он заметил, что, безусловно, трудновато работать в этом регионе так, как, к примеру, в Брестской области. По его словам, следует четко учитывать особенности районов и формировать севооборот таким образом, чтобы получать максимально эффективный результат от сельхозпроизводства. «Если выпуск молока, мяса рентабелен, то именно на это и надо ориентироваться и приспосабливать севооборот под это», - сказал он.
При этом Глава государства предостерег от бездумного подхода. Нужно все хорошо взвешивать и просчитывать, прежде чем принимать решения. «Надо выходить на нормальные севообороты и под это покупать соответствующую технику», - отметил Александр Лукашенко. Он также сделал акцент на то, что применяемые технологии, безусловно, должны быть хорошими, именно с учетом природных особенностей каждого района. «Не хочу давать рекомендации, ведь что ни район, то своя специфика и, главное, своя специализация. Отсюда - севооборот, техника», - сказал он. Четкое требование Президента - все должно прорабатываться и учитываться под высокий результат в аграрном секторе.
Президент Беларуси посетил также Браславский филиал ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат». Александр Лукашенко потребовал наращивать объемы выпуска мясо-молочной продукции в Витебской области.
В ходе посещения комбината Президенту доложили о выполнении его поручений о восстановлении, модернизации и выводе на эффективный уровень работы предприятия. Глава государства ознакомился с деятельностью филиала и технологическим процессом выпуска твердых сыров, а также с выставкой продукции Глубокского молочно-консервного комбината.
Третьим пунктом рабочей поездки Президента стало посещение частного туристского предприятия «ГРИН-КЛАБ». Речь шла о развитии агроэкотуризма и освоении природно-курортных зон.
После посещения предприятия Глава государства ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению официального Интернет-портала Президента Республики Беларусь
(фото - официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой в эфире телеканала «Беларусь 1» рассказал об оптимизации в руководстве Администрации Президента, сообщает БЕЛТА.
После того, как Наталья Петкевич была назначена вице-премьером, а на место Первого заместителя Главы Администрации Президента был повышен Владимир Перцов, открытым остался вопрос, как трое заместителей разделят нагрузку и кто займет вакантную должность четвертого зама.
«Пока остаются три заместителя Главы Администрации. Мы уже перераспределили обязанности. Посмотрим, как с новой дополнительной нагрузкой будут справляться действующие замы. Президент в этом плане ни на чем не настаивает и говорит, что если просто появятся достойные люди и достойное кадровое предложение, мы к этому вопросу вернемся. Но пока на повестке дня его нет», – заявил Дмитрий Крутой.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 июня посетил центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов в Березовском районе Брестской области.
«Вы определились, какие нам беспилотники нужны, какие мы будем производить?» – такой первый вопрос от Президента прозвучал по прибытии в центр.
Начальник генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь Павел Муравейко доложил о предназначении, составе и структуре беспилотной авиации Вооруженных Сил.
По его словам, в Вооруженных Силах сейчас активно совершенствуется система беспилотной авиации. «В общей структуре Вооруженных Сил в качестве самостоятельного компонента специальных войск созданы войска беспилотных авиационных комплексов. На данные войска возложены задачи по ведению воздушной разведки, нанесению огневого поражения противнику, наведению и корректировке огня, выполнению обеспечивающих функций в интересах других специальных войск», – сказал Павел Муравейко.
Глава государства посмотрел демонстрацию практических навыков прохождения специализированной трассы операторами FPV-дронов. Этим занимаются операторы дронов после обучения на компьютерном тренажере.
Александр Лукашенко интересовался, как налажено противодействие средствам радиоэлектронной борьбы. Главе государства подробно доложили о соответствующих аспектах.
«Это хорошо, что у нас такие ребята (подготовленные операторы дронов. – Прим.). От этого никуда не уйдешь. Им работа есть солидная, – сказал Глава государства. – Я вижу, молодежь стремится к тому, чтобы запустить этот дрон. Молодежи это нравится. И это хорошо. Мы среди молодежи можем много найти таких ребят, которых надо подготовить, и они будут летать».
Вместе с тем Президент подчеркнул, что остаются востребованными и другие виды вооружений: «В Беларуси местность посложнее, чем в Украине (степь открытая). Это тоже большая разница. Мы можем применять другие виды Вооруженных Сил. Как я говорил, гранатометчики, пулеметчики, автоматчики никуда не уходят. Это главное наше оружие. Человек с ружьем – это главное. А это (дроны. – Прим.) – где позволит местность».
Александр Лукашенко отметил, что излишне этим направлением также не стоит увлекаться, в том числе ориентироваться на имеющиеся средства и потребности. «Главное – не увлекаться. Всегда надо иметь голову на плечах и понимать, что мы можем, что не можем, возможно ли это. Надо определить, что нам надо и в каком объеме», – сказал он.
«Создать хороший дрон – три или четыре типа – это надо, будем делать. Но вы должны подсказать нам, какие они должны быть и что надо делать», – обратился Президент к специалистам.
Глава государства ознакомился с оборудованием цеха производства, сборки и ремонта беспилотных авиационных комплексов, а также производственным процессом.
Президенту продемонстрировали образцы беспилотных авиационных комплексов, стоящие на вооружении в белорусской армии. Некоторые из моделей были спроектированы и собраны непосредственно белорусскими военнослужащими – бойцами отрядов беспилотных авиационных комплексов. Это, так сказать, авторские разработки. Александр Лукашенко пообщался с военнослужащими и подчеркнул, что таких «кулибиных» надо поощрять в обязательном порядке.
«Последняя разработка – гравитационный зацеп для эвакуации беспилотника, который потеряли, или для доставки воды, боеприпасов, мелкой провизии», – представили Президенту модернизированную версию дрона.
«Молодец парень! Главная, как я вам говорю, задача – чтобы не ахали, не охали: «Вот он уйдет, а что дальше?» Чтобы за ним десяток таких же стояли. И за это его поощрять, платить, делать для него все, что ему надо. Поэтому спасибо. Поощряйте таких людей. Таких надо видеть», – похвалил Глава государства.
Александру Лукашенко также продемонстрировали перспективные белорусские разработки и беспилотники, которые производятся на зарубежных предприятиях. Отдельное внимание было уделено средствам борьбы с беспилотными авиационными комплексами.
Важное требование Президента – обеспечить качество производимой техники. Глава государства подчеркнул, что на вооружение необходимо брать только лучшие модели.
Во время мероприятия Александр Лукашенко посмотрел варианты экипировки военнослужащих средствами индивидуальной бронезащиты, оптическими приборами наблюдения, защитными очками, гарнитурами защиты слуха и другими образцами вооружения.
«Это надо производить», – согласился Главнокомандующий.
Затем Главе государства показали практический розыгрыш боевого применения БЛА. Во время первого эпизода были продемонстрированы действия штурмовой группы совместно с операторами беспилотных авиационных комплексов. После было разыграно ведение контрбатарейной борьбы с использованием беспилотников.
Далее под руководством Президента состоялось выездное совещание по вопросам развития производства беспилотных авиационных комплексов и бронежилетов.
«Мы собрались, чтобы обсудить состояние и перспективы обеспечения наших Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами, средствами радиоэлектронной борьбы, индивидуальной бронезащиты военнослужащих. На примере специальной военной операции мы все видим, с одной стороны, эффективность применения беспилотников, с другой – сложность борьбы с ними», – отметил Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание, что ударные и разведывательные комплексы развиваются очень динамично. Для управления ими используются все более совершенные и защищенные способы. «Поэтому важнейшая задача для нас – активное развитие средств радиоэлектронной борьбы с беспилотной авиацией», – подчеркнул Президент.
«Итак, мы должны определиться хотя бы в первом приближении: беспилотные летательные комплексы, аппараты (что это такое, мы видели; для чего предназначены, мы также увидели) – какие будем производить. Их множество уже. Если не сотни, то десятки точно. Исходя из ситуации, которая складывается в Беларуси, исходя из наших возможностей, что будем производить? Как будем бороться против беспилотных летательных комплексов – это тема два. Как мне всегда докладывают, она ближе к нам, мы здесь можем больше, – обратил внимание белорусский лидер. – Конечно, желательно бы иметь такую чудо-машину, которая бы работала по всем беспилотникам и лишала их возможности выполнять свои функции. Если мы такое изобретем, тогда нам не нужны никакие беспилотники».
Александр Лукашенко также заметил, что любое современное оружие может эффективно применяться только при должной индивидуальной защите солдата на поле боя. Бронежилеты, шлемы и прочая боевая амуниция должны быть надежными, легкими и в то же время удобными.
«В свое время мною ставилась задача, чтобы мы производили достаточное количество бронежилетов, чтобы обеспечить Вооруженные Силы Беларуси и в том числе для реализации на экспорт. Мы также должны определить, что мы можем, какие бронежилеты будем производить, какую защиту обеспечим нашим солдатам на поле боя, – сказал Глава государства. – Естественно, это потребует научного подхода, может быть в полной мере сделано только с использованием высококачественных материалов. Без этого тоже невозможно. Что мы можем в этом плане? Что не можем? Как будем здесь действовать?»
Самое главное, подчеркнул Президент, чтобы государство не потратило деньги впустую: «Вы понимаете, что деньги нужны и для производства питания, одежды. Пенсионерам надо платить, да и военнослужащим надо в этой пятилетке (даже за три года) полностью решить проблему обеспечения жильем. Везде нужны деньги».
По его словам, в вопросе развития сферы беспилотников необходимо действовать аккуратно и взвешенно, считая деньги. «Какие будем производить? Мы прекрасно все понимаем – сегодня произвели, завтра они устарели. Все время нужна модернизация. Вы понимаете, что модернизация – это тоже немалые деньги. Поэтому в каком объеме мы можем это делать?» – поставил вопрос белорусский лидер.
Он констатировал, что для Беларуси в силу выше названных причин не рационально идти по пути крупных стран, которые производят огромное количество разного рода дронов. «Но беспилотники нужны. Может быть, нам пойти путем создания базовых трех – четырех (типов беспилотников. – Прим.) и их со временем, если нужно, модернизировать, – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому давайте по-хозяйски определимся, как будем жить дальше, как действовать».
Президент попросил доложить о планах по развитию этой сферы с учетом подходов в мирное, военное время, а также на перспективу: «И, как я вас уже предупредил, от земли. Давайте будем четко понимать: это – можно, это – нельзя».
Глава государства также предупредил, что не стоит с учетом популярности сейчас темы беспилотников излишне делать акцент лишь только на этом направлении, ведь важно развивать и другие виды вооружений, да и решение бытовых вопросов военнослужащих также требует средств: «И боеприпасы, и ракеты нам надо усовершенствовать, и многое другое. И бытовые вопросы. Всех хотят жить в своей собственной квартире. На все это нужны деньги. Давайте это все учитывать по-земному».
Более того, не исключено, что со временем актуальность беспилотников может снизиться. «Мы сегодня все захвачены: «Ах, беспилотники, ах, беспилотники!» – констатировал Александр Лукашенко.
Однако, напомнил Президент, еще 7–10 лет назад военные говорили о необходимости закупки других типов вооружения, самолетов. «Сегодня говорят, что не танки и не БМП решают вопросы, может, не ракеты – беспилотники. Хорошо, что тогда не влезли в эту бешеную миллиардную программу реконструкции вооружения. Не поспешили, не влезли. Сегодня оказалось, что не столько надо танков, БМП. Говорят, на переднем крае (в ходе боевых действий. – Прим.) их уже нет, все решают беспилотники, – обратил внимание белорусский лидер. – Не получится ли так, что со временем опять будем ахать и охать: «Беспилотники, угрохали столько денег, а они оказались не то, что совсем не нужными (они нужны будут долгое время, а может, и всегда), но оказались не совсем тем оружием, на которое мы рассчитывали. Поэтому надо предусматривать абсолютно все варианты».
Перед совещанием Министерство обороны, Национальная академия наук и оборонная промышленность представили имеющиеся образцы вооружения и показали, как в армии готовят соответствующих специалистов.
«Теперь обсудим перспективы дальнейших шагов по развитию соответствующих направлений в целях укрепления обороноспособности и безопасности войск. От выступающих хочу услышать доклады о текущем состоянии производства, возможностях по разработке, созданию новых инновационных видов обозначенной продукции, проблемных вопросах и, самое главное, предложениях по решению этих проблем. В том числе о принимаемых мерах по снижению зависимости от импорта комплектующих, обеспечению необходимых темпов серийного выпуска», – сказал Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июня совершил рабочую поездку в Гродненскую область. В Волковыске Глава государства посетил ОАО «Беллакт».
По прибытии на предприятие Александр Лукашенко в первую очередь поинтересовался ситуацией на полях – что посеяно, как ведется рекультивация. Председатель Гродненского облисполкома Юрий Караев доложил, что посеяли все, еще местами пришлось и пересеивать.
«Я тебе скажу: думал, что в Волковысском районе гораздо лучше…» – заметил Глава государства, говоря об увиденном с борта вертолета.
Руководитель области заверил, что будет лучше.
Александру Лукашенко доложили о социально-экономическом развитии Гродненской области. Валовой региональный продукт в регионе хоть и выше прошлогодних показателей, но все равно не дотягивает до запланированного уровня. При этом, как пояснил Юрий Караев, если сельское хозяйство, строительство и торговля плюсуют, то к промышленности есть некоторые вопросы.
В то же время номинальная начисленная среднемесячная зарплата в области, инвестиции в основной капитал растут опережающими темпами.
Отдельно Президент поинтересовался ситуацией в северных районах Гродненской области.
Председатель облисполкома также проинформировал Президента о реализации программы «Один район – один проект». По его словам, в рамках этой программы в области занимаются 25 проектами.
«Что с сельхозтехникой, сельхозхимией, райснабами? Вы ими занимаетесь? В каждом ли районе они восстановлены? – спросил Александр Лукашенко. – Вы видели, что надо сделать, знаете, как надо восстанавливать. Надо так, чтобы мы четко понимали, что мы там будем делать».
А вот в этом направлении, как доложили Главе государства, предстоит еще много работы.
Президента проинформировали и о ситуации в Волковысском районе. В регионе, в частности, отмечается снижение производства говядины и свинины. Причины известные. Например, что касается говядины, то поголовье скота недоукомплектовано. Между тем падеж скота здесь существенно снизился.
«Если у тебя в Могилеве гибнет скот, то отдай ему. Хорошо, не отдай, а продай, – обратился Александр Лукашенко к вице-премьеру Юрию Шулейко. – Упаси бог, я вам сделаю замечание, что у вас где-то падеж, а, как у него, есть свободные места для откорма. Уж я вам головы поснимаю точно! За скот ответите. Забрали – и отвезли в хорошее хозяйство, пусть откармливают. Там, наверняка, вообще не будет падежа».
Главе государства также планировали доложить о работе ОАО «Беллакт». Но Президент сказал, что знает, что предприятие работает хорошо, и сразу направился в цеха, предложив обо всем рассказать непосредственно в ходе посещения.
Александр Лукашенко ознакомился с производственной базой предприятия, посетил участок расфасовки детского питания и ознакомился с ассортиментом продукции. В ближайшее время на заводе заработает новая линия розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылки, что позволит максимально расширить ассортимент.
Президенту также доложили о планах построить дополнительное производство сухого детского питания.
Построить новый цех предполагается за счет различных источников. Почти половина из них – кредит Банка развития Беларуси. Остальное – это средства Республиканского централизованного инновационного фонда, средства инновационного фонда Гродненского облисполкома, и 13 % – собственные средства предприятия. Общая стоимость проекта оценивается в Br380 млн.
Александр Лукашенко подчеркнул, что подобная продукция, особенно детское питание, будет востребована всегда. Например, в ней заинтересованы многие страны в Африке.
Что касается кредитов под создание нового производства, Президент предупредил, что обязательным условием является последующий возврат средств. «Где бы ты ни взял – в Банке развития, еще где-то: взял в долг – должен вернуть. Если для этого предприятия, которое хочешь построить, есть сырье, есть рынок сбыта и он маржинальный, и все, что ты одолжишь, ты вернешь в течение 10–12 лет (это немалые деньги – $120–130 млн), – пожалуйста. Будем разговор не просто вести, а будем поддерживать этот проект, – заявил Глава государства. – Мы это умеем делать. И это сегодня продается. Любая страна должна накормить своих людей. Детей – тем более».
Как доложили Президенту, на имеющемся производстве уже задействованы практически все мощности и надо расширяться. Детское питание для «Беллакта» – самая маржинальная продукция. При поставках за рубеж рентабельность достигает 40 % при колоссальном спросе. Глава государства поставил вопрос, почему бы не развивать это направление не только в рамках одного предприятия в Волковыске, но и в других точках страны. «Это наша школа, и эту школу проще развивать, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы умеем это делать».
Более того, таким образом можно решить проблему с тем, что рынок сейчас перенасыщен сливочным маслом, его трудно продать: «Если бы мы это молоко, которое ты в масло пускаешь, переработали, – продали бы детское питание. Продукт, на который спрос есть. У нас хватает мощностей. Надо – мы перестроились, произвели сливочное масло. Но на это (детское питание. – Прим.) есть спрос».
Что касается «Беллакта», Александр Лукашенко одобрил планы по реализации инвестпроекта. Он поручил не затягивая, без волокиты готовить экономическое обоснование проекта. «Если надо, будем строить, – сказал Глава государства. – Обсчитывайте. Если есть сырье, есть рынки – это те проекты, которые надо реализовывать в стране».
Реализация проекта позволит дополнительно переработать 61 тыс. т молока в год, увеличив до 15 тыс. т (рост в два раза) производство сухих детских смесей, отвечающих требованиям мировых стандартов, и расширив географию экспорта в страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Президенту на предприятии представили также продукцию молокоперерабатывающих предприятий Гродненской области. В их числе непосредственно сам «Беллакт», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Молочный мир».
Главный технолог «Беллакта» Татьяна Новикова уже 40 лет работает над созданием детской молочной продукции и расширением ассортимента. «Наша гордость – это детское пастообразное питание. В нем практически нет сахара. И мы своих детей уже три года приучаем к несладким продуктам. Есть линейка дошкольного и школьного питания, эта ниша теперь пустая в нашей стране. Мы сделали замену «вкусным» десертам», – представила она продукцию своего предприятия.
В Волковыске Глава государства поинтересовался, как в регионе обстоят дела с картофелем. По поручению Президента контролирующие органы оперативно изучили ситуацию на местах – каких-либо проблем обнаружено не было.
«В Гродненской области свои обязательства по стабилизационным фондам в прошлом году выполнили», – рассказал Председатель Комитета госконтроля, уполномоченный представитель Президента по Гродненской области Василий Герасимов.
А раз стабилизационные фонды были заполнены, значит, с наступлением весны население не осталось без продукции. Более того, из этих стабфондов картофель поставлялся и торговым сетям, когда у них возникли проблемы.
«Смотрите, чтобы не было (проблем. – Прим.) в будущем году. Сейчас позвал (сельхозпроизводителей. – Прим.): ты заготовь столько, столько, столько. Сколько надо – в резерв, у себя держите, но чтобы хватало. Я понимаю, конечно, в России в 2–3 раза дороже был картофель. Кто-то же хочет заработать – крестьяне вывозили, фермеры вывозили. С одной стороны. Ну а с другой стороны, какой-то там где-то обнаружили саботаж», – сказал Глава государства.
«Я больших проблем не вижу, появляется уже первая эта картошка у нас», – заявил Президент.
Александр Лукашенко дал совет не употреблять слишком часто картофель в пищу, так как это может плохо сказаться на фигуре: «Если мы будем есть картошку, как пишем в «тиктоках», то худенькими не будем. Один раз в неделю, два максимум, и то запеченную, пюре».
Во время рабочей поездки Александр Лукашенко упомянул о недавнем факте избиения в областном центре собаки и заявил о недопустимости издевательств над животными.
«К животным у меня трепетное отношение. Где-то недавно в СМИ сообщалось, что в Гродненской области собаку избили», – отметил Глава государства.
«Да, нашли его милиционеры», – сообщил председатель облисполкома Юрий Караев.
«И вы установили мерзавца этого. Собаку заберите. Отдайте, кому надо», – дал совет Глава государства.
Он напомнил, что несколько лет назад после аналогичного случая в Витебске лично вмешался в ситуацию. Тогда избитого щенка привезли в Минск, его в финале хоккейной тренировки Президент подарил тренеру команды – Дмитрию Баскову.
«Забрали, отдали. Сейчас спрашиваю у Баскова: «Как собака?» – «Ребенок», – рассказал белорусский лидер.
«Не позволяйте издеваться. Самые беззащитные – это животные, потому что они от нас защититься не могут. Мы можем. Они не могут. Поэтому их надо беречь», – подчеркнул Глава государства.
Президент также рассказал о своем особом отношении к лошадям: «Даже в деревне я так это не воспринимал. Когда стал Президентом, мне подарили несколько лошадей. Я внимательно за ними наблюдал. Какое умное создание и какую пользу лошадь принесла для человечества!»
Глава государства в этом плане отметил, что в Великую Отечественную войну именно лошади принесли огромную пользу – в условиях нехватки автомобилей именно с их помощью таскали артиллерийские установки, перевозили грузы.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации БЕЛТА
Международный биржевой форум в Минске собрал на одной площадке руководителей товарных и валютно-фондовых бирж Европы, Азии и Африки, представителей антимонопольных органов Беларуси и России, экспертов Евразийской экономической комиссии, а также специалистов в сфере экономики, финансов и электронной коммерции из разных стран мира. Такое масштабное представительство еще раз подтверждает – интерес к биржевой торговле в мире растет. Она выступает надежным фундаментом для развития международного торгово-экономического сотрудничества. В чем преимущества биржевого механизма, какие новации планируются на товарной и валютно-фондовой биржах Беларуси, как будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС – в материале БЕЛТА.
Объективные цены и отсутствие недобросовестных посредников: в чем преимущества биржи для товарных рынков
Биржевой механизм позволяет эффективно организовывать торговлю на прозрачных условиях и по рыночным ценам. «При этом биржу можно использовать как один из элементов действенного регулирования на государственном уровне, оперативно решая текущие задачи. В Беларуси биржа используется для обеспечения подконтрольности экспорта и импорта важнейших сырьевых ресурсов, обеспечивая прозрачность ценообразования, устранение недобросовестного посредничества, развивая конкуренцию, повышая эффективность экспортной реализации и закупочной деятельности», – отметил Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Артур Карпович.
Задача министерства как регулятора – обеспечить необходимые условия для беспрерывного функционирования биржи, разработку стратегии ее развития, постановку и уточнение целей и задач, их оперативную корректировку, определение сфер и направлений деятельности, содействие в работе и своевременный контроль. «В 2016 году при реорганизации Министерства торговли в Министерство антимонопольного регулирования и торговли было принято решение в подчинении ведомства оставить лишь одну торговую организацию – Белорусскую универсальную товарную биржу для дальнейшего использования ее возможностей при решении государственных задач», – напомнил глава МАРТ.
Сейчас в Беларуси в перечень биржевых товаров входят все основные позиции (металлоизделия, древесина, мука, мясная и молочная продукция). Министр уточнил, что расширение или сокращение перечня – это постоянный процесс в зависимости от ситуации на мировых и внутреннем рынках.
В 2024 году был разработан и принят правительством новый порядок продажи молочной продукции на экспорт, который обеспечил рост ее реализации в условиях конкуренции покупателей по рыночным ценам с получением дополнительной выручки. По словам Артура Карповича, этот механизм позволил вывести из тени непрозрачный внебиржевой сегмент рынка, соблюсти интересы экспортеров, сохранив возможность работы с долгосрочными партнерами и товаропроводящими сетями. Кроме того, расширилось применение биржевого механизма в сделках с арматурным прокатом.
Также для получения полной информации о совершенных сделках с отдельной продукцией вне биржевых торгов, обеспечения прозрачности рыночной конъюнктуры внесены изменения и дополнения в перечень внебиржевых сделок, подлежащих регистрации на бирже. Скорректированы отдельные внебиржевые основания для заключения сделок и другие механизмы.
«В целом, если посмотреть на работу Белорусской универсальной товарной биржи, то она дает свои результаты и показывает, что нами выбран правильный путь. Сегодня именно там аккумулируется спрос и предложение на товары, формируются объективные ценовые индикаторы и обеспечивается равный доступ к ресурсам для всех субъектов хозяйствования. При этом мы не стоим на месте, а думаем о будущем. В частности, в прошлом году на бирже под руководством министерства начата работа по созданию собственной системы биржевых индикаторов товарных рынков на ключевые товары, которая будет способствовать совершенствованию организованного оптового рынка товаров и услуг, расширению его открытости и доступности, формированию объективных цен. Результаты данной работы будут использованы для аналогичного проекта в рамках ЕАЭС», – отметил глава МАРТ. Он также сообщил, что продолжается работа над проектом соглашения между правительствами Беларуси и России об обеспечении взаимного допуска к участию в биржевых торгах на товарных биржах Союзного государства.
В числе перспективных направлений развития БУТБ он назвал расширение перечня биржевых товаров и внедрение новых биржевых инструментов для контроля за совершением сделок, установления взаимовыгодных международных связей и развития интеграционных процессов на мировых товарных рынках.
Какие новации ждут участников торгов на валютно-фондовой бирже
Заместитель Министра финансов Беларуси Павел Лемех подчеркнул, что Минфин как регулятор фондового рынка в Беларуси заинтересован в дальнейшем развитии биржевых торгов. «С 2008 года обращение всех акций открытых акционерных обществ уже осуществляется исключительно на бирже по общим правилам. Что касается облигационного сегмента, то исторически так сложилось с учетом специфики его развития, что там есть и неорганизованный рынок, и организованный. Но все–таки мы стремимся именно к организованному рынку. В последние годы Министерством финансов принят ряд решений в этом направлении. Так, принята долгосрочная стратегия до 2040 года по развитию финансового рынка, включая рынок ценных бумаг», – рассказал он.
Для развития организованного сегмента ценных бумаг на рынок выведен новый финансовый инструмент – депозитарные облигации, которые обращаются исключительно на Белорусской валютно-фондовой бирже и регистрируются Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг. «Мы видим интерес участников рынка к этому финансовому инструменту. Это подтверждает статистика: в 2024 году было эмитировано таких облигаций на сумму более $80 млн, а за текущий период (с начала этого года) – уже почти на $40 млн», – отметил Павел Лемех.
Кроме того, Министерство финансов сейчас находится на стадии разработки национальной зеленой таксономии для эксклюзивных выпусков зеленых облигаций. «Площадкой для их размещения будет выступать организованный рынок, то есть Белорусская валютно-фондовая биржа. Ранее мы уже этот инструмент апробировали. Выпущено было государственных ценных бумаг на сумму более $60 млн. Все они были размещены за один день. Так что интерес есть», – проинформировал замминистра.
Что касается корпоративного сегмента, Павел Лемех отметил, что в обращении находятся несколько выпусков облигаций, выпущенных для привлечения ресурсов в зеленые проекты. По его словам, эти бумаги также достаточно востребованы.
Замминистра также анонсировал запуск нового инструмента на Белорусской валютно-фондовой бирже. «С учетом цифрового развития экономики и развития каналов дистанционных технологий мы видим, что биржевые торги перестают быть исключительной опцией для узкого круга. Мы видим, что Белорусская валютно-фондовая биржа может стать универсальным финансовым инструментом для широкого круга участников. Для этого в текущем году будет запущен на БВФБ специальный инструмент – платформа, где будет обеспечено прямое размещение наиболее надежных ценных бумаг для розничных инвесторов», – поделился планами он.
Министерство финансов выступает не только как регулятор фондового рынка, но и как его непосредственный участник. На организованном рынке размещаются государственные ценные бумаги и проводятся депозитные аукционы. «Все обозначенные мной направления стимулирования привели к тому, что у нас на сегодня на организованный рынок приходится где-то порядка двух третей от всего обращения ценных бумаг», – обратил внимание Павел Лемех.
Отдельно он остановился на международной повестке. «В приоритете активизация трансграничных операций. На сегодня к торгам на бирже допущены квалифицированные инвесторы и профессиональные участники из других стран. Есть два условия – это наличие брокерской и дилерской лицензии страны–регулятора и соглашение об обмене информацией между Минфином и регуляторами этой страны. Для упрощения взаимного допуска к торгам уже принят ряд международных договоров, в частности, в рамках взаимодействия с Россией подписано соглашение о проспектах ценных бумаг. Есть и второе соглашение – о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах государств – членов Евразийского экономического союза, оно находится на стадии завершения внутригосударственных процедур», – отметил замминистра.
Единое биржевое пространство ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. «Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия дадут возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались во взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил Министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 года. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего–то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
Министр ЕЭК обратил внимание на то, что единое биржевое пространство будет играть ключевую роль в устранении ценовых диспаритетов на биржевые товары. «Бизнес сможет использовать ценовые индикаторы как ориентир для заключения сделок. Это также сократит риски во взаимной торговле. Динамика ценовых индикаторов позволяет анализировать текущую рыночную конъюнктуру и прогнозировать цены на биржевые товары в будущем, что важно как для производителей, так и для покупателей. Мы постоянно пытаемся создать систему межотраслевых балансов, чтобы обеспечить баланс интересов покупателей и производителей, в том числе формируем межстрановые балансы в рамках ЕАЭС по критическим для нашего рынка товарам. Ценовые индикаторы дадут возможность прогнозировать состояние рынков, возникнут предпосылки для создания устойчивой системы прогнозирования и анализа. Эта цифровая экосистема биржевого взаимодействия даст новое качество экономики, большую прозрачность, прогнозируемость рынков, обеспечит принятие эффективных решений по управлению экономикой на основе оценки ценовых трендов», – отметил он.
Тогда и можно будет говорить о создании международного ценового агентства. Уже сейчас нужно задуматься о подготовке кадров для него, считает Максим Ермолович. По его мнению, создание сильной экосистемы общей биржевой торговли в ЕАЭС позволит быстрее и успешнее интегрироваться в мировой рынок на принципах добросовестной конкуренции и максимальной открытости.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА