Юрлица с начала года оштрафованы на Br150 млн за продажу товаров без сертификатов соответствия и маркировки
Свыше Br150 млн с начала года заплатили юридические лица за нарушения техстандартов Таможенного союза в области защиты прав потребителей, сообщили в пресс-службе Министерства торговли.
«В первом квартале 2016 года Минторг направил в судебные органы более 60 протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушений юридическими лицами технических регламентов Таможенного союза в области защиты прав потребителей (реализация товаров без сертификатов (деклараций) соответствия и маркировки, предусмотренной техрегламентами). По 9 уже рассмотренным административным делам виновные лица привлечены судами к ответственности в виде штрафов на сумму свыше Br150 млн», – пояснили в ведомстве.
В Минторге подчеркнули, что особое внимание при проверках уделяется товарам, от качества и безопасности которых напрямую зависит здоровье и жизнь потребителя: товарам для детей, парфюмерно-косметической продукции, продуктам питания. «Например, в Солигорске из-за отсутствия документов и маркировки была пресечена реализация 12 наименований детских игрушек китайского производства, а также 7 видов кондитерских изделий, изготовленных в России. В Минске прекратили продажу 13 разновидностей российского постельного белья, подушек и одеял, в Марьиной Горке – 21 наименования туалетной воды, туши, пудры, лаков для ногтей импортного производства (Испания, Франция, Швейцария, Ирландия и Украина)», – рассказали в пресс-службе.
По сообщению БЕЛТА
Переход в «цифру» повысит прозрачность госзакупок из одного источника. Об этом заявила журналистам заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Наталья Василевская, передает корреспондент БЕЛТА.
10 августа вступает в силу постановление Правительства, регламентирующее проведение процедуры закупки из одного источника в электронном виде (сейчас бумажный формат).
«Сегодня происходит активная цифровая трансформация. И, конечно, такая сфера, как государственные закупки, не может остаться в стороне. Нельзя говорить о госзакупках в отрыве от цифровизации. Мы четко понимаем, что это ограничивает участие субъектов хозяйствования в процедурах закупок, в том числе и на внешних рынках. Поэтому процесс цифровизации идет достаточно активно, в том числе в такой важной сфере экономики, как государственные закупки. Что касается закупок из одного источника, этот процесс достаточно неконкурентный. А переход в «цифру» повышает гласность, прозрачность процедур. Больше участников узнают о госзакупках, больше компаний могут на цифровой площадке участвовать в процедурах. На наш взгляд, это будет приводить к снижению стоимости и улучшению условий», – сказала Наталья Василевская.
По ее словам, проводить процедуру госзакупки в электронном виде либо на электронной торговой площадке пока обязаны только по двум основаниям: когда конкурентная процедура не состоялась либо проводятся малые закупки (то есть закупки, где ориентировочная стоимость годовой потребности составляет до 500 базовых величин).
«Но это только начало. Уже сегодня определено право использовать электронную торговую площадку для проведения иных процедур закупок из одного источника. А сам процесс дальнейшей трансформации будет направлен на то, чтобы все закупки из одного источника тоже перешли в электронный вид», – отметила замминистра.
«Хотела бы еще остановиться на плюсах, в том числе для заказчика. Постановлением предусмотрено, что процедура закупки может быть проведена и договор заключен с единственным участником. И можно предложить заключить договор с иным поставщиком, если поставщик, которому направили приглашение, отказался от заключения договора. Тем самым мы увеличиваем результативность процедуры закупок и, естественно, сокращаем время их проведения, что немаловажно», – добавила Наталья Василевская.
Сегодня в Минске проходит семинар МАРТ по госзакупкам, посвященный вступлению в силу новаций с 10 августа. «Любая трансформация, любая новация всегда воспринимается немножечко критично, поскольку есть сложившиеся устои, практики. Но тем не менее мы проходим эту трансформацию и потом даже уже не понимаем, как могли жить иначе. Сегодняшний семинар направлен на то, чтобы ответить на вопросы бизнеса, если они еще остались. Мы расскажем о самих новациях и правоприменении, покажем технические аспекты работы на площадках. В семинаре примут участие обе площадки, которые будут проводить процедуру закупки из одного источника – Национальный центр маркетинга и Белорусская универсальная товарная биржа», – заключила замминистра.
По информации БЕЛТА
5 августа Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с рабочей группой по анализу деятельности Национальной академии наук (НАН) обозначил основные направления, которые требуют приоритетного внимания. Среди них он выделил практикоориентированность научных исследований, внедрение разработок в экономику и социальную сферу, а также импортозамещение и экспорт научно-технической продукции. Корреспондент БЕЛТА пообщалась с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой и узнала, каким научное сообщество видит дальнейшее развитие НАН Беларуси.
Связь науки с производством и перспективное импортозамещение
5 августа состоялось знаковое совещание у Главы государства по поводу развития отечественной науки. Подобные мероприятия проходят уже не впервые в этом году, отметил Денис Муха.
«В текущих условиях фактор науки является одним из наиболее важных и определяющих в развитии современного общества и в целом экономики. Это крайне важно, потому что за последние годы мы столкнулись с тем, что процессы в мировой экономике сильно трансформировались и технологические процессы серьезно ускорились. Мы столкнулись с довольно серьезным масштабным санкционным давлением, которое как раз и показало необходимость развития собственных компетенций, своего национального научного и научно-технического потенциала, который бы нам позволял не зависеть от других стран, от импорта технологий, от импорта товаров, оборудования и так далее. К слову, этот фактор может стать решающим фактором давления на экономику», – подчеркнул он.
Говоря о развитии науки, Денис Муха подчеркнул, что здесь комплексно рассматриваются вопросы импортозамещения, а также экономической и технологической безопасности. «Глава государства не случайно уделяет повышенное внимание развитию науки. Беларусь – это страна с высоким интеллектуальным потенциалом. Это подтверждают и довольно высокие позиции нашей страны в ведущих международных рейтингах, связанных и с инновационным развитием, и с развитием человеческого потенциала. То есть, по сути, основной ресурс, который нужен для развития науки и технологий, у нас есть. У нас созданы авторитетные научные школы, и в целом у наших работников высокий уровень квалификации. Но, безусловно, этого сегодня недостаточно. Нужно, чтобы действительно была система, которая бы позволяла эффективно использовать этот потенциал», – уверен руководитель.
Директор Института экономики подчеркнул, что сейчас Беларуси необходимо повышать эффективность реализации этого потенциала и применять на практике все те разработки, которые генерируются учеными Академии наук. «Нужно, чтобы инновационный цикл от создания идеи, разработки промышленного образца до непосредственно внедрения в производство сокращался. Сейчас, в условиях очень высокой конкуренции, это крайне важно. Этому вопросу тоже уделялось значительное внимание на совещании у Президента, чтобы действительно усилить скорость передачи разработок непосредственно в производство. Ну и в целом повысить практикоориентированность. Что здесь имеется в виду? Чтобы разработки, которые наши ученые делают, шли под конкретного потребителя. И вот вчера на этом вопросе было много завязано: чтобы не просто ученые сами для себя разрабатывали, являясь инициаторами, вдохновителями, заказчиками идей, а чтобы органы государственного управления, государственные организации также принимали в этом активное участие. По сути, чтобы связь между академической наукой и реальным сектором была более плодотворной», – обратил внимание он.
Денис Муха считает, что в этом отношении серьезный импульс придан органам государственного управления и подведомственным организациям, чтобы они более тесно контактировали с научными учреждениями. «То есть, планируется сделать так, чтобы заказчиками выступали наши министерства, ведомства. И под это им будут выделены специальные финансовые ресурсы. Эти ресурсы будут как раз направляться в том числе для заказа у академических организаций тех или иных разработок. Этот механизм, думаю, до конца года уже может быть определен», – сказал директор.
Совещание 5 августа у Главы государства было призвано поставить задачи, уже через некоторое время планируется еще одна встреча с научной общественностью, где по предложениям, которые сейчас активно прорабатываются, будут приняты конкретные решения. Они лягут в основу последующих нормативных правовых актов, которые коснутся совершенствования законодательства о научной, научно-технической, инновационной деятельности и так далее. Эти решения, по словам Дениса Мухи, во многом будут заточены под то, чтобы за каждой разработкой стоял конкретный заказчик и конкретный потребитель.
«Задача ученого – придумать идею, произвести товар, услугу. Ученый – это не предприниматель, не какая-то коммерческая структура. Здесь важно, чтобы были созданы действенные механизмы коммерциализации, то есть был эффективный трансфер технологий в производство. За это будут отвечать в том числе соответствующие органы госуправления. Они этот процесс внедрения могут очень серьезно ускорить», – отметил эксперт.
Одним из основных направлений Академии наук, которые требуют приоритетного внимания, Президент также назвал импортозамещение. «Это важно, потому что это вопрос независимости страны. Нужно создавать технологии, как минимум критические, которые бы нам позволили заместить иностранные разработки, которые мы ранее закупали. Чтобы мы могли сами их производить. Это то, что касается продовольственной безопасности, энергетической и так далее – то, без чего страна не может жить. И, конечно же, задача не просто обеспечить импортозамещение и удовлетворить собственный рынок, обеспечить безопасность, но чтобы впоследствии их масштабировать и экспортировать за рубеж, в том числе в дружественные государства, нашим партнерам по Евразийскому экономическому союзу, по СНГ и так далее», – сказал ученый.
Важно не просто заниматься импортозамещением, а впоследствии наращивать компетенции и становиться региональными лидерами, а может, даже по каким-то направлениям и мировыми, уверен Денис Муха.
При этом экспорт Национальной академии наук Беларуси в 2024 году превысил $80 млн – это рекордный объем. Высокий экспортный потенциал, по мнению директора института, имеют разработки в сфере микроэлектроники, био- и фармпрепаратов. «Наши ведущие академические организации производят продукты, которые соответствуют 5-6-му технологическому укладу. Они широко востребованы за рубежом, но я думаю, что здесь есть потенциал и у других продуктов, например машиностроения – это беспилотные летательные аппараты, электротранспорт при условии того, что мы завершим все эти разработки и выйдем уже на масштабирование этих разработок, скажем так, на коммерческое освоение. Но это в более отдаленной уже перспективе», – отметил Денис Муха.
Кроме этого, традиционными остаются экспортные позиции организаций аграрных наук, которые разрабатывают сельскохозяйственную продукцию по различным направлениям. Продукция на основе новых сортов растений тоже активно экспортируется за рубеж.
«Обеспечивать прямой экспорт самим организациям – не совсем задача Академии наук. Задача НАН – делать перспективные для рынка разработки, чтобы впоследствии они масштабировались на предприятиях страны. Поэтому здесь как раз важно обеспечить связь науки и производства. Для масштабирования нужны значительные ресурсы, поэтому тут важно подключение и коммерческого сектора, чтобы осваивать на серьезном уровне промышленные разработки, используя их оборудование и кадровый ресурс, – уверен ученый. – Академия наук должна создавать продукты, которые имеют хороший экспортный потенциал».
Оптимизация финансирования науки. Какие направления наиболее перспективны
Также одним из важных вопросов, который обсудили на совещании у Президента, стала оптимизация финансирования науки. «Глава государства отметил, что, безусловно, серьезные ресурсы направляются на развитие нашей сферы исследований и разработок. Для того, чтобы повысить эффективность, важно, чтобы эти ресурсы как раз и направлялись на сферы, которые могут дать конкретный результат. Предстоит оптимизировать эти направления с выявлением точек роста, которые как раз могут дать наибольший эффект в виде увеличения добавленной стоимости, роста экспорта, создания новых высокотехнологичных рабочих мест и так далее. Сейчас идет активное формирование программы социально-экономического развития на следующие 5 лет и соответствующих программных документов в научной сфере. Думаю, туда будут заложены определенные оптимизация и перераспределение ресурсов для достижения максимального эффекта», – сказал директор Института экономики.
При этом, отметил Денис Муха, важно учитывать, что при трансформации системы финансирования нужно исходить из тех компетенций, которые уже есть в стране. Начинать новое направление – это всегда очень затратно. Нужно понимать, есть ли кадры под данное направление. «Глава государства отметил, что у нас есть компетенции в таких перспективных направлениях, как искусственный интеллект, нейросети, биотехнологии, нанотехнологии. У нас действительно здесь есть хороший задел, и, безусловно, вот такие направления, думаю, получат большую поддержку. Тем не менее я думаю, что и традиционные направления никуда не уйдут, но будут определенным образом трансформированы», – обратил внимание он.
В этой связи важен и вопрос подготовки кадров. «Думаю, этому вопросу будет тоже уделено значительное внимание, потому что без наращивания компетенций и кадров совершить серьезный прорыв будет сложно. Но нужно понимать, что эта работа достаточно долгосрочная, она стратегическая. Здесь самое важное – выработать ключевые подходы, ключевые направления для того, чтобы наука действительно становилась движущей силой экономики, о которой мы часто говорим. И я абсолютно согласен, что у нашей страны для этого есть все возможности, есть потенциал, – считает руководитель института. – Думаю, в том числе за счет своего собственного потенциала, за счет кооперации с нашими ключевыми партнерами, прежде всего Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и другими дружественными государствами, мы можем нарабатывать совместные компетенции и делать совместные продукты, с которыми впоследствии будем выходить и на внешние рынки. Рабочая группа, которая была создана по поручению Президента, внимательно изучила текущие проблемы, которые есть в системе науки, выявила ключевые моменты, которые мешают более динамичному развитию науки. Уже есть системное, четкое видение. Сейчас будет продолжена работа по отработке конкретных механизмов, которые лягут в основу принятия нормативных правовых актов, регулирующих научно-инновационную сферу».
До конца года они будут выработаны, и в следующую пятилетку сфера науки уже будет входить с новым лицом, уверен Денис Муха.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проектом закона предусматривается возложение на уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения или по его поручению соответствующие структурные подразделения и территориальные органы по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения функции по установлению норм расхода топливно-энергетических ресурсов для юридических лиц с годовым суммарным потреблением топливно-энергетических ресурсов 300 т условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/час и более.
В настоящее время нормы устанавливаются также и республиканскими органами государственного управления, и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, и местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня в отношении подчиненных им организаций
Предусматривается обязанность застройщиков, заказчиков строительства источников тепловой и электрической энергии осуществлять согласование предпроектной (предынвестиционной) документации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 8 августа посетил Смолевичский район, где лично проконтролировал ход уборочной кампании.
Глава государства при посещении «Озерицкий-Агро» поставил задачу осваивать отечественное производство различных видов техники для сельского хозяйства.
Отмечалось, что урожайность рапса разнится по регионам и в хозяйствах. Например, в «Озерицком-Агро» она достигает 52 ц/га, и это, можно сказать, образцовый пример. «Любо-дорого посмотреть на поле, обработано все, красиво! Озерцо сделали, окультурили, – дал высокую оценку Глава государства. – Если бы у нас поля обрабатывали везде, и рапс и наши гибриды, наши сорта имели бы урожайность пусть не 50 центнеров (с гектара. – Прим.), но 45 точно».
Добиться хороших результатов удается за счет многих компонентов: используются гибридные сорта (как импортные, так и отечественные, хотя последние еще не всегда дотягивают по качеству), соблюдается технология возделывания и уборки, своевременно и в достаточном количестве вносятся удобрения, применяется хорошая техника для уборки.
На эту тему – техники для уборки – разговор зашел подробный и предметный. Президент спросил, какая сейчас локализация при производстве пресс-подборщиков на отечественных предприятиях. Было доложено, что она составляет порядка 35–40 %, но основные узлы все же иностранного производства.
Александр Лукашенко напомнил, что ставил соответствующие задачи при назначении Виктора Каранкевича вице-премьером, отвечающим за промышленный сектор, – речь шла о необходимости производить собственный, белорусский автоматический пресс и робот для доения коров, которые по характеристикам должны быть не хуже импортных.
«Мы должны свое делать», – подчеркнул Глава государства. Он заметил, что похожая ситуация много лет назад складывалась на машиностроительных предприятиях страны, локализация была низкой, все завозилось по импорту, пока Президент не поставил жесткую задачу – проводить импортозамещение и делать свое, в результате сейчас в Беларуси есть свой автомобиль. «Точно так и здесь. Пять-десять лет назад вы комплектующие завозили, сегодня – локализация, замена иностранного белорусским. Делайте!» – сказал Александр Лукашенко.
Использование пресс-подборщиков позволяет оптимизировать процесс уборки и заготовки кормов. Ведь в Беларуси в силу погодных условий очень трудно заготовить и сохранить качественное сено для последующего кормления животных, количество влаги бывает избыточным, что влияет на качество конечного продукта. От этого способа заготовки кормов не нужно отказываться полностью, но хорошей альтернативой является консервация кормов в рулоны пленки. «Вот для чего нам нужен пресс, мы без него не обойдемся. Комбайн мы кое-какой получили (уборочный. – Прим.), вроде он не уступает иностранному», – заметил Президент, уточнив, что аналогичным образом следует поработать над отечественным пресс-подборщиком.
То же самое касается необходимости разработать и произвести свой собственный робот для доения коров. Надо обязательно идти по пути большей механизации в сельском хозяйстве и других сферах, это позволит не только повышать эффективность, но и работать качественно при сокращении трудовых ресурсов.
В разговоре об импортозамещении затрагивался еще один важный аспект – производство пленки, которая используется при заготовке кормов пресс-подборщиками и последующей консервации. Этот материал занимает большой удельный вес в общей стоимости (до 60 %), делая заготовку кормов таким способом гораздо дороже, чем привычной технологией закладки кормов в траншеи. Однако при консервации в пленку сохранность кормов, их качество существенно выше, а значит, и производительность коров, сохранность скота, который потребляет этот корм, тоже лучше. «Поэтому если взять в целом, то это (консервация в пленку. – Прим.) – дело хорошее», – считает Александр Лукашенко.
Например, в Минской области используется пленка пяти производителей, из которых два белорусских и три китайских. По характеристикам и стоимости они примерно сопоставимы. Но Президент поставил задачу снизить стоимость отечественной пленки, чтобы ее доля в себестоимости работ по консервации кормов сократилась с нынешних 60 % до примерно 30–35 %. «Но это (такую заготовку кормов) надо делать, потому что сохраним телят, сохраним корову и получим результат», – сказал Глава государства.
В центре внимания рабочей поездки Президента был озимый рапс. То, что возделывать эту культуру выгодно и этим в Беларуси нужно заниматься, дело уже решенное. Озимый рапс позволяет получать очень полезное масло (по производству которого Беларусь уже занимает, по разным данным, 5 или 6 место в мире) и белок для нужд животноводства. Плюс на полях после возделывания рапса отлично растут зерновые культуры, поэтому его называют «предшественником».
Сейчас озимый рапс возделывается на площади 370 тыс. га и на 48 тыс. га – яровой рапс. Специалисты говорят, что для Беларуси это культура настоящего и будущего. Если в 1980-х годах ее вообще не возделывали в стране, а потом, по оценке иностранных экспертов, считали, что для нее пригодна лишь небольшая часть почв, то сейчас благодаря разработанной у нас технологии возделывания, поддержке государства и лично Президента озимый рапс успешно занимает все больше и больше посевных площадей.
Теперь остается усовершенствовать технологии и сорта. Президент поинтересовался, как идет работа над отечественными гибридными сортами рапса. Как пояснила заведующий отдела масличных культур НПЦ НАН Беларуси по земледелию Ядвига Пилюк, в стране стараются выдерживать пропорцию использования семян своих и импортных 80/20. Александр Лукашенко ориентирует на наращивание доли собственных семян и улучшение их качество. За последние 10 лет созданы 30 сортов рапса, спрос на них большой – продано 110 т семян и это в условиях жесткой конкуренции с более чем 20 крупнейшими фирмами мира.
«Нам надо миллион получить точно – маслосемян (в этом году. – Прим.)», – поставил задачу Александр Лукашенко по урожаю озимого рапса.
«В этом году мы его получим, валовый сбор. Будем смотреть, как добавит нам яровой рапс», – уточнила Ядвига Пилюк. Специалист пояснила, что в этом году для озимого рапса очень сложные погодные условия, тем не менее, по прогнозам, удастся собрать не менее миллиона тонн рапса, но это общий валовой сбор, а маслосемян будет немного меньше. Хотя в прошлом году урожай именно маслосемян был 1 млн т.
«Нам бы на этом удержаться», – ориентировал Президент на показатели прошлого года.
Говоря про погодные условия и их влияние на ход уборочной, Александр Лукашенко вспомнил и о своем опыте работы в сельском хозяйстве. «Я же помню... Просыпаешься: никакой не дождь – возня. Брызнуло – до обеда не можем в поле выйти. А если хороший дождь прошел, то день еще на завтра до обеда убирать не можем», – рассказал Глава государства.
Тем не менее, подчеркнул Президент, в эту уборочную работники сельского хозяйства показывают очень достойные результаты. «Скажу откровенно: крестьяне – молодцы в этом году. Мы люди такие, славяне: если сложнее, мы начинаем напрягаться и работать по-настоящему, – обратил внимание Александр Лукашенко. – В этом году молодцы как никогда. Я вот это чувствую».
Как доложили Президенту, на утро было убрано 48 % площадей вместе с рапсом, а к обеду планируется убрать 50 %. «Половина – дальше уже чуть легче будет, – считает Глава государства. – Но сейчас очень важно убрать рапс. Надо быстро заканчивать с этим рапсом, чтобы потерь не допустить».
По словам вице-премьера Юрия Шулейко, потребление рапсового масла в Беларуси за два года увеличилось на 20 %. «Ну и хорошо. Очень хорошая штука. Хочешь быть здоровым – надо использовать это масло, – порекомендовал Александр Лукашенко. – Масло очень полезное. И вообще, я сторонник того, чтобы питаться тем, что у тебя растет».
Президенту также представили ассортимент рапсового масла, производимого в Беларуси. Александр Лукашенко передал на пробу бутылку этого масла председателю Минского облисполкома Алексею Кушнаренко. Руководителю центрального региона 8 августа исполнилось 50 лет. По этому случаю сразу по приезде на поле Глава государства вручил Алексею Кушнаренко подарок, который привез из недавней поездки на Валаам, – икону Георгия Победоносца.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Потребительский рынок все больше ориентируется на IT-решения. Благо в Беларуси очень даже неплохо развита инфраструктура для онлайн, в которую целенаправленно вкладываются инвестиции – и частные, и бюджетные. Поэтому по ряду показателей в сфере высоких коммуникаций мы находимся на лидирующих позициях в СНГ, а по некоторым – и в европейском разрезе. А вот национальных сервисов, которые бы эксплуатировали эту инфраструктуру, пока у нас не так уж и много. Что нужно для улучшения ситуации?
Данные правят миром
Поисковики, социальные сети, разнообразные коммерческие и бытовые приложения, маркетплейсы и в целом цифровая экосреда уже являются не каким-то фрагментарным новационным баловством. За считаные годы они превратились в инфраструктурные проекты, которые могут и влияют на развитие тех или иных отраслей экономики.
В современном цифровом мире любые большие данные являются критически важными. Смартфон знает о нас больше нас самих. Приложения и компании, которые предоставляют электронные услуги, скрупулезно фиксируют все наши действия: что покупаем, по каким адресам ездим на такси, какое меню предпочитаем, какие фильмы смотрим… Такие всеобъемлющие данные позволяют создать индивидуальный профиль буквально любого пользователя. И на этом зарабатывать: делать персональные предложения, от которых невозможно отказаться.
Базы персональных данных становятся очень ценным товаром. Их объем и полнота – ключевое конкурентное преимущество цифровых экосистем. Конкуренцию выигрывает не самый быстрый, дешевый, удобный, а та корпорация, у которой есть информация о большем количестве реальных (и потенциальных) клиентов и более полные данные о них. Четко прописанные детали персональных профилей позволяют включать широкий инструментарий персонального маркетинга.
Интернет-торговля прирастает
В Беларуси электронная коммерция развивается очень динамично. Во-первых, для этого есть прекрасная инфраструктура. Во-вторых, страна обладает достаточным интеллектуальным потенциалом для развития новых решений. И та же интернет-торговля стабильно прирастала последние лет 15. Но наиболее сильно выстрелила в последние два-три года. Конечно, пандемия подогрела интерес потребительской аудитории к различным формам удаленного обслуживания. И к тому же на наш рынок стали активно выходить зарубежные компании.
С одной стороны, это благо для нас. Происходит развитие потребительского рынка и услуг. Появляются новые решения. Повышается конкуренция, которая всегда является дефляционным фактором.
Но с другой – есть и определенные риски. Потенциально существует угроза, что в среднесрочной перспективе компании с иностранным капиталом будут играть первую скрипку на рынке цифровых систем. И, соответственно, в значительной степени контролировать некоторые сегменты рынка услуг, а также товарные потоки.
Совершенно логичным выглядит стремление создать популярный национальный маркетплейс, а также цифровую экосреду, чтобы отечественные сервисные компании могли уравновесить реальное и потенциальное иностранное влияние. Но здесь нужно понимать, что белорусский внутренний рынок относительно небольшой. И исключительно национальным игрокам сложно на нем окупить инвестиции, необходимые для формирования тех же баз персональных данных.
Теоретически этой проблематикой могли бы заняться наши крупные банки, у которых уже есть широкая клиентская база. Но для них это не совсем профильный бизнес. Поэтому в нашей конфигурации координат пока сложно представить, чтобы финансовый сектор взялся за внедрение торговых, транспортных и других сервисов. Хотя это перспективная идея.
База в приоритете
Логика подсказывает, что нужно больше внимания уделять теме персональных данных. Не только с точки зрения охраны интересов пользователей – с этим в Беларуси все в порядке. Эксцессы случаются, но в намного меньших масштабах, чем в среднем по континенту. При этом сегодня информация является ценностью. И данный стратегический ресурс должен работать на национальную бизнес-среду. Напрашивается даже такой ход: формирование национальной базы персональных данных, которую бы были обязаны на тех или иных условиях пополнять все участники электронной коммерции независимо от географического происхождения капитала. К тому же участники рынка в дальнейшем смогут на определенных условиях подключаться к этой базе. И тогда в цифровой экономике больше будут участвовать и малые, и средние компании.
Подход нестандартный, но он поможет решить сразу несколько задач. Во-первых, усилить на рынке реальную конкуренцию. Во-вторых, базы персональных данных не будут принадлежать исключительно определенным субъектам хозяйствования. И даже если кто-то из них решит уйти с рынка, то этот неприятный факт окажет минимальное влияние на цифровую сервисную инфраструктуру. Место исчезнувшей компании займут другие игроки.
Big Data – основа современной электронной коммерции. И все эти большие данные должны в идеале находиться в национальной юрисдикции.
КОММЕНТАРИЙ ПО СУЩЕСТВУ
Андрей Гаев, директор Национального центра защиты персональных данных:
– Действительно, с развитием технологий значение личной информации кратно возросло. Она является катализатором, «топливом» для все большего количества процессов, конечный объект которых – человек. При этом, наряду с благами современной цивилизации, пришли и новые, доселе неизвестные вызовы и риски как для отдельного человека – носителя личной информации, так и для общества и государства в целом.
Не случайно неправомерные действия с персональными данными названы одними из угроз национальной безопасности. Поэтому государство гарантирует создание условий для защиты и безопасности личности и общества при их использовании.
По сути, персональными данными являются любые сведения о человеке, позволяющие выделить его из множества других людей и воздействовать на него. И это совсем не обязательно только фамилия, имя и адрес проживания. История покупок в интернете, комментарий в сети, собираемые смартфоном сведения о перемещениях человека – это тоже личные данные. Постоянно появляется новая информация, характеризующая человека, его деятельность, уклад жизни, и ее перечень не является закрытым.
Сама сущность слова «персональные» говорит о том, что такие данные относятся к человеку и принадлежат только ему. И если, конечно, речь не идет о превалирующих интересах общества и государства, регулируемых законом, только сам человек вправе распоряжаться ими.
Это в полной мере относится к сфере торговли и услуг. Именно человек сам должен решать, с кем он готов сотрудничать и кому передать для обработки свои личные данные, а кому – нет. Иначе, собрав сведения о нем, например, в единый ресурс и дав доступ к нему разным субъектам, получается «торговля» сведениями о человеке помимо его воли.
В условиях наличия в стране значительного количества различных информационных ресурсов создание нового, аккумулирующего в себе огромные массивы персональных данных ресурса, видится нецелесообразным. На нем будет фактически продублирована информация из действующих массивов, создаваемых для решения конкретных госзадач (регистр населения, единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и другие). При этом жизнь будет требовать включения в него все новых и новых сведений.
Кроме того, создание такого ресурса неизбежно повлечет интерес к нему мошенников и других деструктивных сил, увеличит риск утечек и в целом создаст дополнительные угрозы национальной безопасности, приведет к серьезным финансовым затратам на его содержание и принятие мер по защите информации.
Полностью закрыть возможность обработки чувствительных данных о гражданине организациями другой страны нельзя, ведь сам человек может, например, дистанционно купить товар на зарубежном маркетплейсе или авиабилет у иностранной компании.
Поэтому государством в национальных интересах принимаются правовые и организационные меры, направленные на локализацию данных, то есть их обязательную обработку (иногда только хранение) на оборудовании, размещенном в пределах государственных границ, в том числе с целью обеспечения информационного и технологического суверенитета.
Согласно Указу Главы государства от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» реализация в нашей стране товаров, выполнение работ, оказание услуг должны осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Беларуси с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории страны и зарегистрированных в установленном порядке.
Постановлением Правительства от 31 декабря 2024 г. № 1074 предусмотрена необходимость учета при разработке программного обеспечения требований законодательства о персональных данных.
Также Национальный центр защиты персональных данных внес предложения о закреплении на законодательном уровне требования о локализации на территории нашей страны обработки персональных данных, относящихся к охраняемой законом тайне (врачебной, нотариальной и других), биометрических и генетических персональных данных, а также личной информации несовершеннолетних.
Владимир Волчков, « Рэспубліка», 8 августа 2025 г.
