Всё о сборе на финансирование государственных расходов. Информационное пособие Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Кто должен платить сбор на финансирование государственных расходов, кто освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов, размер сбора, а также многое другое в этом материале от от Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
Кто должен платить сбор на финансирование государственных расходов
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год (далее – сбор) признаются:
-
граждане Республики Беларусь;
-
иностранные граждане, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство);
-
лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (вид на жительство),
которые не участвовали в 2015 году в финансировании государственных расходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы или осуществления иной деятельности, с которой можно ознакомиться ТУТ.
Периоды участия физического лица в финансировании государственных расходов суммируются, если они не совпадают по времени.
В случае совпадения по времени периодов участия физического лица в финансировании государственных расходов, учитывается один из таких периодов.
Например, гражданин Иванов И.В. в период с 01.01.2015 по 25.04.2015 работал по трудовому договору в средней школе. С 25.04.2015 он уволился.
В период с 10.03.2015 по 20.08.2015 занимался репетиторством и уплачивал единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Период участия гражданина Иванова И.В. в финансировании государственных расходов составляет 223 дня (с 01.01.2016 по 20.08.2015).
Кто освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов
От уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год полностью освобождаются граждане, которые:
1. являлись в 2015 году лицами моложе 18 лет либо достигли в 2015 году возраста 18 лет
Например, гражданину Петрову П.П. 10 января 2015 года исполнилось 18 лет. Такой гражданин освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
2. являлись в 2015 году лицами пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) либо достигли в 2015 году такого пенсионного возраста
Например, гражданин Сидоров В.В. 12 апреля 2015 года достиг пенсионного возраста 60 лет. Такой гражданин освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
3. в 2015 году или в 2016 году были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности)
Например, гражданин Васильев В.С. не участвовал в 2015 году в финансировании государственных расходов. В апреле 2016 года был признан инвалидом II группы.
Присвоение в 2016 году гражданину Васильеву В.С. инвалидности освобождает его от уплаты сбора на финансирование государственных расходов как за 2015 год, так и за 2016 год.
Основанием для освобождения от уплаты сбора является документ, подтверждающий присвоение инвалидности, например, удостоверение инвалида.
4. фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней в 2015 году
Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь производится на основании данных о въезде (выезде) в Республику Беларусь (из Республики Беларусь), то есть на основании отметки о пересечении государственных границ иностранных государств, вносимой компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль, в документы, удостоверяющие личность, и документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.
Учитывая отсутствие пограничного контроля между Республикой Беларусь и рядом иностранных государств, например, Российской Федерацией, Казахстаном, день въезда (выезда) физического лица в такие иностранные государства (из иностранных государств) определяется на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда), к которым, в том числе, относятся:
-
разрешение на временное проживание в иностранном государстве, оформленное в установленном порядке;
-
регистрация в иностранном государстве;
-
документы, подтверждающие место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения, предоставления места для проживания в общежитии и другие);
-
документы, подтверждающие выполнение на территории иностранных государств работ по трудовым, гражданско-правовым договорам;
-
иные документы, подтверждающие место фактического нахождения на территории Российской Федерации, Казахстана (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица.
Количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в 2015 году определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивается днем выезда из Республики Беларусь (включительно) или последним днем 2015 года.
5. являлись матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) и воспитывали более 183 дней в 2015 году в семье:
-
ребенка в возрасте до 7 лет;
-
ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
-
3-х и более несовершеннолетних детей.
ВНИМАНИЕ ! В составе семьи учитываются дети, находящиеся на иждивении и воспитании в семье, в том числе усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы, дети, над которыми установлена опека (попечительство).
В составе семьи не учитываются дети, в отношении которых родители (единственный родитель) лишены родительских прав, отобранные из семьи, воспитываемые в приемных семьях, детских домах семейного типа, находящиеся в детских интернатных учреждениях, учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания.
6. за 2015 год уплатили подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере 3 600 000 и более белорусских рублей
Например, гражданин Петров А.А. в течение 2015 года не работал. Следовательно, он признается плательщиком сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
В то же время гражданин Петров А.А. является учредителем акционерного общества и получал в 2015 году дивиденды, с которых был удержан и перечислен в бюджет подоходный налог в размере 4 160 000 белорусских рублей.
Так как сумма уплаченного с дивидендов подоходного налога (4 160 000 белорусских рублей) превышает сумму сбора на финансирование государственных расходов (3 600 000 белорусских рублей), то гражданин Петров А.А. освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
7. прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта 2015 года либо убыли в 2015 году из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь
Справочно, под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
8. Иные категории граждан, освобождаемые от уплаты сбора на финансирование государственных расходов, полный перечень которых можно посмотреть ТУТ.
Освобождение от уплаты сбора на финансирование государственных расходов предоставляется на основании документов, подтверждающих право физического лица на такое освобождение.
Проинформировать налоговый орган о Вашем праве на освобождение от сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год Вы можете путем направления сообщения с указанием основания, по которому Вы освобождаетесь от уплаты сбора, а также копий документов, подтверждающих льготу.
Примерную форму сообщения о наличии права на освобождение от уплаты сбора можно посмотреть ТУТ [doc].
Заполненное сообщение с приложенными копиями документов можно направить в налоговый орган по месту жительства (регистрации) по почте или в виде электронного сообщения с прикрепленными файлами через размещенный на сайте Министерства по налогам и сборам сервис «Электронное обращение».
Справочно, почтовые адреса налоговых органов можно посмотреть на сайте Министерства по налогам и сборам в разделах, посвященных инспекциям МНС по областям и г.Минску:
по Брестской области – http://www.nalog.gov.by/ru/inspekcii-mns-po-rayonam-brest/; по Витебской области – http://www.nalog.gov.by/ru/inspekcii-mns-po-rayonam-ebskaya-oblast/; по Гомельской области - http://www.nalog.gov.by/ru/inspekcii-mns-po-rayonam-gomelskoy-oblasti/; по Гродненской области - http://www.nalog.gov.by/ru/inspekcii-mns-grodno-oblasti-ru/; по Минской области - http://www.nalog.gov.by/ru/minobl_ru/; по Могилевской области - http://www.nalog.gov.by/ru/inspekcii-mns-mogilevskoy-oblasti-ru/
Размер сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год
Размер сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год составляет 3 600 000 белорусских рублей.
Кто имеет право уменьшить сумму сбора на финансирование государственных расходов
Если Вы являетесь плательщиком сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, то Вы вправе уменьшить сумму сбора на 10 % или на 360 000 рублей.
В таком случае, размер сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год составит 3 240 000 рублей.
Что необходимо для этого сделать?
Представить в налоговый орган по месту жительства (пребывания) уведомление о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году (далее – уведомление) по сроку не позднее 31 иая 2016 года.
Форму такого уведомления можно посмотреть ТУТ [doc].
В случае представления не позднее 31 мая 2016 года вышеуказанного уведомления срок уплаты сбора на финансирование государственных расходов - не позднее 1 июля 2016 года.
Уведомление можно представить в налоговый орган по месту жительства (регистрации) лично или направить по почте.
На основании представленного Вами уведомления, налоговый орган рассчитает сумму сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год и предъявит его к уплате в виде извещения на уплату сбора.
Пример расчета суммы сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год можно посмотреть ТУТ.
Получив извещение на уплату сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, Вам необходимо оплатить сумму сбора по сроку не позднее 1 июля 2016 года.
Срок уплаты сбора на финансирование государственных расходов
Не позднее 1 июля 2016 года – в случае представления гражданином уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.
Не позднее 15 ноября 2016 года – в случае, если гражданин не представлял в налоговый орган по сроку не позднее 31 мая 2016 года уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.
Типовые вопросы-ответы по уплате сбора на финансирование государственных расходов
Вопрос 1. Гражданин Иванов И.В. в период с 01.01.2015 по 25.04.2015 работал по трудовому договору в средней школе. С 25.04.2015 он уволился.
В период с 10.03.2015 по 20.08.2015 занимался репетиторством (осуществлял деятельность по заявительному принципу) и уплачивал единый налог.
Как определить количество дней участия гражданина Иванова И.В. в финансировании государственных расходов в 2015 году?
Ответ 1. Определяем период участия гражданина Иванова И.В. в финансировании государственных расходов:
-
С 01.01.2015 по 25.04.2015 – 115 дней
-
С 10.03.2015 по 20.08.2015 - 165 дней
-
Так как период с 10.03.2015 по 25.04.2015 гражданин Иванов И.В. одновременно занимался двумя видами деятельности: работал в школе и занимался репетиторством, то для определения периода участия в финансировании государственных расходов из этого периода принимается только 47 дней.
-
Таким образом, общий период участия гражданина Иванова И.В. в 2015 году в финансировании государственных расходов составляет 223 дня, а именно:
223 дня = 115 дней (включая 47 дней в период с 10.03.2015 по 25.04.2015)+ (165 дней – 47 дней)
Вопрос 2. Гражданка Петрова М.И. в 2015 году только три месяца осуществляла деятельность по чистке и уборке жилых помещений без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. За период осуществления такой деятельности она уплатила в бюджет единый налог в размере 870 000 рублей.
Как рассчитать сумму сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, которую гражданка Петрова М.И. должна уплатить в бюджет по сроку 15 ноября 2016 года?
Ответ 2. Размер сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год составляет 3 600 000 рублей.
Если за 2015 год гражданин производил уплату подоходного налога, единого налога или налога по упрощенной системе налогообложения, то уплаченные суммы таких налогов уменьшают сумму сбора на финансирование государственных расходов.
Следовательно, размер сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, предъявляемый гражданке Петровой М.И. к уплате, будет уменьшен на сумму уплаченного ею за 2015 год единого налога и составит 2 730 000 рублей (3 600 000 рублей – 870 000 рублей).
Вопрос 3. Гражданин Иванов И.И. в 2015 году в период с 2 февраля 2015 года по 30 июня 2015 года получал доходы от сдачи в наем жилого помещения другому физическому лицу, в связи с этим являлся плательщиком подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах (далее – подоходный налог).
За указанный период гражданин Иванов И.И. уплатил в бюджет подоходный налог в сумме 850 000 рублей.
Гражданин представил 20 апреля 2016 года в налоговый орган по месту жительства уведомление, в котором сообщил о том, что он в 2015 году участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 дней и уплачивал за 2015 год подоходный налог.
Как будет рассчитываться сумма сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год для гражданина Иванова И.И.?
Ответ 3. На основании представленного гражданином Ивановым И.И. уведомления сумма сбора на финансирование государственных расходов будет уменьшена на сумму подоходного налога в размере 850 000 рублей, уплаченную гражданином Ивановым И.И. за 2015 год, а также на 10 процентов в связи с представлением в налоговый орган по сроку не позднее 31 мая 2016 года уведомления об участии в финансировании государственных расходов менее 183 дней в 2015 году.
Расчет суммы сбора, подлежащей уплате в бюджет за 2015 год, производится налоговым органом следующим образом:
1. Уменьшаем сумму сбора на финансирование государственных расходов на сумму уплаченного за 2015 года подоходного налога:
-
3 600 000 рублей – 850 000 рублей = 2 750 000 рублей,
-
где 3 600 000 рублей – сумма сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год,
-
850 000 рублей – сумма подоходного налога, уплаченного гражданином Ивановым И.И. за 2015 год.
2. Определяем 10 % от подлежащей к уплате суммы сбора на финансирование государственных расходов:
2 750 000 рублей * 10 % = 275 000 рублей
3. Итоговая сумма сбора за 2015 год, уменьшенная с учетом уплаченного за 2015 год подоходного налога и 10 % в связи с представлением уведомления:
3 600 000 рублей – 850 000 рублей – 275 000 рублей = 2 475 000 рублей.
Вопрос 4. Женщина (гражданка Республики Беларусь) постоянно проживает на территории Российской Федерации, нигде не работает, находится на иждивении мужа – гражданина Российской Федерации. Договор найма жилого помещения заключен между мужем и арендодателем. Какие документы она должна предоставить в налоговый орган Республики Беларусь для подтверждения нахождения на территории Российской Федерации более 183 календарных дней?
Ответ 4. В рассматриваемой ситуации с целью подтверждения своего пребывания более 183 дней в течение 2015 года на территории Российской Федерации женщине необходимо представить в налоговый орган:
-
сообщение по предлагаемой на сайте форме о том, что она в течение 2015 года более 183 дней фактически находилась на территории Российской Федерации;
-
копия свидетельства о заключении брака;
-
копию паспорта супруга – гражданина Российской Федерации;
-
копию договора найма жилого помещения, заключенного между супругом и собственником жилья.
Вопрос 5. Гражданин Петров П.П. работает так называемым «вахтовым методом» (15 дней в Российской Федерации, 15 дней в отпуске на территории Республики Беларусь). Согласно его пояснениям, временная регистрация не производится, так как она не требуется российским законодательством. В период работы гражданин живет в вагончике на территории стройки, соответственно, договора найма нет. Он готов представить справку российского работодателя с указанием периодов работы в течение налогового периода. Достаточно ли такого документа?
Ответ 5. В рассматриваемой ситуации гражданину Петрову П.П. для подтверждения факта своего нахождения на территории Российской Федерации более 183 дней в 2015 году достаточным будет представить от российского работодателя письменное подтверждения следующих сведений:
-
о том, что он действительно состоит в трудовых отношения с нанимателем;
-
характере работы – выполнение работ вахтовым методом на территории Российской Федерации;
-
периоде выполнения работ в 2015 году на территории Российской Федерации;
-
обеспечение нанимателем работника местом для временного проживания в период выполнения работ вахтовым методом.
Вопрос 6. Гражданин Иванов И.И. в период с 10.01.2015 по 15.09.2015 находился в Германии. Гражданин Иванов И.М. выезжал и въезжал с (на) территории Республики Беларусь в Германию на поезде, следующем через Польшу. Отметки в паспорте о пересечении государственной границы Польши (10.01.2015 и 15.09.2015) были проставлены сотрудниками пограничной службы Польши.
Признается ли гражданин Иванов И.И. плательщиком сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год?
Ответ 6. Нет, не признается. Так как в течение 2015 года гражданин Иванов И.И. фактически находился на территории Республики Беларусь менее 183 дней (117 дней), то он освобождается от уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
Период нахождения за пределами Республики Беларусь, в рассматриваемой ситуации, на территории Германии, определяется по отметкам о пересечении, проставленным сотрудниками пограничной службы Польши в паспорте гражданина Иванова И.И.
Вопрос 7. Гражданин Васильев В.С. участвовал в 2015 году в финансировании государственных расходов менее 183 дней. Следовательно, он должен уплатить сбор на финансирование государственных расходов за 2015 год. Однако, в апреле 2016 года гражданин Васильев В.С. признан инвалидом II группы.
Обязан ли гражданин Васильев В.С. уплатить сбор на финансирование государственных расходов за 2015 год?
Ответ 7. Нет, не обязан. В рассматриваемой ситуации, присвоение в 2016 году гражданину Васильеву В.С. инвалидности освобождает его от уплаты сбора на финансирование государственных расходов как за 2015 год, так и за 2016 год.
Нормативные правовые акты по сбору на финансирование государственных расходов
Декрет Президента Республики Беларусь 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 октября 2015 г. N 904 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия государственных органов и организаций в целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3»
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 1 июля 2015 г. № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов»
По материалам Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
В расчете на государственную социальную помощь каждый человек не должен забывать и о личной ответственности за свою жизнь: трудиться легально и платить налоги, чтобы потом иметь заслуженную пенсию, налаживать добрые отношения в семье и с соседями. Об этом напомнила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в ходе личного приема граждан, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Прием по восьми обращениям длился более пяти часов. Каждому Ирина Костевич старалась уделить достаточно времени, чтобы вникнуть в суть проблемы и помочь по существу.
Звучали вопросы в сфере пенсионного обеспечения, по поводу определения страхового стажа, начисления надбавок к пенсиям, предоставления статуса ветерана, материальной помощи и др.
Так, группа бывших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС предлагает включить в закон о ветеранах людей, которые в 1986–1987 годах выполняли свой долг по защите Родины. «Мы ликвидаторы, не потерпевшие. Статус ветерана, как нам кажется, мы заслужили», – высказались заявители.
Но Министр сразу оговорила, для выхода с такой инициативой надо видеть шире и соотносить права, заслуги и потребности разных категорий (например, тех же афганцев), чтобы соблюдалась справедливость по льготам. Каких льгот не хватает ликвидаторам? Что им даст новый статус? Заявители пояснили – это символ уважения общества к их заслугам, дополнительные льготы не нужны. Ирина Костевич заверила: когда будет обсуждаться вопрос внесения изменений в закон о ветеранах, ликвидаторов снова пригласят для обсуждения – чтобы взвесить все «за» и «против».
Также заявители просили помощи в предоставлении льготы по аренде помещения для Белорусского республиканского общественного объединения ликвидаторов и инвалидов Чернобыльской катастрофы «Ветераны Чернобыля». В Минтруда их проконсультируют по составлению ходатайства для вхождения в перечень организаций, которые могут на это претендовать.
Недовольный тем, что не может пенсионироваться в России, где много лет работал, бывший инженер-строитель пытался «переписать историю». Хотя сам еще в 2012 году выбрал другой вариант пенсионирования и поставил подпись, согласившись, что это решение не подлежит пересмотру.
Пришедшая на прием минчанка считает, что нужно пересмотреть подходы к пенсионным надбавкам. По ее мнению, подход должен быть индивидуальным, потому что цены, тарифы растут гораздо быстрее этих повышений, при этом разрыв в пенсиях людей существенный.
«Есть два ключевых критерия для определения размера пенсии: продолжительность стажа и уровень зарплаты. У вас 30 лет страхового стажа. Индивидуальный коэффициент, исходя из вашей зарплаты, – 0,31. Ваша средняя зарплата была чуть больше минимальной – сегодня это Br440. Теперь вы не работаете, а государство платит вам ежемесячно почти 70 % процентов от той суммы – Br300. Назвать эту систему несправедливой? Не могу с вами согласиться», – отметила Ирина Костевич.
Молодой инвалид второй группы пожаловался на то, что при обращении в территориальный центр социального обслуживания населения своего района не получает должной материальной поддержки. А рассчитывает он на сумму больше Br5 тыс. По подсчетам мужчины, именно столько ему нужно на импортные лекарства (льготируемые отечественные, по его словам, не помогают), средства технической реабилитации (ортопедический матрац и кровать, которые не входят в перечень выделяемых государством), ремонт комнаты в трехкомнатной квартире, где живет с мамой. «Я не могу работать, чтобы обеспечить свои нужды. Мне было 24 года, когда установили инвалидность, до этого работал во многих организациях неофициально, но и тогда проблемы со здоровьем мешали. Началось все еще с серьезной травмы, полученной в детском саду. Пенсия по инвалидности маленькая – Br266. А я хочу одеваться, как все, носить приличную обувь, иметь семью…» – привел свои аргументы инвалид.
Вместе с тем, в этом году ему в сумме уже выдали Br1,2 тыс. различной материальной поддержки. «Надо исходить из тех возможностей, какие есть. В вашем районе вы не единственный инвалид, есть другие, есть пенсионеры. Помощь нужна многим», – ответила Ирина Костевич. Но при этом она видит резон в том, чтобы переформатировать оказание материальной помощи подобным категориям, у которых, бесспорно, доход очень низкий.
Была на приеме и руководитель общественного объединения «Голос сердца», которая работает в домах-интернатах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Она озабочена будущим ребят, которые благодаря реализованному образовательному проекту поверили в свои силы и хотят работать, жить самостоятельно. Тогда более 780 молодых инвалидов из 45 домов-интернатов прошли через неформальное трудовое образование по проекту. Но, по словам заявительницы, руководство отдельных домов-интернатов тормозит с формированием пакета документов для комиссии о признании ребят дееспособными.
Ирина Костевич сказала, что съездит в один из указанных женщиной домов-интернатов в августе, чтобы лично посмотреть его работу, познакомиться с ребятами и разобраться, есть ли действительно препятствия для их «выхода в свет».
По сообщению БЕЛТА
24 ноября 2020 г. председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Татьяна Рунец приняла участие в заседании администрации Партизанского района г. Минска.
В повестке дня – вопросы социальной интеграции инвалидов и пожилых людей, незавершенного строительства, жилищной политики, архитектурной деятельности и другие.
При обсуждении хода выполнения в 2020 году мероприятий подпрограммы 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы парламентарий отметила, что социальная поддержка граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, оказание им необходимой помощи являются неотъемлемой частью социальной политики нашего государства.
В 2020 году граждане, проживающие в Партизанском районе, получили от государства социальные выплаты на сумму более 38 тыс. рублей. В их числе – 48 инвалидов и 206 граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Татьяна Рунец предложила руководству района уделять больше внимания информационной составляющей в работе по оказанию помощи этим категориям населения в целях обеспечения их социальной интеграции.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь)
17 сентября 2020 г. с целью совершенствования системы социального обслуживания принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 538 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Изменения внесены в Положение о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408.
Расширены категории инвалидов, имеющих право на поселение в специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов с целью оказания услуг сопровождаемого проживания.
В республике функционируют 3 специальных дома для ветеранов, престарелых и инвалидов (в Минске, Могилеве, Светлогорске) на 430 мест.
Основная функция таких учреждений – это обучение инвалидов навыкам самостоятельного проживания в условиях пребывания в специальном доме. Данные услуги сегодня в основном предоставляются инвалидам I и II группы, успешно прошедшим социализацию в домах-интернатах.
С целью расширения условий для социализации инвалидов постановлением закреплена возможность временно пребывать в специальном доме всем инвалидам, нуждающимся в формировании навыков самостоятельного проживания.
Продолжительность оказания такой услуги будет определяться индивидуально с учетом успешности формирования таких навыков.
Изменен механизм поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат.
В 9 домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития проживают 530 детей-инвалидов (в основном с III и IV степенью утраты здоровья) и 836 молодых инвалидов.
Вместе с тем в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право жить в семье, знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание.
Постановлением предусмотрено, что основанием для поселения ребенка-инвалида, имеющего родителей, в дом-интернат будет являться не только заявление родителей, но и решение местного исполнительного и распорядительного органа.
Такое решение будет приниматься в случае невозможности создания условий для предоставления ребенку-инвалиду необходимых образовательных, медицинских и социальных услуг по месту жительства.
Это будет стимулировать местные исполнительные и распорядительные органы создавать условия, направленные на удовлетворение потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, по месту жительства.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания (Перечень) изложен в новой редакции.
Социальные услуги Перечня в различных формах оказывают:
- 146 территориальных центров социального обслуживания населения;
- 2 центра социального обслуживания семьи и детей;
- 90 домов-интернатов.
Наиболее востребованным является социальное обслуживание на дому, которым охвачено более 95 тыс. человек. Активно развиваются услуги дневного пребывания (численность получателей – более 18 тыс. человек), услуги сопровождаемого проживания инвалидов (услуги помощника, ассистента, переводчика жестового языка – 3,5 тыс. человек).
Уровень охвата социальными услугами нетрудоспособных граждан увеличился с 7,5 % в 2015 году до 8,6% в 1 полугодии 2020 г.
Учитывая растущую потребность населения в социальных услугах, постановлением в Перечень вносятся следующие изменения.
В отношении услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания:
- увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году.
Социальная передышка – временное определение ребенка в стационарное учреждение социального обслуживания с целью предоставления родителям возможности решения накопившихся бытовых проблем. При этом родители оплачивают только питание ребенка;
- с целью развития стационарозамещающих форм работы введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Это расширит возможности по организации дневного присмотра за инвалидами и пожилыми гражданами, нуждающимися в посторонней помощи.
В отношении услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения:
Изменены нормативы оказания отдельных услуг:
- пересмотрены критерии определения периодичности оказания услуг, направленных на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами.
Нормативы оказания социально-бытовых услуг в настоящее время установлены в зависимости от степени утраты нетрудоспособными гражданами способности к самообслуживанию: услуги предоставляются 2, 3 или 5 раз в неделю.
Как показала практика, такой подход не позволяет в полном объеме обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей нетрудоспособных граждан.
В связи с этим постановлением предусмотрено, что социальные услуги, направленные на организацию ухода за нетрудоспособными гражданами, будут предоставляться в зависимости от потребности человека.
Периодичность их оказания будет закрепляться договором оказания социальных услуг.
Это позволит создать условия для удовлетворения индивидуальной потребности получателя услуг в социальном обслуживании;- изменены подходы к предоставлению услуг, связанных с поддержанием порядка в жилом помещении (для сельской местности – в том числе на прилегающей к дому территории), а также ряд других услуг, не связанных с уходом (услуги по доставке овощей и топлива из хранилища, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт, растопке печей и др.).
Предоставление таких услуг предусмотрено только для одиноких граждан и граждан, проживающих отдельно от трудоспособных членов семьи;
- увеличен норматив оказания услуг переводчика жестового языка с 36 до 90 часов в год;
- увеличен с 4 до 10 часов в неделю период, в течение которого при оказании услуги няни родители могут оставить ребенка с няней.
При этом норматив оказания услуги няни составляет:
- 40 часов в неделю для семей, воспитывающих троих и более детей, родившихся одновременно;
- 20 часов – для иных категорий семей (семей, воспитывающих двоих детей, родившихся одновременно, семей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, семей, в которых оба родителя или родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы);
- увеличен период оказания услуги няни семьям, в которых оба родителя либо родитель в неполной семье являются инвалидами I или II группы, до исполнения ребенку 6 лет (до достижения школьного возраста).
Ранее услуга няни таким семьям предоставлялась до исполнения ребенку 4 лет.
Введены новые социальные услуги
Перечень дополнен услугами, предоставляемыми территориальными центрами нетрудоспособным гражданам в домашних условиях:
- услугой дневного присмотра для граждан, утративших способность осуществлять контроль поведения, в том числе для граждан с деменцией;
- услугой по организации работы кружков на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые не имеют возможность по состоянию здоровья посещать отделение дневного пребывание для инвалидов территориального центра;
- социально-бытовыми услугами: мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника;
- услуга по обучению родственников навыкам ухода.
Данная услуга введена с целью развития неформального ухода за нетрудоспособными гражданами.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении перечня социальных услуг, оказываемых негосударственными некоммерческими организациями в форме стационарного социального обслуживания, государственными организациями (их структурными подразделениями), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость».
Данный перечень приведен в соответствие с перечнем социальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218, поскольку содержит услуги, оказываемые государственными организациями (их структурными подразделениями) социального обслуживания.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа в области социального обслуживания».
Постановлением внесены изменения в механизм реализации государственного социального заказа в области социального обслуживания.
Государственный социальный заказ реализуется с 2013 года и предусматривает привлечение негосударственных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг через предоставление бюджетных субсидий.
В текущем году в рамках государственного социального заказа работают 20 негосударственных некоммерческих организаций, услугами которых охвачено около 4 тыс. преимущественно пожилых граждан и инвалидов.
В настоящее время бюджетные субсидии предоставляются только на оплату труда работников негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в рамках государственного социального заказа.
Постановлением расширяется перечень затрат, на финансирование которых предоставляются бюджетные субсидии:
- на проезд (в случаях, когда для оказания социальных услуг используется общественный транспорт);
- на услуги электросвязи, непосредственно связанные с оказанием социально-посреднических услуг по приему-передаче сообщений лиц с нарушением слуха.
Внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2017 г. № 112 «Об оказании социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания».
Уточнена категория граждан, имеющих право получать социальные услуги на основании договора пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов, а также дополнены существенные условия заключения такого договора.
По результатам проведенного в 2011–2015 годах эксперимента развивается такая форма работы, как оказание социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов (далее – договор ренты).
В рамках такого договора одинокие нетрудоспособные граждане получают комплекс социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания на дому либо в условиях стационара и выплату ренты взамен на переданное в собственность местного исполнительного и распорядительного органа жилое помещение.
Выполняются 24 договора ренты, социальные услуги получают 26 человек, из них 8 человек в условиях стационара, 18 – на дому.
Постановлением:
- с целью обеспечения единообразного толкования уточняется категория граждан, имеющих право на оказание социальных услуг в рамках договора ренты.
Это пожилые граждане, в собственности которых находится жилое помещение, достигшие 70-летнего возраста, не имеющие физических лиц, обязанных по закону их содержать, а также за которыми не осуществляется уход лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
- дополняются существенные условия договора ренты, оплата которых осуществляется плательщиком ренты за счет средств местных бюджетов:
- уплата установленных законодательными актами членских и иных взносов, обязательных платежей организаций собственников, в случае если получатель ренты является членом организаций собственников;
- осуществление доставки получателя ренты и принадлежащего ему имущества в стационарное учреждение, в случае если социальные услуги в рамках договора ренты будут оказываться в доме-интернате.
Внесены изменения в Положение о социальном обслуживании в замещающей семье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2017 г. № 864.
Упрощена процедура формирования замещающих семей.
В 2017 году в законодательство введена новая форма социального обслуживания – социальное обслуживание в замещающей семье.
Замещающая семья – это форма жизнеустройства совершеннолетнего нетрудоспособного гражданина в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства с иным физическим лицом, не являющимся ему близким родственником (помощник).
В настоящее время данная форма социального обслуживания получила распространение и востребована у населения. Организованы 197 замещающих семей, получают услуги 203 человека.
При этом в 93 замещающих семьях помощнику выплачивается денежное вознаграждение в размере бюджета прожиточного минимума (256,1 руб.), поскольку осуществляется уход за инвалидами I группы с резко выраженным нарушением способности к самообслуживанию.
Одним из условий оказания услуг в замещающей семье является необходимость регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Постановлением исключается норма о необходимости регистрации по месту проживания нетрудоспособного гражданина либо помощника.
Это позволит упростить процедуру формирования замещающих семей.
Вступление в силу постановления № 538.
Нововведения в части поселения в стационарные учреждения и формирования замещающих семей вступают в силу после его официального опубликования.
Остальные части постановления – вступает в силу с 1 января 2021 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Поддержка гарантирована
Почти все дети мечтают побыстрее вырасти и стать самостоятельными. Но одно дело, когда ко взрослой жизни помогают адаптироваться родители, готовят к ней на протяжении многих лет в семье, и другое, когда рядом нет родных, которые могли бы подставить плечо. На какую государственную поддержку могут рассчитывать сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? О социальных гарантиях рассказывает главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова.
До 18 и старше
– Гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, которые приобрели этот статус до наступления совершеннолетия, закреплены в соответствующем законе, изданном в 2005 году. Как правило, все дети-сироты после окончания девяти или одиннадцати классов продолжают обучение: в учреждениях профессионального образования, ссузах, вузах. На период получения образования предоставляется государственное обеспечение, выделяются средства на питание, одежду, обувь, медикаменты и другие необходимые товары. Как только учеба завершается либо молодой человек устраивается на работу, денежное содержание прекращается.
ВАЖНО! Вступление в брак не отменяет государственное обеспечение, если девушка или парень при этом продолжают обучение и не достигли 23 лет.
Вне конкурса и с ним
– При наличии в свидетельстве о базовом образовании или аттестате среднего балла не ниже четырех дети-сироты принимаются в учреждения профессионального и среднего специального образования вне конкурса. Исключение – специальности, где конкурс составляет пять и более человек: в этом случае абитуриенту нужны более высокие баллы в документе, чтобы конкурировать с другими. Что же касается поступления в вуз, то все сдают централизованное тестирование. Если дети-сироты проходят минимальные пороги и поступают на дневное отделение (бюджетную или платную форму), они остаются на гособеспечении на протяжении всего периода обучения.
ВАЖНО! При поступлении в частные вузы гособеспечение не положено.
Куда распределят?
– Распределение учащихся из категории детей-сирот тесно связано с таким понятием, как закрепление за ними жилых помещений. Если выпускника направляют на работу не по месту закрепления жилья, он имеет право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в том районе или городе, где трудится. Таким правом нужно успеть воспользоваться до достижения 23 лет.
ВАЖНО! Бывает так, что после школы ребенок получает профобразование, затем среднее специальное или идет в вуз и в 23 года еще продолжает учиться. В этом случае можно рассчитывать лишь на первое место закрепления жилого помещения либо постановки на учет – сниматься с него не стоит.
Кому положены подъемные
– Когда ребенок покидает интернат и переходит учиться в профучреждение, ему выплачивают сумму для обустройства на новом месте. При семейной форме воспитания бытовые вопросы помогают решать приемные родители или попечители. После того как профессия получена и есть справка о трудоустройстве либо о постановке на учет в службе занятости, выпускнику положено выходное пособие – денежная компенсация составляет более 1000 рублей (эта сумма ежегодно корректируется с учетом роста цен). Если же он идет учиться дальше, подъемные получит по окончании очередного уровня образования.
ВАЖНО! За выходным пособием нужно обратиться в учреждение образования в течение 12 месяцев с момента его окончания.
Свои «квадраты» и чужие
– Когда ребенок получает статус сироты и его направляют на гособеспечение в интернат, приемную семью либо на другую форму устройства, решается вопрос и о защите его жилищных прав. Если на момент смерти родителей или лишения их прав у них в собственности было жилое помещение, то оно закрепляется за ребенком, и он сможет туда вернуться. Если же в период нахождения ребенка на гособеспечении жилое помещение пришло в негодное состояние, там по-прежнему живут родители, которые ведут аморальный образ жизни, нужно обратиться в органы власти с заявлением о невозможности вселения. Комиссия изучает ситуацию: при заключении, что в помещении действительно нет условий для жизни, заявителя признают нуждающимся в социальном жилье.
Вторая ситуация, когда на момент приобретения ребенком статуса сироты у его родителей нет в собственности жилых помещений. Тогда рассматривается вопрос об улучшении жилищных условий. По закону социальное жилье выделяется на пять лет, по их истечении оно будет переведено в категорию арендного. Вместе с тем вне очереди дети-сироты могут получить льготные кредиты (на 40 лет под 1 процент) и субсидии для строительства, реконструкции либо приобретения жилья.
ВАЖНО! Стать на учет нуждающихся ребенок-сирота может и до 18 лет – по заявлению законного представителя. Датой постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий считается не день подачи документов, а дата приобретения ребенком статуса сироты.
Сколько сейчас детей-сирот в стране?
От 0 до 18 лет – 19 434. Из них 18,4 процента – биологические сироты, все остальные – дети, у которых есть родители, но по каким-то причинам они не выполняют свои обязанности.
От 18 до 23 лет – 3227. Это те, кто получает образование и продолжает находиться на государственном обеспечении.
Как изменилось количество детских домов за последние 20 лет?
В 2000 году в стране было 26 680 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чуть больше половины из них находились на гособеспечении в детских интернатных учреждениях. В тот период у нас было 33 детских дома и 24 общеобразовательных интерната.
В 2020 году в стране 11 детских домов и 2 школы-интерната. Более 80 процентов ребят – на семейной форме устройства.
Мария Зубкова, «Знамя юности», 30 апреля 2020 г.

Спецыялісты Мінпрацы адказваюць на пытанні нашых чытачоў.
«У мяне нарадзілася другое дзіця. З якога дня я магу разлічваць на дапамогу на старэйшае дзіця: з дня нараджэння малодшага або пасля аплаты бальнічнага ліста па цяжарнасці і родах?»
– Дапамога на старэйшае дзіця прадугледжана на перыяд выхавання малодшага дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў, але не пазней за дзень спаўнення старэйшаму дзіцяці 18 гадоў. Памер гэтай дапамогі – 50 працэнтаў бюджэту пражытковага мінімуму.
Рашэнне аб яе прызначэнні прымаецца не раней чым у дзень прыняцця рашэння аб прызначэнні дапамогі на дзіця да 3 гадоў. Аднак выплачваецца дапамога на старэйшае дзіця з дня нараджэння малодшага.
«Хто мае права на аплатны дадатковы выхадны ў тыдзень?»
– Права на адзін дадатковы свабодны ад работы дзень у тыдзень з аплатай у памеры сярэдняга дзённага заробку маюць маці (мачаха) або бацька (айчым), апякун (папячыцель), якія выхоўваюць дзіця-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў або траіх і больш дзяцей ва ўзросце да 16 гадоў.
Даецца ён работніку ў тыя тыдні, у якія ён заняты на рабоце 5 або 6 працоўных дзён не менш за 40 гадзін у тыдзень з нармальнай працягласцю працоўнага часу. Асобным работнікам устаноўлена меншая працягласць рабочага часу ў тыдзень.
Для поўных сем’яў умовай для прадстаўлення дадатковага вольнага дня ў тыдзень з’яўляецца занятасць другога з бацькоў (маці (мачахі) або бацькі (айчыма). Да занятасці другога з бацькоў адносяцца: работа (служба), вучоба, ажыццяўленне іншай дзейнасці, перыяд устанаўлення аднаму з бацькоў інваліднасці, а таксама догляд дзіцяці ва ўзросце да 3 гадоў або дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў, догляд за інвалідам I групы або асобай, якая дасягнула ўзросту 80 гадоў.
«Майму дзіцяці 5 гадоў, яму ўстаноўлена інваліднасць: 1-я ступень страты здароўя. Ва ўпраўленні сацыяльнай абароны на яго прызначылі пенсію. Ці прадугледжаны на яго яшчэ якія-небудзь выплаты?»
– Калі ў сям’і выхоўваецца дзіця-інвалід, то, акрамя пенсіі, на дзіця прызначаецца штомесячная дапамога. Называецца яна «дапамога на дзяцей, старэйшых за 3 гады, з асобных катэгорый сем’яў» і прызначаецца па месцы працы, у асобных выпадках – у органах сацыяльнай абароны. Выплачваецца гэта дапамога не толькі на дзіця-інваліда, а на ўсіх дзяцей, старэйшых за 3 гады, якія выхоўваюцца ў сям’і.
Яшчэ адзін від дапамогі, прадугледжаны для такіх сем’яў, – гэта дапамога па доглядзе дзіцяці-інваліда ва ўзросце да 18 гадоў. Яна прызначаецца толькі ў органах па працы, занятасці і сацабароне. Гэта дадатковая дапамога, яна не залежыць ад факта атрымання іншых выплат – пенсіі ці дапамог.
Так, напрыклад, маці, якая знаходзіцца ў водпуску па доглядзе дзіцяці да 3 гадоў, мае права на перыяд такога водпуску атрымліваць на дзіця-інваліда тры віды выплат: дапамогу (па месцы работы), пенсію і дапамогу па доглядзе (у органах па працы, занятасці і сацыяльнай абароне).
З 1 ліпеня 2017 года атрымаць у органах сацыяльнай абароны дадатковую дапамогу па доглядзе дзіцяці-інваліда могуць таксама бацькі, якія працуюць на 0,5 стаўкі або дома, альбо калі яны з'яўляюцца пенсіянерамі.
Святлана Бусько, «Звязда», 25 ліпеня 2019 г.