Плановое заседание Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь прошло в Светлогорске
16 сентября под председательством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Натальи Кочановой в г.Светлогорске на базе учреждения «Лечебно-трудовой профилакторий № 1» управления Департамента исполнения наказаний МВД по Гомельской области состоялось плановое выездное заседание Межведомственного совета по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака при Совете Министров Республики Беларусь.
В ходе заседания рассмотрен вопрос об эффективности функционирования лечебно-трудовых профилакториев МВД, а также обсужден проект концепции социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией с обязательным привлечением их к труду.
Отмечено, что принудительная изоляция и медико-социальная реадаптация с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, а также граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, является вынужденной, но вместе с тем одной из самых действенных превентивных мер по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании среди указанного контингента. С целью безусловного обеспечения полной и эффективной трудовой занятости граждан, находящихся в ЛТП, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам совместно с заинтересованными поручено оказывать постоянное содействие МВД в трудоустройстве граждан, находящихся в ЛТП, на имеющиеся свободные рабочие места по месту дислокации соответствующих учреждений, а также предусмотреть меры стимулирования нанимателей, обеспечивающих их трудовую занятость.
В предложенном к обсуждению проекте концепции, разработанном в соответствии с поручением Главы государства, акцентировано внимание на следующих основных направлениях: внедрение в практику новых методик медицинской реабилитации, ресоциализации и социальной адаптации не только граждан, находящихся в ЛТП, но и в целом лиц с зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ); подготовка типовых индивидуальных исправительных программ для различных категорий зависимых лиц, методик организации и проведения отдельных воспитательных мероприятий и комплексной воспитательной работы с данным контингентом и их закрепление в соответствующих документах и нормативных правовых актах. Предусматривается участие в реализации концепции не только государственных органов и учреждений, но и общественных, религиозны и иных организаций, а также граждан.
Подводя итоги, Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Кочанова отметила, что данный документ призван обеспечить создание эффективной системы социальной реабилитации и адаптации лиц, страдающих зависимостями от ПАВ, что в конечном итоге должно привести к интеграции их в общество и восстановлению социальных функций и связей.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июня совершил рабочую поездку в Гродненскую область. В Волковыске Глава государства посетил ОАО «Беллакт».
По прибытии на предприятие Александр Лукашенко в первую очередь поинтересовался ситуацией на полях – что посеяно, как ведется рекультивация. Председатель Гродненского облисполкома Юрий Караев доложил, что посеяли все, еще местами пришлось и пересеивать.
«Я тебе скажу: думал, что в Волковысском районе гораздо лучше…» – заметил Глава государства, говоря об увиденном с борта вертолета.
Руководитель области заверил, что будет лучше.
Александру Лукашенко доложили о социально-экономическом развитии Гродненской области. Валовой региональный продукт в регионе хоть и выше прошлогодних показателей, но все равно не дотягивает до запланированного уровня. При этом, как пояснил Юрий Караев, если сельское хозяйство, строительство и торговля плюсуют, то к промышленности есть некоторые вопросы.
В то же время номинальная начисленная среднемесячная зарплата в области, инвестиции в основной капитал растут опережающими темпами.
Отдельно Президент поинтересовался ситуацией в северных районах Гродненской области.
Председатель облисполкома также проинформировал Президента о реализации программы «Один район – один проект». По его словам, в рамках этой программы в области занимаются 25 проектами.
«Что с сельхозтехникой, сельхозхимией, райснабами? Вы ими занимаетесь? В каждом ли районе они восстановлены? – спросил Александр Лукашенко. – Вы видели, что надо сделать, знаете, как надо восстанавливать. Надо так, чтобы мы четко понимали, что мы там будем делать».
А вот в этом направлении, как доложили Главе государства, предстоит еще много работы.
Президента проинформировали и о ситуации в Волковысском районе. В регионе, в частности, отмечается снижение производства говядины и свинины. Причины известные. Например, что касается говядины, то поголовье скота недоукомплектовано. Между тем падеж скота здесь существенно снизился.
«Если у тебя в Могилеве гибнет скот, то отдай ему. Хорошо, не отдай, а продай, – обратился Александр Лукашенко к вице-премьеру Юрию Шулейко. – Упаси бог, я вам сделаю замечание, что у вас где-то падеж, а, как у него, есть свободные места для откорма. Уж я вам головы поснимаю точно! За скот ответите. Забрали – и отвезли в хорошее хозяйство, пусть откармливают. Там, наверняка, вообще не будет падежа».
Главе государства также планировали доложить о работе ОАО «Беллакт». Но Президент сказал, что знает, что предприятие работает хорошо, и сразу направился в цеха, предложив обо всем рассказать непосредственно в ходе посещения.
Александр Лукашенко ознакомился с производственной базой предприятия, посетил участок расфасовки детского питания и ознакомился с ассортиментом продукции. В ближайшее время на заводе заработает новая линия розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылки, что позволит максимально расширить ассортимент.
Президенту также доложили о планах построить дополнительное производство сухого детского питания.
Построить новый цех предполагается за счет различных источников. Почти половина из них – кредит Банка развития Беларуси. Остальное – это средства Республиканского централизованного инновационного фонда, средства инновационного фонда Гродненского облисполкома, и 13 % – собственные средства предприятия. Общая стоимость проекта оценивается в Br380 млн.
Александр Лукашенко подчеркнул, что подобная продукция, особенно детское питание, будет востребована всегда. Например, в ней заинтересованы многие страны в Африке.
Что касается кредитов под создание нового производства, Президент предупредил, что обязательным условием является последующий возврат средств. «Где бы ты ни взял – в Банке развития, еще где-то: взял в долг – должен вернуть. Если для этого предприятия, которое хочешь построить, есть сырье, есть рынок сбыта и он маржинальный, и все, что ты одолжишь, ты вернешь в течение 10–12 лет (это немалые деньги – $120–130 млн), – пожалуйста. Будем разговор не просто вести, а будем поддерживать этот проект, – заявил Глава государства. – Мы это умеем делать. И это сегодня продается. Любая страна должна накормить своих людей. Детей – тем более».
Как доложили Президенту, на имеющемся производстве уже задействованы практически все мощности и надо расширяться. Детское питание для «Беллакта» – самая маржинальная продукция. При поставках за рубеж рентабельность достигает 40 % при колоссальном спросе. Глава государства поставил вопрос, почему бы не развивать это направление не только в рамках одного предприятия в Волковыске, но и в других точках страны. «Это наша школа, и эту школу проще развивать, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы умеем это делать».
Более того, таким образом можно решить проблему с тем, что рынок сейчас перенасыщен сливочным маслом, его трудно продать: «Если бы мы это молоко, которое ты в масло пускаешь, переработали, – продали бы детское питание. Продукт, на который спрос есть. У нас хватает мощностей. Надо – мы перестроились, произвели сливочное масло. Но на это (детское питание. – Прим.) есть спрос».
Что касается «Беллакта», Александр Лукашенко одобрил планы по реализации инвестпроекта. Он поручил не затягивая, без волокиты готовить экономическое обоснование проекта. «Если надо, будем строить, – сказал Глава государства. – Обсчитывайте. Если есть сырье, есть рынки – это те проекты, которые надо реализовывать в стране».
Реализация проекта позволит дополнительно переработать 61 тыс. т молока в год, увеличив до 15 тыс. т (рост в два раза) производство сухих детских смесей, отвечающих требованиям мировых стандартов, и расширив географию экспорта в страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Президенту на предприятии представили также продукцию молокоперерабатывающих предприятий Гродненской области. В их числе непосредственно сам «Беллакт», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Молочный мир».
Главный технолог «Беллакта» Татьяна Новикова уже 40 лет работает над созданием детской молочной продукции и расширением ассортимента. «Наша гордость – это детское пастообразное питание. В нем практически нет сахара. И мы своих детей уже три года приучаем к несладким продуктам. Есть линейка дошкольного и школьного питания, эта ниша теперь пустая в нашей стране. Мы сделали замену «вкусным» десертам», – представила она продукцию своего предприятия.
В Волковыске Глава государства поинтересовался, как в регионе обстоят дела с картофелем. По поручению Президента контролирующие органы оперативно изучили ситуацию на местах – каких-либо проблем обнаружено не было.
«В Гродненской области свои обязательства по стабилизационным фондам в прошлом году выполнили», – рассказал Председатель Комитета госконтроля, уполномоченный представитель Президента по Гродненской области Василий Герасимов.
А раз стабилизационные фонды были заполнены, значит, с наступлением весны население не осталось без продукции. Более того, из этих стабфондов картофель поставлялся и торговым сетям, когда у них возникли проблемы.
«Смотрите, чтобы не было (проблем. – Прим.) в будущем году. Сейчас позвал (сельхозпроизводителей. – Прим.): ты заготовь столько, столько, столько. Сколько надо – в резерв, у себя держите, но чтобы хватало. Я понимаю, конечно, в России в 2–3 раза дороже был картофель. Кто-то же хочет заработать – крестьяне вывозили, фермеры вывозили. С одной стороны. Ну а с другой стороны, какой-то там где-то обнаружили саботаж», – сказал Глава государства.
«Я больших проблем не вижу, появляется уже первая эта картошка у нас», – заявил Президент.
Александр Лукашенко дал совет не употреблять слишком часто картофель в пищу, так как это может плохо сказаться на фигуре: «Если мы будем есть картошку, как пишем в «тиктоках», то худенькими не будем. Один раз в неделю, два максимум, и то запеченную, пюре».
Во время рабочей поездки Александр Лукашенко упомянул о недавнем факте избиения в областном центре собаки и заявил о недопустимости издевательств над животными.
«К животным у меня трепетное отношение. Где-то недавно в СМИ сообщалось, что в Гродненской области собаку избили», – отметил Глава государства.
«Да, нашли его милиционеры», – сообщил председатель облисполкома Юрий Караев.
«И вы установили мерзавца этого. Собаку заберите. Отдайте, кому надо», – дал совет Глава государства.
Он напомнил, что несколько лет назад после аналогичного случая в Витебске лично вмешался в ситуацию. Тогда избитого щенка привезли в Минск, его в финале хоккейной тренировки Президент подарил тренеру команды – Дмитрию Баскову.
«Забрали, отдали. Сейчас спрашиваю у Баскова: «Как собака?» – «Ребенок», – рассказал белорусский лидер.
«Не позволяйте издеваться. Самые беззащитные – это животные, потому что они от нас защититься не могут. Мы можем. Они не могут. Поэтому их надо беречь», – подчеркнул Глава государства.
Президент также рассказал о своем особом отношении к лошадям: «Даже в деревне я так это не воспринимал. Когда стал Президентом, мне подарили несколько лошадей. Я внимательно за ними наблюдал. Какое умное создание и какую пользу лошадь принесла для человечества!»
Глава государства в этом плане отметил, что в Великую Отечественную войну именно лошади принесли огромную пользу – в условиях нехватки автомобилей именно с их помощью таскали артиллерийские установки, перевозили грузы.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
С 1 июня вступили в силу подписанные 6 марта главой государства указы №94 и №95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Изменились ли формы господдержки? Какие категории граждан могут претендовать на помощь государства? Как работает обновленный государственный заказ на возведение жилых квадратных метров и кто может рассчитывать на их получение? Вникнуть в законодательные нюансы помогла заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
«После 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов не прекращается – корректируется порядок финансирования»
Главная цель Указа №95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» заключается в создании общего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Как было подчеркнуто представителем Минстройархитектуры, документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые руководствуются им для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Так, указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства на возмещение задолженности по льготным кредитам. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. человек льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций указа №95 – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, возведенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обратила внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
«Подчеркну, что после 1 июня строительство жилых домов при долевом участии или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов ни в коем случае не прекращается. Жилые дома таким способом будут строиться на тех же условиях, но финансировать такое строительство граждане смогут за счет собственных средств либо привлеченных кредитов, которые банки предоставляют на своих условиях, – прокомментировала представитель профильного ведомства. – При этом многоквартирные жилые дома, строительство которых этими способами началось до вступления в силу изменений, то есть до 1 июня 2025 года, будут достраиваться в прежнем порядке, без каких-либо корректировок».
Имеющих право на жилье, построенное по госзаказу, стало больше
В то же время указом №94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 года №215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации–заказчику под 2% годовых. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли–продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Вместе с тем было отмечено, что по Указу №94 увеличивается на один месяц максимальный срок, на который предоставляется льготный кредит по госзаказу заказчику. Новшество введено в связи с тем, как пояснила Инна Пинковская, что из–за прежнего срока, равного четырем месяцам, возникали трудности с продажей жилья очередникам и переоформлением задолженности по льготному кредиту. Это обстоятельство в свою очередь вызвано тем, что в стране действуют довольно длительные сроки по принятию решения о досрочном использовании средств семейного капитала на приобретение жилых помещений, построенных по госзаказу, и последующего перечисления средств по принятому решению отделениями Беларусбанка. Чтобы достигнуть оптимального срока, и было решено увеличить срок предоставления льготного кредита заказчику.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно–строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – отметила сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как прежде – только имеющим право на господдержку. Эта категория граждан сможет приобрести такое жилье в случае, если очередники, которые таким правом наделены, отказались от приобретения. В первую очередь такая норма затронет, вероятно, молодые семьи с одним ребенком или без детей, состоящие на учете нуждающихся, но без права на получение господдержки.
Таким образом, данным нормативным актом расширен круг имеющих право на приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Такое право с 1 июня, в частности, получили государственные организации и хозяйственные общества, которые в последующем приобретенные или построенные по госзаказу жилые помещения будут передавать своим работникам на условиях договора найма арендного жилья либо договора найма частного жилищного фонда. «Введенные нормы в первую очередь направлены на то, чтобы привлечь на предприятия квалифицированные кадры и закрепить их на месте работы. Я бы сказала, что это еще и возможность для молодежи получить жилье», – добавила замначальника главного управления строительства и жилищной политики.
Все перечисленные изменения в порядке строительства и кредитования жилья заработали с 1 июня 2025 года. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, ведется на прежних условиях.
По данным Министерства архитектуры и строительства, в 2025 году планируется направить на улучшение жилищных условий 6480 многодетных семей, ввести в эксплуатацию 4970 квартир. А за прошлый год жилищные условия в Беларуси улучшили 20 712 семей, из них 7765 многодетных и 5635 молодых семей.
В первом квартале этого года динамика жилищного строительства в стране, как уточнили в профильном ведомстве, сложилась положительная с темпом роста 118 % к уровню предыдущего года. В январе – марте введено в эксплуатацию 929,2 тыс. кв.м общей площади жилья, высокий темп по строительству отмечается в Брестской (23,9% к годовому заданию) и Минской (23,1 %) областях. Ввод в эксплуатацию жилья, строящегося с государственной поддержкой, составил 177,1 тыс. кв.м, или 23,9 % от годового задания. Что касается арендного жилья, то по итогам первого квартала введено в эксплуатацию 49,4 тыс. кв.м такого жилья, или 11,2 % от годового задания, из них для военнослужащих – 23,6 тыс. кв.м, или 11,9 % от задания.
По информации БЕЛТА
Международный биржевой форум в Минске собрал на одной площадке руководителей товарных и валютно-фондовых бирж Европы, Азии и Африки, представителей антимонопольных органов Беларуси и России, экспертов Евразийской экономической комиссии, а также специалистов в сфере экономики, финансов и электронной коммерции из разных стран мира. Такое масштабное представительство еще раз подтверждает – интерес к биржевой торговле в мире растет. Она выступает надежным фундаментом для развития международного торгово-экономического сотрудничества. В чем преимущества биржевого механизма, какие новации планируются на товарной и валютно-фондовой биржах Беларуси, как будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС – в материале БЕЛТА.
Объективные цены и отсутствие недобросовестных посредников: в чем преимущества биржи для товарных рынков
Биржевой механизм позволяет эффективно организовывать торговлю на прозрачных условиях и по рыночным ценам. «При этом биржу можно использовать как один из элементов действенного регулирования на государственном уровне, оперативно решая текущие задачи. В Беларуси биржа используется для обеспечения подконтрольности экспорта и импорта важнейших сырьевых ресурсов, обеспечивая прозрачность ценообразования, устранение недобросовестного посредничества, развивая конкуренцию, повышая эффективность экспортной реализации и закупочной деятельности», – отметил Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Артур Карпович.
Задача министерства как регулятора – обеспечить необходимые условия для беспрерывного функционирования биржи, разработку стратегии ее развития, постановку и уточнение целей и задач, их оперативную корректировку, определение сфер и направлений деятельности, содействие в работе и своевременный контроль. «В 2016 году при реорганизации Министерства торговли в Министерство антимонопольного регулирования и торговли было принято решение в подчинении ведомства оставить лишь одну торговую организацию – Белорусскую универсальную товарную биржу для дальнейшего использования ее возможностей при решении государственных задач», – напомнил глава МАРТ.
Сейчас в Беларуси в перечень биржевых товаров входят все основные позиции (металлоизделия, древесина, мука, мясная и молочная продукция). Министр уточнил, что расширение или сокращение перечня – это постоянный процесс в зависимости от ситуации на мировых и внутреннем рынках.
В 2024 году был разработан и принят правительством новый порядок продажи молочной продукции на экспорт, который обеспечил рост ее реализации в условиях конкуренции покупателей по рыночным ценам с получением дополнительной выручки. По словам Артура Карповича, этот механизм позволил вывести из тени непрозрачный внебиржевой сегмент рынка, соблюсти интересы экспортеров, сохранив возможность работы с долгосрочными партнерами и товаропроводящими сетями. Кроме того, расширилось применение биржевого механизма в сделках с арматурным прокатом.
Также для получения полной информации о совершенных сделках с отдельной продукцией вне биржевых торгов, обеспечения прозрачности рыночной конъюнктуры внесены изменения и дополнения в перечень внебиржевых сделок, подлежащих регистрации на бирже. Скорректированы отдельные внебиржевые основания для заключения сделок и другие механизмы.
«В целом, если посмотреть на работу Белорусской универсальной товарной биржи, то она дает свои результаты и показывает, что нами выбран правильный путь. Сегодня именно там аккумулируется спрос и предложение на товары, формируются объективные ценовые индикаторы и обеспечивается равный доступ к ресурсам для всех субъектов хозяйствования. При этом мы не стоим на месте, а думаем о будущем. В частности, в прошлом году на бирже под руководством министерства начата работа по созданию собственной системы биржевых индикаторов товарных рынков на ключевые товары, которая будет способствовать совершенствованию организованного оптового рынка товаров и услуг, расширению его открытости и доступности, формированию объективных цен. Результаты данной работы будут использованы для аналогичного проекта в рамках ЕАЭС», – отметил глава МАРТ. Он также сообщил, что продолжается работа над проектом соглашения между правительствами Беларуси и России об обеспечении взаимного допуска к участию в биржевых торгах на товарных биржах Союзного государства.
В числе перспективных направлений развития БУТБ он назвал расширение перечня биржевых товаров и внедрение новых биржевых инструментов для контроля за совершением сделок, установления взаимовыгодных международных связей и развития интеграционных процессов на мировых товарных рынках.
Какие новации ждут участников торгов на валютно-фондовой бирже
Заместитель Министра финансов Беларуси Павел Лемех подчеркнул, что Минфин как регулятор фондового рынка в Беларуси заинтересован в дальнейшем развитии биржевых торгов. «С 2008 года обращение всех акций открытых акционерных обществ уже осуществляется исключительно на бирже по общим правилам. Что касается облигационного сегмента, то исторически так сложилось с учетом специфики его развития, что там есть и неорганизованный рынок, и организованный. Но все–таки мы стремимся именно к организованному рынку. В последние годы Министерством финансов принят ряд решений в этом направлении. Так, принята долгосрочная стратегия до 2040 года по развитию финансового рынка, включая рынок ценных бумаг», – рассказал он.
Для развития организованного сегмента ценных бумаг на рынок выведен новый финансовый инструмент – депозитарные облигации, которые обращаются исключительно на Белорусской валютно-фондовой бирже и регистрируются Республиканским центральным депозитарием ценных бумаг. «Мы видим интерес участников рынка к этому финансовому инструменту. Это подтверждает статистика: в 2024 году было эмитировано таких облигаций на сумму более $80 млн, а за текущий период (с начала этого года) – уже почти на $40 млн», – отметил Павел Лемех.
Кроме того, Министерство финансов сейчас находится на стадии разработки национальной зеленой таксономии для эксклюзивных выпусков зеленых облигаций. «Площадкой для их размещения будет выступать организованный рынок, то есть Белорусская валютно-фондовая биржа. Ранее мы уже этот инструмент апробировали. Выпущено было государственных ценных бумаг на сумму более $60 млн. Все они были размещены за один день. Так что интерес есть», – проинформировал замминистра.
Что касается корпоративного сегмента, Павел Лемех отметил, что в обращении находятся несколько выпусков облигаций, выпущенных для привлечения ресурсов в зеленые проекты. По его словам, эти бумаги также достаточно востребованы.
Замминистра также анонсировал запуск нового инструмента на Белорусской валютно-фондовой бирже. «С учетом цифрового развития экономики и развития каналов дистанционных технологий мы видим, что биржевые торги перестают быть исключительной опцией для узкого круга. Мы видим, что Белорусская валютно-фондовая биржа может стать универсальным финансовым инструментом для широкого круга участников. Для этого в текущем году будет запущен на БВФБ специальный инструмент – платформа, где будет обеспечено прямое размещение наиболее надежных ценных бумаг для розничных инвесторов», – поделился планами он.
Министерство финансов выступает не только как регулятор фондового рынка, но и как его непосредственный участник. На организованном рынке размещаются государственные ценные бумаги и проводятся депозитные аукционы. «Все обозначенные мной направления стимулирования привели к тому, что у нас на сегодня на организованный рынок приходится где-то порядка двух третей от всего обращения ценных бумаг», – обратил внимание Павел Лемех.
Отдельно он остановился на международной повестке. «В приоритете активизация трансграничных операций. На сегодня к торгам на бирже допущены квалифицированные инвесторы и профессиональные участники из других стран. Есть два условия – это наличие брокерской и дилерской лицензии страны–регулятора и соглашение об обмене информацией между Минфином и регуляторами этой страны. Для упрощения взаимного допуска к торгам уже принят ряд международных договоров, в частности, в рамках взаимодействия с Россией подписано соглашение о проспектах ценных бумаг. Есть и второе соглашение – о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах государств – членов Евразийского экономического союза, оно находится на стадии завершения внутригосударственных процедур», – отметил замминистра.
Единое биржевое пространство ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы формирования общего биржевого рынка в странах ЕАЭС. Для реализации этой концепции разработана программа. Она уже прошла все необходимые согласования и ожидает своего рассмотрения на уровне глав правительств. «Надеемся, что на ближайшем заседании Евразийского межправсовета программа будет утверждена и это даст старт разработке правовых основ для формирования общего биржевого рынка. То есть мы начнем формировать законодательство, создавать правовые механизмы для эффективного взаимодействия бирж между собой, в том числе по формированию ценовых индикаторов. Практика, наработанная биржами на двусторонней и многосторонней основе, опыт их взаимодействия дадут возможность сформировать право союза таким образом, чтобы оно работало и применялось», – сказал член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович.
По его словам, общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. «Работа общего биржевого рынка на пространстве Евразийского экономического союза даст много преимуществ: сотрет препятствия, барьеры, которые, возможно, остались во взаимной торговле, установит понятные правила взаимодействия между поставщиками и покупателями, будет способствовать формированию справедливых цен. Это важный инструмент движения товаров. Общий рынок позволит расширять использование наших собственных валют для расчетов. Словом, можно бесконечно перечислять преимущества от создания общего биржевого рынка. Для нас самым важным здесь является развитие конкуренции. Конкуренция будет повышать эффективность национальных экономик и отдельных производителей. Чем больше товаров будет представлено на общем рынке, тем большей эффективности в торговле мы сможем достичь», – отметил Министр ЕЭК.
Он также ответил на вопрос о сроках, когда может заработать общий биржевой рынок ЕАЭС. «Этап формирования законодательства мы завершаем в 2027 году, то есть фактически нормы права смогут применяться уже с 1 января 2028 года. Полноценный общий биржевой рынок должен заработать к 2030 году. То есть у нас остается пять лет на то, чтобы реализовать все этапы нашей программы. В принципе, этого времени достаточно, если мы найдем необходимый консенсус всех стран для того, чтобы пойти на максимальное открытие рынков друг для друга в рамках общего биржевого пространства. К моему большому сожалению, энергетические товары исключены на данном этапе из общего биржевого рынка ЕАЭС. Но думаю, что в перспективе мы придем к тому, что у нас возникнет биржевая торговля энергетическими товарами. Поэтому охват рынка будет постепенно расширяться. Главное начать с чего–то, и впоследствии рынок сам отрегулирует, какие товары будут на нем торговаться. Насколько эффективно торговля будет осуществляться, настолько будут расти и расширяться биржевые торги», – обозначил Максим Ермолович.
Министр ЕЭК обратил внимание на то, что единое биржевое пространство будет играть ключевую роль в устранении ценовых диспаритетов на биржевые товары. «Бизнес сможет использовать ценовые индикаторы как ориентир для заключения сделок. Это также сократит риски во взаимной торговле. Динамика ценовых индикаторов позволяет анализировать текущую рыночную конъюнктуру и прогнозировать цены на биржевые товары в будущем, что важно как для производителей, так и для покупателей. Мы постоянно пытаемся создать систему межотраслевых балансов, чтобы обеспечить баланс интересов покупателей и производителей, в том числе формируем межстрановые балансы в рамках ЕАЭС по критическим для нашего рынка товарам. Ценовые индикаторы дадут возможность прогнозировать состояние рынков, возникнут предпосылки для создания устойчивой системы прогнозирования и анализа. Эта цифровая экосистема биржевого взаимодействия даст новое качество экономики, большую прозрачность, прогнозируемость рынков, обеспечит принятие эффективных решений по управлению экономикой на основе оценки ценовых трендов», – отметил он.
Тогда и можно будет говорить о создании международного ценового агентства. Уже сейчас нужно задуматься о подготовке кадров для него, считает Максим Ермолович. По его мнению, создание сильной экосистемы общей биржевой торговли в ЕАЭС позволит быстрее и успешнее интегрироваться в мировой рынок на принципах добросовестной конкуренции и максимальной открытости.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Сотрудничество Беларуси и Китая из года в год развивается по восходящей траектории. Об этом заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Сегодня в Совете Республики проходит заседание Комитета высокого уровня по сотрудничеству между законодательными органами Беларуси и КНР. Китайскую делегацию возглавляет заместитель председателя Постоянного комитета 14-го Всекитайского собрания народных представителей, председатель Комитета высокого уровня по сотрудничеству между законодательными органами Беларуси и Китая Чжан Цинвэй. До начала заседания Наталья Кочанова и Чжан Цинвэй провели встречу в узком формате.
«Беларусь гордится и дорожит дружбой между Беларусью и Китаем. За более чем три десятилетия Беларусь и Китай существенно преуспели в развитии экономических, политических и гуманитарных контактов, достигли беспрецедентного уровня сотрудничества, которое из года в год развивается по восходящей траектории. Высочайший уровень доверительных отношений между нашими странами – это прежде всего заслуга мудрых лидеров наших государств», – сказала Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики отметила, что лидеры двух государств регулярно встречаются. Во время недавнего визита Александра Лукашенко в Китай состоялась дружеская семейная встреча с Председателем Си Цзиньпином у него дома. «К этому событию было приковано внимание значительной части международного сообщества. Встреча и ее формат – яркое подтверждение исключительно доверительного характера отношений, сложившегося между лидерами Беларуси и Китая. Мы признательны вам за такое подчеркнуто дружелюбное отношение. В свою очередь наш Президент пригласил Председателя Китайской Народной Республики в свой дом», – подчеркнула она, обращаясь к Чжан Цинвэю.
«В прошлом году мы отпраздновали 80-летие освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, а в этом году – 80-летие Великой Победы. И мы еще хотели бы поблагодарить вас за участие китайских военнослужащих в торжественных парадах, которые прошли в Минске в ознаменование памятных дат. Это придало особый символизм белорусско-китайской дружбе – дружбе народов, которые вместе сражались с коричневой чумой фашизма и заплатили за это высокую цену. Миллионы унесенных жизней, уничтоженные деревни и стертые с земли города и села», – констатировала спикер.
Наталья Кочанова выразила мнение, что участие лидеров Беларуси, Китая и других глав государств и правительств в торжественных мероприятиях 9 мая в Москве продемонстрировало миру единство сил доброй воли, их несокрушимость перед лицом современных вызовов и угроз. Председатель Совета Республики поблагодарила в лице Чжан Цинвэя за неизменную политическую поддержку, оказываемую Беларуси на международной арене.
«Наши страны вместе выступают за построение справедливого миропорядка, против применения силы в международных делах, подчеркивают необходимость коллективных усилий в решении глобальных проблем. Беларусь и Китай последовательно отстаивают суверенитет и территориальную целостность друг друга, выступают против вмешательства во внутренние дела. Беларусь поддерживает принцип одного Китая и никогда не отступит от этой твердой и осознанной позиции. Знаковой в истории наших двусторонних отношений стала встреча лидеров Беларуси и Китая в сентябре 2022 года на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества, когда была принята совместная декларация о выводе отношений на новый уровень всепогодного и всестороннего стратегического партнерства», – подчеркнула Наталья Кочанова.
По информации БЕЛТА
Изменения в правила благоустройства и содержания населенных пунктов прокомментировали в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, сообщает БЕЛТА.
Правила благоустройства и содержания населенных пунктов были скорректированы постановлением Совета Министров от 16 мая 2025 года №267. Как отметил заместитель Министра ЖКХ Андрей Ромашко, данные изменения не являются новшествами, так как ранее определенные нормы содержались в различных технических нормативных правовых актах. «В Год благоустройства в целях объединения усилий государства, организаций всех форм собственности и граждан для наведения порядка на земле, формирования эстетики населенных пунктов возникла необходимость конкретизировать и систематизировать нормы по благоустройству и содержанию населенных пунктов. Таким образом, в измененных правилах были структурированы требования к содержанию как придомовых территорий для граждан, так и в целом территорий населенных пунктов, в том числе закрепленных за предприятиями», – отметил он.
Что касается широко обсуждаемой темы высоты скашивания травы, то Андрей Ромашко обратил внимание, что данная норма также не является новой.
«С 2020 года действуют правила содержания озелененных территорий, в которых содержатся требования по содержанию газонов, включая порядок их косьбы при отрастании травяного покрова на определенную высоту. Но это не говорит о том, что кто-то будет ходить и измерять высоту травы, и если она будет 21 см, то давать штраф. Данные нормы необходимы, чтобы понимать, когда своевременно выполнять работы по содержанию газонов и наведению порядка на озелененных территориях», – рассказал замминистра.
За нарушение правил благоустройства предусмотрена административная ответственность, однако главная цель правил благоустройства и содержания населенных пунктов не наказать, а научить людей жить в чистых и уютных городах и селах. «Это меры предупредительного характера. На сегодняшний день мы с облисполкомами прорабатываем данный вопрос. Цель не вылавливать и наказывать людей, а поговорить, довести до сведения требования и проконтролировать их выполнение», – обратил внимание Андрей Ромашко.
Замминистра также подчеркнул, что облисполкомами поручено поселковым, сельским исполнительным комитетам помогать наводить порядок на приусадебных участках и придомовых территориях одиноким пожилым гражданам и инвалидам. «Исполнительные комитеты первичного уровня знают о таких людях и помогают им, также таким людям помогают представители молодежных, общественных объединений. Поэтому речи о том, что сейчас будут активно ходить с проверками и наказывать, не идет», – заключил он.
По информации БЕЛТА