01.10.2015
В Беларуси не планируется корректировать условия назначения досрочных пенсий для любых категорий работников
Пенсионная тематика – одна из самых обсуждаемых в любом обществе, в том числе в Беларуси. Это закономерно: численность пожилых людей возрастает (в нашей стране за последние десять лет их стало больше на 111,2 тыс. человек), каждый четвертый житель страны – пенсионер, да и для людей среднего возраста вопрос их обеспечения в старости – отнюдь не праздный. Ситуация в сфере пенсионного обеспечения стабильная, пенсии выплачиваются своевременно и полностью, их размер постепенно увеличивается. А каковы пенсионные планы на перспективу? На наиболее волнующие белорусов пенсионные вопросы, в том числе относительно госслужащих, в интервью ответила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Лариса Яшкова.
– Лариса Михайловна, вопрос о перспективе изменения пенсионного порога не теряет актуальности, сколько бы раз его ни задавали.
– Изменять пенсионный возраст не планируется. В настоящее время Беларусь идет по пути стимулирования добровольного повышения пенсионного возраста, то есть более позднего обращения за пенсией непосредственно самими работниками, по собственной инициативе. Для этого в пенсионное законодательство введены правила о существенных премиях к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста, но без получения пенсии. Акцентирую внимание на том, что периоды работы при отложенном выходе на пенсию оцениваются в размере пенсии более высоко, чем допенсионные. Например, за 3 года работы без получения пенсии можно увеличить ее будущий размер на треть, за пять лет – в 1,7–1,8 раза.
– Может, в качестве альтернативы планируется корректировка условий назначения льготных пенсий – тем, кому они предоставляются досрочно и с особыми требованиями по стажу?
– В Беларуси не планируется изменять ни пенсионный возраст, ни другие условия назначения досрочных пенсий по возрасту за работу в особых условиях труда, за выслугу лет работникам отдельных профессий, условия пенсионного обеспечения и выхода в отставку для государственных служащих, нормы о досрочных пенсиях социально уязвимым категориям граждан (многодетным матерям, родителям детей-инвалидов, инвалидам с детства).
– Учитывается ли влияние демографического и экономического факторов на пенсионную систему?
– Безусловно. Уже на протяжении ряда лет в стране реализуются меры по адаптации пенсионной системы к изменению условий функционирования. Как и в развитых странах, где возрастает нагрузка на экономику в связи со старением населения, они связаны с рационализацией пенсионных норм и расходов. Одна из задач – сформировать в обществе понимание, что трудовая пенсия должна зарабатываться. В этих целях в 2014–2015 годах минимальный требуемый стаж работы с уплатой взносов для пенсии по возрасту и за выслугу лет повышен с 5 до 15 лет. Это обоснованная мера, так как стаж работы с уплатой взносов – основа формирования пенсионных прав. Для тех, кто не имеет такого стажа, возраст для обращения за социальной пенсией увеличен на 5 лет. При исчислении пенсии в обязательном порядке применяются данные персонифицированного учета о заработке с 1 января 2003 года. Усилена зависимость размера пенсии от длительного стажа работы, в том числе после достижения гражданами пенсионного возраста (без получения пенсии). Дальнейшие законодательные изменения также будут ориентировать граждан на длительную легальную занятость с полновесной уплатой взносов в фонд социальной защиты населения.
– Какой стаж требуется для назначения пенсии, и будет ли он еще повышаться в ближайшее время, скажем, в текущем году?
– Как я уже говорила, с 1 января 2015 года для возникновения права на пенсию по возрасту или за выслугу лет гражданам требуется кроме других установленных условий иметь не менее 15 лет стажа работы с уплатой страховых взносов в фонд социальной защиты населения (прежний 5-летний стаж сохранен только для социально уязвимых категорий, например, для женщин, родивших и воспитавших 5 и более детей, родителей детей-инвалидов). Согласитесь, для большинства работников со стандартной трудовой карьерой, которые будут обращаться за получением государственной пенсии в перспективе, это требование вполне могло бы быть и выше. Это оправдано с точки зрения продолжительности потенциального периода трудовой активности, в течение которого работником зарабатывается право на пенсию (от совершеннолетия до пенсионного возраста), и последующего длительного получения пенсии (по данным статистики, в среднем около 20 лет).
– В качестве меры по улучшению пенсионного обеспечения довольно часто называют введение обязательных накопительных пенсий. Как вы оцениваете целесообразность этого в Беларуси?
– Непосредственно сам переход к формированию обязательных пенсионных накоплений для всех работников не является ни средством защиты от демографических изменений (от демографии зависит любая пенсионная система – и накопительная, и распределительная), ни способом повышения уровня пенсий. Недавний опыт государств со сходными экономическими условиями свидетельствует, что первоочередным результатом от реализации такой меры является дефицит пенсионных средств, а следовательно, снижение текущих пенсий в условиях отсутствия возможности соответствующих дотаций. При отсутствии устойчивых финансовых институтов и рынков такая мера может осложнить функционирование пенсионной системы. С учетом этого и ряда других причин введение в национальную пенсионную систему общеобязательного накопительного пенсионного страхования не предполагается. В целях дополнения государственных гарантий целесообразным является развитие добровольных программ формирования дополнительных сбережений на старость (добровольное страхование дополнительной пенсии в страховых организациях, банковские сберегательные продукты).
Беларусь и Россия заключили соглашение о межгосударственной биржевой торговле товарами
Белорусская универсальная товарная биржа и Петербургская Биржа заключили соглашение о сотрудничестве по организации экспортно-импортной биржевой торговли товарами между Беларусью и Россией. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе БУТБ.
Церемония подписания состоялась 19 июня на полях Петербургского международного экономического форума. Свои подписи на документе поставили председатель правления БУТБ Александр Осмоловский и президент Петербургской Биржи Игорь Артемьев. Соглашение предусматривает взаимодействие сторон по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, БУТБ и Петербургская Биржа планируют объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации на обеих биржах взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
«Подписанное соглашение – важный шаг в развитии взаимной биржевой торговли между нашими странами, а также на пространстве ЕАЭС. Это, несомненно, будет способствовать росту экономического потенциала единого товарного рынка союза», – заявил Игорь Артемьев.
«Основная цель сотрудничества БУТБ и Петербургской Биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах», – отметил Александр Осмоловский.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано в 2004 году. Первые торги состоялись в июне 2005 года. БУТБ – одна из крупнейших товарных бирж в Восточной Европе. Ее главная функция – содействие белорусским предприятиям в экспорте продукции и помощь иностранным компаниям в выходе на белорусский рынок. На бирже продается металло-, лесо-, сельхозпродукция, промышленные и потребительские товары широкой номенклатуры.
По информации
БЕЛТА
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
Цифровизация, информационные ресурсы. КГК о внедрении современных технологий в контрольную деятельность
Первый заместитель Председателя Комитета госконтроля Беларуси Дмитрий Баско принял участие в панельной сессии на тему «Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты в развитии», которая прошла сегодня на полях XXVIII Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
Дмитрий Баско рассказал о внедрении современных технологий в контрольную деятельность. По его словам, в условиях стремительного роста информационных потоков важнейшей задачей становится модернизация информационных ресурсов и выработка подходов к осуществлению контрольной деятельности с их эффективным задействованием цифровых технологий.
Комитет госконтроля имеет доступ к самым передовым имеющимся в стране информационным системам и базам данных, аккумулирующим сведения, используемые контролерами при планировании и осуществлении контрольно-аналитической деятельности. «Это и анализ исполнения бюджета, формирование комплексного портрета субъекта хозяйствования, включая его налоговую дисциплину и другие. Интеграция с различными системами позволяет осуществлять целевой контроль в таких областях, как государственные закупки, транспортный и лесохозяйственный комплексы, многие другие», – отметил первый заместитель Председателя КГК.
На протяжении последних лет Комитет госконтроля активно внедряет в работу собственные информационные ресурсы, включая современные инструменты обработки большого массива данных. Это – аналитические дашборды, алгоритмы финансового мониторинга, созданные на базе современных информационных платформ, различные иные системы визуализации, существенно повышающие прозрачность и качество аналитических выводов.
«Это позволяет нам довольно оперативно формировать оценку ситуации в той или иной отрасли экономики, видеть ее уязвимые места, фиксировать скрытые резервы повышения эффективности ее функционирования либо пресекать финансовые правонарушения. К примеру, только в рамках анализа сферы пассажирских перевозок, проведенного с использованием технологии Big Data, нами были зафиксированы миллионы рублей, недополучаемые государством, в том числе из-за несовершенства законодательства», – рассказал Дмитрий Баско.
Перспективное направление – использование нейросетевых технологий, включая как открытые, так и специализированные закрытые модели.
«При грамотном применении нейросетей можно в значительной степени автоматизировать множество процессов и сэкономить время на рутинных задачах. Однако вместе с большими возможностями «нейронок» имеются и определенные риски в этой сфере: потенциальные ошибки в работе моделей, вопросы безопасности данных, зависимость от качества обучающих выборок и необходимость постоянного контроля за корректностью выводов», – подчеркнул Дмитрий Баско.
Также он добавил, что аудиторы будущего должны обладать не только финансовыми и юридическими знаниями, но и компетенциями в области анализа данных и работы с интеллектуальными системами.
Мероприятие организовано Счетной палатой Российской Федерации. В панельной сессии в числе основных спикеров приняли участие представители высших органов финансового контроля (аудита) Беларуси, Египта, России, Саудовской Аравии, представители государственных органов Российской Федерации. XXVIII Петербургский международный экономический форум проходит 19–21 июня. В этом году его посетит более 20 тыс. гостей из 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич рассказала о «хорошей встряске» для ЕАЭС в период председательства Беларуси
На сегодняшний день в повестку предстоящего 27 июня в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета включены 14 вопросов. Об этом заявила журналистам вице-премьер Наталья Петкевич, которая также наделена полномочиями представителя от Беларуси в Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Глава государства всегда требует, чтобы, как и любой процесс, а тем более интеграционные объединения, которые склонны быть площадками для рассуждений или клубами по интересам, чтобы они были наполнены предельно конкретным содержанием. Чтобы были рассмотрены в том числе и не очень популярные или не очень приятные вопросы, и они не замалчивались и от них не уходили, если они сегодня стоят на повестке дня в государствах и наших интеграционных объединениях. Очень много вызовов, много современных проблем, и эти вопросы должны выноситься», – сказала Наталья Петкевич.
Она отметила, что для уровня глав государств 14 вопросов в повестке саммита – это достаточно много. Особенно учитывая тот факт, что в рамках ЕАЭС работает такая структура, как ЕЭК со штатом более чем в 1 тыс. человек, включая министров Коллегии ЕЭК.
Глава государства на совещании по подготовке заседания Высшего евразийского экономического совета и Евразийского экономического форума как раз и начал с того, что помимо обеспечения традиционного белорусского гостеприимства самое главное – это содержательная часть. «В этом году Беларусь председательствует (в ЕАЭС. – Прим. БЕЛТА), и, как всегда, это для любого интеграционного объединения очень хорошая встряска. Потому что наш Президент никому не дает ни уснуть, ни отдохнуть. И все, что годами где-то там лежало, Президент всегда поднимает на поверхность, обозначая, актуализируя и обостряя. Именно для того, чтобы это решалось. В этот раз Президент дал точно такие же поручения», – сказала Наталья Петкевич.
Она констатировала, что в ходе реализации стратегических направлений евразийской интеграции до 2025 года остается ряд нерешенных проблем институционального характера. Их также важно обсуждать, чтобы ускорить решение. «Глава государства нацеливает всех, чтобы была выработана позиция и стратегия реализации всех вопросов, которые сегодня являются актуальными», – отметила вице-премьер.
Один из вопросов, который предстоит рассмотреть, касается маркировки, чтобы защитить внутренний рынок ЕАЭС от поступления нелегальной непроверенной продукции. «Это не только про деньги, хотя это тоже важно – собираемость налогов и таможенных платежей, но это и про защиту нашего населения, чтобы не поступала нелегальная продукция, – подчеркнула Наталья Петкевич. – Мы вообще является передовиками здесь. Мы единственная страна их числа ЕАЭС, в которой маркировкой начали заниматься еще в 2005 году. У нас здесь все достаточно прозрачно, системно выстроено. Тем не менее, поскольку у нас есть общее экономическое пространство, общий рынок, нам нужны единые подходы со стороны всех стран-партнеров».
Вице-премьер уверена, что предстоящий саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум придадут серьезный импульс для решения стоящих на повестке дня вопросов, а в чем-то позволят наметить стратегические подходы на будущее.
По информации
БЕЛТА